В XVI и XVII веках
главным городом огромного Московского государства была Москва. По замечанию
одного древнего автора, уже благодаря выгодному географическому положению она
заслуживала того, чтобы быть столицей, «ибо мудрым основателем своим построена
в самой населённой стране в середине государства, ограждена реками, укреплена
замком и, по мнению многих, никогда не потеряет первенства своего».
Действительно, среди других русских городов того времени Москва резко
выделялась и своими размерами, вольготно раскинувшись на холмистых берегах
нескольких рек, и обилием жителей — бояр, купцов, стрельцов и ремесленников, —
и своими крепостными стенами, поражавшими заезжих иностранцев мощью и
протяжённостью. Славилась столица России и своими соборами, в величественных
формах которых словно бы воскресали образы двух первых русских столиц — Киева
и Владимира. Главным отличием Москвы от других русских городов было то, что в
московском Кремле, на высоком «столе» (престоле), восседали православные государи.
По этой причине её называли «стольным градом».
КРЕМЛЬ
В конце XV —
начале XVI вв. Кремль — центральная и самая древняя часть города — подвергся коренной
переделке. Задумал и почти полностью осуществил её великий князь Иван III. Этого
московского государя перестал удовлетворять прежний облик Кремля
с небольшими соборами, построенными ещё в то время, когда Московское княжество
было одним из многих небольших русских княжеств, и обветшавшей белокаменной
стеной — её неказистый вид уже не соответствовал той роли, которую теперь
должна была играть Москва, столица одного из сильнейших государств Европы.
Первым был возведён величавый
собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1475— 1479 гг.) — главный собор
всего Московского государства. В нём проводились пышные, торжественные
церемонии: оглашались государственные акты (например, акт о воссоединении
Украины с Россией в
Для наиболее важных
государственных мероприятий был построен торжественный тронный зал — так
называемая Грановитая палата (1487— 1491 гг.). Деревянные хоромы великих князей
уступили место новому каменному дворцу. Архитектурный ансамбль центральной
площади Кремля завершил высокий столп белоснежной трёхъярусной колокольни
церкви Святого Иоанна Лествичника, названный в народе «Иваном Великим»
(1505—1508 гг.).
Центр Кремля преобразился.
Кажется, изменилась и жизнь в нём. Государевы гонцы на горячих скакунах,
торжественные праздничные процессии, иностранные послы, окружённые блестящими
свитами, важные бояре в дорогих одеждах, озабоченные дьяки с кипами свитков,
монахи, служилый люд, ходоки от разных земель, многочисленные уличные писцы,
предлагавшие свои услуги, — теперь это была повседневная жизнь Кремля, внешне
суетливая, но внутренне наполненная большим государственным значением.
В эти же годы (1485—1495 гг.)
была построена и новая мощная крепостная стена из красного кирпича, украшенная
живописными двурогими зубцами. Новая стена имела 18 башен и протянулась более
чем на
Шитое изображение
государственного герба и столицы России. XVII в.
443
Вход в Благовещенский
собор Кремля.
После того как реконструкция
Кремля была завершена, он превратился в одну из сильнейших европейских
крепостей того времени. Что же касается внешнего великолепия московского
Кремля, контрастировавшего с окружавшими его деревянными кварталами, то
издалека он вызывал у некоторых путешественников мысли об Иерусалиме —
идеальном земном городе. Как в настоящем городе, внутри стен Кремля имелись
площади, небольшие улочки, тупики и задворки.
ПОСАДЫ
Однако, несмотря на свои
размеры, Кремль составлял лишь центральную часть Москвы. Во все стороны от
него тянулись посады — торгово-ремесленные
районы. Улицы в них не теснились одна к другой, а располагались свободно,
разделялись садами, огородами и даже лугами; посады постепенно перетекали в
слободы кузнецов и других ремесленников, труд которых был связан с огнём. Таких
мастеров во избежание пожаров в центр города старались не допускать.
Долгое время жители посадов не
имели крепостных сооружений, которые могли бы защитить их от нашествия
неприятеля. Правда, в конце XIV в. расположенный к
востоку от Кремля торговый посад был окружён небольшим земляным валом.
Кроме того, улицы на ночь
перегораживали брёвнами и решётками. Около таких заграждений обычно выставляли
вооружённую охрану против «лихих людей». Но этого было явно недостаточно. И
потому при серьёзной угрозе городу жители посадов укрывались в стенах Кремля,
бросая свои жилища на произвол судьбы. Иногда дома даже приходилось специально
поджигать, чтобы лишить врага дров и материала для строительства осадных
приспособлений. Так было, например, в
По мере того как посады
разрастались и становились местом жительства не только торгово-ремесленного
люда, но и знати, остро встала необходимость строительства новых городских
укреплений. Первым был защищён самый древний и густонаселённый московский
посад, примыкавший к Кремлю с востока, — так называемый Китай-город. В
1535—1538 гг. вокруг него была построена кирпичная стена с четырнадцатью
башнями и воротами. Стены Китай-города, параллельные Москва-реке и Неглинной,
продолжили кремлёвские укрепления. Эти две реки были соединены ещё одним рвом.
В результате Китай-город также оказался на острове.
Спустя полвека началось
сооружение новой московской стены, которая огромным полукольцом окружила Кремль,
Китай-город и примыкавшие к ним кварталы, получившие название Белого города.
Стена, протянувшаяся более чем на
После строительства всех этих
укреплений центр города оказался окружённым несколькими крепостными кольцами,
на каждом из которых несли службу вооружённые охранники. Со второй половины XVI в.
город охраняли стрельцы, вооружённые пищалями (ружьями). Стрельцы составляли
особую группу городского населения. В свободное от караульной службы и военных
походов время они занимались ремёслами или торговали. Стрельцы должны были
служить пожизненно; кроме того, их служба была наследственной. Казна платила
им жалованье, которое зачастую задерживалось, что приводило к возмущениям этой
вооружённой части горожан. Жили стрельцы в Белом городе и Земляном городе, в
отдельных слободах, которых было особенно
444
много в Замоскворечье —
самой уязвимой в военном отношении
южной части города.
МОСКОВСКИЙ
ПУШЕЧНЫЙ ДВОР
Обороняли московские стены
многочисленные орудия, которые немецкий путешественник Адам Олеарий,
посетивший Москву в 30-е гг. XVII в., назвал «великолепными».
Производились они на Московском Пушечном дворе, появившемся на берегу реки
Неглинной ещё в конце XV столетия. Пушечный двор
представлял собой крупное предприятие своего времени. Опытные мастера и
подмастерья, получавшие казённое жалованье, занимались литьём пушек,
колоколов и других металлических изделий. Крупным пушкам, изготовленным на
Московском Пушечном дворе, давали грозные имена — «Лев», «Волк», «Единорог»,
«Сокол» и др. Во второй половине XVI в. одним из самых
искусных мастеров Пушечного двора — Андреем Чоховым — была отлита знаменитая
«Царь-пушка».
БОРЬБА С
ПОЖАРАМИ И ЭПИДЕМИЯМИ
Заботиться о своей обороне
приходилось жителям всех древних городов. Однако были такие враги, от которых
не спасали ни крепкие запоры на крепостных воротах, ни меткие стрельцы, ни
тяжёлые огнедышащие пушки. Этими врагами становились эпидемии и пожары.
Заразные болезни являлись одним из самых страшных бедствий средневековья. Они
налетали на город, как жестокие орды неприятеля, проникали сквозь любые двери,
не щадили ни бояр, ни нищих, ни новорождённых, ни стариков. Летописи хранят
рассказы о том, что во время сильных эпидемий улицы Москвы наполнялись
трупами, а хоронить их было некому. После чумы
445
Станок Московского
Печатного двора XVI—XVII вв.
