Главная Следующая

МОНАСТЫРИ РОССИИ

В поисках уединённого места, где можно было бы в тишине и безмолвии вести богоугодную жизнь, путники из далёкой Москвы долго странствовали по лесному краю на пограничье московских и новгородских земель. Один из них, монах Ферапонт, уже бывал на Севере, куда ездил по делам в отдалённую вотчину, принадлежавшую его монастырю. Другой, Кирилл, бывший архи­мандрит (настоятель) московского Симонова мо­настыря, пришёл сюда впервые, чтобы найти явленное ему в чудесном видении место, где он сможет обрести спасение души.

Однажды, удалившись от реки Шексны, они поднялись на гору и, увидев прекрасные дали, окружённые водами, «аки стенами», решили остаться здесь. На небольшом пригорке недалеко от Белоозера они поставили крест и выкопали в земле небольшую келью. Вскоре Ферапонт покинул своего духовного брата, чтобы не мешать ему в молитвенном уединении, и в пятнадцати верстах от этого места основал собственный монастырь.

С течением времени вокруг Кирилла стала собираться монашеская братия. По его горячей молитве в этом глухом краю вдруг появились искусные мастера, «никем не званные», чтобы поставить первую церковь. А через два-три года на берегу вырос монастырь в честь Успения Богоро­дицы, более известный как Кирилло-Белозерский — по имени своего основателя.

КНЯЗЬЯ И МОНАХИ  

Монахи и монастыри появляются в христи­анском мире с IV в. Традиционно монастырь счи­тался местом уединения, куда человек уходил, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу. (Са­мо слово «монастырь» в переводе с греческого означало «уединённое место».) Монастырь насе­ляла община монахов, жившая в соответствии с уставом — особым сводом правил монастырской жизни.

Кто же такие монахи? Их часто называют иноками, т. к. в отличие от мирян они избрали «иную» жизнь, «иной» путь. Монах — тот, кто покинул бренный греховный мир, отказался от «радостей земной жизни», чтобы с помощью каждодневного аскетического подвига (молитва, пост, милостыня и др.), совершаемого ради Христа, достичь духовной чистоты. Конечная цель инока — личное спасение для вечной жизни. Но, уподобляясь Христу, принявшему на себя грехи всего человечества, монах молится за весь мир, за каждого человека. Пример такой совершенной жизни дали первые христианские святые, отцы-пустынники, ставшие образцом монашеского по­движничества.

Монах.

586

 

 

 

ский монастырь, основанный близ города, в пещерах на берегу Днепра. Суровый, аскетический образ жизни монахов и высокая книжная культура этой монашеской обители долгое время служили образцом для других русских монастырей.

Примерно с середины XIV в. русские земли стали постепенно возрождаться после опусто­шительного монголо-татарского нашествия, и в течение последующих двух столетий появляется иной тип монастырей. Их хозяйство, образ жизни монахов, книжное дело, строительство и архитек­тура на века заложили основы многих культурных традиций России.


Главная Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org