Боярыня Феодосия Прокопьевна
Морозова, урождённая Соковнина, — одна из подвижниц русского старообрядчества.
Она была дочерью окольничего
Прокопия Соковнина, родственника царицы Марии Ильиничны, и её любимицей. В 17
лет Феодосию Прокопьевну выдали замуж за Глеба Ивановича Морозова, влиятельного
боярина при дворе царя Алексея Михайловича. Морозов, человек пожилой, тихий,
богобоязненный, был родным братом Бориса Ивановича Морозова — одного из умнейших
людей того времени, царского воспитателя, «дядьки», «кормильца», которого
молодой царь почитал как отца и который в самые первые годы царствования
Алексея Михайловича фактически управлял государством. Семейная жизнь Феодосии
Прокопьевны проходила в смирении, благочестии и домашних заботах.
Замужество молодой боярыни
было недолгим и по времени совпало с реформами патриарха Никона. В
Прокопьевна осталась с
десятилетним сыном Иваном, который был дан супругам, как свидетельствует
сказание о жизни боярыни Морозовой, по их молитве и явлению чудотворца Сергия.
Первоначально вдова жила по
обычному укладу. Она занималась хозяйством, ездила, как предписывалось, к
государеву двору, навещала многочисленных родных и знакомых. В одном из своих
посланий протопоп Аввакум, будущий духовный отец и наставник боярыни, так
описывал её тогдашнюю жизнь: «Знаю, друг мой милый, Феодосия Прокопьевна, жена
ты была боярская, Глеба Ивановича Морозова вдова честная, в Верху (т. е. при
дворе. — Прим. ред.) чина
царёва близ царицы: в дому твоём тебе служило человек с триста, крестьян у тебя
было восемь тысяч, именья в твоём дому было на двести или на двести пятьдесят
тысяч, друзей и сродников в Москве множество много, ездила ты к ним в карете
дорогой, украшенной серебром, на аргамаках многих, по шесть и по двенадцать
запрягали, с гремячими цепями; за тобой слуг, рабов и рабынь шло человек по сто
и по двести, а иногда и триста, оберегая честь твою и здоровье... И знаменита
была ты в Москве...»
Но дом боярыни был устроен как
монастырь, со строгим исполнением церковных и келейных правил. При ней жили
юродивые, нищие, сироты, и боярыня им «своими руками служила, язвы тайные
измывала и им пищу подавала». Среди юродивых были и два сторонника старой веры
— Феодор и Киприан. Феодор всегда ходил в одной рубашке, босой, а всю ночь
стоял на молитве со слезами. Аввакум вспоминал о нём: «Много добрых людей знаю,
а не видел такого подвижника...» Другой юродивый, Киприан, бывал во дворце и
говорил с царём. Он много раз просил государя о восстановлении древнего
благочестия, повсюду обличал никоновские нововведения, за что его сослали в
Пустозерск и там казнили.
Монах Симонова монастыря
Трифилий, убеждённый старовер, познакомил Феодосию Прокопьевну с инокиней
Меланьей, которую боярыня очень полюбила, и стала она с иноческим смирением во
всём ей следовать.
Изменение церковных обрядов,
появление новых традиций не сочетались со строгими воззрениями Морозовой на
церковный устав, одна попытка изменения которого вызывала смятение
Лист из старообрядческой книги.
468
В.И. Суриков. «Боярыня Морозова».
и тревогу. Надо было выбирать
свой путь. Она осталась со своими учителями — староверами, а на сомнения
родственников отвечала: «Отец Аввакум — истинный ученик Христов, потому что
страждет он за закон Владыки своего, а потому, кто хочет Богу угодить, должен
послушать его учения».
Ещё более прониклась боярыня
идеями своего учителя, когда протопоп Аввакум, вернувшись из ссылки в
Царь же, заметив, что Феодосия
Прокопьевна уклоняется от дворцовых церемоний, стал направлять к ней своих
послов с увещеваниями. Но Морозова не покорялась, и гнев царский был неминуем.
Боярыню не оставляла сестра Евдокия, а через её мужа князя Петра Урусова они
знали о настроениях во дворце, о том, какие беды надвигаются на Феодосию
Прокопьевну. Боярыня простилась со старицами и стала ждать своего часа. Однажды
после захода солнца к ней пришёл архимандрит Чудовского монастыря Иоаким вместе
с думным дьяком Ларионом Ивановым и объявил, что должен вопросить Морозову по
указу царя: «Како крестишься и как молитву творишь?» Феодосия Прокопьевна
отвечала, что согласно правилам «старой веры». Тогда Иоаким спросил о старице
Меланье; боярыня сказала, что все старицы разошлись. Не успокоившись, царские
послы осмотрели дом и обнаружили Евдокию Урусову. Застав здесь столь знатную
особу, они и её допросили и получили такой же ответ и подтверждение староверия.
Узнав об этом, царь повелел
изгнать из дома обеих, «понеже не умели жить в покорении». Сестёр заковали в
кандалы. Позднее Морозову свезли на подворье Псково-Печерского монастыря в
Москве, а княгиню Евдокию — в московский Алексеевский монастырь. Вскоре от горя
и тоски по матери умер сын Феодосии Прокопьевны Иван, любимец царя,
единственный представитель знатного рода Морозовых. Со смертью сына дом
Морозовых совсем запустел, всё было роздано боярам.
469
Заключение именитых сестёр
взволновало всю Москву, множество народу стекалось посмотреть на них и
посочувствовать, а порой и поувещевать узниц. Они же оставались тверды, следуя
наставлениям своего духовного отца протопопа Аввакума: «Мучьтесь за Христа
хорошенько, не оглядывайтесь назад...» Связь с духовным наставником не
прерывалась и в заточении.
Однажды ночью Морозову
привезли в Чудов монастырь, где сам патриарх пытался наставлять её, но тщетно.