до 150 тысяч жизней, город
почти обезлюдел... Однако сколько бы ни свирепствовало «моровое поветрие», в
конце концов оно отступало. Проходило несколько лет, и горожане почти забывали
о страшной беде — до следующего «поветрия».
Пожары в отличие от эпидемий
не давали о себе забыть никогда. Не проходило месяца, а иногда и недели, чтобы
в Москве не загоралось какое-нибудь здание. Почти все дома в городе были
деревянные, с тесовыми, нередко покрытыми берестой, крышами, и потому
остановить разбушевавшийся огонь было нелегко — особенно если пожару сопутствовал
сильный ветер, который подхватывал горящие доски и перекидывал их на соседние
дома. Если весь дом был объят пламенем, тушить его водой уже не имело смысла.
Тогда горожане начинали ломать соседние постройки, чтобы остановить огненную
стихию. Особенно сильные пожары бушевали в Москве в
Для предотвращения пожаров на
улицах столицы по ночам выставлялась специальная стража. Принимались и другие
противопожарные меры. Ещё в конце XV в. великий князь Иван III, неоднократно
лично принимавший участие в тушении московских пожаров, распорядился отодвинуть
все деревянные постройки от стены Кремля на такое расстояние, которое не
позволило бы огню перекинуться на великокняжескую резиденцию из посада. Здания
в городе старались строить подальше друг от друга. Владельцы каменных домов,
которых в XVII в. становилось всё больше, устанавливали на окнах надёжные железные
ставни, спасавшие не только от воров, но и от возможного проникновения огня
внутрь дома. Для тушения пожаров в столице со временем появилась пожарная
охрана, в распоряжении которой имелись специальные приспособления и извозчики
с подводами. Даже после сильных пожаров Москва отстраивалась достаточно быстро.
Происходило это потому, что на специальном торгу всегда продавались уже
готовые, разобранные деревянные дома. Стоил такой дом не очень дорого, и
потому погорелец, которому обычно охотно помогали соседи, уже через несколько
дней после пожара собирал на своём дворе новый дом.
МОСКОВСКИЙ
ПЕЧАТНЫЙ ДВОР
Первые
книги были напечатаны в Москве при Иване IV, в 50-х гг. XVI в. В
На
протяжении почти полутора столетий, со времён правления Ивана Грозного до
Петровской эпохи, московские печатники выпустили многие сотни изданий. Среди
них основную массу составляли церковные книги, но были также азбуки, пособия по
военному искусству и Соборное Уложение — первый русский свод законов, изданный
типографским способом.
В
годы Смуты Печатный двор выезжал из Москвы, но затем около
Печатный
двор довольно долго был единственной крупной типографией Московского
государства, и власти заботились о том, чтобы там работали самые образованные,
самые просвещённые люди в России. Должность редактора на Печатном дворе (или
«справщика», как тогда говорили) считалась весьма почётной.
446
НАСЕЛЕНИЕ
МОСКВЫ
Почти вся Москва была
разделена на многочисленные слободы, число
которых в XVII в. достигло полутора сотен. В каждой слободе жили люди, объединённые по
какому-либо признаку. Стрельцы и солдаты селились в слободах, расположенных
вдоль стены Земляного города и в Замоскворечье. У въездов в город находились
ямские слободы. В особой слободе в Сокольниках проживали люди, приставленные к
царской соколиной охоте. Много было ремесленных слобод. В Бронной слободе жили
мастера, изготавливавшие воинские доспехи, в Басманной — булочники, выпекавшие
особый сорт хлеба — «басман», в Хамовной — ткачи, в Кадашевской — полотняные
мастера. Существовали также Кузнецкая, Кожевенная, Гончарная, Таганская, Поварская,
Мясницкая, Сыромятническая, Колпачная и другие слободы. Московские ремесленники
владели сотнями специальностей, и их продукцию хорошо знали жители многих русских
городов. Особенно славились московские оружейники, ювелиры, плотники, резчики
по дереву. Рядом с мелким ремесленным производством в Москве возникали
мануфактуры (более крупные предприятия), выполнявшие в основном казённые
заказы, — литейный Пушечный двор, монетный Денежный двор, ткацкий двор в
Кадашах, Бархатный двор, Печатный двор, Большой пороховой завод и др. Часто
работники этих мануфактур также проживали в особых слободах.
Имели свои слободы в Москве и
иностранцы. Англичане, голландцы, немцы, датчане, шведы — военные, лекари,
ремесленники, приезжавшие в
Польская карта Москвы
447
* * *
Посланник
Папы римского Антоний Поссевино побывал в Москве во времена Ивана Грозного.
Будучи весьма наблюдательным человеком, он подметил один обычай московского
государя. Когда по русской столице проходило шествие иноземных послов, на
улицах, по которым двигалась процессия, по приказу государя собирали как можно
больше горожан. Это должно было создать у иностранцев впечатление многолюдности
города и поддержать молву о могуществе царя. Подобные уловки стали необходимы
после нашествия крымского хана Девлет-Гирея в
ПЕРВЫЕ
ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ В МОСКВЕ
В
XVII в. российское правительство начало проявлять заботу о просвещении
подданных. На протяжении 30—70-х гг. в столице несколько раз основывались
небольшие школы, в которых преподавались иностранные языки, прежде всего
греческий и латынь, реже — польский. При центральных государственных учреждениях
— приказах — были также организованы училища профессионального типа.
Талантливые русские дети обучались вместе с детьми московских иностранцев в
школе Немецкой слободы.
В
На
основе школы иеромонаха Тимофея в
Москву искать богатства, —
селились в Немецкой слободе. Она располагалась у реки Яузы и её притока Кокуя.
Греки, армяне, грузины и татары также имели свои слободы в Москве. В особой
слободе жили люди, приезжавшие с Украины и из Белоруссии, в основном горожане.
Эта слобода получила название Мещанской.
Каждая московская слобода
обычно занимала одну или несколько улиц и имела свой приходский храм. Все
слободы делились на «белые» и «чёрные». Жители первых были освобождены от
государственных повинностей, что вызывало постоянную зависть у обитателей
вторых. В целом же слободское устройство являлось одной из самых ярких черт
средневековой Москвы и придавало столичной жизни особую пестроту.
КИТАЙ-ГОРОД
Когда-то московские ремесленники селились на
территории Китай-города, однако уже в XVI в. их
потеснили оттуда к окраинам новые обитатели этого района — знатные бояре и
богатейшие московские «гости» (купцы). Китай-город стал центром московской
деловой жизни. Красная площадь, расположенная на границе Китай-города и
Кремля, превратилась в главный московский торг. Торговцы, покупатели,
праздношатающиеся и нищие заполняли её с раннего утра. Рядом располагались
Гостиный двор и торговые ряды. Каждый вид товара продавался в особом ряду.
Например, только обувных рядов существовало более полудюжины: дорогую обувь
можно было купить в сафьянном и сапожном «красном» ряду, обувь попроще — в
башмачном, сапожном «простом» или лапотном, детали для ремонта — в подошвенном
или голенищном ряду и т. д. Несложно было отыскать привозные товары —
восточные пряности, шёлк, английское сукно. Подержанные вещи можно было купить
в ветошном ряду. Иконы — в иконном. Впрочем, москвичи никогда не говорили:
«Купить икону». Это считалось оскорбительным для написанного на иконе святого
образа. Потому иконы не «покупали», а «меняли на деньги», стараясь при этом не
торговаться. У Спасской башни предлагали свой товар торговцы книгами. Ближе к
Москва-реке располагался рыбный рынок, а зимой на её льду в изобилии появлялись
выставленные на продажу мясные туши. При желании в Китай-городе можно было
найти священника для совершения каких-нибудь треб (обрядов) у себя дома, нанять
писца для составления необходимого документа или просто подстричься на особом
«Вшивом рынке», где цирюльники оказывали услуги прямо под открытым небом.
