Предыдущая Следующая

631

 

В поисках поддержки Стефан Вели­кий обратился к русскому государю Ивану III и заключил с ним военно-политический союз, скрепив его династическим браком: дочь Стефана Великого, известная на Руси как Елена Волошанка, вышла замуж за сына Ивана III — Ивана Ивановича Молодого. В основном этот союз между Молдавией и Русью оказался направленным против Польши, которая претендовала на земли как того, так и другого государства. Для борьбы же с Османской империей ни у Ивана III, ни у Стефана Великого сил ещё не хватало. Поэтому с падением Килии и Белгорода сопротивление Молдавии турецкому нашествию стало практически невозможным. Со смертью же в 1504 г. Стефана Великого захват Турцией Молдавии стал неизбежен.

Впрочем, установив своё господство в Мол­давии, турки поначалу предоставили ей своеоб­разную «автономию», сохранив внутреннее управ­ление страной в руках господарей и воевод, но утверждались они на правление уже султаном, получая от него специальный «фирман» (указ). Во всяком случае, непосредственные наследники Сте­фана Великого всё же оставались у власти. Однако уже с середины XVI в. утверждение господарей в Молдавии стало платным. Это привело не только к нарушению наследования и преемственности, но и к частой смене властей. Государственные посты стали предметом купли-продажи. В результате за полтора века на молдавском престоле сменились 44 господаря, причём многие из них занимали впоследствии престол по два, а то и по три раза. И отнюдь не все они обладали способностями к государственной деятельности, да этого от них и не требовалось: нужны были лишь покорность и исполнительность, а прежде всего — тугая мошна. Всё это привело в упадок и хозяйственную, и политическую жизнь страны. И совсем не случайно возникла тогда в молдавском народе поговорка: «смена господарей — радость безумцев».

Именно в это время в Молдавии развернулось движение гайдуков — выходцев из беднейших крестьянских слоёв и городских низов, начавших борьбу как с турками, так и с местным боярством. Гайдуки разоряли богатые усадьбы, порой захва­тывали власть в той или иной волости.

Основная же масса городского населения и служилые люди видели путь к освобождению страны в укреплении центральной власти молдав­ских господарей. При поддержке именно этих слоёв молдавский престол в 1527 г. занял воевода Пётр Рареш, который, заручившись содействием государей московских Василия III, а затем и Ива­на IV Грозного, повёл борьбу одновременно и против турецкого владычества, и против польских притязаний на молдавские земли. Эту политику вооружённого сопротивления захватчикам про­должил в 70-х гг. XVI в. господарь Иоан Вода Лютый. Созданное им войско овладело Бухарестом и осадило турецкую крепость Браилов. Но на помощь осаждённым турецкий султан направил

армию, в пять раз превосходившую силы молда­ван. Иоан Вода Лютый был захвачен в плен и казнён. А Турция, почувствовав возросшее сопро­тивление своему господству в Молдавии, выстрои­ла на Дунае мощную крепость Измаил.

Борьба молдавского народа с турецким влады­чеством и польской интервенцией продолжалась и на протяжении всего следующего, XVII столетия. Так, господарь Еремия Могила, занимавший молдавский престол с 1595 по 1606 г., занял пропольскую позицию во вспыхнувшей между Польшей и Турцией войне. Другой господарь — Стефан Томша — выступил против польской армии, в 1612 г. вновь вторгшейся в Молдавию. То затухая, то разгораясь, эта война шла год за годом с переменным успехом. Основная трагедия для молдавского народа заключалась в том, что, одерживая верх или терпя поражение в том или ином сражении, молдаване, чью бы сторону они ни занимали, оказывались побеждёнными, ибо любое их действие приносило успех не им, а их противникам, будь то турки или поляки.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org