То же происходило и с княгиней Урусовой. Поскольку наставления на них не
действовали, женщин подвергли страшным пыткам на Ямском дворе. В конце концов
по царскому велению обеих сестёр отправили в заточение в Боровск — в острог, в
земляную тюрьму. Сначала их могли навещать единомышленники, передавали послания
Аввакума, но потом был учинён розыск, у узниц всё отобрали, даже иконы
и небольшие книжицы для
моления. Страдалицы остались сидеть в глубокой темнице, ветхая верхняя одежда
почти не грела их, поменять сорочки было невозможно, у них не было даже
«лествиц» (чёток) — они сами навязали на тряпице 50 узлов и творили устные молитвы;
скудная еда — два-три сухарика, «иногда яблоко одно, иногда огурчика малая
часть», но это уже — от доброты стрельцов, которые их охраняли. Одно хорошо —
они были вместе.
Но вскоре скончалась княгиня
Евдокия; сестра, сама уже изнемогавшая, спела ей отходной канон, обливаясь
слезами. Чувствуя приближение смерти, Феодосия Прокопьевна упросила стражника
постирать её сорочку. Тот тайно отнёс её на реку, омыл водой, размышляя о
долготерпении боярыни Морозовой ради веры, о её величии и тяжелейшей нынешней нужде.
В ночь с 1 на 2 ноября
ЭКОНОМИКА
РОССИИ В XVII СТОЛЕТИИ
Каждый век русской истории
имеет своё неповторимое лицо. Эта неповторимость складывается не только из
достижений материальной и духовной культуры и событий политической жизни.
Экономическая история каждого столетия своеобразна: непрерывно совершенствуются
техника и технология различных видов производства, всё больших знаний и навыков
требует торговля.
В XVII век
Россия вступала через тяжёлые времена Смуты, начавшейся с того, что пресеклась
ветвь русских государей — потомков Ивана Калиты. Соседние государства — Речь
Посполитая и Швеция — активно вмешивались во внутриполитическую жизнь страны и
стремились возвести на русский престол своих ставленников. Разразился
сильнейший экономический кризис, в основе которого лежала политика Ивана
Грозного и его ближайших преемников, истощавших материальные ресурсы России в
многочисленных войнах. В результате гражданской войны и иностранной интервенции
начала XVII в. страна буквально запустела. В некоторых уездах исчезло от 50 до 90%
деревень, обрабатывалась лишь небольшая часть пашен. Немало городов были почти
полностью разорены. И впоследствии русское правительство освобождало их на
несколько лет от уплаты государственных налогов (среди таких городов были
Калуга, Руза, Вязьма, Можайск и др.). Резко сократилось количество сельского и
городского населения: много людей погибло на полях сражений, а также от голода
и эпидемий. Вызванный Смутой политический кризис был в основном преодолён в
1613—1618 гг. с восшествием на престол первого государя новой династии
Романовых — царя Михаила Фёдоровича — и с урегулированием отношений с Речью
Посполитой и Швецией. Из экономического кризиса страна выбиралась намного
дольше: лишь к началу 30-х гг. XVII в. ценой огромных
усилий и тяжёлого труда крестьян и ремесленников удалось положить начало постепенному
преодолению его последствий.
РУССКОЕ
КУПЕЧЕСТВО ПОСЛЕ СМУТЫ
Ведущую роль в процессе восстановления
нормальной хозяйственной жизни страны сыграло купечество. Принадлежавшие к
верхушке торгового мира богатейшие люди России, такие, как Босые, Кирилловы,
Никитниковы, Панкратьевы, Светешниковы, Филатьевы, Шорины и др. были известны
не только среди деловых людей. Их знали и в высших политических сферах, с ними
советовались русские цари, главы правительства, Боярская дума. Однако это была
лишь вершина, видимая «надводная» часть того огромного «айсберга», основную
часть которого составляли тысячи рядовых мелких и средних торговцев, зачастую
просто скупавших товары у сельских и городских производителей и пускавших их
в оборот на многочисленных рынках и ярмарках.
Появление в XVII в.
крупного слоя торговцев-скупщиков, вытеснявших крестьян и ремесленников с
рынка, стало одной из приметных черт
470
Холодное и огнестрельное
оружие, изготовленное русскими оружейниками и литейщиками. XVI—XVII вв.
экономической жизни России.
Скупка торговцами изделий у производителей порождала экономическую зависимость
последних от купцов. Она предполагала отношения нанимателя (торговца-скупщика)
и наёмного работника (крестьянина или ремесленника) и вела к возникновению
крупного производства капиталистического типа. Первым шагом на этом пути было
появление объединений ремесленников или крестьян, занятых производством
продукции одного вида, скупавшейся каким-либо крупным купцом. Такие объединения
носили характер простой кооперации, каждый член которой делал своё изделие сам
от начала до конца. Стали возникать и мануфактуры — более совершенный способ
ручного производства; работники мануфактуры специализировались на выполнении
определённых операций. Иными словами, мануфактурное производство основывалось
уже на разделении труда.
РОССИЙСКАЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Так в России XVII в.
возникли принадлежавшие торговому частному капиталу различные предприятия по
выделке кожи, переработке сала, приготовлению солода и т. д. Причём в их
возникновении активно участвовало западноевропейское купечество. В 30-х гг.
был основан комплекс железоделательных и оружейных предприятий в районе Тулы,
Каширы и Алексина. Его владельцами были нидерландцы А. Виниус и Ф. Акема и
житель немецкого города Гамбурга П. Марселис. На этих мануфактурах
использовался не только ручной труд, но и применялись передовые по тому времени
достижения западноевропейской техники и технологии. Здесь действовал полный
цикл производства — от переработки руды и выплавки металла до выпуска готовых
изделий из железа, включая оружие. Причём в середине XVII в. на
них могло производиться железа и изделий из него более 1 тыс. т ежегодно. Во
второй половине XVII
в. подобный комплекс железоделательных
предприятий возник в Карелии около города Олонца. Здесь производство возглавил
гамбуржец А. Бутенант. Железоделательными предприятиями владели и русские
бояре Б. И. Морозов и И.Д. Милославский. На Урале возник первый в России
Пыскорский медеплавильный завод.
