Государства похожи на людей. Они рождаются, растут,
крепнут, стареют и умирают. В истории Русского государства, центром которого
стала Москва, вторая половина XV столетия была временем
юности — быстро расширялась территория, одна за другой следовали военные
победы, завязывались отношения с далёкими странами. Старый обветшавший Кремль с
небольшими соборами уже казался тесным, и на месте разобранных древних
укреплений выросли мощные стены и башни, сложенные из красного
кирпича. Внутри стен поднялись просторные соборы.
Засияли белизной камня новые княжеские терема. Сам великий князь, принявший
гордый титул «государя всея Руси», облачился в златотканые одеяния, а на
своего наследника торжественно возложил богато расшитые оплечья — «бармы» — и
драгоценную «шапку», похожую на корону. Казалось, молодое государство выросло
из своих старых одежд и теперь примеряло роскошные, блистающие наряды,
подобающие его новому состоянию.
292
Но, для того чтобы каждый — будь он русский или иноземец,
крестьянин или государь соседней страны — осознал возросшее значение Московского
государства, одного внешнего великолепия было недостаточно. Необходимо было
найти и новые понятия — идеи, в которых отразились бы и древность русской
земли, и её независимость, и сила её государей, и истинность её веры. Этим
поиском занялись русские дипломаты и летописцы, князья и монахи. Собранные
воедино, их идеи составили то, что на языке науки называется идеологией.
Начало формирования идеологии единого Московского государства
относится к периоду княжения великого князя Ивана III (1462—1505
гг.) и его сына Василия (1505—1533 гг.). Именно в это время были сформулированы
две основные идеи, остававшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий,
— идеи богоизбранности и независимости Московского государства.
В 70—80-х гг. XV в.
произошёл целый ряд важнейших для русской государственности событий. С
присоединением Новгорода (
В политике далеко не всё решается одной военной силой.
Стремительное возвышение власти великого князя московского привело его к мысли
о необходимости искать достойные обоснования своим действиям. Следовало
объяснить вольнолюбивым новгородцам и гордым тверичам, почему именно
московский князь, а не тверской или, к примеру, рязанский великий князь,
является законным «государем всея Руси» — единственным владыкой всех русских
земель. Нужно было доказать чужеземным монархам, что их русский собрат ни в чём
не уступает им — ни в знатности, ни в могуществе. Надо было, наконец, заставить
Литву признать, что она владеет древними русскими землями «не по правде»,
незаконно.
Тем золотым ключом, который подобрали создатели
идеологии единого Русского государства сразу к нескольким политическим
«замкам», стало учение о древнем происхождении власти великого князя. Об этом
думали и раньше, но именно при Иване III Москва
со страниц летописей и устами послов громко заявила, что власть свою великий
князь получил от самого Бога и от своих киевских прародителей, владевших в X—XI вв.
всей русской землёй. Подобно тому, как возглавлявшие русскую церковь
митрополиты жили сначала в Киеве, затем во Владимире, а позднее в Москве, так и
киевские, владимирские и, наконец, московские великие князья самим Богом были
поставлены во главе всех русских земель в качестве наследных и полновластных
христианских государей.
Купола Успенского собора в
московском Кремле.
Именно на это ссылался Иван III, обращаясь
в
«Старину» дьяки вспомнили не случайно. В те времена это
понятие было очень важным. Ценным и законным считалось то, что имело свою
«старину», которую признавали ещё деды и прадеды и которая понималась как плод
мудрости многих поколений. Даже тогда, когда в жизни появлялось что-то новое,
его часто старались одеть в одежды «старинного». Так уж был устроен
293
Венчание Ивана III и Софьи Палеолог. Летописная миниатюра.
человек средневековья! Именно поэтому великому князю
было очень важно заявить о древности своего рода, показать, что он — не
выскочка, а правитель русской земли по «старине» и «правде».
Не менее важна была и мысль о том, что источником
великокняжеской власти является воля самого Господа. Это ещё больше возвышало
великого князя над его подданными, которые, как писал один иностранный
дипломат, побывавший в начале XVI в. в Москве, постепенно
начинали верить, что «воля государя есть воля Божья». Провозглашаемая
«близость» к Богу накладывала на монарха ряд обязанностей. Ему надлежало быть
благочестивым, милостивым, заботиться о сохранении его народом истинной
православной веры, творить справедливый суд и, наконец, «боронить» (защищать)
свою землю от врагов. Конечно, в жизни далеко не всегда великие князья и цари
соответствовали этому идеалу. Но именно такими хотел их видеть русский народ.
Новые идеи происхождения власти великого князя
московского, древности его династии позволили ему уверенно заявить о себе
среди европейских и азиатских правителей. Русские послы
давали понять иностранным владыкам, что «государь всея
Руси» — независимый и великий правитель. Даже в отношениях с императором
Священной Римской империи, который в Европе признавался первым монархом, Иван III не
желал поступаться своими правами, считая себя равным ему по положению. По
примеру того же императора он приказал вырезать на своей печати символ власти
— увенчанного коронами двуглавого орла. По европейским образцам был составлен и
новый великокняжеский титул: «Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и
великий князь Володимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и
Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных».
При дворе начали вводиться пышные церемонии. Своего
внука Дмитрия, впоследствии попавшего в немилость, Иван III венчал
на великое княжение по новому торжественному обряду, напоминавшему обряды
венчания византийских императоров. О них Ивану могла рассказывать его вторая
жена — византийская принцесса Софья Палеолог...
Так во второй половине XV в. в
Москве создавался новый образ великого князя — сильного и полновластного
«государя всея Руси», равного по своему достоинству императорам.
Вероятно, в последние годы жизни Ивана III или
вскоре после его смерти в придворных кругах было написано сочинение, призванное
ещё больше прославить род московских князей, наложить на него отблеск величия
древних римских и византийских императоров. Это сочинение получило название
«Сказание о князьях владимирских».
Автор «Сказания» старался доказать, что род русских
князей связан с самим царём «всеа вселенныа» Августом — императором, правившим
в Риме с
Печать Ивана III с двуглавым орлом.
294
место Прусской землей». А у Пруса, говорилось дальше,
был потомок, которого звали Рюрик. Этого-то Рюрика и позвали новгородцы к себе
на княжение. От Рюрика произошли все русские князья — и великий князь Владимир,
крестивший Русь, и правнук его Владимир Мономах, и все последующие — вплоть до
великих князей московских.
Связать свою родословную с древними римскими
императорами стремились почти все европейские монархи того времени. Великий
князь, как мы видим, не стал исключением. Однако на этом «Сказание» не кончается.
Далее оно повествует о том, как в XII в. древние царские
права русских князей были особо подтверждены византийским императором
Константином Мономахом, приславшим великому князю киевскому Владимиру
(1113—1125 гг.) знаки императорской власти — крест, драгоценный «венец»
(корону), сердоликовую чашу императора Августа и другие предметы. «И с тех
пор, — гласит «Сказание», — великий князь Владимир Всеволодыч стал именоваться
Мономахом, царем великой Руси... С тех пор и доныне тем венцом царским, который
прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья
владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».
У историков достоверность этого предания вызывает
большие сомнения. Но современники отнеслись к «Сказанию» иначе. Его идеи
проникли в московское летописание XVI столетия и сделались
важным звеном официальной идеологии. Именно на «Сказание» ссылался Иван IV (1533—
1584 гг.), добиваясь признания за собой царского титула. Не забывал он о нём и
впоследствии, гордо напоминая иностранным государям, что его род ведётся от
самого Августа-кесаря.
Центром, где создавалась новая идеология, была Москва.
Однако о новом значении Московского государства задумывались не только в
Кремле. Образованные люди размышляли об этом повсюду.
Долгими бессонными ночами при дрожащем свете лучины
думал о судьбе России, о её настоящем и будущем монах Псковского Елеазарова
монастыря Филофей. Свои мысли он изложил в посланиях великому князю Василию III и его
дьяку Мисюрю Мунехину.
Филофей был уверен, что Россия призвана сыграть в
истории особую роль. Она — последняя страна, где сохранилась истинная
православная вера в своём первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту
веры сохранял Рим, но постепенно вероотступники замутили чистый источник. На
смену Риму пришёл Константинополь, столица Византии, — «второй Рим». Но и там
от истинной веры отступили, согласившись на унию (объединение) с католической
церковью. Произошло это в
«Так знай, — писал Филофей Мунехину, — что все
христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве... и это —
российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать!»