Красная площадь была не только
самым оживлённым, но и одним из самых живописных мест в Москве. Главным
украшением площади был Покровский собор, «что на рву», более известный
москвичам как храм Василия Блаженного. Построен он был в середине XVI в. в
память о покорении Казани, а в XVII в. нарядно и затейливо
украшен. На противоположной стороне площади возвы-
448
A. M. Васнецов. «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17-го
века».
шался другой храм-памятник —
Казанский собор, возведённый в честь освобождения Москвы ополчением Минина и
Пожарского в
ПРАЗДНИКИ В
СТОЛИЦЕ
Нередко в ткань повседневной
московской жизни вплетались яркие нити праздников. Торжественный царский
выезд, шествие иностранного посольства, возвращение войск из удачного похода
привлекали тысячи праздных зрителей. С особенным размахом отмечались церковные
праздники — Рождество, Пасха, Богоявление, Преображение, Успение. В такие дни
неумолчно гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами,
двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В
богатых домах устраивались шумные пиры. Щедрую милостыню получали
многочисленные московские нищие. На Святки (так называлось праздничное время от
Рождества до Крещения) проходили яр-
кие карнавалы с ряжеными,
показывали свое искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы
хохота своими проделками куклы-петрушки.
Кроме общегородских праздников
отмечались престольные праздники отдельных церквей. Эти праздники приходились
на те дни, когда по церковному календарю отмечалась память святого, которому
была посвящена церковь. Церквей в Москве было так много, что почти ежедневно в
какой-нибудь из них бывал «престол» (престольный праздник), благодаря чему
появилась пословица: «В Москве каждый день — праздник!»
РАСЦВЕТ
МОСКВЫ
В неспокойном, «бунташном» XVII веке,
несмотря на все бедствия и напасти, Москва переживала время своего расцвета.
Как только миновали тревожные годы страшной Смуты, москвичи начали быстро
перестраивать и украшать свой город. Рядом с деревянными появился первый
каменный мост через Москва-реку. Строились новые церкви — они были более
причудливых форм, чем
449
Теремной дворец в Кремле. XVII в.
ранее, и часто напоминали
сказочные терема, отражая вкусы богатейших московских купцов и дворян. Над
башнями московского Кремля появились затейливые шатры, а внутри его стен
выросли новые здания — царский Теремной дворец, палаты патриарха, здание
приказов.
Один греческий монах,
посетивший Москву в конце XVII в., писал: «Город виден за 15 вёрст, восхищая взор своею красотою и величием,
своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих
золотом». На
стороннего наблюдателя Москва
производила впечатление не только красивого, но и богатого города. Барон
Августин Майерберг, побывавший в Москве в
ПРИСОЕДИНЕНИЕ
И ОСВОЕНИЕ СИБИРИ В XVII ВЕКЕ
В XVI в.
невиданная дотоле страсть к путешествиям охватила половину Европы. Испания,
Португалия, Англия, Голландия занялись хлопотной и рискованной подготовкой
многочисленных экспедиций в Новый Свет — недавно открытую Америку. Десятки
тысяч людей покидали родную землю и пускались в странствия, на поиски
богатства и славы. Презирая лишения и опасности, они стремились устроить свою
жизнь в неведомых заморских странах так, как не получалось устроить её у себя
на родине. А что же Россия? Неужели не находилось среди русских смелых и
предприимчивых людей, готовых добыть счастье в далёких и трудных походах? Таких
людей в Московском государстве было достаточно,
однако до разгрома Казанского
и Сибирского ханств при Иване IV восточные рубежи России
были отрезаны от Сибири могущественным неприятелем. Победив его, русские
получили возможность стать первооткрывателями страны, не уступавшей Новому Свету
ни по территории, ни по природным богатствам.
В XVII в.
поток русских первопроходцев неудержимо устремляется в Сибирь. В то время как
на западе каждый клочок земли, каждый город, каждая крепость приобретались
Россией ценой тяжких усилий и огромных потерь, восточные границы отодвигались
всё дальше и дальше с невероятной быстротой. Мог ли помыслить Иван Калита, или
Дмитрий Донской, или кто-нибудь
450
ещё из числа первых князей
московского дома, умевших припомнить буквально каждую новую деревню, каждую драгоценность
в своей казне, что через три столетия после них государи московские будут
наследовать страну, для пересечения которой из конца в конец требовались
годы?.. За одно столетие территория Московского государства выросла в несколько
раз — в основном за счёт приращения на востоке. Все эти земли не были бы
присоединены к России, если бы не мужество, энергия, знания, ратные навыки и
политические способности русских первопроходцев — казаков, крестьян и
государевых служилых людей.
ПРОДВИЖЕНИЕ
В СИБИРЬ. РУССКИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
ОТКРЫТИЯ
Проникновение русских в
Сибирь началось с её северо-западного угла — с северного Зауралья. Уже в XI—XII вв.
сюда ходили ватаги
новгородцев, добывавшие пушного зверя и выменивавшие у местного населения меха
на железные изделия. За ними шли снаряжённые новгородскими боярами военные
отряды, собиравшие дань мехами с обитавших здесь племён. В конце XV в.
сюда ходили и московские рати. В
В XVI в.
движение русских охотников-промысловиков на северо-запад Сибири возросло. В то
время существовало два основных пути из России в Сибирь — сухопутный и морской.
Первый из них — «чрезкаменный», известный ещё новгородцам, — проходил по Печоре
и её восточным притокам и далее через Камень (как называли тогда Уральский
хребет) к притокам Нижней Оби. Продвигаясь этим путём, уже в начале XVI в.
поморские промышленники перешли Обь и попали в бассейн реки Таз — сказочно
богатую пушным зверем (особенно ценным соболем) страну Мангазею, названную так
по имени одного из самодийских племён. К концу века Мангазея была полностью
освоена торговыми и промышленными людьми, построившими здесь многочисленные
острожки — укреплённые зимовья, служившие местом пребывания промысловых
артелей и менового торга с хантами и самодийцами. Лишь в
Другой путь в Сибирь шёл
«морем-окияном». Этим путём русские мореходы из Поморья ходили на промысел
морского зверя в устья Оби и Енисея. «Мангазейский морской ход» был хорошо
освоен уже к середине XVI в., а в начале
следующего столетия полярные мореходы плавали и вокруг Таймыра.
Ликвидация в середине XVI в.
Казанского ханства открыла более удобный и короткий путь в Сибирь — по Каме и
её притокам. Однако оставалось ещё одно препятствие — Сибирское ханство,
остаток некогда могущественной Золотой Орды. Это было паразитическое и довольно
примитивное государственное образование, основанное на завоевании и жестокой
эксплуатации местных племён пришедшей с юга военно-кочевой знатью, совершенно
чуждой коренному населению. Устранить эту преграду и открыть в Сибирь широкий
доступ для русских переселенцев выпало на долю отряда волжских казаков под
предводительством Ермака. Результаты похода Ермака (1582 г.)
были закреплены присылкой
сюда
Якуты в национальной
одежде.
