главе с
боярином Владиславом Кормиличем решили пригласить к себе сыновей Игоря Святославича
— Романа, Святослава и Владимира, княживших тогда в Чернигове. Княгине-вдове
пришлось вместе с детьми бежать из Галича подземным ходом — «изыйде дырою
градною». Долгое время за власть в Галиче и на Волыни шла борьба между разными
претендентами. Наконец одолели братья Игоревичи. Приехав из
Чернигова в Галич, они начали своё княжение с жестоких расправ: казнили пятьсот
бояр и тем вызвали ненависть у галичан. Владислав Кормилич обратился за
помощью к венгерскому королю Андрею II, и тот прислал в Галич свои войска. Венгры арестовали
братьев Игоревичей. Кормилич же, взяв власть в свои руки, возглавил боярское
ополчение и даже пытался присоединиться к венгерским войскам, выступившим
против польского князя Лешка. Но король Андрей II и князь Лешко довольно быстро договорились
между собой и, решив, что «не есть лепо (нехорошо, непристойно. — Прим. ред.) боярину княжить в Галиче», поделили
Галицко-Волынское княжество. К Венгрии отошёл Галич, а к Польше — Перемышль.
Пришлось боярству бороться теперь уже с иностранными захватчиками. По всему
княжеству поднялось народное восстание. В Только в В 186 ИСТОРИК
С. М. СОЛОВЬЁВ О
КНЯЗЕ РОМАНЕ МСТИСЛАВИЧЕ Мы
видели, какою силою пользовались бояре в Галиче, силою, пред которою никло
значение князя; легко понять, что князь с таким характером, как Роман, вскоре
должен был враждебно столкнуться с этою силою. «Не передавивши пчёл, мёду не
есть», — говорил он; и вот лучшие бояре погибли от него, как говорят, в
страшных муках, другие — разбежались; Роман возвратил их обещанием всяких
милостей, но скоро под разными предлогами подверг их той же участи. Оставя по
себе такую кровавую память в Галиче, в остальной Руси, Роман слыл грозным бичом
окрестных варваров — половцев, литвы, ятвягов, добрым подвижником за Русскую
землю, достойным наследником прадеда своего Мономаха. «Он стремился на поганых,
как лев, — говорит народное поэтическое предание, — сердит был, как рысь, губил
их, как крокодил, перелетал земли их, как орёл, и храбр он был, как тур,
ревновал (т. е. стремился быть подобным. — Прим. ред.) деду своему Мономаху».
Мы видели, что одною из главных сторон деятельности князей наших было
построение городов, население пустынных пространств: Роман заставлял
побеждённых литовцев расчищать леса под пашню, но тщетно казалось для
современников старание Романа отучить дикарей от грабежа, приучить к мирным,
земледельческим занятиям, и вот осталась поговорка: „Роман! Роман! Худым
живёшь, литвою орёшь (т. е. пашешь. — Прим. ред.)"». |