Из этого Филофей сделал вывод, что русский государь «во
всей поднебесной есть христианам царь» и является «сохранителем... святой вселенской
апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и
существующей в богоспасаемом граде Москве». Однако Филофей отнюдь не предлагал
великому князю силою меча привести все христианские земли под свою власть. Его
идея была в другом. Чтобы Россия стала достойна этого высокого предназначения,
он призвал великого князя «хорошо урядить своё царство» — искоренить в нём
несправедливость, немилосердие и обиды.
Идеи Филофея в совокупности составили так называемую
теорию «Москва — третий Рим». И хотя эта теория не вошла в официальную
идеологию, она подкрепила одно из важнейших её положений — о богоизбранности
России, став вехой в развитии русской общественной мысли.
Идеология единого Московского государства, основа
которой была заложена во второй половине XV —
начале XVI вв., продолжала развиваться в XVI—XVII столетиях,
приобретая более законченные и вместе с тем неподвижные, окостеневшие формы. О
первых же десятилетиях её создания напоминают величественные соборы Московского
Кремля и гордый двуглавый орёл, в начале 90-х гг. XX столетия
вновь ставший государственным гербом России.
Архангельский собор московского
Кремля.
Начало XVI в.
Здесь до времён Петра I хоронили государей московских.
295
РАСШИРЕНИЕ МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВА.
ВАСИЛИЙ III
В грозовую августовскую ночь
Василий III и герб Москвы. Гравюра XVI в.
Золотой Орды, темника (высшего военачальника) Мамая. Как
же это случилось?
Согласно родословной легенде, вскоре после
сокрушительного поражения на поле Куликовом Мамай погиб в междоусобной борьбе,
а один из его сыновей бежал в Литву. Здесь на рубеже XV— XVI вв. наибольшую известность и влияние приобретает один из представителей
этого рода князь Михаил Глинский, человек необычной судьбы. Юность князя прошла
в Германии и Италии. Позднее он возвратился в Литву. По словам Карамзина, никто
из вельмож Великого княжества Литовского не был столь же знатен, силён, богат
поместьями, щедр к слугам и страшен для неприятелей, как Михаил Львович
Глинский. В большой чести находился он у польского и литовского государя
Александра Ягеллона. Но после смерти последнего вступивший на престол его брат
Сигизмунд перестал покровительствовать Глинскому, и князь Михаил поднял
вооружённый мятеж.
Вскоре великий князь московский Василий III предложил
всем Глинским «защиту России, милость и жалованье». Глинские отъехали в
Москву. Однако князь Михаил Львович, глава рода, отличался характером
свободолюбивым и неуживчивым. Позднее за попытку возвращения в Литву он был
брошен в темницу (см. ст. «Московско-литовские войны»). Это, однако, не
помешало Василию III
посвататься к племяннице Михаила —
красавице-княжне Елене Глинской.
Для 46-летнего великого князя брак с 17-летней Еленой
был вторым. Двадцать лет прожил он в любви и согласии с великой княгиней
Соломонией из рода московских дворян Сабуровых, но детей у них так и не было.
Поездки по монастырям, молебны о чадородии, ворожба и гадания — ничто не
помогало. Разумеется, Василий III мог оставить престол
своим младшим братьям — Юрию или Андрею, но он не хотел этого, поскольку
считал, что они и «своих уделов устроить не умели». И вот великий князь объявил
о своём намерении расторгнуть брак с Соломонией и жениться вторично, ибо
государственные интересы требовали рождения сына. Бояре согласились. Строго
говоря, это противоречило церковным канонам, поскольку сама Соломония не хотела
развода. Из довольно щекотливой ситуации великому князю помог выйти новый
митрополит Даниил, давший своё благословение на пострижение великой княгини в
монастырь.
296
В записках Сигизмунда Герберштейна, императорского
посла, бывавшего в России в ту пору, есть сведения об обстоятельствах
насильственного пострижения Соломонии. Когда великой княгине начали стричь
волосы, она голосила и плакала, а потом вырвала из рук митрополита монашеский
головной убор, бросила его на землю и стала топтать ногами. Униженная
приближёнными князя по его прямому приказу, Соломония громко заявила:
«Свидетельствуюсь перед всеми, что не желаю пострижения и на меня насильно надевают
куколь. Пусть Бог отмстит за такое оскорбление!» Под именем Софьи она до конца
своих дней находилась в суздальском Покровском монастыре и почти на десять лет
пережила Василия III.
Этот эпизод даёт яркое представление о человеческих
качествах Василия Ивановича. Попытаемся теперь проследить политическую судьбу
этого правителя, «последнего собирателя Руси».
Василий III вступил во владение
отцовской державой в октябре
В своё время уже Иван III строго
спрашивал с бояр за малейшую провинность или неудачно сказанное слово. Одному
из них за «высокоумничанье» он приказал отрубить голову; князей Патрикеевых,
принадлежавших к знатнейшему роду, велел постричь в монахи. Но в утверждении
самодержавной власти Василий III превзошёл отца. Он в
ещё большей степени «опалился» на бояр и приближённых служилых людей (т. е.
наказывал их, подвергал опале) за попытки проявлять самостоятельность и, не в
пример отцу, боярских «многих поносных и укоризненных словес» не допускал.
Однажды Берсень-Беклемишев, представитель старого и заслуженного московского
рода, заспорил с Василием. И что же он услышал? «Поди, смерд, вон, ты мне не надобен».
Дошедшие до наших дней документы сохранили жалобы бояр на то, что великий князь
с ними «совета не держит», а решает все дела «сам-третей у постели» (т. е. в
узком кругу). Естественно, что в своём стремлении к самодержавию Василий III не
стал долго терпеть даже
Барон Сигизмунд Герберштейн —
посол германского императора ко двору Василия III (с гравюры XVI в.).
формальную «вольность» Псковской боярской республики и
остатки политической независимости Рязанского княжества.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ ПСКОВА
«Младший брат» Новгорода — Псков — находился на
северо-западной окраине русских земель и твёрдо придерживался промосковской
ориентации ввиду литовской и немецкой военной опасности. Предпочитая иметь за
своей спиной сильного защитника в лице великого князя московского, псковичи
почти всегда принимали от него наместников. В начале XVI в.
псковское вече утрачивает свою былую политическую самостоятельность и
становится органом местного самоуправления под верховной властью
297
Пскова не предоставляла предлога для вмешательства в его
внутренние дела, поскольку серьёзных усобиц наподобие новгородских здесь не
было. Но Василий III
был намерен окончательно подчинить Псков Москве.
К тому же лояльность псковичей по отношению к московскому государю не устраняла
их трений с его наместниками. И в конце концов споры между московским
наместником и представителями вечевой администрации стали поводом для
присоединения Псковской земли к Московскому государству.
Псковичам, решившим подать жалобу на очередного
наместника, было приказано собраться не в Пскове, а в Новгороде, где псковские
бояре и купцы были арестованы. Это произошло в январе
ПРИСОЕДИНЕНИЕ РЯЗАНИ
Покорение Рязани доставило меньше хлопот, поскольку
это был уже акт формальный и никакого реального сопротивления Москве оказано
быть не могло. Пока последний великий князь рязанский Иван Иванович был
малолетним, его двоюродный дед, «государь всея Руси» Иван III, управлял
Рязанью «на полной своей воле». При Василии III опека
над Рязанью усилилась, и тогда рязанское боярство во главе с возмужавшим князем
Иваном решило бороться за сохранение остатков политической независимости. В
этих целях рязанцы начали тайно поддерживать отношения с крымским ханом, о чём
незамедлительно стало известно в Москве. В
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВАСИЛИЯ III
Василий III продолжил политику
отца, направленную на укрепление позиций России на западе и возврат русских
земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского и Ливонского
ордена. Дважды вспыхивали военные действия между Литвой и Московским
государством. Во время войны 1507—1508 гг. великий князь литовский и король
польский Сигизмунд I тщетно пытался
объединить всех противников Москвы, и после мятежа Михаила Глинского,
поддержанного Московским государством, Литва пошла на «вечный мир» с Москвой.
