Предыдущая Следующая

Через некоторое время князь очнулся. Превоз­могая страшную боль, истекая кровью и оставляя за собой кровавые следы, он спустился вниз по лестнице и вышел на площадь, вымощенную белым камнем. Не в силах сдержать стоны, он опустился на землю у теремной башни и потерял сознание. Один из удалявшихся заговорщиков видел в ночи спускавшегося князя, а другие слышали его стоны. Вначале сообщники не поверили этому — настолько очевидна была смерть Андрея от уже нанесённых ему ран. Но затем ужас обуял бояр — если князь останется в живых, их самих ждала смерть. Уже было павшие духом мятежники зажгли свечи и по лужам крови нашли сидевшего у стены и совершенно не способного защищаться князя. Как разъярённые звери, набросились они на него. Князь Андрей испустил дух после того, как ему отрубили руку.

Казалось, боярство отстояло свои старые права и взяло верх над княжеской властью. Однако ус­пешно осуществлённый заговор стал только прелю­дией к начавшейся смуте. В течение двух лет Владимиро-Суздальская земля не знала порядка и покоя, пока, наконец, в 1176 г. к власти не пришёл Всеволод Большое Гнездо, младший сын Юрия Долгорукого. В 1154 г. в честь рождения Всеволо­да, названного при крещении Дмитрием, князь Юрий повелел возвести новый город — Дмитров. Воспитанный в Греции, Всеволод женился на осетинской княжне Марии и имел многочисленное потомство — одних только сыновей восемь! Он стал действительно основателем «Большого Гнезда», из которого позднее вышло немало княжеских линий. Годы правления Всеволода ознаменовались внут­ренним и внешним укреплением Залесской Руси. Сильная княжеская власть, опиравшаяся на поддержку мелких и средних военных слуг и городских общин, способствовала становлению единого и крепкого государства, экономическому и культурному подъёму. Вырос авторитет кня­жества в отношениях с другими русскими землями и соседними государствами.

Всеволод первым из русских князей офици­ально принял титул великого князя. На рубеже XIIXIII вв. Владимиро-Суздальская земля стала доминировать среди других княжеств. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Всеволоде Большое Гнездо только в превосходных степенях: «Великий княже Всеволод! Не помыслишь ли ты прилететь издалека, отцовский золотой престол поберечь? Ты ведь можешь Волгу веслами распле­скать, а Дон шлемами вычерпать!» Сила и влияние владимирских князей были столь велики, что о них знали и в далёкой Грузии, где летописец отмечал, что им повинуются триста царей. Вла­димирские бояре уже после смерти Всеволода

182

 

 

 

бахвалились: «Никогда такого не было ни при прадедах, ни при дедах, ни при отцах... кто бы ратью пошел в землю Суздальскую, а вышел бы добр здоров совсем и свое хотение получил... да если бы и вся Русская земля, и Галичская, и Киевская, и Черниговская, и Рязанская, и Смоленская, и Новгородская, и Псковская никак же против этой силы не смогут победить. Но что говорим это? Если и вся земля Половецкая придет... то воистину всех тех седлами закидаем и кулаками побьем!»

Незадолго до своей смерти, в 1211 г., Всеволод торжественно передал престол своему старшему сыну Константину, вручив ему меч и крест — символы власти. Летописцы единодушно говорят о князе Константине как о строителе и книжнике; его главной страстью было собирание библиотеки, в которой одних только греческих книг насчиты­валось более тысячи. Блестяще образованный, он приблизил к своему двору «людей учёных» и сам писал и переписывал книги. Константин отказался принять великое княжение во Владимире и потребовал, чтобы столичным центром княжества стал Ростов. Дело дошло до открытого конфликта, и Константин был лишён старшинства. Для этой цели Всеволод Большое Гнездо собрал первый в отечественной истории собор («совет всея земли»), где присутствовали «все бояре с городов и волостей», епископ «и игумены, и попы, и купцы, и дворяне, и вси люди». Наследником провозгла­сили второго сына — Юрия, которому присягнул собор.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org