451
отрядов стрельцов и основанием
первых русских сибирских городов — Тюмени (основанной на месте татарского
поселения в
Дальнейшее продвижение в
Сибирь шло главным образом в восточном направлении, в слабозаселённые и
наиболее богатые пушным зверем таёжные и тундровые районы, поскольку пушнина
была одним из основных стимулов освоения Сибири на раннем его этапе.
Стихийная народная колонизация
опережала правительственную. Впереди шли вольные промышленники, и лишь по их
следам, путями, ими проторёнными, в открытые этими первопроходцами «землицы»
направлялись отряды служилых людей, приводившие под «высокую государеву руку»
местное население и облагавшие его «ясаком» (данью мехами). Примерно в
В конце 20-х гг. был открыт
путь от Ангары по её притоку Илиму, а с Илима — «Ленским волоком» на приток
Лены Куту. Этой дорогой, ставшей вскоре основной, в
30—40-е гг. XVII в. —
самое бурное время в истории русских географических открытий. Важным событием
стало достижение русскими людьми Тихоокеанского побережья. В
Особенно значительными
открытиями ознаменовались походы в северо-восточном направлении. Уже на следующий
год после основания Якутска казачьи отряды во главе с землепроходцами Ильёй
Перфильевым и Иваном Ребровым впервые вышли по Лене к Северному Ледовитому
океану и, следуя далее на восток морским путём, достигли устья Яны, а затем и
Индигирки. Так было положено начало русскому полярному мореходству у
северо-восточных берегов Азии. В
Одновременно с исследованием и
освоением северо-востока Сибири шло продвижение россиян и в южном направлении —
в Приамурье, в «Даурскую землю», как называли этот район по
В.И. Суриков. «Покорение Сибири
Ермаком».
452
имени обитавших здесь дауров.
В
В
В
Событием, завершившим историю
открытий русских землепроходцев в XVII в., стал поход
сибирского казака Владимира Атласова на Камчатку в 1697—1699 гг. «Камчатский
Ермак», как называл его А.С. Пушкин, прошёл весь Камчатский полуостров из
конца в конец и составил его географическое и этнографическое описание. Тем
самым был достигнут «край и конец Сибирской земли» и положено начало новому
этапу географических открытий, связанных с изучением Тихого океана и
северо-запада Америки.
ОСВОЕНИЕ
СИБИРСКИХ ЗЕМЕЛЬ
Землепроходцы были авангардом
широкого народного потока, устремившегося вслед за ними на восток. Сразу же
после похода Ермака, с конца XVI в., начался массовый
приток в Сибирь переселенцев из европейской части страны. Это были главным
образом крестьяне, бежавшие сюда от растущего крепостнического гнёта. Из этих
вольных поселенцев и сложилась основная часть русского населения Сибири.
Крестьяне-поселенцы
распространялись по территории Сибири неравномерно. Они оседали вдоль
основного южного пути с запада на восток, в полосе, пригодной для земледелия.
Однако и на этих территориях развитие земледелия было сопряжено с огромными
трудностями. В начальный период освоения Сибири русское население не имело
возможности возделывать пашню в плодородной лесостепной и степной зоне Южной
Сибири,
Путешествие Семёна
Дежнёва.
подвергаясь в этих местах
нападениям воинственных племён. Приходилось создавать земледельческое
хозяйство в условиях сибирской тайги, отвоёвывая у леса участки земли под
пашню. Уже в XVII в. возделанные пашни появились почти на всём протяжении Сибири с запада
на восток. К концу XVII в. Сибирь уже
избавилась от необходимости ввозить хлеб из-за Урала. Создание основ
сибирского пашенного земледелия — одна из самых замечательных страниц в истории
освоения Сибири. Заселение и одновременно хозяйственное освоение русским
народом этой огромной территории сыграли решающую роль в том, что уже в ходе
присоединения Сибирь становилась органической частью Российского государства.
Уже к концу первой четверти XVIII в. русские составляли
не менее 70% всего населения Сибири.
Вхождение народов Сибири в
состав России, хотя и сопряжённое с угнетением и эксплуатацией со стороны
государства, способствовало преодолению их изолированности от цивилизованного
мира и создавало более благоприятные условия для дальнейшего хозяйственного и
культурного развития этих народов. В то время как западноевропейские
колонизаторы вели в своих заморских колониях истребительные войны, русское правительство
старалось избегать насильственных методов, проводило покровительственную политику
по отношению к коренному населению. Конечно, при этом оно руководствовалось не
столько принципами гуманности, сколько соображениями собственной выгоды.
Будучи заин-
453
РАЗНЫЕ
ЛИКИ СИБИРИ XVII СТОЛЕТИЯ
«Я не разделяю того мнения, что
будто бы алчность к наживе вела русских всё далее и далее в глубь Сибири...
Нет, помимо материальных интересов ими руководил необыкновенный дух
предприимчивости, страсть к рискованным предприятиям, жажда знания — что таится
в неведомых местах. Об этом свидетельствуют неопровержимые исторические
факты».
(П.
Буцинский, историк Сибири XIX столетия.)
«Сибирские
служилые люди приезжают в Москву и в другие города и там подговаривают многих
жён и девок, привозят их в сибирские города и держат вместо жён, а иных
порабощают и крепости (документы, свидетельствующие о закрепощении. — Здесь и
далее прим. ред.) на них берут силою, а иных продают литве, немцам и татарам и
всяким людям в работу. А воеводы, которые в Сибири теперь и прежде были, о том
небрегут (не обращают внимания), людей этих от такого воровства, беззакония,
скверных дел не унимают и не наказывают их, покрывая их для своей корысти. А
иные воеводы и сами таким ворам потакают... и всякое насильство и продажи
(ущерб) воеводы тутошним торговым и всяким людям и... иноверцам чинят великие».
(Из
грамоты патриарха Филарета.)
«Якуты
— умный и сообразительный народ и, как кажется, правдивый. Когда в Якутске
воевода правит не очень строго, то якуты причиняют друг другу всевозможный вред
набегами, грабежами и другими насилиями. Если же там сильный и строгий
начальник, они держат себя покорно, тихо, и не слышно ни о каких безобразиях с
их стороны. Они хвалят его за разумность и желают, чтобы он подольше оставался
в должности. Они утверждают, что их предки происходят из Монгольской и
Калмыцкой земель, но их вытеснили оттуда русские, и поэтому им приходится жить
в зимовьях этой области. Они тяжело мучаются цингой (болезнь. — Прим. ред.),
которую быстро излечивают тем, что едят сырую рыбу и пьют дёготь».
(Из
записок голландского путешественника
Эбергарда
Избранта Идеса, побывавшего
в
Сибири в конце XVII в.)
«Прежние
воеводы воровали, многих людей пытали и смертию казнили, и ясачные сборщики
(«ясак» — дань. — Прим. ред.) у ясачных людей (т. е. у сибирского коренного
населения. — Прим. ред.) и у иноземцев жён и детей отнимали силою, и по их
иноземскому
челобитию суда и управы у воевод не было. Так впредь воеводам, кроме дел,
подлежащих
I по закону пытке, никаких русских людей и ясачных иноземцев ни в каких
делах, не спросив позволения у великого государя, не пытать и не казнить. Для ясачного
сбора посылать людей добрых... Если же воеводы станут красть и умалять
государеву казну или станут кого казнить смертию, то будут сами казнены
смертию, и... их все... дворы и поместья, и имение будут взяты на великого
государя бесповоротно».
(Из
указа Сибирскому приказу (центральное учреждение, ведавшее сибирскими делами)
90-х гг. XVII в.)