Мира со столь многообещающим названием обеим сторонам хватило лишь на четыре
года: в
Что касается южного направления внешней политики Москвы,
то после падения Большой Орды в
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРЬ И ДВОРЯНЕ
Для ведения активной внешней политики великим князьям
московским в первую очередь нужна была опора внутри страны, нужны были преданные
вооружённые люди. Такую опору князья находили в своих служилых людях — «детях
боярских» и дворянах. Чтобы дворяне верой и правдой служили государю, их
следовало «испоместить», т. е. предоставить им на время службы поместье. Так назывался участок земли строго определённого
размера с «сидевшими» на ней крестьянами, которых великий князь обязывал
содержать дворян (помещиков). Крестьяне отдавали помещику часть продуктов
своего труда (продуктовый оброк) и вы-
298
Карта Москвы времён Василия III.
подняли определённые работы в хозяйстве господина:
пахали и засевали землю (это называлось барщиной), убирали
урожай, косили сено, выполняли «подводные» повинности (перевозка хозяйских
грузов на крестьянских подводах), возводили жилые и хозяйственные постройки,
пасли скот, ловили рыбу, охотились на дичь и пушного зверя. Наиболее умелые
крестьяне становились ремесленниками на господском дворе. Всем «испомещённым»
земли давались не «в вотчину», а «в службу» (т. е. на время службы), их нельзя
было дарить, продавать.
В процессе объединения русских земель раздача поместий
дворянству, составившему основу военной мощи России, приняла характер системы
в рамках всего государства. Василий III в ещё
большей степени, чем его отец, нуждался в свободных землях, необходимых для
наделения ими дворян, но таких земель в центре страны оставалось немного.
Правительство склонно было отобрать в пользу государства церковные (монастырские)
владения. Однако церковь в острой борьбе сумела отстоять неприкосновенность
своего имущества взамен на безоговорочную поддержку политики великих князей,
особенно в укреплении великокняжеской власти. В этих условиях для
раздачи стали широко использовать земли, оказавшиеся в
руках великокняжеской власти после «вывода» (переселения) старых новгородских и
псковских вотчинников и ликвидации самостоятельности Рязанского княжества. При
Василии III начали раздавать и земли черносошных (государственных)
крестьян. Формально собственником земли оставался великий князь, в то время
как подати, повинности (барщина, оброк) шли в пользу помещика.
Развитие поместной системы при Василии III привело
к появлению помещичьих усадеб почти во всех уголках России, за исключением
северных территорий. По-видимому, по требованию дворянства, добивавшегося для
себя более устойчивого положения, а главное — обеспеченности своего хозяйства
рабочими руками, ещё при Иване III в Судебник
299
Кончина Василия III. После почти тридцатилетнего правления Василий III оставил наследником сына Ивана — маленького мальчика. Умирая долго и мучительно,
этот твёрдый, властный правитель страдал не только от невыносимой боли, но и от
сознания того, что не сможет уберечь молодую жену и малолетнего сына от
произвола могущественной знати.
вотчины и дворянские поместья были островками в огромном
море крестьянских хозяйств, но они выполняли роль узелков, как-то связывавших
воедино всю систему экономических отношений того времени.
Правление осторожного, но настойчивого в достижении
своих целей Василия III можно считать
политически стабильным. При нём развернулось строительство новых городов,
отчётливо наметился подъём экономики. Активно развивались ремёсла; особенно
высокого уровня достигли кирбатское дело (производство кирпича), оружейное дело
и ювелирное искусство.
В эпоху Василия III в
городах и сёлах возрастает число видов свободного ремесла. В крупных сёлах,
расположенных на больших проезжих дорогах или у стен монастырей, появлялись небольшие
торжки, куда окрестные крестьяне свозили или приносили на продажу немудрёные
продукты своей ремесленной деятельности. Обычно в этих сёлах возникали дворы
«непашенных крестьян» (т. е. бросавших пашню ради занятий
ремеслом и торговлей): кузнецов, сапожников, портных,
бочаров, седельников и других специалистов-ремесленников. И всё же население
городов в те времена было слишком малочисленным и экономически слабым. Лишь в
Москве насчитывалось около 100 тыс. жителей, остальные города были неизмеримо
меньше.
* * *
Экономический и политический подъём Московского
государства, присоединение к нему Пскова, Смоленска и Рязани — всё это
возвышало Василия III
в глазах европейских и восточных правителей.
Авторитет великого князя московского возрос по сравнению с временами Ивана III. И
главное, как писал замечательный российский историк А. А. Зимин, «именно в
первой трети XVI в. был фактически решён вопрос, быть или не быть на Руси государству с
сильной монархической властью». Московское «самодержавство» в годы правления
Василия III прочно укоренилось в России.
300
МОСКОВСКО-ЛИТОВСКИЕ ВОЙНЫ (КОНЕЦ XV— СЕРЕДИНА XVI ВЕКОВ)
Войны, начавшиеся между Московским государством и
Великим княжеством Литовским, продолжались более трёхсот лет. Уже и Литва
вошла в состав Речи Посполитой, и Московское государство превратилось в Российскую
империю, а бесконечная война всё не утихала и длилась вплоть до полного поражения
Литвы и поглощения её Россией. Московско-литовские войны были невероятно
ожесточёнными и кровопролитными. По масштабности и упорству, с которыми они
велись, войны эти были одним из самых крупных противостояний в Европе XVI— XVIII вв. Это не преувеличение. Столь же долгой и жестокой была лишь борьба
Австрии с Турцией, а, скажем, походы французов в Италию и франко-испанские
войны, которые считаются важнейшими событиями в военной летописи Европы, были
далеко не столь длительны по сравнению с противоборством Москвы и Литвы.
Условия, в которых начинались московско-литовские войны, парадоксальны:
собственно литовское войско было невелико, и огромную часть армии Великого
княжества Литовского составляли полки русских князей, чьи владения
располагались западнее московско-литовского рубежа.
ЛИТОВСКАЯ РУСЬ
В XIV — первой половине XV вв.
Великое княжество Литовское непрерывно росло, и к середине XV в. его
государственная территория достигла колоссальных размеров. Помимо сравнительно
небольших собственно литовской и жемойтской областей на северо-западе (Жмудь,
Самогития, Жемайтия — так называлась область Литвы, населённая одной из
литовских народностей) в неё входила громадная «Литовская Русь» — древнерусские
земли и княжества, многократно превосходившие по размерам собственно Литву.
Литовская Русь включала в себя Владимир-Волынский, Киев, Чернигов, Полоцк,
Витебск, Смоленск и множество других крупных городов и богатых областей. Население
Великого княжества Литовского было на две трети восточнославянским, а жители
Литовской Руси именовали себя «рускими» (именно такое написание было принято в
те времена). Московско-литовский рубеж в ту пору проходил недалеко от Тулы,
Калуги и Можайска, и к западу от него, на литовской территории, находились
Брянск, Дорогобуж и Вязьма. «Двойными» (т. е. совместными) московско-литовскими
владениями считались Ржев, Торопец и Великие Луки. По сути дела до западных рубежей Московской
Руси XV в. в наше время можно буквально за несколько часов добраться на
электричке из Москвы, и нынешние дачные посёлки западной части дальнего Подмосковья
550 лет назад были бы «ближним зарубежьем»...
В течение XV в. мощь Великого
княжества Литовского подтачивалась внутренними раздорами: государство отнюдь
не было монолитным. На восточных его рубежах целыми областями владели
могущественные и полунезависимые удельные князья. Группировки магнатов
(богатейших аристократов), князей и шляхты (дворян) имели различную
политическую ориентацию. Одни стояли за теснейший союз с Польшей; другие
тянули к Москве; третьих устраивало, чтобы Великое княжество Литовское
оставалось таким, каким оно было в те времена; наконец, четвёртые планировали
выйти из его состава и жить самостоятельно. Положение осложнялось борьбой
католичества и православия на территории страны. В середине XV в.
была сделана попытка ввести церковную унию (объединение) между ними, которая,
однако, провалилась, не поддержанная никем, кроме великого князя. Православная
шляхта по действовавшим законам имела меньше прав и привилегий по сравнению со
шляхтой, принявшей католичество. С
Даже
те белорусские историки, которых отличает ярко выраженное национальное
пристрастив, считают временем складывания белорусского этноса (народа) начало XVII в., и никак не ранее.
