Предыдущая Следующая

Весной 1853 г. Россия в ультима­тивной форме потребовала у Турции отдать предпочтение православным священникам в Вифлееме. Турция, подстрекаемая католической Фран­цией (которая обещала помочь Ос­манской империи в случае войны), России отказала. Дипломатические отношения с Турцией были прерваны, и в июле 1853 г, русский корпус вторгся в зависимые от Турции Ду­найские княжества — Молдавию и Валахию. Николай I не сомневался, что тем самым заставит Порту (так име­новалось турецкое правительство) пойти на уступки и боевых действий удастся избежать. Но в октябре 1853 г. Турция объявила России войну.

НАЧАЛО ВОЙНЫ

Война началась одновременно на дунайском и кавказском направлени­ях. Крайне неудачно для России раз­ворачивались события на Дунайском театре военных действий. Под коман­дованием фельдмаршала князя Паскевича и генерала Горчакова находи­лись 80 тыс. человек. Турки увеличили свои силы до 150 тыс. человек, добив­шись почти двукратного превосходст­ва над противником. И всё же основ­ная причина поражений и тяжёлых людских потерь российской армии заключалась в её отсталости. Воин­ские подразделения шли в бой плот­ными колоннами, и разрывающиеся бомбы, которые тогда уже применя­лись турецкой артиллерией, убивали и ранили множество русских солдат.

Адмирал

П. С. Нахимов.

Литография

по рисунку с натуры

В. Ф. Тимма.

424

 

 

Совершенно иная ситуация сло­жилась на Кавказе. Отдельный кав­казский корпус фактически уже не­сколько десятилетий вёл здесь войну. Офицеры и генералы не слишком строго следовали официальным воин­ским уставам, и солдаты проявляли инициативу на поле боя, не опасаясь наказаний. Войска Кавказского фрон­та одержали блестящие победы: в ноябре отряд численностью 7 тыс. че­ловек наголову разгромил 18-тысяч­ный турецкий отряд, а неделей позже другой отряд русских (11 тыс. че­ловек) разбил главные силы турок (36 тыс. человек).

Так же инициативно и дерзко действовали моряки русского флота. Эскадра в составе восьми кораблей под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова (1802— 1855) одержала одну из самых ярких побед в истории русского флота. На Кавказе у России было мало войск. Турция же перебрасывала туда под­крепления не только по суше, но и морем. Поэтому перед русскими мо­ряками была поставлена задача пе­ререзать морские коммуникации противника. Крупнейшая военно-морская база Турции находилась в Синопской бухте, по ней и решил нанести удар Нахимов.

В то пасмурное утро шёл дождь. Ветер и низкие тучи предвещали шторм, какой нередко бывает на Чёрном море в ноябре. Турки и их английские инструкторы и мысли не допускали о возможности нападения на хорошо защищённую бухту, где укрылись от непогоды 14 парусных и 2 паровых корабля. Между тем рус­ские столь стремительно ворвались в бухту, что береговая артиллерия не сумела их задержать.

Нахимов не знал, как располо­жены турецкие корабли в бухте, и многим рисковал: находись они в пра­вильной позиции, всё могло бы закон­читься поражением. К счастью для русских моряков, корабли неприяте­ля были размещены так, что береговая артиллерия в начале боя стреляла ред­ко, опасаясь задеть своих же. И всё-таки победу российской эскадре принесли прежде всего бесстрашие матросов и мастерство офицеров. Так,

повреждённый корабль «Три свя­тителя» стало относить ветром на мощную батарею противника. Тогда «Ростислав», сам находившийся под сильным обстрелом, направил огонь всех своих пушек на эту батарею. Ко­рабль «Три святителя» был спасён, а батарея турок подавлена (при этом «Ростислав» чуть было не взлетел на воздух из-за начавшегося пожара). Столь же отважно пришёл на помощь гибнущему кораблю «Константин» и экипаж «Чесмы».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org