тересовано в сохранении
большого количества «ясачных людей» (т. е. данников) и поддержании их
платёжеспособности, правительство пыталось, хотя и не всегда успешно, оградить
коренное население от произвола и лихоимства местной администрации. В царских
грамотах и «наказах» (инструкциях) местным властям постоянно предписывалось
действовать по отношению к «ясачным людям» «не жесточью, а ласкою», чтобы их не
«ожесточить» и не «отогнать от государевой милости». Запрещалось взимание ясака
«правежом», т. е. с помощью прямого физического воздействия. Власти почти не
вмешивались во внутренние дела ясачных волостей, управление которыми было
оставлено в руках родоплеменной знати. Русским людям разрешалось селиться
только «на пустых местах и у ясачных людей угодий не отнимать». Не разрешались
насильственное крещение, обращение в холопы и продажа «ясачных людей». И хотя
все эти меры были продиктованы интересами казны, тем не менее они сыграли
большую роль в создании условий, облегчавших налаживание совместной жизни русского
и других народов Сибири в рамках единого государства.
Крестьяне-земледельцы тем
более не искали столкновений с коренными жителями, т. к. шли в Сибирь не грабить,
а заниматься привычным мирным делом. Малочисленность населения и его
разбросанность на огромном пространстве, наличие громадного количества
неиспользуемых земель, разрешение крестьянам селиться только на свободных
землях сводили к минимуму столкновения на хозяйственной почве. В целом между
русским и нерусским населением складывались мирные и добрососедские отношения.
Только в этих условиях даже самые малые — однодверные и двухдверные — русские
поселения могли спокойно существовать в окружении ясачных юрт. Сами
переселенцы-крестьяне с удовлетворением отмечали, что местные жители «не
спорят, дают селиться спокоем», что «спору... с ними не бывало, жили в совете
(в согласии. — Прим. ред.)». Налаживанию хороших
отношений с коренным населением способствовало также отсутствие у русских
какого-либо высокомерия, чувства превосходства, что проявилось, в частности, в
распространении смешанных браков.
Всё это создавало
благоприятные условия для сближения русского и коренного населения, для тесного
общения в хозяйственно-бытовой сфере, облегчало взаимную передачу трудового
опыта, усвоение сибирскими народами более высокоразвитой русской культуры.
Для народов Сибири одним из
важных последствий их вхождения в состав России было прекращение межродовых и
межплеменных усобиц. Благодаря этому выросла общая численность
454
Казаки собирают ясак (дань) на
берегах Тихого океана.
Национальные костюмы коренных
народов Сибири и Дальнего Востока:
1 — камчадал;
2 — алеуты.
коренного населения,
ускорились процессы формирования крупных народностей из разрозненных племён и
национальных групп. На современной этнической карте Сибири мы не встретим
названий многих племён XVII в. Это отнюдь не
означает, что они были истреблены или вымерли. Они вошли в состав более крупных
народностей или слились с русским населением.
Таким образом, присоединение
Сибири к России имело огромное значение не только для русского народа, но и
для народов Сибири. Включение их в состав государства с более развитой
экономикой и более высокой культурой создало условия для существенного
ускорения хозяйственного, социального и культурного развития этих народов.
РЕФОРМЫ
НИКОНА. СТАРООБРЯДЧЕСТВО
ИСТОКИ
РАСКОЛА
13 мая 1667 года, в несчастливое,
по народным поверьям, число, собор святителей России и Православного Востока
осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным печатным книгам.
Осуждённые, не признавшие решений собора, оказались вне церкви. Это был фактически
последний акт, зафиксировавший назревавший раскол между приверженцами старой веры
— старообрядцами — и сторонниками церковной реформы, осуществлённой патриархом
Никоном. Преобразования, проведённые решительно и быстро, выявили глубинные
проблемы и противоречия в жизни русского общества, складывавшиеся на
протяжении длительного времени. Важное место в ряду этих проблем занимало по-
456
нимание роли русской церкви во
всём православном мире.
К середине XVII в.
окончательно утвердилось представление об исключительности Русской Православной
церкви — единственной преемницы и хранительницы благочестия. До XV в.
Русь считалась духовной дочерью Византии, откуда получила крещение. Патриарх
Константинопольский считался главой духовенства Руси и поставлял для русской
церкви митрополита. Но Византийской империи всё больше угрожала гибель от
ударов окружавших её со всех сторон турецких полчищ. За помощью и избавлением
греческий император обратился к главе католического мира — Папе римскому.
Чтобы наверняка получить помощь, император предложил объединить католическую и
православную церкви, причём согласился на уступки католицизму. В итальянском
городе Флоренции был созван собор православных и католических пастырей церкви,
которые и подписали документ о соглашении — Флорентийскую унию
С этого момента Московское
государство становится единственным во всём мире крупным независимым
православным царством. Стали говорить, что как прежде — Рим, так теперь Москва
— «правило веры», светоч православия. На московских площадях рассказывали, что
было два Рима — города-миродержца. Первый был славен, но увлёкся папской ересью
и пал. Его значение и слава вместе с правой верой перешли тогда ко «второму
Риму» — Константинополю. Но и он не устоял на пути истины, изменил православию,
принял латинскую ересь и в наказание за это пленён турками. Тогда важная роль
защитника истинной веры перешла к «третьему Риму» — Москве (см. ст. «Первый
государь всея Руси»). А московский царь — теперь «один во всей поднебесной
христианский царь...». Так возобладало мнение, что грекам надо учиться у
русских, а не наоборот. При этом как-то умалчивалось и о том, что хотя
греческая церковь и находилась в стеснённой ситуации, под властью турок-мусульман,
тем не менее она — старейшая, она — мать Русской Православной церкви. А это
духовное верховенство сказывалось на общекультурной преемственности.
Повседневная церковная
практика выдвигала разнообразные вопросы, обсуждение которых выливалось порой
в напряжённые споры. Это было
одной из традиций, воспринятых
вместе с православной верой из Византии. Однако византийская церковная образованность
покоилась на мощном пласте древней культуры, которая передала византийцам
разработанный богословский язык, умение мыслить. В Древней Руси богословская
учёность приняла характер беспредельной веры в книгу, и, как писал историк В.О.
Ключевский, «церковные обряды, завещанные местной стариной, получили значение
неприкосновеннейшей и неизменной святыни». Жители Московского государства,
привыкнув к известному богослужебному порядку и знакомым книгам, только в них и
видели православие, а привлечение научного знания к вопросам веры было
неприемлемо для русского общества. В то же время именно к середине XVII столетия
накопились и стали очевидными расхождения с современной греческой церковной
практикой и возникли недоумённые вопросы по поводу обрядов Русской Православной
церкви.
Аллилуйя
(от
др.-евр. «халлелуйя» — «хвалите Господах) — одна из «песней» христианского
богослужения, употреблялась отдельно и как припев к другим песнопениям. При
пении в честь Святой Троицы аллилуйю обычно повторяли три раза. Но а XV я. в Пскове возникло мнение
о двоении, или «сугубой аллилуйе». Впоследствии это закрепилось в старообрядчестве
как догмат.
Дида'скал
— от греч. «дидаскалос» — переводчик, толкователь, критик, учитель.
Лития'
(от греч.
«литэ» — «усердная молитва») — в православном церковном богослужении часть
всенощного бдения накануне праздников, следующая за ектинией, т. е. прошением,
начинающимся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Лития
совершается в притворе христианского храма.
Литургия
(от греч.