Значит, за век и даже полтора до этого времени белорусов ещё не было и в боях
на границе московских и литовских владений мечи скрещивали русские с русскими,
единоплеменники и единоверцы.
301
согласно условиям которой у этих двух стран был один
государь. Городельская уния имела как множество сторонников, так и немало
противников. Наконец, ко всем проблемам добавлялась ещё и национальная:
некоторые политические направления (например, ориентацию на Польшу и католичество)
поддерживали в основном знатные литовцы; противоположные — в основном знать
русская.
Из-за всех этих противоречий Великое княжество
Литовское порой превращалось в кипящий котёл смут. В 30-е гг. XV в. по
большей части его территории прокатилась кровавая гражданская война, а в
вынуждены были в 40-х гг. XV в.
перейти от наступления к обороне.
Православную шляхту частично уравняли в правах с
католической, а с восточным соседом, великим князем московским Василием II (1425—
1462 гг.; здесь и далее указаны годы правления. — Прим. ред.),
был заключён в
Конные воины:
1 — Московского государства;
2 — Великого княжества
Литовского.
ОСЛАБЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА
ЛИТОВСКОГО
Литовское «рыцарство» от долгого мира обленилось, начало
утрачивать прежнюю боеспособность и несло военные тяготы с большой неохотой.
Казна нередко пустовала. А с конца 70-х гг. XV в.
начались регулярные нападения отрядов перекопских татар из Крымского ханства
на юго-западные земли Великого княжества. Эта беда носила катастрофический
характер: пылали русские города, после каждого набега на Волынь, Подолию,
Киевщину или Белоруссию в плен угонялись тысячи жителей. И никак не удавалось
наладить сильную оборону против вторжений крымцев. Всего между 1474 и 1569 гг.
было 75 набегов. По подсчётам современных историков, только 40% из них были
отбиты. Неоднократно случалось и худшее: объединённые литовско-русские и
польско-литовско-русские войска бывали разбиты.
Между тем в это же самое время мощь Московского
государства многократно возросла. Великий князь московский Иван III (1462—
1505 гг.) располагал непобедимой армией: его полки легко опрокидывали рати
новгородцев, брали Тверь, покоряли Пермь, отбивали ордынские полчища на Угре и
подчинили Москве Казань за много десятилетий до времён Ивана IV (впоследствии
русское влияние в Казани было утрачено, и город пришлось завоёвывать вновь).
Пределы Московского государства расширились за счёт множества присоединённых в
те годы земель, в том числе владений Новгорода и Твери. Против ордынцев была
налажена весьма эффективная оборона. Крымское ханство треть века считалось
союзником Москвы.
Московская Русь в последней трети XV в.
была подобна богатырю, который столетиями с безнадёжной отвагой отбивался от
многих противников сразу, едва-едва отвечая одним ударом на два, но теперь
враги его либо поссорились между собой, либо ослабели, и стало возможным разить
их в схватке один на один. К такому поединку Литва не была готова и сама ещё не
знала, до какой степени она стала слабее Москвы. Военно-политическое
могущество как бы перетекло от западного соседа к восточному, и литовское
наступление на восток неминуемо должно было смениться московским наступлением
на запад.
302
СТОЛКНОВЕНИЕ МОСКВЫ И ЛИТВЫ
Король польский и великий князь литовский Казимир IV (1440—1492
гг.) с крайним неудовольствием отнёсся к полному подчинению Москве Новгорода и
Твери, до того испытывавших сильное литовское влияние. В это же время Иван III принял
титул «государя всея Руси», т. е. в том числе и Литовской Руси, входившей в
состав Великого княжества Литовского. Впоследствии он станет открыто претендовать
на все эти земли как на свою «отчину» (т. е. наследственное владение). В 80-е
гг. XV в. по всему московско-литовскому рубежу запылали приграничные конфликты.
Православные князья, подданные великого князя литовского, стали переходить на
службу к Москве со своими родственниками, войсками и даже землями. Литовские
хроники приводят такой исторический анекдот о причине «отъезда» из Литвы
русских князей: однажды они приехали в Вильно, к Казимиру IV, но по
какой-то причине стража в дверях не пожелала пропустить их в его покои. Один из
князей рвался столь упорно, что стражник сломал ему палец на ноге, прищемив его
дверью. За сломанный палец стражнику пришлось расплатиться головой, но,
несмотря на это, православные князья, якобы не стерпев обиды, прямо из Вильно
отправились к Ивану III.
Настоящих же причин княжеских «отъездов» было несколько:
во-первых, Москва лучше защищала от татар; во-вторых, в Литве преимущественное
положение по сравнению с православной шляхтой занимала шляхта католическая; в-третьих,
в начинающейся войне выгоднее было стоять на стороне более сильного государя —
Ивана III. Он всех прибывавших в его владения из Литвы принимал на службу, в то
время как Казимир IV
тщетно пытался этому воспрепятствовать. Один из
русских князей, перешедших на сторону Ивана III, Семён
Воротынский, написал великому князю литовскому письмо, объяснявшее причины его
поступка. Содержание письма таково: «Меня, князя Семёна Воротынского, отец твой
принял на службу и обещал оборонять и жаловать. И вот теперь земли мои
«отстали» (потеряны. — Прим. ред.), и ни отец, ни ты меня не защитили, а вместо утраченных
владений ничего не дали. Поэтому теперь крестное целование (присяга. — Прим. ред.) с мене, со князя Семёна Фёдоровича, долой!»
НАЧАЛО МОСКОВСКО-ЛИТОВСКИХ ВОЙН
Наконец грянула первая из длинной череды
московско-литовских войн. В
Литовский гусар рубежа XV—XVI вв.
303
Ивана III в нескольких местах
пересекли литовский рубеж и заняли города Вязьму, Любутск, Мценск, Мещёрск,
Хлепень, Рогачёв, Опаков и Серпейск. Кое-где горожане сами открывали ворота, в
иных случаях сопротивление гарнизонов бывало быстро сломлено. Для литовского
правительства и нового великого князя Александра Казимировича Ягеллона
(1492—1506 гг.) это было тяжкое поражение, для московских же войск —
всего-навсего проба сил. Операция, лишившая Великое княжество Литовское
значительной по размерам области, заняла всего несколько месяцев.
Александр Ягеллон, не имея сил для продолжения борьбы,
попытался найти выход в сватовстве к дочери Ивана III, Елене
Ивановне. В
Брак не принёс великой княгине счастья. Она стала
настоящим «яблоком раздора» между двумя монархами. Отец то требовал от её мужа
построить специально для Елены Ивановны православную церковь, то, находясь на
огромном расстоянии от своей дочери, посылал длинные предписания, как ей
следует себя вести, то вдруг осыпал упрёками зятя. В свою очередь великий князь
Александр позволял католическому духовенству осаждать свою супругу требованиями
о переходе её в католичество. Папа римский, гневаясь на Александра за женитьбу
на православной, несколько лет запрещал ему жить с молодой женой.
Это горькое супружество ненадолго продлило мир. Иван III сознавал,
что мог бы получить от войны гораздо больше, чем получил. Александр Ягеллон,
явно переоценив свои силы, сделал попытку насильственного обращения в католичество
традиционно православной части населения Великого княжества Литовского. В
Московские войска вошли на территорию Великого княжества
Литовского и, соединившись с силами перешедших на их сторону русских князей,
начали стремительно занимать земли и города. В открытом бою
московские и литовские войска сходились дважды. В июле
В следующем году не менее важная победа была одержана
под стенами Мстиславля. Воеводы московского государя Семён Воронцов, Григорий
Фёдорович и князь Александр Ростовский с войсками перешедших на сторону Москвы
князей безуспешно пытались взять этот город. Осада ничего не дала, но на долю
воевод выпал успех другого рода. Против московских сил выступили литовский
воевода Остафий Дашкович, а также князья Михаил Ижеславский и Михаил Мстиславский.
Судя по всему, под Мстиславлем столкнулись два очень крупных войска. Литовцы
вновь потерпели поражение, потеряв, по сведениям летописей, 7 тысяч человек.
