Предыдущая Следующая

АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ДЕМИДОВ

Второй сын Ни­колая Никитича Демидова Ана­толий (1812—1870) родился во Флоренции, а умер в Ницце. Большая часть жизни этого незаурядного человека прошла во Франции и Италии. До само­забвения любя искусство, он был дружен со мно­гими актёрами, писателями и художниками. Од­нажды Анатолий Николаевич познакомился с не­давно приехавшим из России пансионером Ака­демии художеств Карлом Брюлловым.

Брюллов рассказал Демидову, что приехал с намерением написать картину о гибели древне­римского города Помпеи, на которой хотел бы запечатлеть последние минуты жизни его граждан. Демидов поддержал идею и, пока шла работа, оплачивал расходы художника. Так он оказался причастным к созданию одного из прекраснейших произведений отечественной живописи.

На средства Анатолия Николаевича русские художники ежегодно отправлялись в Италию для завершения образования, а итальянские и фран­цузские — путешествовали по России.

В 1837 г. он организовал научную экспедицию в Южную Россию и Крым. В её состав вошли итальянские, французские и немецкие учёные и инженеры. Целью этого путешествия было все­стороннее научное обследование и описание зе­мель, недавно вошедших в состав России. Отчёт о проведённой работе был издан Демидовым в четырёх томах на французском и русском языках и явился большим вкладом в науку. Анатолий Николаевич был действительным членом четырёх академий — Парижской, Мюнхенской, Стокгольм­ской и Российской.

В 1841 г. Демидов женился на племяннице Наполеона Бонапарта принцессе Матильде де Монфоро. Перед свадьбой он купил целое госу­дарство — княжество Сан-Донато, а затем при­обрёл и титул его правителя — князя Сан-Донато.

ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ ДЕМИДОВ

Окончив курс юридиче­ских наук в Петербург­ском университете, Па­вел Павлович (1839—1885) долгое время нахо­дился на дипломатической службе при русском посольстве в Париже, а затем в Вене. Выйдя в отставку, он поселился в России. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. он был чрезвычай­ным уполномоченным Санкт-Петербургского об­щества «Красный Крест», занимался организацией госпиталей, эвакуацией раненых, снабжением их всем необходимым.

* * *

В 1991 г. Екатеринбургская ассоциация пред­принимателей основала научно-просветительское общество «Демидовский институт», в задачи которого входит издание архива Демидовых и изучение истории русского предпринимательства в целом.

АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ МЕНШИКОВ

(1673—1729)

Эпоха Петра I — время грандиозных преобразо­ваний, поставивших Россию в один ряд с ведущими европейскими державами первой четверти XVIII в. Великая эпоха требовала и великих деятелей. Рядом с выдающейся лич­ностью Петра I их было немало. «Птенцы гнезда

Петрова» часто не отличались знатным происхож­дением и всесторонним образованием, но это с лихвой окупалось присущими им умом, талантом, энергией и стремлением внести свой вклад в дело преобразования России. Они изображены Пуш­киным на поле Полтавской битвы: здесь «и

546

 

 

Шереметев благородный, и Брюс, и Боур, и Репнин...», среди них особенно выделяется «сча­стья баловень безродный, полудержавный власте­лин» — Александр Данилович Меншиков.

Жизнь Меншикова, поднятого волей судьбы из самых низов на вершину богатства, славы и власти и вновь низвергнутого на дно — в бездну сибирской ссылки, — это по праву сюжет для увлекательного романа. Как же начинался сей роман? Меншиков был почти ровесником Петра — он родился 6 ноября 1673 г. Однако в детстве судьба не баловала будущего вельможу. О его происхождении до сих пор нет точных сведений, а имеющиеся данные противоречат друг другу. Современники сви­детельствовали, что отцом Меншикова был человек очень низкого происхождения — крестьянин или придворный конюх, отдавший своего сына в учение к пирожнику в Москве. Впоследствии тщеславный Меншиков, стремившийся породнить­ся с царской фамилией, предпринял попытки составить свою официальную родословную, представив себя потомком знатного, но обедневшего литовского рода. Получил ли будущий светлейший князь какое-либо образование? Современники-иностранцы писали о том, что Меншиков до конца своей жизни оставался неграмотным: он не умел ни читать, ни писать, хотя неплохо говорил на иностранных языках. Об этом, казалось бы, свидетельствуют и документы — в архивах не сохранилось ни одного текста, ни одного листка, написанного Меншиковым собственноручно, за исключением его довольно корявой подписи под составленными секретарями документами. Однако в «Юрнале» (или дневнике) Меншикова постоянно встречаются записи о том, что князь читал или просматривал бумаги. Кроме того, Меншиков был владельцем огромной и уникальной библиотеки, опись которой сохранилась до наших дней.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org