Предыдущая Следующая

406

 

 

 

ПОЛКИ НОВОГО СТРОЯ

Полки нового (иноземского) строя в Москов­ском государстве, организованные и во­оружённые по европейским образцам, стали зародышем, из которого впоследствии выросла колоссальная европеизированная армия Россий­ской империи. Они появились накануне Смо­ленской войны с Польшей (1632—1634 гг.), хотя служба иностранцев в русских войсках уже имела к тому времени вековую предысторию. Государи московские охотно нанимали на службу выходцев из Западной Европы, стремясь иметь отряды, на верность которых можно было бы положиться даже в тех случаях, когда вызывает сомнение верность собственных подданных. Помимо этого отряды иноземцев имели по сравнению с русскими служилыми людьми неоспоримые преимущества: европейские наёмники были обучены всем воен­ным новшествам и прекрасно знали главного противника в случае военных действий с Польшей или Швецией — своего же брата, наёмника.

Ещё в конце XVI в. многие иностранцы состояли на военной службе в Московском госу­дарстве. Большинство из них были поляки, захваченные в плен или перешедшие на сторону России в ходе Ливонской войны. В годы Смутного времени количество иноземцев в русской армии возросло, появились целые военные подразделе­ния, организованные из одних иноземцев. В 1614 г. 130 иноземцев польской службы, сдавших русским войскам крепость Белую, перешли на русскую службу и образовали особую роту «бельских немцев» («немцами» в то время именовали большинство иностранцев). «Вельские немцы» делились на «шкотских» и «ирлянских», т. е. шотландцев и ирландцев. (Среди них служил и предок знаменитого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, шотландец по происхож­дению, прапорщик Лермонт.)

Для организации и обеспечения всем необхо­димым иноземцев, находящихся на русской воен­ной службе, в 1624 г. было создано особое государственное учреждение — Иноземский при­каз. Иностранцы приезжали в Россию из разных стран Западной Европы — Австрии, Англии, Германии, Дании, Швеции, Шотландии. За выезд из родной страны они награждались царским денежным жалованьем и подарками — дорогими тканями (камкой, тафтой, сукном). В Иноземском приказе они «верстались окладами», т. е. получали определённые суммы поместного и денежного «государева жалованья», соответствующие чину и положению. Многие иноземцы не хотели и не могли иметь поместья и управлять крестьянами, поэтому они получали только жалованье и назывались «кормовыми». Таким образом, все ино­странцы делились на поместных и кормовых.

До Смоленской войны иноземцы были организо­ваны по ротам. В роту входили, как правило, солдаты одной национальности. Существовали роты «бельских немцев», рота немцев Дениса Фонвисина (предка знаменитого русского драма­турга Дениса Ивановича Фонвизина), рота англи­чан Яна Вуда и роты поляков.

Накануне войны за Смоленск с Польшей и её католическими союзниками правительство царя Михаила Фёдоровича ясно осознавало, что русское войско, состоявшее из дворянской конницы и стрелецкой пехоты, не в состоянии сражаться на равных с регулярными войсками, т. е. с армией, постоянно находящейся на военной службе (в отличие от российских служилых людей, увязших в ведении собственного хозяйства), единообразно обученной, отлично снаряжённой и вооружённой модернизированным огнестрельным оружием — мушкетами. Выход из положения русское прави­тельство видело как в создании собственного постоянного регулярного войска — организации русских полков иноземного строя, так и в найме иностранных полков. Грамоты с призывом записы­ваться в русские полки иноземного строя были


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org