Наряду с добывающей рудной
(горной) и металлургической промышленностью начали развиваться и отрасли
промышленного производства изделий массового спроса и обихода. Появились
бумагоделательные и стеклодувные мануфактуры. Делались попытки основать крупное
суконное производство.
Помимо частных мануфактур в
России действовали и казённые (государственные). Такими, например, были
московские Оружейная палата, Пушечный и Печатный дворы, основанные ещё в XV—XVI вв., а
также полотняное производство,
472
главными центрами которого в
то время считались столичные Кадашевская и Хамовная слободы. На крупных
предприятиях довольно широко использовалась наёмная рабочая сила, что
придавало производству признаки капиталистического характера. Однако в России
имелось немало предприятий, где трудились и крепостные. Так, к уже упомянутым
нами железоделательным и оружейным предприятиям Тулы, Каширы и Алексина были
приписаны две дворцовые волости (области) с крестьянами, которые занимались
вспомогательными работами.
РЕМЁСЛА И
ПРОМЫСЛЫ
Несмотря на внушительные
успехи России в развитии крупного производства по сравнению с XV—XVI вв., в XVII столетии господствовало производство мелкое. Большинство товаров
изготавливалось в мастерских городских и сельских ремесленников. По своему
социальному положению они делились на тяглых посадских людей, т. е. горожан,
плативших государственные налоги, и вотчинных ремесленников, занимавшихся
ремеслом и облагаемых своими хозяевами — дворянами, боярами или монастырями —
денежным или натуральным оброком. В XVII в.
ремесло было весьма сильно вовлечено в рыночные отношения. Именно продукция
ремесленников предназначалась для реализации на рынке. Вместе с тем
сохранялась и работа на заказ, но она была характерна для уникальных
ремесленных специальностей, граничащих с искусством, как, например, ювелирное
или златокузнечное дело. Заказными работами занимались и опытные ремесленники
достаточно распространённых специальностей: плотники, портные, сапожники...
Русские ремесленники-умельцы могли выполнить буквально любую работу, секреты
мастерства передавались ими из поколения в поколение. Распространённым было и
ученичество: в течение нескольких лет мастер был обязан обучить ученика, и их
взаимоотношения регулировались особыми документами — «жилыми записями».
Поражает разнообразие
ремесленных специальностей. В провинциальных городах их были десятки, а в
столице государства, Москве, — около 250. Так, выпечкой хлебобулочных изделий
занимались булочники, калачники, пирожники, пряничники, сдобники, сухарники,
хлебники и т. д.
Большое распространение в XVII в.
получили в России различные промыслы. На первом месте здесь стояли извоз и
речное судоходство. Извозом в осенне-зимний период занималось едва ли не
большинство мужского крестьянского населения. Десятки тысяч подвод и саней
перевозили всевозможные товары из конца в конец огромной страны. Речное
судоходство России обслуживали десятки тысяч посадских людей и крестьян.
Особенно интенсивное движение речных судов происходило в период весенне-летней
навигации по Волге и Сухоно-Двинскому водному пути, связывавшему центр страны с
Архангельском — единственным портом, через который шла торговля с Западной
Европой. Множество людей было занято также в таких повсеместно распрост-
Ткацкий станок, деревянная
посуда и изделия русских бондарей XVI—XVII вв.
473
ранённых промыслах, как
рыболовство, заготовка леса, смолокурение, солеварение, выделка кож и
мехов...
СЕЛЬСКОЕ
ХОЗЯЙСТВО
Русский крестьянин в XVII в.,
как его деды и прадеды, пользовался теми же традиционными орудиями труда:
бороной, сохой, косой, граблями, вилами, серпом да цепом. Основной тягловой
силой в его хозяйстве была лошадь. Неизменность сельскохозяйственного
производства поддерживалась государством: именно в XVII столетии
крестьянин был окончательно прикреплён к земле, которая находилась в полном
владении как светских, так и духовных феодалов — дворян, бояр, монастырей и т.
д., царской семьи или государства. Если в первой половине XVII в. действовали
различные сроки возврата назад беглых крестьян, по истечении которых беглецы
могли оставаться на новом месте, т. е. у крестьян сохранялась ещё какая-то
возможность перемены хозяина, то в
Главной отраслью сельского хозяйства
России было земледелие. От величины собранного урожая зерна зависело не просто
благосостояние, но и сама жизнь большинства населения страны. Постоянно росли
размеры посевных площадей, главным образом за счёт развития земледелия в
Сибири. Плодородные земли южной окраины России в XVII в.
распахивались гораздо медленнее из-за частых набегов крымских татар. Россия
обеспечивала себя основными сельскохозяйственными продуктами: зерном, мясом,
овощами. Однако в неурожайные годы население испытывало острую нужду, а
отдельные сельские местности охватывал настоящий голод. В городах, где обычно
можно было купить всё что угодно, в такие годы посадские люди страдали не
меньше, чем крестьяне, потому что цены на хлеб резко возрастали и этот продукт
первой необходимости становился недоступен простому люду. Не случайно голодные
годы порождали в стране социальную напряжённость. Для предотвращения «голодных»
бунтов правительство предписывало торговцам регулярно подвозить в города хлеб
(под особым попечительством в этом отношении была Москва). Даже в урожайные
годы русское правительство неохотно разрешало экспорт хлеба в Западную Европу,
допуская это лишь изредка и только по политическим соображениям. Русские цари и
бояре, будучи крупнейшими землевладельцами, прекрасно разбирались в
хозяйственных вопросах и всегда стремились попридержать хлебные излишки,
памятуя о неурожайных годах.
ВНЕШНЯЯ
ТОРГОВАЯ РОССИИ
В XVII в.