«литургиа» — «служба, отправление какой-либо должности») — название
главнейшего из христианских богослужений, существующего хотя и в разном виде,
но у всех христианских церквей и выражающего главные идеи христианского
вероисповедания. Литургия в православной церкви может совершаться каждый день,
кроме оговорённых церковными правилами. Чаще всего совершается Литургия Иоанна
Златоуста. В определённые дни Великого поста установлено совершать особую
Литургию Григория Двоеслова. Десять раз в году совершается Литургия Василия
Великого. Литургия совершается лишь в храме (за редчайшим исключением) и только
епископом или священником.
Проскомидия
(от греч.
«приношение») — первая часть литургии, во время которой священнослужители
приготавливают просфору для причастия.
Просфора'
(от греч.
«просфора» — «приносимое») — так называется круглый пресный хлеб особой
выпечки, употребляемый для причастия (иногда его называют «просвира»). В
православной церкви просфора состоит из двух положенных
друг на друга круглых лепёшек, на верхней из которых имеется печать,
изображающая четырёхконечный крест. Такой вид просфоры был утверждён в практике
церковным собором 1666—1667 гг.
457
Максим Грек.
Рисунок из рукописной
книги XVI в.
Особенно горячие споры
возникли ещё в XV
столетии об «аллилуйе» и «посоленном хождении»
(от слова «посолонь» — по солнцу, по движению солнца). Псковичей волновала
проблема правильного произнесения аллилуйи, и за разрешением этого вопроса они
обратились к митрополиту Московскому Фотию. В
Проблема же «посоленного
хождения» в большей степени беспокоила москвичей. В
великому князю Ивану III, что
митрополит ходит вокруг церкви не по солнечному кругу. Великий князь счёл эту
жалобу очень серьёзной, заметив, что за это приходит гнев Божий. Стали искать
решение этого вопроса в церковном уставе, но не нашли. Наконец, великий князь
уступил и предоставил митрополиту право поступать, как он хочет. Стоглавый
церковный собор в
Тогда же, в XVI столетии,
было с очевидностью замечено множество расхождений и недосмотров в церковных
книгах. Так, в одной и той же книге одна и та же молитва часто писалась
по-разному: то «смертию смерть наступи», то «смертию смерть поправ». Много
сложностей было и с переводами богослужебных текстов: одни переводчики плохо
знали греческий язык, другие — русский.
Наиболее образованные люди
заботились об исправлении церковно-богослужебных книг. Например, митрополит
Алексий (1354—1378 гг.) проверил славянский текст Нового Завета по греческим
спискам, митрополит Киприан (1381— 1382 и 1390—1406 гг.) также старался согласовать
тексты богослужебных книг.
В первой четверти XVI в.
исправление книг было поручено учёному греческому монаху Максиму Греку. Он
нашёл большое количество ошибок, исправил ряд книг, но вместе с тем, плохо зная
русский язык, допустил много неточностей, которые стали основанием для
обвинения его в порче книг и ссылки в отдалённый монастырь.
На Стоглавом соборе решено
было исправлять книги, сверяя их с «добрыми переводами», но отсутствие единого
подхода привело к ещё большим искажениям текста. Одной из попыток достичь
единообразия в богослужебных книгах было открытие типографии в Москве, но
вместе с количеством издаваемых книг росло и число ошибок.
В начале царствования Михаила
Фёдоровича исправление книг было поручено архимандриту Троице-Сергиевой лавры Дионисию,
монаху того же монастыря Арсению Глухому и священнику Ивану Наседке. Исправляя
одну из богослужебных книг — Требник, они в водосвятной молитве на Богоявление
после слов «освяти воду сию Духом Твоим святым» вычеркнули слова «и огнём», а
также убрали окончания некоторых молитв. Когда они представили свой труд
замещавшему тогда патриарха митрополиту Ионе, то за содеянное пошли под суд и
были сурово наказаны. Позднее, уже при патриархе Филарете, справщики были
оправданы, т. к. вселенские иерархи, к которым обратились за разъяснением,
указали, что прибавка слов «и огнём» в водосвятной молитве действительно не
нужна.
При последующих патриархах
Филарете и Иосифе правка текста продолжалась,
но, как
458
правило, для этого
использовались только славянские списки, поскольку мало кто из справщиков знал
греческий язык, а книги, напечатанные в Западной Европе, считались
неправильными и даже еретическими. Именно в это время закрепилось множество
несоответствий практике Вселенской церкви. В печатных книгах, широко
разошедшихся по Московскому государству, нашли отражение прежде всего решения
Стоглавого собора и различные отечественные мнения XV— XVI вв.
В
ЦЕРКОВНЫЕ
РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА
В
ПАТРИАРХ
НИКОН
В месяце мае страшного 1605 года, когда в
Московском государстве начиналась Смута, в мордовском селе Вельдеманове
Нижегородского уезда у крестьянина Мины родился сын Никита. В раннем возрасте
мальчик лишился матери. От природы весьма одарённый и впечатлительный, он
выучился дома грамоте и в двенадцать лет ушёл в Макарьев Желтоводский
монастырь, где пристрастился к чтению книг. Лет двадцати по настоянию
родственников он женился и стал сельским священником.
Семейная
жизнь отца Никиты не была счастливой: дети умирали в раннем возрасте. После
десяти лет супружества он счёл, что его «бесчадие» (бездетность) — это знак
призванности к излюбленной им монашеской жизни, и решил разлучиться с супругой.
По его убеждению она поступила в московский Алексеевский монастырь, где приняла
постриг, здесь же скончалась и была погребена.
Сам
отец Никита ушёл на Белое море, в Анзерский скит близ Большого Соловецкого
острова. Там этот постник и затворник стал великим духовным подвижником,
примером для иноков. Вскоре основатель и настоятель скита преподобный Елеазар
постриг 30-летнего священника Никиту в монашество под именем Никона. Никон
вошёл в круг близких и любимых учеников Елеазара. Всеми силами души он отдался
иноческим подвигам: дни проводил в посте, спал очень мало, на каждом правиле
богослужения прочитывал всю Псалтырь, полагая по сто поклонов.
Со
временем между наставником и учеником возникли разногласия. Так, Никон в
отличие от настоятеля желал скорейшего благоустройства монастырской жизни —
возведения каменного храма взамен тесного деревянного и т. п. Не найдя взаимопонимания
с Елеазаром и братией, Никон решил удалиться в другой монастырь. После долгих
странствий он достиг Кожеозерской пустыни (пустынь — небольшой уединённый
монастырь), находящейся на озере Коже в Каргополье. Здесь ему понравилось, и
для продолжения аскетических подвигов и упражнений в чтении Священного Писания
Никон поселился на близлежащем островке, где сам построил себе келью. Питался
он рыбой, которую сам ловил, в монастырь ходил лишь к церковным службам, а всё
остальное время проводил в уединении и размышлениях о Боге.
Строгая
жизнь, выдающиеся способности и твёрдый характер Никона вызывали глубокое
уважение у кожеозерских иноков, и некоторое время спустя, после кончины
игумена, братия избрала Никона своим главой. Это было в
459
сирот
и несправедливо обиженных, Никон приобрёл почти неограниченное доверие Алексея
Михайловича. Молодой царь с трогательной заботливостью относился к Никону и
называл его «собинным (т. е. особым, весьма близким — Прим. ред.) другом».
