Предыдущая Следующая

Крестьянский двор.

158

 

 

урожая: к весне хлеб кончался, и се­мье угрожал голод. Приходилось идти «в кусочки» (просить милосты­ню) либо надеяться на поддержку общины или барина. Хозяйствен­ным помещикам разорение кресть­ян было невыгодно — что возьмёшь с нищего? — и они оказывали под­держку малоимущим зерном, ско­том и отсрочкой платежей.

КРЕСТЬЯНСКИЕ ПРОМЫСЛЫ

В нечернозёмной зоне скудный уро­жай и растущие повинности застав­ляли крестьян уходить на промыслы или заниматься ими не бросая хо­зяйства. Они шли на лесоразработки, нанимались рабочими на суда, рыб­ные промыслы, кожевенные заводы. Помещики поощряли «отходничест­во», так как крестьянин, получив жа­лованье, превращал его в оброк для господина.

С течением времени крестьян­ские промыслы специализировались. Владимирские «отходники» станови­лись каменщиками, вологодские и архангельские крестьяне выводили новые породы мясомолочного ско­та, а в окрестностях Ростова Велико­го жили лучшие огородники России. Разбогатевшие и оборотистые хозяева перебирались в город, хотя и с большим трудом: чтобы записаться в купечество, требовалось уплатить двойные налоги (как с крестьянина и как с горожанина) и «объявить» не­малый по тем временам капитал в 300—500 рублей. Закон, разрешая крестьянам торговать, гарантировал помещику власть над ними. Удлиня­лась лишь цепь, на которую был по­сажен «торгующий крестьянин». Гос­подин имел право пресечь торговую деятельность и распорядиться судь­бой своего крепостного так же, как и судьбой всех прочих крепостных. Уже к середине XVIII в. вы­ходцы из крепостных крестьян (на­пример, Бугримовы, Грачёвы, Собо­лев) стали основателями примерно 100 мануфактур. Некоторые из них сами оказывались тайными владель­цами крепостных и земли, покупая их для своих предприятий (с согла­сия и на имя барина).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

Из всех категорий крестьянства в наи­более благоприятном положении на­ходились государственные крестьяне. У них преобладало самоуправление,

Прядение.

159

 

 

они располагали большими земельными наделами, в их повседневную жизнь не вмешивался барин-поме­щик Среди государственных крестьян было больше грамотных.

В XVIII столетии в эту группу постепенно вошли земледельцы многих разрядов, имевшие прежде великое множество наименований: черносошные, казённые сибирские, ямщики, однодворцы, пахотные солдаты, служилые старых служб, адмиралтейские, приписные, ясач­ные и др. С XVIII в. всех их стали называть одинаково — «государст­венные крестьяне». Крестьянская земля считалась казённой собствен­ностью: правительство предписы­вало им «земель отнюдь не про­давать». В отличие от помещичьих государственные крестьяне счита­лись подданными и приносили при­сягу российскому императору.

Как люди лично свободные от крепостной зависимости, государст­венные крестьяне имели ряд преиму­ществ. Они сохраняли сильную об­щинную организацию с выборной администрацией (старостой, сотски­ми, десятскими). Местные общины объединялись в волостные и всеуездные «миры» (волость, уезд — адми­нистративные единицы). При Екате­рине II в 1775 г. для государственных крестьян был учреждён и специаль­ный сословный суд — Нижняя и Верх­няя расправы. В его работе участвова­ли и выборные «от тех селений, кои составляют подсудное ведомство».

Государственные крестьяне «тя­нули» подушную и другие подати, нес­ли различные повинности: постойную (содержание войск на постое), рек­рутскую, подводную (предоставление подвод). Они обслуживали почтовые станции, строили дороги, мосты и крепости. Сверх подушной подати (74 копейки в год) государственные крестьяне платили ещё и особый об­рок государству (40 копеек) в каче­стве «помещичья доходу» — как бы за то, что они не принадлежат по­мещикам. Ставки платежей в XVIII в. неоднократно возрастали, и к концу его крестьяне вносили в казну 4,5— 6 рублей с «души».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org