Россию посещают купцы и с Запада, и с Востока: англичане, нидерландцы, немцы,
датчане, шведы, армяне, греки, бухарцы, хивинцы, индусы, персы и др. На мировой
рынок из страны поступают (экспортируются) такие товары, как кожа, пенька, лён,
смола, сало, рыба, пушнина, изделия из дерева и металлов, холсты и др.
Ввозятся же в Россию (импортируются) сукно, ткани, металлы и металлические
изделия, галантерейные товары, вина, пряности, предметы роскоши и т. д. Всероссийский
рынок развивается как часть европейского и мирового рынков. К этому времени
уже наметилась общеевропейская специализация по основным товарам, которые та
или иная страна предлагала европейской и мировой торговле. Для Западной Европы
особый интерес представляло русское промышленное сырьё. В государствах же
Средней Азии и Востока большим спросом пользовались готовые изделия русских
ремесленников и товары крестьянского домашнего производства. Внешняя торговля
России достигла в XVII
в. больших успехов. Так, в середине столетия
стоимость товаров, вывезенных из страны западноевропейскими купцами,
составляла около 1 млн рублей в год, что было вполне сопоставимо с приходной
частью государственного бюджета того времени.
Вместе с тем русское
купечество было недовольно привилегированным положением некоторых
западноевропейских компаний в России. Так, ещё с XVI столетия
английская «Московская компания» вела в России беспошлинную торговлю, а
нидерландская компания де Фогелара-Кленка уплачивала за свои товары половину
таможенных пошлин. Русское правительство традиционно покровительствовало
единоверцам — армянским и греческим купцам. В первой половине XVII в.
русские коммерсанты буквально засыпали верховную власть челобитными, в которых
описывали своё незавидное положение. Так, в
474
России условия торговли для
иностранцев: процветает утайка товаров; таможенные пошлины в полном объёме не
уплачиваются, что наносит немалый убыток казне; вопреки запрету иностранцы
продают русским людям товары в розницу. Качество различных заморских изделий
заметно ухудшилось. Западноевропейцы, сговариваясь между собой, не покупают
русские товары в своих странах, когда их привозят русские торговцы. А в
Архангельске те же товары ими охотно раскупаются. Этим они добиваются, чтобы
русским торговым людям ездить в их страны было «не повадно». От всего этого
русскому купечеству чинятся «великие убытки». Челобитчики просили запретить иностранцам
торговлю внутри страны и не пускать их дальше пограничных пунктов и портов. Это
требование монополии торговли отечественными
Предметы быта, изготовленные русскими ремесленниками
в XVII — начале XVIII вв.:
1 — изразец;
2 — подвесная чернильница;
3 — шкатулка.
475
товарами было характерно для
купечества любой страны в ту эпоху.
Правительство царя Алексея Михайловича
в 1646—1650 гг. пошло на частичные ограничения деятельности иностранного
купечества в стране: были отменены льготы по уплате таможенных пошлин,
английскому купечеству запретили приезжать во внутренние районы России. Однако
западноевропейские купцы были нужны казне как поставщики (на выгодных условиях)
вооружения для армии и других необходимых России товаров, а также как продавцы
на европейском рынке различных русских казённых товаров, что было важнейшим
средством получения валюты казной. Поэтому правительство не решалось стеснять
их сверх меры.
Начиная с середины XVII в.
русское правительство стало всё шире использовать на практике модную
европейскую теорию «меркантилизма», суть которой сводилась, во-первых, к защите
отечественной торговли и промышленности посредством льгот и
покровительственных пошлин и, во-вторых, к привлечению в страну иностранной
валюты. Наиболее талантливым выразителем идей меркантилизма в России стал
крупнейший государственный деятель, глава Посольского приказа А.Л.
Ордин-Нащокин. При его непосредственном участии в
В XVII в. в
торговле с Западной Европой Россия имела активный торговый баланс, иными
словами, стоимость экспортных товаров заметно превышала стоимость товаров
импортных. Это обеспечивало приток иностранной валюты в страну. Россия в то
время не имела разведанных месторождений золота и серебра. В денежном обращении
использовалась серебряная монета (копейка, 0,5 копейки — деньга и 0,25
копейки — полушка). Она перечеканивалась из европейских серебряных талеров.
Причём такая перечеканка приносила казне достаточно солидный доход.
Русские товары (в основном
сырьё и полуфабрикаты) были жизненно необходимы европейской промышленности.
Европейские товары, за исключением цветных металлов, красок и некоторых видов
сырья, предназначались в основном для удовлетворения потребностей государства
(прежде всего армии) и господствующего класса. Простой народ пользовался
преимущественно продукцией отечественного и домашнего производства. Эта
характерная особенность структуры русского импорта—экспорта сохранялась в XVIII и даже в XIX
вв. Да и современной российской рыночной
экономике некоторые черты экономики прошлого отнюдь не чужды. И это вполне
естественно, поскольку преемственность в экономике обеспечивает плавность
эволюционного развития общества.
ГОРОДА
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА В XVI—XVII ВЕКАХ
Историки подсчитали, что в
первой половине XVI
в. в Московском государстве существовало около
160 городов. Во второй половине столетия появилось 70 новых городов, в том
числе 15 — в Сибири. В результате длительной Ливонской войны, опричнины Ивана
Грозного, бедствий Смутного времени развитие городов в конце XVI —
первой четверти XVII
вв. замедлилось, но затем вновь начались подъём
городов и увеличение городского населения. В
На территории одного из
крупнейших государств мира XVI—XVII вв. — Московии
— города были расположены крайне неравномерно. Наиболее густая сеть городов
покрывала европейскую, самую освоенную часть страны. Иначе обстояло дело на
окраинах. Например, в Сибири на огромной территории площадью 10 млн. км2 находилось
всего 20 городских уездных центров.