Многие знатные бояре были недовольны столь стремительным возвышением некогда
безвестного монаха. Но царь не менял своего расположения. По его настоянию
Никон в
Что
касается области духовной, то здесь Никон выступал поборником благолепного
церковного богослужения. Он запретил «многоголосие» в храмах, когда в целях
ускорения службы шло одновременное отправление нескольких частей богослужения
(параллельное чтение и пение). Ослушники бывали строго наказаны. Сам
митрополит совершал богослужение с большой торжественностью и точным
соблюдением уставных правил. В своей соборной церкви он ввёл стройное хоровое
пение греческого и киевского распевов, а в праздничные и воскресные дни
произносил проповеди, собирая на богослужение много народа. Каждую зиму Никон
ездил в Москву и со своими певчими вёл службы в придворной церкви. Царю
нравились эти богослужения, и он восторгался пением. Последовательная
деятельность Никона по восстановлению церковного благочиния находила отклик в
богословском кружке «ревнителей древнего благочестия», и вначале они были
единомышленниками. Но позднее пути их разошлись.
В
Новгороде Никон пережил и тяжёлый период народных волнений
В
убедился в «неисправности»
текстов важнейших церковных книг.
В
Первым шагом на пути
исправления книг и приведения обрядов к единообразию стал указ патриарха Никона
о сокращении земных поклонов с 12 до 4 во время чтения молитвы Святого Ефрема
Сирина «Господи и Владыко живота моего». Это вызвало большое смятение в кружке
«ревнителей древнего благочестия», который сложился ещё при прежнем патриархе —
Иосифе. В него ранее входил и сам Никон вместе со Стефаном Вонифатьевым —
протопопом Благовещенского собора в Кремле, Иваном Нероновым, священником
московского Казанского собора, и протопопом Юрьевским Аввакумом — знаменитым
впоследствии отцом старообрядчества. Все они тогда стояли за строгость и
чистоту церковных обрядов, идеалом которых считалась отечественная древность.
Позднее Никон изменил взгляды и первым же своим указом противопоставил себя
«ревнителям благочестия».
Протопоп Аввакум и его
единомышленники немедленно подали царю челобитную на Никона, но ответа не
последовало. В том же
Однако стало ясно, что
изменить канонические обряды, складывавшиеся веками, только указами патриарха
невозможно. Требовалось освящение этих изменений более высокими церковными
авторитетами. И в
460
Протопоп Аввакум в темнице.
с именем Никона неразрывно
связана реформа богослужения и исправления церковных книг. Последнее он считал
главным делом всей своей жизни. Патриарх занимался духовным просвещением,
собирал древние книги, объединил круг справщиков, знавших греческий язык, для
сверки русских книг с греческими, южнославянскими и западнорусскими изданиями.
Вдохновенно звучали его устные проповеди, давно не произносившиеся пастырями
церкви.
В первый период своего правления
Никон был деятельным советником царя Алексея Михайловича и имел на него большое
влияние. Во время войны с Польшей и Литвой царь передал внутренние дела в ведение
патриарха. Участие Никона в борьбе с тяжелейшей эпидемией («моровой язвой») и
заботы патриарха о царской семье ещё больше возвысили его в глазах царя. В
благодарность за особые заслуги Алексей Михайлович велел патриарху именоваться
«великим государем», а не «великим господином», как это было прежде. На всех
приёмах они сидели рядом, и им воздавались одинаковые почести. Но со временем
их отношения осложнились, царь охладел к чрезмерно властному патриарху. Быть
может, не последнюю роль в этом сыграла развиваемая Никоном теория о превосходстве
духовной (церковной) власти над светской. Он уподоблял «священство» (т. е.
церковную власть) Солнцу, а царскую власть — Луне. С
те. — Прим. ред.) и греческих», а во избежание новых промахов и ошибок
посоветоваться с патриархом Константинопольским Паисием. Тот, получив послание
из Москвы, также созвал собор, где подробно рассмотрели возникшую проблему и
составили ответ. Он был отправлен в
Тогда же в Москву прибыли два
восточных владыки — патриарх Антиохийский Макарий и патриарх Сербский Гавриил,
и Никон решил созвать очередной собор, чтобы заручиться мнением этих видных
иерархов. На собор опять пригласили высшее русское духовенство. Соборному рассмотрению
подлежали русские церковные обряды и службы — лития, литургия, проскомидия и
другие, отличавшиеся от практики Восточной Православной церкви того времени, а
также богослужебные книги, т. к. к тому времени уже был напечатан исправленный
Служебник. Этот Служебник был одобрен высочайшим собранием, хотя и содержал
значительные изменения по сравнению с прежними его изданиями. Исправлению книг
способствовало и появление значительного числа древних рукописей (более 500),
которые были доставлены Арсением Сухановым в Москву в результате его второй
поездки на Восток. В это же время была переведена и подготовлена к печати
присланная патриархом Константинопольским Паисием книга «Скрижаль»,
посвящённая толкованиям различных священнодействий. По повелению Никона в
качестве приложения в ней поместили уже упомянутую грамоту патриарха Паисия, в
которой были рассмотрены 20 вопросов о перстосложении, символе веры и т. п.
Книга «Скрижаль» была скреплена подписями отцов церкви, размножена на
Московском печатном дворе и разослана по епархиям.
Вопрос о перстосложении вновь
оказался в центре внимания следующего собора, созванного в
462
С. В. Иванов. «Во времена
раскола».
присутствии царя,
многочисленного духовенства и народа прямо сказал, что на Востоке все молятся
троеперстно, а также предал проклятию сторонников двуперстного знамения. Его
поддержали и патриарх Сербский Гавриил, и митрополит Никейский Григорий.
Поэтому собор русских иерархов, открывшийся 23 апреля
Все эти события — заключение о
«неисправности» книг, отлучение сторонников двуперстного знамения, появление
большого числа новоисправленных книг и изъятие в связи с этим прежних изданий —
вызвали недоумение, а порой просто возмущение в народе. Люди часто не могли
отличить, что допустимо, а что действительно нарушает древние догматы. Объяснить
же суть происходящего зачастую не способны были и сами священники, многие из
которых не понимали стремительного хода реформ и оказывались в числе решительных
противников изменений. По народным же представлениям, кому как не духовенству
надлежало разбираться в вопросах веры. Народное смятение усиливалось и из-за
внезапно обрушившихся на страну страшных бедствий — голода, моровой язвы.
Причину их стали усматривать в исправлении священных книг, а виновником
считать «латинского выученика» и «еретика» старца Арсения, который этим
занимался по повелению патриарха Никона.
КОНФЛИКТ
МЕЖДУ ПАТРИАРХОМ НИКОНОМ И ЦАРЁМ АЛЕКСЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ
В это время неожиданно для
себя и сам Никон, столь ревностно проводивший все эти
реформы, почувствовал, что
царь Алексей Михайлович уже охладел к нему. В
463
Неизвестный художник.
«Патриарх Никон, поучение
произносящий клиру».
ревича Теймураза; в его честь
царь дал обед, на который патриарх позван не был. Более того, во время шествия
во дворец царский окольничий обидел боярина, близкого к Никону, ударив его
палкой по голове. Этот поступок был оставлен царём безнаказанным. Затем в
праздник Казанской Божьей Матери, 8 июля, и в праздник Положения Ризы
Господней, 10 июля, Алексей Михайлович, несмотря на приглашение патриарха, в
собор не явился. Это было в глазах Никона прямым оскорблением патриаршества как
духовной власти, которую он ставил выше власти царской. И тогда Никон
отправился пешком, с одной клюкой, на Воскресенское подворье, а оттуда удалился
в Воскресенский (ныне Новоиерусалимский) монастырь. Добровольный уход Никона с
патриаршего престола был событием невиданным и воспринимался в обществе
трагически.