Александр Ягеллон метался по своим землям, то руководя
возведением новых укреплений, то набирая иностранных наёмников. В
304
Осада Смоленска московскими войсками в
достигнет Кремля. За полтора года до кончины (он умер в
После смерти Ивана III великим князем московским стал его сын, Василий III (1505—1533 гг.). Через год умер и давний противник величайшего из
московских государей — Александр Ягеллон. На польском королевском и литовском
великокняжеском престолах его сменил Сигизмунд I (Жигимонт)
(1506—1548 гг.). Московско-литовское противостояние досталось Василию III и Сигизмунду I по наследству — в
качестве своеобразной традиции, насчитывавшей уже полтора десятка лет. Поэтому
новые государи начали своё
правление с небольшой пробной войны. Главным её
событием стал мятеж незаурядного полководца и политика, бывшего блестящего
приближённого Александра Ягеллона и человека чрезвычайно честолюбивого — князя
Михаила Глинского. В
БОРЬБА
ЗА СМОЛЕНСК
В первые годы войны особое значение приобрели походы
московских войск на Смоленск. В
Битва под Оршей. Гравюра XVI в.
306
Литовское посольство прибывает
к границе Московского
государства.
Времена Василия III.
Вскоре воинская удача оставила московских воевод. Два
больших войска во главе с воеводами Челядниным и Булгаковым в сентябре
БОРЬБА ЗА ОПОЧКУ
Намереваясь перехватить стратегическую инициативу,
Сигизмунд I вновь доверил командование своими основными силами Константину
Острожскому, в те времена — лучшему полководцу Великого княжества Литовского.
Под его начало помимо собственно литовских войск был поставлен спешно набранный
корпус иностранных наёмников (чехов, венгров и немцев). В сентябре
6 октября, обстреляв город из пушек, наёмники
самоуверенно пошли на штурм, хотя так и не сумели сделать в стенах ни одной
бреши. Но, как говорит летопись, воевода и наместник великого князя московского
Василий Салтыков «со всеми городцкыми, Богу помагающу, боряхуся против королёва
войска крепко».
Церковь-крепость в Великом
княжестве Литовском. Начало XVI в.
Защитники города отстреливались из пушек и пищалей,
обрушивали сверху на головы нападавших камни и брёвна, бились, сбрасывая
неприятеля со стен. «И побита много множества людей королёва войска, яко и
Великую реку со всех сторон град запрудиша трупы людскими, кровию людской, и
река, аки быстрыми струями, потече...» Бой шёл с утра до вечера, наёмники
бросались на стены несколько раз, но были отбиты. У неприятеля в тот день погиб
воевода Сокул, а его знамя было взято как трофей.
Не решаясь более штурмовать город, Константин
Острожский приступил к осаде. Но против него действовали «лёгкие воеводы»
(воеводы небольших отрядов) — князь Фёдор Оболенский-Лопата и Иван Лятцкий.
Московские рати с трёх сторон ударили по войскам Острожского и заставили их
отступить от города «со многим срамом, месяца октября в 18 день». На помощь к
ним поспешил было литовский воевода Черкас. Он укрепился в остроге «на
Ключищах», а взятых им русских пленников запер в церкви. Против Черкаса
выступил с войском Иван Лятцкий «и взяша острог, а много бишася с ним, а
полонёных своих из церкви выпустиша», неприятельских же воинов «4000 побиша, а
иных живых поимаше».
Поражение Литвы под Опочкой отметил в своих записках о
России посол императора Максимилиана I в
Москве барон Сигизмунд Герберштейн, выступавший тогда посредником в
русско-польско-литовских переговорах: «Пока я хлопотал в Москве в присутствии
польских послов о мире и согласии, король, собрав войско, осадил крепость
Опочку, однако безрезультатно. Поэтому государь московский (Василий III. — Прим. ред.) наотрез
отказался заключать перемирие».
Война продлилась ещё пять лет, до
ГОРОДА
ЛИТОВСКОЙ РУСИ
Города Литовской Руси сдавались воеводам Василия III неохотно:
в конце XV — начале XVI
вв. великие князья литовские раздавали
крупнейшим городам «привилеи» (жалованные грамоты) на так называемое
Магдебургское право, которое позволяло горожанам иметь самоуправление по
западноевропейскому образцу, в пределах Московского государства
308
совершенно немыслимое. Некоторые древнейшие города
Литовской Руси столетия назад пользовались значительно большими правами и
привилегиями по сравнению с дарованным им Магдебургским правом, но
впоследствии постепенно утратили их. «Магдебургия» была важна для них в другом
отношении: она чётко выделяла сферы деятельности городских магистратов (органов
самоуправления), в которые наместник великого князя не имел права вмешиваться.
Опасаясь утратить Магдебургское право в случае перехода
в состав Московского государства, горожане нередко оказывали упорное сопротивление
ратям Василия III.
Так было и в случае с Полоцком, да и Смоленск
сдался лишь после того, как городу была выдана грамота, подтверждающая все его
старинные права и вольности. И всё-таки, несмотря на стойкость защитников
городов, Литва уже не могла собственными силами оборонять себя от ударов
Москвы, если Польша не оказывала ей помощи. Поэтому окончание войны было успешным
для Московского государства: Василий III удержал
в своих руках Смоленск, взятый ценой невероятных усилий.
* * *
Мир не был прочным, послы то и дело пересекали
московско-литовскую границу с жалобами на взаимные обиды и очередными
репликами в споре о «порубежных делах». Воспользовавшись смертью Василия III в
Москва получила за 45 лет войн громадные территории, но
отодвигать свои границы дальше на запад была пока не в состоянии. Литва тем
более не могла вернуть утерянное. Нельзя сказать, чтобы стороны оставили
надежду на победу, просто решение великого спора было отложено ещё на несколько
десятилетий. Москва и Литва собирались с силами для будущих битв. На этом и
окончился первый этап московско-литовских войн.
Войны эти были одной большой трагедией двух сильнейших
держав Восточной Европы. Граница между ними стала зыбкой, вечно полыхала огнём
войн и приграничных конфликтов. Москва и Литва тратили едва ли не половину
своих жизненных сил на долгую и безжалостную борьбу друг с другом. Это великое
противостояние не давало ни Московскому государству, ни Великому княжеству
Литовскому нормально развиваться, коверкало всё социальное устройство обеих
стран; гибли тысячи людей, горели города и деревни, опустошались целые области.
ОТ БОЯРСКОГО ПРАВЛЕНИЯ К
ОПРИЧНИНЕ
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ИВАНА IV
Будущий царь Иван Грозный родился в ночь с 24 на 25
августа
Когда умер великий князь московский Василий III, его
наследнику, Ивану Васильевичу (1530—1584), было немногим более трёх лет от
роду. Детство мальчика нельзя назвать счастливым. Через пять лет после смерти
отца он потерял мать, великую княгиню Елену Глинскую, и в её лице —
единственного родного человека, который мог бы о нём заботиться и любить его.
Эти пять лет вдовствующая великая княгиня исполняла обязанности регентши (т.
е. временной правительницы) при малолетнем государе и управляла страной,
опираясь на Боярскую думу и «опекунский совет», назначенный ей в помощь
умиравшим супругом. В опекунский совет входили люди, обладавшие полнотой власти
ближайших советников и «управляющих делами» при неопытной в вопросах
государственного управления регентше. Почти все они были представителями высших
аристократических родов: князья Михаил Львович Глинский (дядя самой Елены
Глинской), Василий Васильевич Шуйский, Иван Васильевич Шуйский, бояре Михаил
Юрьев-Захарьин, Михаил Тучков и др.
309
Трон Ивана IV.
Если при жизни вдовы своего покойного государя «опекуны»
ещё согласовывали свои действия с волей великой княгини, то после её кончины
они обращали очень мало внимания на условия жизни, желания и судьбу наследника
престола. Гораздо больше энергии они проявляли в борьбе за власть, освящённую
именем номинального главы государства. В результате детские годы будущего
государя слились в единое горькое пятно. Много лет спустя давние мальчишеские
обиды невыносимо жгли ему память и душу. Через три десятилетия Иван IV вспоминал:
«Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления
своих желаний — получили царство без правителя, о нас же, государях своих,
никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе и
перессорились друг с другом при этом. И чего только они не натворили!
...Дворы, и сёла, и имущество наших дядей взяли себе и водворились в них. И
сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная
ногами и тыкая палками, а остальное разделили... Нас же с единородным братом
моим, святопочившим в Боге (т. е. уже умершим ко времени, когда царь писал эти
строки. — Прим. ред.) Георгием, начали воспитывать
как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде,
и в пище».