Иностранцев поражали размеры
крупнейших русских городов XVI—XVII вв. —
Москвы, Новгорода, Пскова. Действительно, они иногда превосходили большие
европейские города того времени. Огромным городом была стотысячная столица
Московского государства. Второе место делили между собой Новгород, Псков,
Казань и Нижний Новгород с 25—30-тысячным населением. Однако столь крупных
городских центров было
476
совсем немного — считанные
единицы. Средний же русский город XVI—XVII вв.
насчитывал всего 3—5 тыс. жителей. Были и совсем крошечные городишки. В далёком
северном Пустозерске, судя по известию современника-англичанина, имелось 80 или
100 домов. Город Кола, находившийся на заснеженном Мурмане (Кольский
полуостров), состоял из одной улицы, застроенной низкими деревянными домиками.
ПРИЧИНЫ
УПАДКА И РАСЦВЕТА ГОРОДОВ
С образованием единого Московского
государства некоторые многолюдные и богатые столицы княжеств предшествующей
эпохи угасают и приходят в упадок. Так, «Тверь старая, Тверь богатая», по
свидетельству одного из иностранных путешественников, в середине XVII в.
превратилась в маленький городок с полутора сотнями домов, окружённый деревянными
укреплениями. Напротив, расцветают торгово-ремесленные города, средоточия
местных рынков и административные центры. Потребности обороны побуждают
государственную власть к строительству городов-крепостей на рубежах России.
На середину и вторую половину
XVII в. приходится расцвет богатых поволжских торговых городов, прежде всего
Астрахани и Казани. К середине XVII в. благодаря торговле
становятся крупными центрами и другие города Поволжья — Ярославль, Кострома,
Нижний Новгород. Горожане на свои деньги строят многочисленные церкви и монастыри,
украшая их стены по-купечески богатой резьбой.
Со второй половины XVI в.
Московское государство было связано с Европой морским путём по Северному
Ледовитому океану, через единственный порт — Архангельск. Через него осуществлялось
3/4 внешнеторгового оборота страны. Ежегодно Архангельск посещали торговцы из
Англии, Голландии и других европейских стран. Именно от этих «северных ворот
России» иностранные купцы разъезжались по русским городам и отправлялись в
Москву. Пушной промысел привёл к процветанию «златокипящей» Мангазеи,
располагавшейся за Полярным кругом, на Крайнем Севере.
Палаты боярина Волкова.
Москва. Конец XVII в.
477
С. В. Иванов. «Приезд воеводы».
Однако, испытав
кратковременный расцвет, после истощения пушных ресурсов этот город пришёл в
упадок. В ряде случаев именно купцы-промышленники становились основателями
новых городов. Так, Аникей Строганов, занимавшийся главным образом соляной
торговлей и бывший полновластным хозяином у себя в Сольвычегодске, на свои
средства построил несколько городков и содержал в них собственное наёмное войско
и собственные церкви.
В XVII в.
Московское государство неуклонно отодвигает свои границы всё южнее и южнее. Ещё
Иван Грозный и Борис Годунов, стремясь укрепить южные степные рубежи страны,
строили пограничные города, возводили в них каменные кремли (крепости). С 30-х
гг. XVII в. начинается строительство укреплённых линий — «засечных черт», и
многие южнорусские города — Орёл, Кромы, Воронеж, Белгород — становятся их
составной частью, опорными пунктами для обороны и дальнейшего продвижения на
юг. Поселенцев часто беспокоили отряды крымских татар. Жизнь
на южной окраине России была
тревожной, полувоенной. Долгое время в этих местах казаков и стрельцов было
гораздо больше, чем крестьян и ремесленников.
Государство тщательно
контролировало строительство городов, особенно на новых и стратегически
важных территориях. Возникающие центры должны были располагаться «крепко» и
«усторожливо» в военно-оборонительном отношении. Выбор места для города
считался весьма ответственным делом. Этот вопрос, как правило, решался на самом
высоком уровне с привлечением специалистов «городового дела», составлявших
письменное обоснование, чертежи, «росписи» и «сметы». Нередко по этому поводу
возникали ожесточённые споры между высокопоставленными персонами.
НАСЕЛЕНИЕ
ГОРОДОВ
На протяжении XVI—XVII вв., несмотря на частые военные потрясения, посадское (торгово-ремесленное)
население медленно, но неуклонно росло, знаменуя подъём городской жиз-
478
ни. В середине XVII в., по
подсчётам историков, во всей России насчитывалось 41 662 посадских двора.
Из кого же состояло население
городов? По сравнению с предшествовавшей эпохой оно стало более пёстрым и
разнообразным по составу. В центре страны преобладали города, где наряду с
посадским населением («торговыми людьми» и ремесленниками) селились также
дворяне и бояре со своими дворовыми людьми, а монастыри имели собственные
«резиденции» — подворья. На севере часто встречались города-посады, где
крепостные сооружения отсутствовали, — в эти места со времён Смуты никто не
вторгался с оружием в руках. В них не было дворов «государевых служилых людей»
— дворян, стрельцов, пушкарей, зато монастырям и церквам принадлежали обширные
владения. На северо-западе, рядом с такими старыми торгово-ремесленными
городами, как Псков и Новгород, располагались пограничные крепости, где не было
посадского населения.
В XVII в.
основную часть населения города — примерно 2/3 жителей — составляли служилые
люди «по прибору»: стрельцы, казаки, затинщики, пушкари (см. ст. «Войско
Московского государства»). Были среди них и служилые иноземцы, селившиеся в
особых слободах. И лишь 20—25% горожан занимались ремеслом и торговлей. Привилегированную
прослойку составляли богатейшие купцы, объединённые в три корпорации, которые
назывались «гости», «гостиная сотня» и «суконная сотня». «Чёрные» же люди,
несущие государево «тягло» (налоги и повинности), делились на «сильных»
(зажиточных), «середних, которые статочны и прожитком добры», и низшую
прослойку — малоимущих (бобылей, подсуседников,
захребетников и др.). Население крупных и средних городов жило в сотнях и слободах —
административно-территориальных единицах, часто объединявших ремесленников
одной специальности, например Кузнецкая, Гончарная или Кожевенная слободы.
