Очевидец
погрома граф Мусин-Пушкин, по словам С. Витте, «описывая все ужасы, которые
творили с беззащитными евреями, удостоверял, что всё произошло оттого, что
войска совершенно бездействовали». Другой свидетель погрома прокурор Поллан
также выражал удивление, что погром происходил на глазах безучастных войск и
полиции. Он отмечал: «У всех убитых размозжены кости черепов». Во время
погрома погибло 45 человек и свыше 400 было ранено. Писатель Лев Толстой в
письме протеста выразил «ужас перед этим зверством русских людей и безмерное
негодование против попустителей этого ужасного дела». Кишинёвский погром стал
одной из главных причин убийства В. Плеве эсерами в ней. Министр внутренних дел
Вячеслав Плеве стал покровителем и почётным членом общества. Наиболее здоровым черносотенцы
считали общество допетровской Руси. Они видели в нём своеобразный идеал
единения и гармонии всех сословий. Что же нарушило эту социальную гармонию?
Привнесение чужого, иноземного влияния начиная с Петра I. Роковую
роль сыграло знаменитое «окно, прорубленное в Европу». Один из вождей
черносотенства журналист Владимир Грингмут замечал, что Пётр приказал России
«забыть самобытные русские предания, броситься в погоню за европейскими
обычаями и учреждениями безо всякого разбора, не отличая в них драгоценного
золотого от обманчивой мишуры». В результате между царём и
народом выросло «средостение» — чиновничество со своими интересами, чуждыми
народу. В программе возникшей позднее самой известной черносотенной
организации — «Союза русского народа» (СРН) — говорилось: «„Союз русского
народа" признаёт, что современный чиновничий строй, осуществляемый в
громаднейшем большинстве случаев безбожными, нечестивыми недоучками и
переучками, заслонил светлый образ Царя от народа». Против чиновничества боролась
и интеллигенция. Но черносотенцы считали, что интеллигенты сами хотят встать
«между государем и народом», подменить народные интересы своими. Одна из
прокламаций столичного СРН в Столь же критически
черносотенцы относились и к буржуазии. В Выход для общества
черносотенцы видели в возвращении к «исконным началам: Самодержавию,
Православию, Народности». Власть государя должна выражать интересы не отдельных
сословий, считали они, а всей нации в целом. Для этого она должна быть
свободна от всевозможных «конституций и парламентов». Что же касается православия,
то главное несчастье церкви черносотенцы видели в её подчинении государству.
Духовенство слилось с чиновничеством, церковь превратилась в придаток государства.
Корень этого зла тоже уходит в Петровские реформы, считали они. Многие
черносотенцы выступали за восстановление на Руси патриаршества, как это было в
допетровскую эпоху. |