Аристократические кланы в жестокой сваре за
первенствующее положение стремительно сменяют
друг друга у кормила власти: первоначально власть
захватывают Шуйские, затем на их место приходят Вельские, потом Шуйские с
помощью мятежа свергают Вельских. Юный государь растёт в обстановке заговоров,
убийств, интриг. В 13-летнем возрасте приходит черёд и ему впервые «показать
зубы»: в
В середине XVI в. Московское
государство, или, как писали тогда в дипломатических документах, «Руссия», было
одним из сильнейших в военно-политическом отношении и одним из самых крупных по
территории в сравнении с другими странами Европы. Но совсем немного, всего
несколько десятилетий, насчитывала его история как единого государственного
организма, включавшего в себя десятки ранее самостоятельных земель и княжеств.
Рыхлая внутренняя структура Московского государства требовала серьёзных
преобразований, которые предотвратили бы в будущем его распад. Жители различных
областей по-прежнему пользовались разными деньгами, по-разному управлялись и
даже молились разным святым. Отсутствовал сколько-нибудь развитый аппарат управления,
не существовало постоянной армии, имелись только малочисленные отряды
иностранных наёмников, принятых на службу Василием III. Необходимо
было привести архаичное законодательство в соответствие с новыми условиями.
Всё это следовало исправлять под постоянной угрозой войны с сильными соседями:
Казанским и Крымским ханствами, Великим княжеством Литовским. И наконец,
главное: верховная власть, которая только и могла провести все эти реформы, не
обладала необходимым «инструментом» для подобной созидательной деятельности —
сословием верных и преданных престолу людей, имеющих опыт государственного
управления.
Великие князья опирались во всех своих действиях на
класс «служилых людей», т. е. людей, служивших в великокняжеском войске или в
администрации великого князя и получавших за это земельные наделы, а иногда —
помимо земли ещё и денежные оклады. Класс служилых людей делился на две
неравные части: мелких и средних землевладельцев, в большинстве своём
зависевших во всём от воли великого князя, а также крупных землевладельцев,
знатнейших людей, в экономическом смысле вполне самостоятельных по отношению к
московскому государю. Первые никогда не имели доступа к власти и не владели в
этой области ни малейшим опытом. Вторые от века занимали ключевые посты в сферах
гражданского и военного управления, в том числе и в основном органе
государственной
310
власти — Боярской думе, обладали всеми необходимыми
навыками для этого, но к реформам отнюдь не имели склонности.
В состав русской аристократии входили бывшие полудержавные
властители удельных княжеств, в ходе объединения страны постепенно утрачивавшие,
но ещё не утратившие вконец прав на неограниченное управление своими огромными
наследственными владениями. В аристократическое сословие входило также
старомосковское боярство, которое претендовало на традиционно высокую степень
власти и влияния на все области внешней и внутренней политики при особе великого
князя.
Князья и бояре, а с ними вся верхушка аристократии
служили великому князю московскому, отыскивая для себя большей чести и большего
богатства при дворе одного из сильнейших государей Европы, но считали себя
людьми свободными. Согласно древнему обычаю, они были вправе «отъехать» в
случае недовольства этой службой к иному государю, например к великому князю
литовскому. По меткому замечанию выдающегося русского историка В.О.
Ключевского, «политические обстоятельства, с одной стороны, поставили
московского князя на высоту национального государя с широкой властью, с другой
— навязали ему правительственный класс с широкими политическими претензиями и
стеснительной для верховной власти сословной организацией».
Аристократические группировки, управлявшие страной в
30—40-е гг. XVI в., оказались вполне способными организовать отпор внешнему неприятелю
(война с Польшей и Литвой 1534—1537 гг.), а также поддержать целостность
огромной державы. Но вся их «реформаторская» деятельность ограничилась
реорганизацией русской денежной системы, просуществовавшей в новом виде до
конца столетия, да ещё уничтожением некоторых крупных уделов.
ВРЕМЯ РЕФОРМ. «ИЗБРАННАЯ РАДА»
В 1545—1547 гг. было осуществлено несколько
мероприятий, призванных подчеркнуть переход всей полноты власти к юному
государю: Иван Васильевич начал ходить в военные походы, женился на Анастасии
Романовне Захарьиной, 16 января
ДЕНЕЖНАЯ
РЕФОРМА ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ
В
1535—1538 гг., во времена правления Елены Глинской, была проведена реформа
русской денежной системы. Из обращения были изъяты все низкопробные, обрезанные
монеты, а также монеты старой чеканки. По всей стране были введены новые
монеты: копейка («копейная деньга», «новгородка»), весившая
Венчание Ивана IV на царство. Летописная миниатюра.
311
Владычество Глинских вызывало зависть со стороны других
знатных родов, к тому же корыстолюбивые временщики злоупотребляли своим высоким
положением, что приводило к недовольству всей Москвы: «...В те поры Глинские в
приближении у государя (были) и в жаловании, а от людей их — чёрным людям
насильство и грабёж». Летом
Последовательные неудачи попыток различных «боярских
партий» навсегда утвердиться у верховной власти, недовольство низших слоёв
служилого класса засильем временщиков у престола, недостаточные способности
молодого царя к управлению государством и необходимость проведения многих
преобразований привели к созданию своеобразной
правительственной группы компромисса, названной позднее
князем Андреем Курбским «Избранная рада». Роль наиболее ярких фигур в её составе
сыграли люди, не блиставшие знатностью и не связанные близким родством ни с
царским домом, ни с одним из могущественных аристократических кланов.
Следовательно, никто не боялся, что они захватят власть.
Итак, на политическую авансцену времён «Избранной рады»
выступили священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский
постельничий (государев дворовый чин) Алексей Фёдорович Адашев. Помимо них в
«Избранную раду» вошли князь Курлятев, возможно, князь Андрей Михайлович
Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители
аристократии. Все они обладали достаточной дальновидностью, чтобы поддерживать
равновесие между царской властью, боярско-княжеской верхушкой служилого класса
и дворянством, вобравшим в себя средний и нижний слои служилых людей. Все они
признавали необходимость реформ в сфере государственного управления.
Большинство имён деятелей «Из-
Молодой Иван Васильевич и Сильвестр.
312
бранной рады» исторические источники до наших дней не
донесли.
Всего десятилетие суждено было существовать «Избранной
раде», всего десятилетие было отпущено исторической судьбой для деятельности
решительных и энергичных реформаторов, протекавшей в условиях относительного
мира между всеми классами и сословиями русского общества. Всего десятилетие! Но
за этот краткий период государственное и социальное устройство России
претерпело столь сильные изменения, каких не происходило за целые века
спокойного развития.
«Избранная рада» возникла не ранее
За это время, во-первых, сформировалась развитая система
«приказов», т. е. органов центрального управления, исполнявших функции
нынешних министерств. До середины 60-х гг. XVI в.
приказы именовались «избами». Каждый из приказов отвечал за определённую сферу
управления: так, например, Посольский приказ — за дипломатическую службу,
Разрядный приказ — за большую часть военных дел, Челобитный приказ — за
контроль над остальными приказами.
Во-вторых, в
В-третьих, было реорганизовано местное управление. Если
до этого времени в городах и землях Московского государства почти
неограниченной властью располагали наместники и волостели, на определённый срок назначавшиеся великим князем,
то теперь их судебные права в отношении дворян были ограничены, а на
значительной территории власть наместников полностью заменялась властью
выборных земских органов. Последние возглавлялись губными
старостами («губа» — округ) и излюбленными головами (в
городах).
В-четвёртых, церковный собор
Наконец, наиболее целенаправленным изменениям
подверглось военное дело. Было подготовлено и принято Уложение о военной
службе, определяющее, с какого количества земли (поместья) воин-дворянин
должен был выходить в поход «конно, людно, оружно», иными словами, на коне, с
ратниками, в доспехе и при оружии. Под Москвой была выделена земля для
избранной тысячи «лучших слуг» — привилегированных дворян, из числа которых
впоследствии назначались воеводы, «головы» (низшие офицеры), дипломаты и ад-
СИЛЬВЕСТР
И АДАШЕВ
Священник
Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий (государев
дворовый чин) Алексей Фёдорович Адашев были крупнейшими государственными
деятелями времён «Избранной рады». Сильвестр приобрёл огромное влияние на
молодого Ивана IV, указав тому на его пороки и на путь к их исправлению в критический,
страшный для царя час — во время московского восстания
Алексей
Фёдорович Адашев происходил из провинциального костромского рода дворян
Ольговых, не отличавшихся особой знатностью, и выдвинулся благодаря своим
исключительным способностям. Одно время он возглавлял Челобитный и Казённый
приказы, принял активнейшее участие в подготовке всех крупных реформ времён
«Избранной рады» и получил в свидетельство своих заслуг высокий думный чин
окольничего. Адашеву приходилось также выполнять функции дипломата и воеводы. Незадолго
до взятия Казани он дважды побывал там с важной дипломатической миссией, затем
принял участие в самом победоносном казанском походе. В
Но
с течением времени Сильвестр и Адашев потеряли доверие Ивана Грозного. В
313
Иван IV советуется с митрополитом. Летописная миниатюра.