Но примирения, ожидавшегося
Никоном после его демонстративного затворничества в монастыре, со стороны царя
не последовало. Срочно из ссылки возвратили протопопа Аввакума, и ему было даже
предложено стать царским духовником, правда,
при условии прекращения им
проповеди старой веры. Но для ревностного сторонника старых обрядов это было
невозможно, и в
СОБОР
1666-1667 ГОДОВ
Царь Алексей Михайлович в
Всех, кто не признавал этих
уложений, церковный собор назвал расколоучителями и еретиками и предписал:
«Если кто не послушает нашего повеления и не покорится святой восточной церкви
и всему освящённому собору или начнёт прекословить и противиться нам, мы
такого противника данною нам властью, если будет от священного чина, —
извержем и предадим проклятию, а если будет он мирского чина — анафеме предаём
и от церкви отсекаем, как еретика и непокоряющегося, дондежи (пока не. — Прим. ред.) уразумится и возвратится в правду покаянием».
Всех сторонников старой веры осудили по гражданским законам. А по
действовавшему тогда закону за преступление против веры полагалась смертная
казнь: «Кто возложит хулу на Господа Бога, или Христа Спасителя, или Богородицу,
или на Крест честный, или на святых угодников Божиих — то сжечь», — говорилось
в Уложении царя Алексея Михайловича. Подлежали смерти и «те, кто не даст
совершить литургию или учинит мятеж в храме».
464
Сожжение вождей староверов в Пустозерске.
ПРОТОПОП
АВВАКУМ
Аввакум
Петров родился около 1620—1621 гг. в семье священника села Григорова, недалеко
от реки Кудьмы в нижегородских землях. Отец его, «прилежаще пития хмельного»
(т. е. будучи пьяницей), мало занимался сыном. С помощью матери, " «молитвенницы и постницы», мальчик научился
грамоте и пристрастился к чтению. Когда Аввакум повзрослел, мать задумала
женить его. Подчиняясь её воле, Аввакум молил Бога, чтобы жена его была
«помощницей во спасение». Выбор матери остановился на сироте Насте, жившей в
том же селе. Это была тихая, глубоко верующая девушка, и её часто можно было
видеть в сельской церкви за усердной молитвой. Так сбылась мечта Аввакума: в
жене он нашёл единомышленника и друга.
После
смерти матери Аввакум переселился а село Лопатицы, где в
Не
принимая новых обрядов, Аввакум стал служить литургию на сеновале в доме у
Неронова. Его схватили и отправили в московский Андроньев монастырь, где морили
голодом, пытали, требуя признания церковных реформ. Но Аввакум был непримирим.
В сентябре
ГОНЕНИЯ НА
СТАРООБРЯДЦЕВ
Первоначально всех осуждённых
собором сослали в тяжелейшую ссылку. Но некоторые — Иван Неронов, Феоктист,
епископ Вятский Александр — всё же покаялись и были прощены. Преданного же
анафеме и лишённого сана протопопа Аввакума отправили в Пустозерский острог в
низовьях реки Печоры. Туда же был сослан дьякон Феодор, который вначале
покаялся, но затем вернулся к староверию, за что подвергся отрезанию языка и
также оказался в заточении. Попу Лазарю дали несколько месяцев на размышление,
но он покаяния не принёс и присоединился к своим единомышленникам. Пустозерский
острог стал средоточием старообрядческой мысли. Несмотря на тяжелейшие условия
жизни, отсюда велась напряжённая полемика с официальной церковью,
вырабатывались догматы отделившегося сообщества. Послания Аввакума служили
опорой страдалицам за старую веру — боярыне Феодосии Морозовой и княгине
Евдокии Урусовой. Обращаясь к ним, протопоп трогательно называл их
«вертоградом едемским и Ноевым славным ковчегом, спасшим мир от потопления»,
«херувимами одушевлёнными ».
Глава поборников древнего
благочестия, убеждённый в своей правоте, Аввакум так обосновывал свои взгляды:
«Церковь — православна, а догматы церкви от Никона-еретика, бывшего патриарха,
искажены новоизданными книгами, которые первым книгам, бывшим при пяти первых
патриархах, во всём противны: и в вечерне, и в заутрене, и в литургии, и во
всей божественной службе не согласуются. А государь наш царь и великий князь
Алексей Михайлович православен, но только простою своею душою принял от Никона,
мнимого пастыря, внутреннего волка, книги, думая, что они православны; не
рассмотрел плевел (вредного, губительного. — Прим. ред.)
еретических в книгах, занятый внешними войнами и делами, поверил так». И даже
из Пустозерского подземелья, где он отсидел 15 лет, Аввакум писал царю: «Чем
больше ты нас мучиши, тем больше мы тебя любим».
Но в Соловецком монастыре уже
задумывались над вопросом: а стоит ли молиться за такого царя? В народе стал
подниматься ропот, начались антиправительственные толки... Ни царь, ни церковь
не могли оставить их без внимания. Власть ответила недовольным указами о
розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после
троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих
взглядов. На Соловках начался открытый бунт староверов. Правительственные
войска несколько лет осаждали монастырь, и лишь перебежчик открыл ход в
неприступную твердыню. Восстание было подавлено.
Чем беспощаднее и суровее были
начавшиеся казни, тем большее упорство они вызывали. На смерть за старую веру
стали смотреть как на мученический подвиг. И даже искали его. «Нутко,
466
правоверние, — возглашал в
одном из своих посланий протопоп Аввакум, — нареки имя Христово, стань среди
Москвы, перекрестись знамением спасителя нашего Христа двумя перстами, как мы
от святых отец прияли, вот тебе и царство небесное: дома родилось. Бог
благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много... До нас положено:
лежи оно так во веки веков». Высоко подняв руку с двуперстным крестным
знамением, осуждённые истово говорили окружавшему место расправы народу: «За
сие благочестие стражду, за древлецерковное православие умираю и вас, благочестивые,
молю крепко стоять в древлем благочестии». И стояли сами крепко... Именно «за
великие на царский дом хулы» был сожжён в деревянном срубе со своими соузниками
и протопоп Аввакум.
Жесточайшие 12 статей
государственного указа
Главным убежищем ревнителей
древнего благочестия стали северные районы России, тогда ещё совершенно
безлюдные. Здесь, в дебрях олонецких лесов, в архангельских ледяных пустынях,
появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и
соловецкими беглецами, спасшимися после взятия монастыря царскими войсками. В
Другим местом укрытия
старообрядцев стала Новгород-Северская земля. Ещё в 70-е гг. XVII столетия
бежали в эти места из Москвы, спасая свою старую веру, поп Кузьма и его 20
последователей. Здесь, под Стародубом, основали они небольшой скит. Но не
прошло и двух десятков лет, как из этого скита выросло 17 слобод. Когда волны
государственных преследований докатились до стародубских беглецов, то многие из
них ушли за польскую границу и поселились на острове Ветка, образуемом рукавом
реки Сожи. Поселение стало быстро возвышаться и разрастаться: вокруг него также
появилось более 14 многолюдных слобод.
Знаменитым местом
старообрядчества конца XVII столетия, несомненно,
был и Керженец, названный так по одноимённой речке. Множество скитов было
устроено в чернораменских лесах. Здесь велась оживлённая полемика по догматическим
вопросам, к которой прислушивался весь старообрядческий мир. Отсюда, спасаясь
от расправы, староверы отправлялись дальше — на Урал и в Сибирь, где возникали
новые влиятельные центры старообрядчества.
борца
за правду и стойкого противника церковных реформ разнеслась по всем просторам
Московского государства, достигнув и столицы.
Весной
В
августе
В
марте
14
апреля
467
Донские и уральские казаки
тоже оказались последовательными сторонниками древнего благочестия. С
К концу XVII в.
наметились основные направления в старообрядчестве. Впоследствии каждое из них
будет иметь свои традиции и богатую историю.