Предыдущая Следующая

лож стоят русские, посвящённые в масонство за рубежом. Деятельность братств покрыта тайной...

На протяжении более двух сто­летий своего существования в Рос­сии ложам так и не удалось добить­ся решения каких-либо насущных проблем. Укоренившись в России в начале XVIII столетия, орден пока так и не нашёл своё место в общест­венной жизни государства.

Знак масонской

ложи Изиды,

основанной

12 октября 1773 г.

в Ревеле. Одним

из членов ложи

был Н. Трубецкой.

ЗНАМЕНИТЫЕ МАСОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Многие известные люди, величайшие умы России входили в орден. Вольны­ми каменщиками были литератор Грибоедов, историк Карамзин, госу­дарственные деятели Лопухин и Спе­ранский, полководцы Суворов и Ку­тузов... Знаменитейшие фамилии — Голицыны, Трубецкие, Тургеневы, Римские-Корсаковы, Нарышкины и другие — пополняли списки братства. Александр Васильевич Суворов был посвящён в масоны и возведён в почётную степень мастера в петер­бургской ложе «Aux Trois Etoiles» («К трём звёздам»). По-видимому, вступ­ление в орден для Суворова не было случайным. Принципы братства сов­падали с его собственными убежде­ниями. Он много читал, занимался самосовершенствованием, верил в силу просвещения. О его способно­сти заботиться о ближних, справед­ливости, внимании к людям сложе­ны легенды. Интересно, что, когда художник Миллер писал портрет полководца, Суворов сказал ему при­мерно следующее: «Ваша кисть изо­бразит черты лица моего: они види­мы, но внутренний человек во мне скрыт. Я должен сказать вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люб­лю своего ближнего, в жизнь мою никого не сделал я несчастным, не подписал ни одного смертного при­говора, не раздавил моею рукою ни одного насекомого, бывал мал, бы­вал велик». Суворов неуклонно сле­довал основным канонам масонской нравственности. Это проявлялось и при выполнении им служебных

38

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ, РИТУАЛЫ И ФИЛОСОФИЯ МАСОНОВ

Деятельность масонской ложи сопро­вождается особыми организацион­ными формами. Они должны ока­зывать глубокое психологическое воздействие на новых членов и обес­печить им восхождение по иерархиче­ской лестнице.

Масонская ложа — это замкнутая группа лиц. Вступить в неё не просто. Для посвящения в братство необходи­мо (в зависимости от направления ма­сонства) иметь поручительство одного или нескольких членов ложи. Желаю­щий вступить в орден должен доказать своими поступками, увлечениями, лич­ным опытом, что он достоин принад­лежать к братству.

Масонство имеет много направ­лений. Но условно его можно разде­лить на английское (голубое) с тремя степенями посвящения (ученик, под­мастерье, мастер) и шотландское (красное) с рядом различных наимено­ваний («Королевская Арка», «Великий Избранник», «Хранитель Скинии» и др.). Для членов последнего установ­лено от 4 до 33 степеней. Каждая степень отличается от другой силой преданности духу ордена и совершен­ством моральных качеств. Многосте­пенность древнего шотландского об­ряда символизирует восхождение масона к идеалам ордена на пути сво­боды, справедливости и истины.

Масонские ложи называются в честь святых, знаменитых людей, че­ловеческих добродетелей, принципов масонской триады (свободы, равенст­ва, братства), небесных светил. Во гла­ве ложи стоят мастер (префект, пред­седатель) и его помощники — первый и второй надзиратели. Руководят ри­туалами, которые должны показать значимость и могущество масонства, хранитель печати, оратор, казначей, секретарь и церемониймейстер.

В зале ложи, обитой чёрным сук­ном, возвышается помост с тремя сту­пенями, покрытый чёрным покрыва­лом с вышитыми золотыми слезами, символизирующими скорбь по Хираму. На ступенях помоста лежат Библия, треугольник с циркулем и круг. Библия означает связь с христианством; циркуль и треугольник указывают на высший разум, стройность организа­ции и относительность бытия; круг символизирует единство всех масонов. У помоста находятся два камня — отё­санный и неотёсанный, а также рабо­чие инструменты каменщика (среди них — строительный мастерок). Вокруг ковра с изображениями знаков Зодиа­ка располагаются на строго отведён­ных местах различные категории воль­ных каменщиков. На братьях чёрные одеяния, фартуки из белой овчины, белые лайковые перчатки и шляпы с полями. Белый цвет — символ чисто­ты жизни и помыслов, шляпа — знак свободы и равенства в ложах. Контраст чёрного и белого цветов в одеждах масонов соответствуют противоречи­вости бытия человека. Фартук и мас­терок подчёркивают, что собравшие­ся готовы к выполнению важных работ.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org