Предыдущая Следующая

345

 

 

Приказные люди за работой. Рисунок из старинной рукописи.

достигло 53. Однако этот рост происходил в основ­ном за счёт быстрого расширения штата подьячих, которых к концу века насчитывалось около 3,5 тыс. человек. Только в одном Поместном при­казе работали 400 подьячих. Посетивший в это время Россию Яков Рейтенфельс в «Сказаниях» писал о «почти бесчисленном количестве» подья­чих в Москве. С середины века при крупных при­казах создавались специальные школы для подго­товки квалифицированных кадров. Группы обу­чавшихся детей бывали довольно многочисленны и находились под надзором старых опытных подьячих. Источники того времени донесли до нас рассказы о шалостях и ссорах учеников, бро­савших друг в друга книги и столбцы (склеенные в длинную полосу документы). Устанавливается внутреннее деление приказов на «столы» и «повытья» (более мелкие подразделения).

Старое кремлёвское здание перестаёт вмещать многочисленную армию подьячих. Архимандрит Андреевского монастыря Авраамий говорил, что «иным де и сидеть негде, стоя пишут». В связи с этим в 70-х гг. XVII в. ряд приказов был вынесен за территорию Кремля и размещён в Китай-городе, а отчасти в Белом городе. Но даже через десять лет, когда на месте старого было построено новое двухэтажное здание, многие из приказов не вернулись в Кремль.

К середине века и особенно во второй его половине заметно обострились недостатки при­казной системы: её неповоротливость, нечёткость распределения обязанностей между отдельными учреждениями. Приказная «волокита» признава­лась и правительством, упоминавшим о ней в официальных документах. И если в делах го­сударственной   важности  решения   принимались

346

 

 

сравнительно быстро, то в частных, так назы­ваемых «челобитчиковых», делах медлительность рассмотрения была почти нормой. Нередко она использовалась приказными людьми для вы­могательства взяток. Случались в приказах и прямые хищения казны.

Ещё в середине века царь Алексей Михайлович пытался исправить изъяны приказной системы, предписав двум специальным учреждениям — приказу Тайных дел (своей личной канцелярии) и Счётному приказу — контролировать работу других приказных учреждений. Но после смерти царя оба ведомства были ликвидированы. Сле­дующая попытка реформ относится к царство­ванию Фёдора Алексеевича, когда принимались меры к сокращению числа приказов и созданию более крупных учреждений, в первую очередь в области финансового управления.

В конце XVII в. создаётся ряд приказов, связанных с новыми веяниями в царствование молодого Петра I: Военно-Морской, Адмиралтей­ский, Артиллерийский. Во главе их становятся и новые люди. Так, весьма непривычным явлением в практике русской администрации стало выдви­жение на высокие посты иностранцев. Одним из них был сын осевшего в России голландского купца Андрей Андреевич Виниус, возглавлявший некоторые приказы.

Нововведения не спасли старых приказов. Просуществовав до начала XVIII в., они в 1718—1720 гг. были заменены коллегиями. Неко­торые из них просуществовали дольше, например Сибирский приказ, окончательно ликвидирован­ный в 1763 г. Само здание приказов было снесено в 1769 г. при подготовке к строительству нового Кремлёвского дворца.

ДЕЛО О ПОХИЩЕНИИ «ЗОЛОТЫХ»

Наиболее крупным и нашумевшим преступлением, связанным с хищением ценностей из казны во времена Московского государства, было дело о краже наградных знаков (так называемых «золотых») из Разрядного приказа в начале 90-х гг. XVII в. В нём были замешаны представители всех трёх приказных чинов: думный дьяк Оловянников, дьяк Разрядного приказа Фролов и подьячий того же приказа Афанасьев. Афера была задумана подьячим, который сумел уговорить и частично подкупить её остальных участников. Так, думному дьяку он подарил свой загородный дом с садом. Основана она была на том, что в Разрядный приказ из приказа Большой казны были выданы «золотые» для награждения участников крымских походов. После их массовой раздачи в приказе осталось ещё немалое число «золотых», что и дало возможность для их похищения при помощи скреплённых подписями дьяков фиктивных документов о передаче этих наградных знаков в другой приказ. К делу были привлечены и торговые люди, которые осуществили выпарку золота из позолоченных серебряных знаков. Всего «золотых» было похищено на огромную по тому времени сумму — 7,5 тыс. рублей.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org