Предыдущая Следующая

Плакат «Торжественное обещание красноармейцев». Около 1920 г.

285

 

 

чака с нетерпением. Это подтверждают характерные отрывки из частных писем 1919 г., собранные советской военной цензурой: «Все взоры обращены на восток, откуда ожидают своего изба­вителя Колчака, который свергнет ненавистное всем иго комму­низма» (Калужская губерния, июнь); «У нас всё-таки Колчака ждут, как Бога» (Нижегородская губерния, август).

А вот строки из письма пермского крестьянина, написан­ного уже после прихода белогвардейцев, в ноябре: «Мы дожида­лись Колчака, как Христова дня, а дождались — как самого хищ­ного зверя. У нас здесь пороли всех сряду, правого и виновато­го. Если не застёгивают, то расстреливают или прикалывают штыком. Не дай Бог этого лютого Колчака».

Земельная программа А. Колчака (он призывал крестьян ожидать решения будущего Национального собрания), конечно, не могла удовлетворить земледельцев. Мелким собственникам (хуторянам и др.) землю возвращали, что также вызывало раз­дражение у крестьян. Любое проявление недовольства власти су­рово подавляли. В 1919 г., давая интервью, Александр Керенский, политический противник Колчака, рассказывал: «В Сибири име­ют место не только случаи казни и пыток, но часто всё населе­ние деревень подвергается порке, не исключая учителей и ин­теллигентов... Благодаря Колчаку создалось новое и усиленное большевистское движение». Многие крестьяне стали уходить в красные партизанские отряды, действовавшие в тылу белогвар­дейцев. Всего в таких отрядах сражалось до 140 тыс. человек. По всей Сибири половодьем разлилось крестьянское восстание, ко­торое катастрофически ослабляло тыл армий А. Колчака. Любо­пытно, что даже в партизанских отрядах крестьяне продолжали колебаться — за кем идти, за «белыми» или за «красными»? И те и другие, с точки зрения крестьян, имели недостатки, однако «бе­лые», видимо, вызывали большую враждебность.

28 апреля 1919 г. Красная армия перешла в наступление

В. Дени. Плакат 1919 г.

«РАСКАЗАЧИВАНИЕ»

В 1918 г. большинство казаков неохот­но шло на фронты гражданской вой­ны. Сказывалась усталость от долгих лет в окопах Первой мировой, жела­ние пожить спокойно и мирно. В то же время среди них несколько раз начи­налось движение против большевиков, вспыхивали отдельные восстания. В январе 1919 г. части Красной армии, одержав ряд побед, стали постепенно занимать Донскую область.

24 января Оргбюро ЦК РКП(б) приня­ло секретную директиву о «расказачи­вании». В ней говорилось: «Необходи­мо, учитывая опыт гражданской вой­ны с казачеством, признать единствен­но правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Провести массовый террор против бо­гатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый тер­рор по отношению ко всем казакам, принимавшим прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. Провести полное разоружение, рас­стреливать каждого, у кого будет об­наружено оружие после срока сдачи».

Следует заметить, что в Российской империи казаки представляли собой одну из самых надёжных опор самодер­жавного строя. По приказу властей они подавляли восстания крестьян, разго­няли демонстрации рабочих и студен­тов. Поэтому революционеры привык­ли смотреть на казаков как на карате­лей, едва ли не «врагов народа», чем и объяснялось желание уничтожить это «вредное сословие».

В марте был подписан ещё один суро­вый приказ по войскам Южного фрон­та. В нём перечислялись следующие меры: «Сожжение восставших хуторов, беспощадные расстрелы всех без ис­ключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании. Расстрелы через пять или десять чело-


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org