УПРАВЛЕНИЕ
В ГОРОДАХ
Главным администратором,
управляющим городом, был воевода. Его
двор находился в крепости неподалёку от приказной избы —
места, где вершились административные и судебные дела. Там же поблизости
помещалась и тюрьма. Все эти и другие служебные строения стояли обычно вокруг
главного, соборного храма города — каменного или деревянного.
Воевод правительство назначало
на один-три года. Передача власти старым воеводой новому проходила в городском
соборе. Вновь назначенный администратор получал здесь знамя и ключи от города и
казны. Затем он переходил в приказную избу и знакомился с подчинёнными,
принимал дела, устраивал смотр служилым людям, которые в парадной одежде
приветствовали нового воеводу. Воеводство — дело доходное; это и большая честь
для дворянина, и сытый «корм» («кормом»
Город Свияжск в XVI в. Реконструкция.
Рисованный план города
Луха.
479
Церкви Ярославля.
тогда называли жалованье).
Собираясь в дальнюю дорогу, новый воевода получал длинный царский наказ, где
перечислялись все его обязанности. Воеводе надлежало «беречь накрепко, чтобы в
городе да в уезде не было разбоя, воровства, убийства, бою, грабежа,
корчемства, распутства». А того, кто в этом провинится, — брать и, «сыскав
добро», наказывать. Воевода — высшая инстанция и в решении всех гражданских
дел. Более же всего он обязан был заботиться о том, чтобы все до копеечки
доходы государевы своевременно доставлялись в казну.
Вторым лицом в городе был губной староста, который ведал уголовными делами. Его
выбирали городские и уездные дворяне. Губная изба —
«резиденция» старосты — также находилась в крепости.
ВНЕШНИЙ ВИД
ГОРОДОВ
На торговой площади, как
правило, у городского собора и воеводского двора, стояли лавки и амбары
посадских людей. Это таможенный двор, где
хранились образцовые меры и весы для торговцев, собирались таможенные пошлины с
привозных товаров — весчее и померное. Таможенники следили за правильностью совершения
торговых операций, запрещали продажу некоторых товаров — табака и вина.
Улицы города в сухую погоду
клубились пылью, а в дождь и слякоть, покрытые глубокими лужами, сочились
зловонной грязью. Из-за неопрятности улиц русских городов приходилось иногда
принимать меры, которые приводили в изумление иностранцев. Так, во время
крестных ходов впереди духовенства иногда шли несколько десятков человек с мётлами,
расчищая улицы и посыпая их песком.
По кривым, извилистым улочкам
можно было дойти и до кружечного двора —
единственного заведения в городе, где продавали вино. Винная продажа — дело
важное: она составляла одну из главнейших статей дохода казны. По царскому
указу
Ямской проезжий двор (или, иначе, ям) — это
место, где останавливались путешественники, а почтари обменивались сумами с
письмами. Усадьбы ямщиков состояли из избы с обширным двором, где содержались
лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты,
сбруя. Как и все другие слобожане, ямщики строили и содержали на мирские
средства церковь, где хранились слободская казна и наиболее важные официальные
документы. Современники-иностранцы отмечали, что по темпам передвижения
Церковь Иоанна Златоуста в
Коровниках, недалеко от Ярославля. XVII в.
гонцы не уступали
западноевропейским почтальонам. Максимальная скорость «ямской гоньбы»
составляла 200 вёрст в сутки. На яме всегда должны были быть наготове лошади и
подводы для государевой службы. Иногда ямским приказчикам приходилось выполнять
и «экзотические» поручения. Так, в
Бичом деревянных городов были
частые пожары. Сибирский Тобольск только за вторую половину XVII в.
горел десять раз. С наступлением тёплого времени года следовало «особо
беречься огня». Когда начиналась весна, глашатаи ходили по городу и, объявляя
воеводский приказ, кричали: «Заказано накрепко, чтоб изб и мылен (бань. — Прим. ред.) никто не топил, вечером поздно с огнём никто не
ходил и не сидел; а для хлебного печенья и где есть варить, поделайте печи в
огородах и на полых местах в земле, подальше от хором, от ветру печи огородите
и лубьями защитите гораздо». Дело доходило до запечатывания воеводскими приказчиками
изб и бань. Приходилось жить в клети — неотапливаемом помещении, даже если на
время возвращались холода.
* * *
На протяжении XVI—XVII вв.
подавляющее большинство населения России жило в деревнях. Однако именно в
городах бился пульс политической жизни страны, вершились главные государственные
дела, создавались произведения искусства, завязывались торговые отношения с
купцами Европы и Востока.
481
Правлению Софьи Алексеевны,
дочери царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, предшествовала так
называемая Московская смута
Царевича Ивана поддерживали
знатные бояре Милославские, родственники покойной первой жены царя Алексея
Михайловича Марии Ильиничны. Во главе этой группировки стояла царевна Софья,
рассчитывавшая управлять за слабоумного брата Ивана. Среди сторонников
Милославских
Царевичи Пётр Алексеевич
и Иван Алексеевич
у патриарха Иоакима.
Миниатюра первой половины
XVIII в.
выделялась фигура боярина
князя Василия Васильевича Голицына, представителя одного из самых древних и
знатных княжеских родов, обладавшего выдающимися способностями государственного
деятеля.
НАРЫШКИНЫ
ПРОТИВ
МИЛОСЛАВСКИХ
За Петра стояли Нарышкины,
родственники второй жены Алексея Михайловича — царицы Натальи Кирилловны,
которая должна была бы управлять за малолетнего Петра. Однако Наталья
Кирилловна хотя и отличалась добрым нравом, но, как писал один из историков
петровской эпохи князь Борис Иванович Куракин, «...была не прилежная и
неискусная в делах и ума лёгкого». Поэтому в вопросах государственных Нарышкины
полагались более всего на боярина Артамона Сергеевича Матвеева, человека
умного и опытного, в доме которого в своё время воспитывалась Наталья
Кирилловна.
