Ответы на терзавшие будущих
декабристов вопросы они искали и находили в политических и философских
сочинениях русских и западноевропейских мыслителей, в конституционных основах
жизни передовых стран. «Знаменитые французские мыслители...
так же знамениты в России, как и у себя на родине», — писал декабрист Н. И.
Тургенев. Будущие декабристы знали почти наизусть книги Ж. Ж. Руссо, Ф.
Вольтера, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Д. Дидро, Ш. Монтескье. Читали они и произведения
итальянских просветителей Ч. Беккариа и Г. Филанджери, изучали работы
английских экономистов А. Смита, И. Бентама и других, а также конституции
западноевропейских стран и Северо-Американских Соединённых Штатов. У П. И. Пестеля,
руководителя одного из тайных обществ, по словам его товарища, вдоль всей комнаты
«тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще
учёного содержания, и всевозможные конституции». «Вольнодумцы» верили, что перемены
в России возможны; и готовы были бороться за них. СОЮЗ СПАСЕНИЯ Первой тайной политической
организацией будущих декабристов стал Союз спасения. В феврале 304 России». Впоследствии в него
вошёл и Павел Пестель. Небольшая — до 30 человек, — строго законспирированная
группа заговорщиков своими главными задачами объявляла свержение тирании,
уничтожение крепостничества, учреждение конституционной монархии. Члены Союза называли себя
«истинными и верными сынами Отечества». Каждый из них должен был действовать
на общую пользу, поддерживать все благие дела в стране, препятствовать злу,
преследовать чиновников, радеющих лишь о собственной выгоде, и других бесчестных
людей. Члены Союза спасения стремились вести себя так, чтобы «не заслужить ни
малейшей укоризны», клялись на кресте и Евангелии в сохранении тайны. Над уставом, или «статутом»,
Союза больше всех поработал Пестель, хотя для его составления была избрана
комиссия, куда кроме Пестеля входили С. П. Трубецкой, И. А. Долгоруков и Ф. П.
Шаховской. «Он (Пестель) имел пристрастие к формам масонским и хотел, чтобы
некоторые подобные были введены для торжественности... Масонские формы, введённые
в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действия общества и вводили
какую-то таинственность, которая была противна характерам большей части
членов; они хотели действия явного и открытого, хотя и положили не разглашать
намерения, в котором соединились, чтобы не вооружить против себя людей
неблагонамеренных... И потому чрез непродолжительное время положено было
изменить в этом отношении устав, как признанный неудобным к приложению», —
вспоминал позднее князь Трубецкой. П. Соколов. Портрет И. Д.
Якушкина. |