Предыдущая Главная

Скорее всего баскаки выполняли сразу несколько раз­личных функций,   но дань собирали всё-таки не они,   а откупщики, поставленные верховным ханом, императором из Каракорума. Во всяком случае,   неизвестны какие-либо особые восстания против баскаков,   в то время как против откупщиков дани восстания были.

Берке карательную экспедицию не послал. Сам же Александр Ярославич был надолго им задержан. Князь заболел или, возможно, был отравлен уже на обратной дороге, и 14 ноября 1263 г., приняв схиму (т. е. постригшись в монахи), окончил свой земной путь в Городце... Митрополит Кирилл сказал о кончине великого защит­ника Руси: «Зашло солнце земли русской!»

Общерусская рать, ведомая сыном Александра Невского, Дмит­рием, ударила по владениям крестоносцев и заняла их твердыню — город Юрьев. Опасаясь, вероятно, татарского набега, русские войска скоро вернулись домой и разошлись по городам. Это было последнее великое деяние, задуманное Александром Ярославичем и осущест­влённое уже без него.

После смерти этого ратоборца, великого воина, наследники его начали между собой многолетнюю борьбу за власть. Война следовала за войной, и князья не стеснялись приводить с собой на Русь отряды татар. Кровь лилась рекой, все враждовали со всеми. Владимиро-Суздальская Русь постепенно рассыпалась на мелкие и микроско­пические уделы. Великие князья владимирские уже не имели настоящей власти, а удельные князья в своих политических и военных планах не залетали мыслью выше собственных интересов, нимало не заботясь об общерусских делах.

Но и в это страшное время разброда и шатания, наступившее после смерти Александра Невского, находились люди, приносившие славу разорённой и униженной Руси, — например, переяславский князь Дмитрий Александрович, бравший Юрьев. В 1268 г. ему пришлось вновь возглавить огромную русскую рать, шедшую войной против датчан. Под его началом были новгородские, «низовские» (т. е. из городов Северо-Восточной Руси), смоленские и полоцкие полки; всего, по немецким данным, русское войско насчитывало около 30 тыс. человек. 17 февраля 1268 г. войско Дмитрия Александровича столкнулось с датско-немецким ополчением при Раквере (Везенборг). Битва шла два дня с невиданным ожесточением. Летописи сообщают: «Бысть страшно побоище, яко не видали ни отцы, ни деди». Наконец, русским удалось оттеснить и заставить отступить силы противника. Судьба Дмитрия Александровича трагична: в хаосе междоусобной войны он был единственным из князей, кто мог хоть сколько-нибудь поддерживать стяг единства Руси, унаследованный им от отца. Но даже и ему приходилось просить поддержки у татар. Несколько раз завоевав и утратив великокняжескую власть, он умер после очередного поражения. Напротив, злым гением Северо-Восточной Руси был городецкий князь Андрей Александрович, который пять раз приводил в русские земли ордынцев, сокрушая иноземной силой своих политических противников и разоряя их владения.

Икона «Александр Невский».


Предыдущая Главная
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org