Сначала всё складывалось в
пользу Нарышкиных. Большая часть московской аристократии, по-видимому,
предпочитала видеть на престоле не болезненного и хилого Ивана, за спиной
которого стояли бы фавориты Софьи, а многообещающего Петра. Хотел видеть царём
Петра и патриарх Иоаким, которому не нравился западный дух, царивший в
окружении Софьи.
Фёдор Алексеевич скончался 27
апреля
Царевна Софья Алексеевна была
незаурядной личностью. Француз Невилль, бывший в конце XVII в. в
Москве, писал: «Насколько её стан широк, короток и груб, настолько её ум тонок,
остёр и политичен, и хотя она никогда не читала Макиавелли (имеется в виду
автор известного в средневекой Европе политического трактата «Государь». — Прим. ред.), она
самостоятельно усвоила все его правила». Наделённая энергией и реши-
482
тельностью, Софья использовала
для получения образования все возможности, появившиеся благодаря западным
веяниям при Алексее Михайловиче. Через Симеона Полоцкого, бывшего учителем её
братьев, Софья познакомилась с церковной русской и польской литературой,
языками, риторикой, ораторским искусством. Ко времени царствования Фёдора
относится сближение Софьи с Василием Васильевичем Голицыным, перешедшее потом в
прочную связь. Этому выдающемуся государственному деятелю она, по всей вероятности,
была обязана довершением своего политического воспитания и пробуждением
стремления к власти.
После избрания Петра на
царство Софья не отказалась от своих честолюбивых планов, тем более что
обстановка, сложившаяся в тот момент в Москве, могла способствовать их
осуществлению. Весной
СТРЕЛЕЦКИЙ
БУНТ
Стрельцы давно уже были
недовольны своими начальниками, которые чинили им разные притеснения, насилия
и, зная, что стрельцы занимаются торговлей и промыслами, вымогали у них
деньги. Через три дня после принесения присяги Петру выборные от стрельцов
явились во дворец и потребовали выдачи девяти полковников, которые ранее
«вымучили» у них деньги. В окружении царицы Натальи Кирилловны не нашлось тогда
никого, кто был бы способен утихомирить недовольных. Молодые и неопытные
Нарышкины, расхватавшие высокие должности, испугались и распорядились тотчас
выдать деньги и наказать полковников на площади. Но это ещё больше раззадорило
стрельцов, которые решили сами «промыслить о себе». Неугодных начальников
хватали, сбрасывали с башен с криками: «Любо! Любо!»
Из всех «начальных людей»
стрелецкого войска снискать расположение стрельцов удалось лишь одному — князю
Ивану Андреевичу Хованскому. Он всячески им потакал, взыскивал для них деньги с
разных лиц, поощрял бесчинства. Этот человек, по-видимому, искал популярности
только ради удовлетворения своего тщеславия. Он любил быть в центре внимания,
имел высокое мнение о собственной персоне, никого из бояр «в свою пору (т. е.
вровень с собой. — Прим. ред.) не
ставил». За свою шумную и бестолковую деятельность Хованский получил прозвище
Тараруй (т. е. бестолковый болтун), и каждый, по словам покойного царя Алексея
Михайловича, называл его дураком.
Софье удалось договориться с
Хованским. Рассчитывая на почести и награды, он стал настраивать стрельцов
против Нарышкиных. И уже скоро среди стрельцов стали раздаваться крики: «Не
хотим, чтобы нами управляли Нарышкины и Матвеев, мы им всем шею свернём!»
Но к решительным действиям
стрельцы приступили только тогда, когда в Москву из ссылки вернулся Матвеев,
единственный, кто мог, как все
Царевна Софья,
правительница России.
надеялись, справиться с
бунтом. В мае, возбуждённые ложным слухом, что Нарышкины задушили царевича
Ивана, стрельцы со знамёнами и пушками двинулись ко дворцу. Матвеев, другие
бояре и патриарх встретили их на крыльце. Потом вывели Ивана и Петра. Иван на
крики стрельцов отвечал: «Меня никто не изводит, и жаловаться мне не на кого».
Матвеев и патриарх спустились с крыльца и стали уговаривать толпу разойтись. Но
тут в дело вмешался князь Михаил Долгорукий, начав бранить стрельцов. Он и пал
первой жертвой — его сбросили с крыльца на копья, а затем изрубили бердышами. В
это время из внутренних покоев прибежали другие стрельцы, кинулись к Матвееву и
расправились с ним. С криком: «Пора нам разбирать, кто нам надобен!» толпа
разъярённых стрельцов ворвалась во дворец, разыскивая и истребляя Нарышкиных.
После этого в Москве три дня продолжались убийства, погромы и беспорядки.
СОФЬЯ У
ВЛАСТИ
Тем временем Софья при
поддержке хозяйничавших в Кремле стрельцов одержала верх над царицей Натальей
Кирилловной и её приближёнными. Стрельцы потребовали, чтобы оба царевича пра-
483
Царицына палата в Кремле.
Изображение Святой Софии.
вили вместе, причём Боярская
дума и Освященный собор (собрание высших церковных деятелей страны) нарекли
Ивана первым царём, а Петра — вторым. Настояли они и на том, чтобы «правительство
(т. е. управление. — Прим. ред.) ради юных лет обоих государей, вручить сестре их». В
награду за помощь Софье пришлось не только осыпать стрельцов разными милостями,
но и официально признать их действия правильными. На Красной площади был
воздвигнут столб, на котором были написаны имена «изменников», павших жертвами
праведного гнева верных «государевых слуг».
