Предыдущая Следующая

Во главе ЦК партии встало «ленинское ядро» из трёх чело­век («тройка»), куда кроме Сталина вошли Лев Каменев и Григо­рий Зиновьев. Они не считали Сталина опасным соперником.

Г. Зиновьев.

351

 

 

 

Зиновьев говорил: «Сталин — хороший исполнитель, но им все­гда нужно и можно управлять». Вместо власти одной «сильной личности» (Троцкого) члены «тройки» предлагали «коллективное руководство». Сталин подчёркивал в декабре 1925 г. на XIV съез­де: «Руководить партией вне коллегии нельзя. Глупо мечтать об этом после Ильича (Аплодисменты.), глупо об этом говорить». И. Сталин стремился создать о себе впечатление как об уме­ренном, терпимом, даже излишне мягком руководителе. На XIV съезде он говорил: «Политика отсечения чревата большими опас­ностями для партии. Метод отсечения, метод пускания крови опасен, заразителен: сегодня одного отсекли, завтра другого, по­слезавтра третьего, — что же у нас останется в партии?» (Апло­дисменты.). В 1925 г. Сталин писал: «Я решительно против вышибательской политики в отношении всех инакомыслящих то­варищей. Такая политика родит в партии режим запугивания, убивающий дух инициативы. Нехорошо, если вождей партии боятся, но не уважают».

В конце 1924 г. в правящей «тройке» наметились трещины, Сталин решил осторожно испытать свои силы против Зиновьева и Каменева. Речь шла об исключении Троцкого из Политбюро. Ста­лин вновь занял «мягкую» позицию. В 1926 г. он вспоминал об этом; «Я принимал все возможные меры к тому, чтобы умерить пыл Ка­менева и Зиновьева, требовавших исключения Троцкого из Полит­бюро». Большинство членов ЦК послушно под­держали Сталина. Теперь он знал, что сильнее своих союзников по «тройке». Знали это и они. С этого эпизода, говорил Сталин, «началась наша размолвка».

Обеспокоенные, Зиновьев и Каменев нача­ли борьбу за смещение Сталина и быстро ока­зались в меньшинстве, в оппозиции. Вскоре эта борьба объединила их со сторонниками Троцкого. Так в одном лагере оказались два наи­более неистовых борца с «троцкизмом» и сам Троцкий. Вместе с ним они рассчитывали бы­стро завоевать партийный аппарат.

«СОЦИАЛИЗМ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ»

Л. Каменев.

352

 

 

 

воначально в одной стране» (а не во всём мире сразу). Эта идея, обещавшая мир, вызывала сочувствие населения, уставшего от изнурительной семилетней войны. «Мировая революция» же су­лила только новые войны. Партийному аппарату «социализм в одном государстве» также обещал спокойную и сытую жизнь.

«Можно или нельзя построить социализм в отдельно взятой стране — Советском Союзе?» Вокруг этого вопроса шли основ­ные дискуссии с оппозицией в ВКП(б) (так называлась партия большевиков с 1925 г.). Считая себя сильнее в теории, Троцкий, Каменев и Зиновьев старались дать бой Сталину прежде всего по этому вопросу.

ЛИКВИДАЦИЯ ОППОЗИЦИИ В ВКП(б)

«Троцкисты» называли себя «левой оппозицией» и старались критиковать позицию Сталина «слева» (см. ст. «Лев Троцкий»). Они выступали за ускоренное развитие промышленности, аги­тировали за возведение промышленных гигантов, подобных Днепрострою. В апреле 1926 г. Сталин в своей речи привёл та­кой аргумент против Днепростроя: «Как бы нам не попасть в по­ложение того мужика, который, накопив лишнюю копейку, вме­сто того, чтобы починить плуг, купил граммофон и... прогорел» (Смех.).


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org