Но только ли научное знание следует считать предметом
историографии? В последние годы внимание историографов всё чаще привлекают
исторические идеи тех, кто не был профессионально связан с историей. Ведь
множество людей, высказывавших интересные мысли об истории, никогда не учились
специально ремеслу историка. Среди них философы — Пётр Яковлевич Чаадаев,
Алексей Степанович Хомяков, Николай Яковлевич Данилевский, Владимир Сергеевич Соловьёв;
писатели — Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич Толстой, Михаил
Афанасьевич Булгаков. Как развитие исторической мысли в её образной форме
можно рассматривать и некоторые произведения русских поэтов: Александра Сергеевича
Пушкина, Николая Алексеевича Некрасова, Александра Александровича Блока. Историография изучает также всё то, что непосредственно
связано с жизнью исторической науки в различные времена: деятельность
научно-исследовательских институтов, высших учебных Российский историк XVIII в. 68 заведений, музеев, периодические издания и т. д. В не
меньшей степени историография интересуется представлениями о судьбах отечества,
существующими в массовом общественном сознании (это наименее исследованная
область). Но главным предметом исследования в историографии является именно
научное историческое знание. Сложность его изучения состоит в необходимости осмысливать то, что
само по себе является результатом осмысления. Историография — это самопознание истории. Появление этой
науки свидетельствует о достижении историей высокой степени зрелости. История
пытается понять сама себя. (1686-1750) Замечательный русский историк Василий Никитич Татищев
вошёл в историю как один из соратников Петра I, которых
Александр Сергеевич Пушкин образно назвал «птенцами гнезда Петрова». Это были
талантливые, выдающиеся личности, достойные своего великого учителя, активные
участники его преобразований, искренно стремившиеся к благу отечества. Таким
человеком был и автор первого научного труда по истории России — Василий
Никитич Татищев. Вот как он писал о влиянии Петра I на
свою судьбу: «Всё, что имею — чины, честь, имение и главное над всем — разум,
единственно всё по милости Его Величества имею, ибо если бы он в чужие края
меня не посылал, к делам знатным не употреблял, а милостию не ободрял, то бы я
не мог ничего того получить». Василий Никитич родился в Несколько раз Пётр I посылал
Василия Никитича за границу с дипломатическими поручениями. Эти поездки обогатили
его познания в философии и истории, географии и горном деле, артиллерии и
статистике, в области экономических и политических учений. Много сил отдал
Татищев развитию горного дела на Урале, будучи несколько лет управляющим
Уральскими металлургическими заводами. После смерти Петра I Василий
Никитич оставался верным сторонником самодержавия, с которым связывал силу и
могущество России. В |