министраторы. Возник корпус первого русского постоянного
войска — стрельцов, получавших из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование.
Ограничена была практика местничества, т. е. занятия должностей в войске в
зависимости от знатности и заслуг предков.
Все эти преобразования совершались одновременно с
впечатляющими победами в войнах и внешнеполитическими успехами. Между тем царь
повзрослел, приобрёл некоторый опыт в государственных делах и уже тяготился
деятельным правлением «Избранной рады». Воля его, стеснённая в юности, теперь
распрямлялась, словно отпущенная пружина, стремясь к самовластию. Одной из
главных черт характера Ивана IV стала неспособность
сдерживать себя в чём-либо, неспособность ставить своим желаниям и планам
разумные пределы. С течением времени царь стал подвержен приступам гнева, во
время которых он терял над собой контроль. Через четверть века в состоянии
такого припадка ему суждено было убить собственного сына, Ивана Ивановича.
Придя в ярость в споре с сыном по ничтожному поводу, царь ударил того в голову
концом жезла с насаженным четырёхгранным железным остриём. Царевич от раны
заболел и умер, родитель его
«рыдал и плакал», придя в себя и осознав
содеянное, да было поздно.
До начала 60-х гг. самовластие Ивана IV было
ограничено в политическом отношении «Избранной радой», а в моральном — его
наставником митрополитом Макарием и женой Анастасией, единственным существом, к
которому Иван питал в зрелые годы приязнь и даже любовь. В связи с началом
Ливонской войны царь вступил в конфликт с деятелями «Избранной рады» (в частности,
с Адашевым), стоявшими за войну с Крымским ханством, для которой тогда
сложилась благоприятная военно-политическая ситуация. В отношении Ливонии
Адашев считал предпочтительными мирные переговоры или боевые действия в ограниченных
масштабах. «Избранную раду» поддерживала значительная часть аристократии, но
Иван Васильевич настоял на своём и мог счесть себя правым, поскольку в первые
годы войны с Ливонским орденом русские воевали успешно.
В августе
Московский государь начинает единолично руководить всей
внутренней и внешней политикой. В двух словах его политический курс можно
охарактеризовать как доведение личной власти до уровня неограниченного
самодержавия внутри страны и максимально возможное её распространение за
пределы Московского государства путём завоеваний.
В первые годы Ливонской войны Ивану IV удаётся
добиться серьёзных успехов, в частности на Северо-Белорусском театре военных
действий. Но в стране уже чувствуется нарастающее истощение сил и средств
из-за военных тягот. Аристократическая верхушка служилого класса была
заинтересована в оборонительных войнах, в отстаивании южных рубежей от набегов
татар. Напротив, низшая часть служилых людей — дворяне и другие группы
дворянства («жильцы», «дети боярские») — выступала за продолжение
наступательной войны с западными соседями. Это и понятно: по сравнению с
землевладельцами-аристократами дворяне значительно хуже были обеспечены землёй,
и даже те небольшие участки, которые были положены им по закону («оклады»), не
выделялись полностью: в центре государства вся пригодная для обработки земля
давно была разобрана и разделена, ощущался «земельный голод». Не было
возможности всерьёз заниматься хозяйством, поскольку полжизни приходилось
проводить в походах и на военной службе. А в это время более богатые соседи
переманивали к себе крестьян, предоставляя им лучшие условия существования.
Для дворян, жильцов и детей
314
боярских война представляла собой желанный источник
обогащения: за счёт военной добычи и, возможно, за счёт получения новых
земельных участков в присоединённых областях. В этом смысле дворянские
публицисты противопоставляли смелых «на рати» служилых людей «ленивым
богатинам» (землевладельцам-аристократам); в этом смысле война в Ливонии была
для дворян лакомым кусочком.
Стремления дворянства совпадали с крупными
завоевательными планами царя и поддерживались Русской Православной церковью,
заинтересованной в расширении своего влияния. Но они противоречили чаяниям
боярства, не видевшего смысла в завоеваниях, посадского населения, недовольного
усилением «тягла» (суммы налогов и повинностей), да и всему состоянию страны,
не выдерживавшей постоянного напряжения военного времени. Пока на разных
театрах военных действий царским войскам сопутствовал успех, это противоречие
не было столь очевидным. Но как только начались серьёзные неудачи, царь перешёл
к политике репрессий, стремясь любой ценой сломить сопротивление верхушки
служилого класса, сделать из неё послушное, безгласное орудие.
В эти годы начинает формироваться нравственный и
политический облик Ивана IV. Вот каким он запомнился
современникам, оставившим нам его противоречивый портрет, красивый и страшный
в одно и то же время: «Царь Иван образом нелепым, очи имел серы, нос
протягновен и покляп (изогнут. — Здесь и далее прим. ред.),
возрастом (т. е. ростом) велик был, сухо тело имел, плещи высоки имел, грудь
широкую, мышцы толсты. Муж чудного разсуждения (замечательного ума), в науке
книжного поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за своё
отечество стоятелен. На рабов своих, от Бога данных ему, жестокосерд вельми и
на пролитие крови и на убиение дерзостен и неумолим; множество народа от мала
до велика при царстве своём погубил, и многие грады свои попленил и многие
святительские (церковные) чины заточил и смертию немилостивою погубил... Тот
же царь Иван много благо сотворил, воинство вельми любил и требуемое им от
сокровища своего неоскудно давал. Таков был царь Иван».
Трагедия исторического момента заключалась в том, что
воля умного, энергичного, но необузданного государя вступила в противоборство
с волей целого сословия, притом самого могущественного в русском обществе. Эта
борьба нанесла государству непоправимый ущерб.
ОПРИЧНИНА
В 1563—1564 гг. на сторону Литвы перебежало несколько
недовольных аристократов, занимавших должности воевод. Во время зимнего похода
на Полоцк перекинулся к неприятелю военный голова Богдан Никитич
Хлызнев-Колычев, а в апреле
В результате Иван IV лишился
иллюзий в отношении собственного всесилия и приступил к политике «крутых мер».
3 декабря
315
КНЯЗЬ
КУРБСКИЙ
Князь
Андрей Михайлович Курбский (1528—1583)
— пожалуй,
самый известный из всех исторических деятелей эпохи Ивана Грозного. В молодости
он зарекомендовал себя храбрым и удачливым воеводой. Принимал участив в
завоевании Казани и во время решающей битвы получил множество ран. Затем Курбский
сражался с ордами крымского хана на южных рубежах страны, а впоследствии
занимал различные воеводские должности во время первых победоносных походов в
Ливонию. Возглавленные лично им войска несколько раз наносили серьёзные
поражения силам Ливонского ордена.
В
Уже
будучи в Литве, Андрей Михайлович сочинил несколько посланий к Ивану IV и обширный исторический
труд под названием яИстория о великом князе Московском». Являясь представителем
высшего слоя русской аристократии, Курбский наиболее полно и ярко выразил в
своих сочинениях взгляды этой социальной группы на правление Ивана Грозного:
каждая строка писаний Курбского — обличение кровавых и неправедных деяний царя,
их осуждение и проклятие. Однако, споря с Иваном IV, Курбский нередко в
запальчивости возводил на него и совершенно несправедливые, неправдоподобные
обвинения.
Сам
князь отличался тяжёлым, неуживчивым характером: совершая побег, он бросил на
произвол судьбы свою семью, в Литве женился ещё раз, но несчастливо: ему
пришлось без конца вести судебные тяжбы со своей женой и пасынками, и в итоге
последовал развод. Кроме того, Курбский нередко конфликтовал со своими
соседями.
