Древнерусские летописи
связывают крещение Руси с именем киевского князя Владимира Святославича, по
инициативе которого Русь в Начало распространения
христианства на Руси церковная традиция связывает с именем апостола Андрея
Первозванного — одного из учеников Христа, согласно церковному преданию, предпринявшего
«хождение на Русь» ещё в I в. н. э. Античные
авторы сообщают о миссионерской деятельности апостола «в Скифии», а русские
летописи рассказывают о том, что Андрей Первозванный дошёл до киевских гор.
Здесь он водрузил крест и предсказал своим
ученикам, что «на сих горах возсияет благодать Божия и град велик будет» со
множеством храмов. Далее сказание «о хождении апостола Андрея Первозванного на
Русь» повествует о посещении им места, где впоследствии возник Новгород
(имеется в нём и такая любопытная подробность: апостола очень удивил русский
обычай париться в нестерпимо жарко натопленной бане). Большинство современных
историков считают это сказание позднейшей легендой. Достоверные сведения о
распространении христианства на Руси относятся к IX в. В
«Окружном послании» патриарха Константинопольского Фотия 563 ряд историков предполагает,
что первое крещение Руси было совершено при этих полулегендарных киевских
князьях. Дальнейшие летописные сведения подтверждают это предположение. Так,
часть дружинников княжившего гораздо позднее Игоря уже были христианами. Под Андрей Рублёв. Икона
«Троица» возвести в ранг
государственной религии языческие верования. За теремным двором князя в Киеве
были поставлены деревянные идолы наиболее почитаемых богов различных племён во
главе с Перуном. В это время в Киеве ещё происходили человеческие
жертвоприношения. В Каковы же были причины
принятия новой религии — христианства? Среди них историки называют три
основные. Первая — усиление роли государства, возвышение его над народом, что
вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями
древних славян. Вторая — несовместимость установившегося государственного
единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племён,
а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому
государству должен был соответствовать и единый религиозный культ. И наконец,
языческая Русь не могла входить как полноправный член ни в какие международные
союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе,
где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. |