Предыдущая Следующая

Польские войска не смогли взять Смоленск и, осадив его и оставив далеко позади себя, стре­мительно приближались к Москве. 40-тысячное московское войско, возглавляемое всё тем же Дмитрием Шуйским, братом царя, и усиленное шведами, было наголову разбито у села Клушино между Вязьмой и Можайском.

По стране продолжали рыскать и отряды Лжедмитрия II. Всё это окончательно решило судьбу боярского царя Василия Шуйского. 17 июля 1610 г. он был низложен, выдан польскому королю в качестве заложника и умер в плену. Страной стала править Боярская дума, состоявшая тогда из семи человек и потому получившая в народе ёмкое название «Семибо­ярщина», или «Семибоярская дума».

Новые правители России больше опасались воз­мущения собственного народа, нежели поражения от иностранного неприятеля. Поэтому они ночью 21 сентября 1610 г. тайно впустили поляков в Кремль и согласились венчать на русский престол

376

 

 

 

польского королевича Владислава. Однако жадный и недальновидный польский монарх Сигизмунд III отказался подписать такое соглашение, рассудив, что для его сына быть царём России — это слишком много. Война продолжалась...

ЗЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО. ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ ОТ ПОЛЯКОВ

В отличие от мос­ковских бояр рус­ский народ упор­но сопротивлялся захватчикам. Ге­роическую оборо­ну держали за­щитники осаждённого Смоленска. Полякам уда­лось захватить его ценой огромных потерь и неимо­верных усилий лишь спустя два года после начала осады. Обличал предательство московских властей сам престарелый патриарх Гермоген. Его речи про­буждали в людях патриотические чувства, звали к борьбе. Было создано Первое земское ополчение. Однако его попытки освободить Москву от поляков не увенчались успехом.

В Нижнем Новгороде возникло народное движе­ние, направленное на освобождение русской земли

от интервентов. Возглавил его ниже­городский земский староста, купец Кузьма Минин, получивший впослед­ствии всенародную известность как «выборный от всея земли человек». Не раз выступая перед нижегородцами на площади перед съезжей избой в центре города, он призывал жителей подняться на борьбу с иноземными захватчиками за освобож­дение Российского государства, за православную веру, не жалеть жизни своей, а на содержание ратных людей отдать «всё злато и серебро и, если надо будет, продать имущество, заложить жён и детей своих». Призывы Минина были услышаны и получили поддержку. В городе начали собирать средства на создание нового ополчения. Размер налога на эти цели составил пятую часть всего имущества каждого горожанина.

Патриарх Гермоген в темнице.

377

 

 

 

ШВЕДСКАЯ АГРЕССИЯ НА СЕВЕРЕ РОССИИ

Шёл 1608 год. Смута, разгоревшись, бушевала уже по всему Московскому государству. У правительст­ва Василия Шуйского катастрофически не хватало сил для подавления то и дело вспыхивавших бунтов и восстаний. Очередной «счастливо спасшийся» само­званый царевич Дмитрий обосновался в подмосковном Тушине. В его лагере пребывало (по некоторым источ­никам) около 100 тыс. человек, и московская власть не могла справиться с таким воинством. Решено было прибегнуть к иностранной помощи.

В самом конце года в Выборге встретились послы Москвы и Швеции для переговоров о совместных действиях против «Тушинского вора». Шведы начали торг: за военную помощь Москве шведский король требовал не только полного содержания для его экспедиционного корпуса на всё время войны, но и территориальных уступок — уезд с центром в городе Корела должен был отойти к Швеции. Переговоры затя­гивались, а обстановка вокруг Москвы всё обострялась. Наконец московские послы вынуждены были пойти на условия шведов, и 28 февраля 1609 г. было подписано соглашение, по которому в Россию направлялся 5-тысячный шведский вспомогательный корпус во главе с опытным военачальником Делагарди.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org