В
личности Андрея Курбского отразилась бурная и противоречивая эпоха Грозного.
Этот человек обладал несомненным мужеством, был отлично образован и дарования
свои с блеском применял в литературном труде. В то же время он смог стать
изменником родины. В нём уживались рядом со всеми талантами неприкрытая
жестокость и презрение к низшим сословиям.
щание и проект передачи власти сыновьям. Но риск этот
оправдал себя: делегация согласилась на чудовищные условия, из которых и вырос
причудливый политический эксперимент, именуемый «опричниной».
Иван IV получал право
подвергать изменников опале как ему вздумается. Из всей государственной
территории («земщины») ему был выделен особый удел, который существовал как бы
помимо («опричь») всех остальных областей: в нём были свои собственные приказы,
свой царский «особный двор», своё войско; наконец, в его пределах власть
безраздельно и неограниченно принадлежала царю. Со всей огромной опричной
территории доходы шли в опричную казну. В опричнину были взяты земли трёх
родов: во-первых, просто богатые, за счёт которых можно было решить финансовые
проблемы; во-вторых, принадлежавшие некоторым «княжатам» — бывшим удельным
владыкам, которые сгонялись со своих вотчин и получали взамен другие земли (тем
самым разрывались их связи с древними родовыми владениями — основой особых
прав, привилегий и всей политической силы «княжат»); в-третьих, те земли,
которые были пригодны для «испомещения» на них служилых людей, состоявших в
опричном войске. Часть уездов, попавших в опричнину, находилась вблизи
литовского рубежа и имела важное стратегическое значение.
Опричная резиденция Ивана IV помещалась
в замке, специально с этой целью выстроенном в центре Москвы, напротив
Ризположенских ворот Кремля (ныне Троицкие ворота). Символами «опричной
гвардии» стали метёлка и собачья голова, олицетворявшие основные обязанности
опричников: псами грызть царских врагов и выметать измену из страны.
Причины учреждения опричнины до сих пор вызывают у
историков споры. Некоторые видят их в борьбе высшего слоя служилого класса
(князей и бояр) против низшего (дворян), возглавленного царём. Другие полагают,
что основным предназначением опричнины была борьба с остатками удельной
старины и сепаратизмом (стремлением к обособлению, автономии) некоторых
областей Московского государства. Третьи видят корень зла в патологической
злобе и даже психической ненормальности Ивана IV. Советские
историки Р.Ю. Виппер и А.Л. Хорошкевич связывали установление опричных порядков
с внешнеполитическими и военными затруднениями. Последнее представляется самым
правдоподобным. Опричнина была учреждена прежде всего для того, чтобы любой
ценой выжать из страны силы и средства для продолжения Ливонской войны и
подавить любое, прямое или косвенное, сопротивление всех тех, кто как-либо
мешал этому. Опричные порядки представляли собой систему чрезвычайных мер
военного времени.
Однако результаты введения опричнины в
316
фронте русские войска не добились сколько-нибудь
серьёзных военных успехов. Настоящего контрнаступления организовать не
удалось. В 1565— 1566 гг. большая группа аристократов и дворян была отправлена
в ссылку в Казанский край. После взятия Казани в
В
Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже
родами. В
В декабре
Опричная резиденция — Александровская слобода (со старинной гравюры).
317
всей России после самого царя. Вместе с ним были
умерщвлены его семья, приближённые, слуги. Годом ранее против опричных зверств
восстал митрополит Московский Филипп, впоследствии объявленный русской церковью
святым. В храме во время воскресной службы глава церкви стал принародно укорять
главу государства и, в частности, сказал ему, что теперь «на Руси нет
милосердия для невинных и праведных...» и что Бог взыщет с царя за «невинную
кровь». Тот отвечал: «Доселе я был кроток с тобой, митрополит, с твоими приверженцами
и с моим царством. Теперь вы узнаете меня!» Иван IV нашёл
способ оправдать задуманную им расправу с Филиппом: был созван церковный
собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе
и порочной жизни. Митрополита лишили сана и заточили в Тверском Отроче
монастыре.
В декабре
25 июля
Не щадили даже сёл и деревень, принадлежавших
«опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели десятков безымянных
людей: «В коломенских сёлах скончавшихся православных христиан, Ивановых
людей, 20 человек, а
Народ просит Ивана IV отменить опричнину.
318
имена их Бог весть». Или: «В Бежецком верху Ивановых
людей 65 человек (убито) да 12 человек, скончавшихся ручным усечением (т. е. им
были отрублены руки. — Прим. ред.), имена их ты, Господи, сам ведаешь».
Но самой жуткой страницей опричнины стал разгром
Новгорода. В Новгородскую и Псковскую земли Иван IV нагрянул
с опричным войском зимой
М. И. Авилов. «Царь Иван Грозный
с опричником».
гиня, хотевшая броситься мне в ноги. Но, испугавшись
моего грозного вида, она бросилась назад в палаты, я же всадил ей топор в
спину, и она упала на порог. А я перешагнул через труп и познакомился с их
девичьей...» Самые скромные подсчёты числа казнённых во время опричного
разгрома Новгорода говорят не менее чем о двух-трёх тысячах жертв. Потомки,
таким образом, имели полное право называть Ивана IV Грозным.
Впрочем, за рубежом этого царя предпочитают именовать Иваном Ужасным.
В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная
система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены;
оставшиеся же были до того запуганы, что страшились вступить с неприятелем в
бой, опасаясь потерпеть поражение и быть за это казнёнными. Опричное войско
оказалось малобоеспособным. Бесконечная война поглотила массу сил и средств,
южные рубежи страны оказались оголёнными. Вследствие всего этого произошла
военная катастрофа. В
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ИВАНА IV
Перед лицом неудачи опричной политики Иван IV вынужден
был отменить в
319
них двенадцати послеопричных лет царствования Ивана
Грозного им предпринимались попытки частичного восстановления опричных
порядков: то опять накатывали волны безудержных массовых казней, то царь
пытался во второй раз получить в своё распоряжение особый удел, посадив на
российский престол марионеточного царька — служилого татарского хана Симеона
Бекбулатовича (1575— 1576 гг.). Между тем Ливонская война на рубеже 70—80-х гг.
XVI в. была отмечена рядом тяжких поражений русских войск, чуть ли не новой
военной катастрофой. Эти годы были для России тяжёлой и несчастливой порой.
И лишь смерть Ивана IV в
Во времена юности царя Ивана Васильевича государственным
деятелям России предстояло решить сложные задачи. Но наследникам эпохи
Грозного достались проблемы гораздо более серьёзные и трудные. В результате
опричной политики, чрезвычайных, крутых мер в 70— 80-е гг. XVI в.
Московское государство вошло в полосу кризиса. В 25-летней Ливонской войне
Россия потерпела поражение; лучшая, наиболее боеспособная часть войск была
перемолота на полях сражений в ежегодных военных кампаниях, а завоёванные
территории потеряны. Страна была доведена до страшного разорения. Датчанин
Ульфельд, проезжавший по Московскому государству в
впоследствии рассказывал в своих записках о пришедших в
упадок городах, обезлюдевших областях, заброшенных пашнях, о всеобщей нищете и
голоде. За два десятилетия произвола, творимого Иваном Грозным, подданные его
настолько отвыкли от правильного суда, настолько разучились соотносить вину
преступника и тяжесть положенной ему по закону кары, что теперь угроза самых
жестоких наказаний не могла воспрепятствовать заметному росту преступности.
Попытки правителей решить все эти проблемы были тщетны, и впоследствии Россия
пришла к ещё более сильному кризису, поставившему её на грань гибели в Смутное
время.
Царь Иван IV три с половиной
десятилетия обладал всей полнотой власти в Московском государстве. Он ставил
перед собой весьма масштабные задачи и нередко добивался успеха, но затем терял
плоды первоначальных побед, во всём желая большего, не умея хоть в чём-либо
себя ограничить. В результате он окончил свои дни как проигравшийся картёжник,
слепо уверовавший в свою удачу, поставивший на карту всё своё состояние и к
концу игры распрощавшийся с большей его частью. Судьба этого государя
представляет собой великолепный пример правителя, стремившегося более к личной
славе и могуществу, нежели к пользе государства, которое досталось ему по праву
рождения.
Иван IV. Старинная гравюра.