Предыдущая Следующая

Потёмкин и Суворов пытались реабилитировать казачество как бое­вую силу. Но, несмотря на записки о том, что без сильной лёгкой кавале­рии рассчитывать на победы в со­временной войне невозможно, им это сделать не удалось. Императри­ца не благоволила к казакам после восстания Пугачёва.

В 1783 г. Екатерина II объявила о вхождении Крымского ханства в состав Российской империи. Блис­тательная Порта (турецкое прави­тельство) не признала этого шага — военный конфликт становился неиз­бежным, и летом 1787 г. началась новая русско-турецкая война. Союз­ником России выступила Австрия, направившая на помощь русской ар­мии 12-тысячный корпус принца Кобурга.

Чтобы обеспечить снабжение крепости Очаков с моря, турки в ок­тябре при поддержке флота выса­дили на Кинбурнской косе почти 6-тысячный десант. Здесь находился корпус под командованием Суворо­ва. Александр Васильевич дал туркам возможность высадиться, а затем контратаковал. Бой был тяжёлым и кровопролитным. Российский пол­ководец приказал двум эскадронам Петербургского драгунского полка и павлоградским гусарам атаковать ту­рок в конном строю. Десант был полностью уничтожен, В этом бою Суворов получил ранение.

Следующим успехом русских войск было взятие в 1788 г. сильной турецкой крепости Очаков,

В это время Екатерина II нача­ла охладевать к Потёмкину, и Григо­рий Александрович теперь больше заботился о сохранении влияния при дворе, чем о военных делах. Полгода подчинённая ему армия простояла в бездействии, предоста­вив возможность туркам теснить ав­стрийцев и Румянцева.

Турецкий командующий вели­кий визирь Юсуф-паша решил раз­громить противников поодиночке: первый удар наносился по австрий­цам. У принца Кобурга не оставалось другого выхода, как идти на соедине­ние с Суворовым. В сентябре 1789 г. Александр Васильевич совершил не­мыслимый по тем временам марш-бросок, преодолев 60 км всего за 28 часов, и атаковал армию генера­ла Осман-бея под молдавской дере­венькой Фокшаны. И произошло чудо: потеряв всего 400 человек, Су­воров оттеснил турецкую армию,

В Стамбуле и Петербурге это посчитали случайностью. Потёмкин прямо сказал Суворову, что дело в обычном везении. Александр Ва­сильевич на это ответил: «За везени­ем следует иногда и талант». Юсуф-паша, прозванный Дженазе (что по-турецки означает «смерть») за то, что он одерживал одни победы, со­средоточил на этот раз 100-тысяч­ную армию на реке Рымник. Атако­ванный им Кобург запросил помощи у Суворова. Ночью русские войска были подняты по тревоге. Александр Васильевич зачитал своим «чудо-бо­гатырям» приказ: «Поспешность, тер­пение, строй, храбрость, сильная дальняя погоня».

Сражение при Рымнике.

 

 

Утром 11 сентября с марша 7-ты­сячный русский отряд вступил в сра­жение с противником, который рас­положил свои силы тремя группами. Обратив в бегство одну из них, Суво­ров подвёл пехоту на расстояние ру­жейного выстрела ко второй группе, но турки открыли огонь из пушек. Тогда Александр Васильевич, пренеб­регая нормами тактики тех времён, бросил в атаку кавалеристов — стародубских карабинеров и казаков. Рус­ские конники мгновенно пересекли простреливаемое пространство и на полном скаку врубились в ряды турец­ких солдат. За ними следовала пехо­та. Колонны союзных войск одну за другой брали позиции неприятеля, отбивая атаки его конницы. Юсуф-паша был принуждён к отступлению. Австрийцы и русские потеряли около 500 воинов, турки — 15 тыс. человек.

За это сражение Суворов был пред­ставлен к званию фельдмаршала Авст­рийской империи, а Екатерина II при­своила ему почётный титул графа Рымникского.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org