20 июня
этого же года самозванец торжественно въехал в столицу. Москва встречала его
колокольным звоном. Для того чтобы убедить москвичей в том, что он тот, за
кого себя выдаёт, Лжедмитрий встретился с инокиней Марфой (в миру Марией Нагой,
последней женой Ивана Грозного и матерью царевича Дмитрия). Бывшая царица
признала в нём своего сына и обошлась с ним ласково. Вскоре после этого
состоялось венчание его на царство. Поведение
нового царя в период его краткого одиннадцатимесячного правления со всей очевидностью
свидетельствует против того портрета лукавого чернеца Григория Отрепьева,
который был нарисован пропагандой Бориса Годунова. После традиционной в подобных
случаях раздачи милостей своим сторонникам и возвращения утраченных почестей
тем, кто был в опале при прежнем режиме, Лжедмитрий вскоре даровал прощение
оставшимся в живых Годуновым и их приверженцам. С самого
начала царствования новый монарх энергично принялся за переустройство своего
государства. Прежде всего он стал бороться с мздоимством чиновников: под
страхом смерти запретил им брать взятки, одновременно повысив должностные
оклады. Каждый день царь присутствовал на заседаниях Боярской думы и деятельно
участвовал в её работе, чем поражал даже видавших виды думных дьяков. Два раза
в неделю, по средам и субботам, он лично принимал челобитные, и все могли
беспрепятственно объясняться с ним по своим делам. Нарушив
вековой русский обычай послеобеденного отдыха, царь часто прогуливался по
московским улицам, заходил в лавки ремесленников, разговаривал с купцами и
торговцами, что-то выспрашивал у мастеров. Как и прежние цари, он любил охоту.
Однако в отличие от своих предшественников, обычно лишь участвовавших в общей
травле зверя, он лично ходил с рогатиной на медведя и удивлял подданных своей
ловкостью. В своих
беседах с боярами Лжедмитрий не уставал говорить о том, что нужно дать народу
образование, убеждал их путешествовать по Европе и посылать своих детей за
границу для обучения. Он даже высказывал желание открыть в Москве университет.
Часто в таких беседах царь сводил лицом к лицу католических и православных
священнослужителей и вовлекал их в свободные диспуты. Почти через
год в Москву прибыла Марина Мнишек в сопровождении своего отца, воеводы дворянам,
и разделить городские стены, башни, ворота, и орудия установить по башням и в
подошвенных бойницах, и чтобы каждый знал и охранял свою сторону и место и
всё, что для боя необходимо, приготовил бы, и с идущими на приступ людьми бился
бы со стены, а за стены и на иную ни на какую службу не выходил бы. А для
вылазок и в подкрепление к местам приступов людей особо назначают. В
праздник же, светло торжествуемый, памяти преподобного отца нашего
Сергия-чудотворца, сентября в двадцать пятый день, ничего той ночью другого не
было слышно из среды находящихся в городе людей, кроме вздохов и плача, потому
что многие из окрестностей туда сбежались, думая, что вскоре минует эта
великая беда. И такая теснота была в обители, что места не было свободного.
Многие же люди и скотина остались без крова; и тащили бездомные всякое дерево и
камень для устройства
прибежищ, потому что осени настало время и приближалась зима. И друг друга
отталкивали от вещи брошенной, и, из нужного ничего не имея, все изнемогали; и
жёны рожали детей перед всеми людьми. И невозможно было никому со своей срамотою
нигде укрыться. И всякое богатство не береглось и ворами не кралось; и всякий
смерти просил со слезами. И если бы кто и каменное сердце имел, и тот, видя зги
тесноту и напасти, расплакался бы, ибо исполнилось на нас сказанное пророком
слово: «Праздники ваши светлые в плач вам обрящу и в сетование, и веселие ваше
в рыдание». |