Предыдущая Следующая

СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

В январе 1935 г. съезд Советов постановил пересмотреть советскую конституцию. Из неё выбрасывали уже устаревшие «преимущества для пролетариев», оставшиеся с первых революционных лет.

С 1918 г. голос городского рабочего на выборах весил впяте­ро больше, чем голос крестьянина. «Непролетарские» слои населе­ния (священников, бывших кулаков и т. п.) часто лишали избира­тельных прав. В 20-е гг. число таких «лишенцев» достигало 5—9% населения. На выборах голосовали открыто, поднятием рук, и мало кто решался голосовать «против». Теперь всё это отменили и ввели «равные и прямые выборы при тайном голосовании».

Перед принятием конституции в 1936 г. состоялось её «все­народное обсуждение». Иногда на таких собраниях люди выска­зывали свои наболевшие нужды. Колхозники просили ввести им зарплату. В Воронежской области одна крестьянка предложила добавить к записанным в конституции словам «Кто не работает — тот не ест» такую фразу: «А кто работает, тот должен есть». Кон­ституция вызвала большие надежды интеллигенции. В ней впер­вые признавались неприкосновенность личности, жилища и тай­на переписки. Ходили слухи о создании легальной интеллигент­ской оппозиции во главе с М. Горьким и академиком И. Павловым.

5 декабря 1936 г. Сталинскую конституцию утвердили. Пер­вые всеобщие выборы состоялись 12 декабря 1937 г. На каждое место выдвигался один кандидат «блока коммунистов и беспар­тийных». По официальным данным, против них по всей стране проголосовали 632 тыс. человек (из 94 млн. избирателей).

До 1988 г. Верховный Совет и другие советы все свои реше­ния одобряли единогласно, хотя председатель каждый раз и спра­шивал для соблюдения формы: «Кто против? Кто воздержался?».

ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ

В 30-е гг. былая революционная идейность в советском общест­ве постепенно угасала. Исчезали и связанные с ней «вольности» в советском быту. Одной из первых мер такого рода стало введе­ние паспортов. Большевики отменили их сразу после окончания

НОВЫЙ СОВЕТСКИЙ ГИМН

После Февраля российским гимном стала «Марсельеза», а после Октяб­ря — «Интернационал». Но постепен­но он всё менее отвечал эпохе.

Писатель Сергей Михалков вспоминал: «Однажды летом 1943 г. совершенно случайно узнаю, что правительство приняло решение создать новый Гимн СССР. В тот же день я рассказал об этом Эль-Регистану. На следующее утро ко мне является мой друг и гово­рит: „Я видел сон о том, что мы с то­бой авторы текста Гимна, я даже запи­сал какие-то слова". И показывает гос­тиничный счёт, на котором что-то за­писано. Так началось и моё участие в создании Гимна».

К 1 января 1944 г. гимн был готов и в новогоднюю ночь впервые прозвучал по Всесоюзному радио. Он начинался так:

Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз!

Любопытно, что после распада Совет­ского Союза в 1991 г. С. Михалков предложил свой текст гимна России.

479

 

 

 

ОЦЕНКА ЭПОХИ ИВАНА ГРОЗНОГО

В соответствии с духом новой эпохи в конце 30-х гг. изменилась официаль­ная оценка личности царя Ивана IV, прозванного Грозным. В 1929 г. Малая Советская Энциклопедия писала о нём так: «Как личность, Иван IV очень сло­жен: крайняя неуравновешенность, развратность, жестокость, доходившая до садизма, и припадки религиозного мистицизма сочетались с большим по­литическим умом и публицистическим талантом».

Теперь личность царя и его эпоху ста­ли оценивать только положительно. В этом духе была выдержана первая се­рия фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, заслужившая похвалы и награды. Но вторая серия уже вызва­ла недовольство властей и на экраны не вышла.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org