Софья понимала, что, пока
стрельцы чувствуют себя безнаказанно, полного спокойствия в государстве не
будет. Поэтому в сентябре она выехала из Москвы и остановилась в селе
Воздвиженском, откуда начала созывать дворянское ополчение. Туда же был вызван
предводитель мятежников Хованский и казнён. Весть о казни любимого начальника
произвела большое впечатление на стрельцов. Сгоряча они стали готовиться к
борьбе с боярами, заняли Кремль и сели в осаде, но скоро пали духом и послали
выборных с повинной. Стрельцы были вынуждены во всём покориться правительству и
даже отречься от прошлых «подвигов» — столб на Красной площади был снесён.
Главой Стрелецкого приказа стал думный дьяк Фёдор Леонтьевич Шакловитый, один
из видных деятелей правления Софьи.
Софья находилась у кормила
государственной власти с 1682 по
Фаворит царевны Софьи
князь В.В. Голицын.
484
Голицын получил образование в
западном духе, хорошо говорил по-польски и знал латынь. Его московский дом,
даже на взыскательный французский вкус Невилля, был одним из великолепнейших в
Европе. В библиотеке князя были многочисленные рукописи и книги на русском,
польском, немецком языках по самым различным отраслям знания. Тот же Невилль,
рассказывая о своей беседе в
Если в гражданской сфере главным
защитником западной культуры был Голицын, то в духовной им являлся другой
приближённый Софьи — «латинствующий» монах Сильвестр Медведев. Талантливый
ученик и последователь Симеона Полоцкого, Сильвестр в
В конце 80-х гг. XVII в.
тяжёлые неудачи постигли Голицына. В
Царевна Софья Алексеевна.
Гравюра
485
ИСТОРИК
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ФАВОРИТЕ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ КНЯЗЕ ВАСИЛИИ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ГОЛИЦЫНЕ
«Ещё
молодой человек, он был уже видным лицом в правительственном кругу при царе
Фёдоре и стал одним из самых влиятельных людей при царевне Софье, когда она по
смерти старшего брата сделалась правительницей государства. Властолюбивая и
образованная царевна не могла не заметить умного и образованного боярина, и
кн. Голицын личной дружбой связал свою политическую карьеру с этой царевной.
Голицын был горячий поклонник Запада, для которого он отрешился от многих
заветных преданий русской старины... В его обширном московском доме, который
иноземцы считали одним из великолепнейших в Европе, всё было устроено на
европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены
большими зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иноземных
государей и немецкие географические карты в золочёных рамах; на потолках
нарисована была планетная система; множество часов и термометр художественной
работы довершали убранство комнат. У Голицына была значительная и разнообразная
библиотека из рукописных и печатных книг на русском, польском и немецких
языках: здесь между грамматиками польского и латинского языка стояли киевский
летописец, немецкая геометрия, Алкоран в переводе с польского, четыре рукописи
о строении комедий, рукопись Юрия Сербенина (Крижанича). Дом Голицына был
местом встречи для образованных иностранцев, попадавших в Москву, и в гостеприимстве
к ним хозяин шёл дальше других московских любителей иноземного, принимал даже
иезуитов, с которыми те не могли мириться. Разумеется, такой человек мог стоять
только на стороне преобразовательного движения — и именно в латинском,
западноевропейском, не лихудовском (т. е. греко-славянском, православном. —
Прим. ред.) направлении. Один из преемников Ордина-Нащокина (крупный дипломат
и государственный деятель времён царствования Алексея Михайловича. — Прим.
ред.) по управлению Посольским приказом, кн. Голицын развивал идеи своего
предшественника. При его содействии состоялся в
Портрет Петра I в детстве.
было столь велико, что Софья
присвоила себе титул «самодержицы», хотя и не посмела официально венчаться на
царство. Желая свести давние счёты с татарами и выполняя данные обязательства,
Москва стала готовиться к походу на Крым. Главнокомандующим был назначен
фаворит правительницы, ближний боярин и «царственные печати сберегатель» князь
Голицын. Это назначение оказалось для него роковым. Военная кампания
Через два года была
предпринята ещё одна попытка. На этот раз войско выступило ранней весной, когда
воды и травы было достаточно, и дошло до Перекопа. Однако преодолеть перешеек
русские не смогли. Вторая неудача вызвала большое недовольство в Москве, где
всё сильнее роптали на Софью и росло влияние царицы Натальи Кирилловны и
взрослеющего Петра.
Становилось ясно, что старая
борьба за престол вот-вот возобновится с новой силой, однако решимости не было
ни в том, ни в другом лагере: как Нарышкины по старой памяти боялись стрельцов,
так и Софья не решалась предпринимать крутых мер, хотя Шакловитый и советовал
ей «извести» Наталью Кирилловну, а заодно и Петра.
Всё началось из-за ложного
известия, разнёсше-
486
гося по Москве в августе
В Москве вначале опрометчиво
не придали значения этому происшествию. Шакловитый лишь заметил о побеге Петра:
«Вольно ему, взбесяся, бегать!» Однако Пётр, видя, что постепенно чаша весов
склоняется на его сторону, действовал решительно. Реально всё зависело от
военной силы — стрельцов и служилых иноземцев. В конце концов они встали на
сторону Петра.
Шакловитый и Медведев были
осуждены на смерть. Голицына лишили боярства и отправили в ссылку на север.
Сама Софья была заточена в Новодевичий монастырь. «Теперь, государь братец, —
писал Пётр брату Ивану, — настоит время нашим особам Богом врученное нам
царствие править самим, потому что мы пришли в меру возраста своего, а третьему
зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужескими особами в делах
правления быть не изволяем».
На этом правление Софьи
закончилось. Наступила новая эпоха в истории России — эпоха преобразований
Петра Великого, пока ещё юноши, а в будущем — государя-реформатора.
(1672-1725)
Будущий первый российский
император Пётр I
родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном
дворце московского Кремля. Для отца, царя Алексея Михайловича, он был всего
лишь четырнадцатым ребёнком, зато для матери, царицы Натальи Кирилловны
из рода Нарышкиных, — сыном-первенцем. Накануне Петровского поста это событие
было отмечено очень скромно: колокольным звоном и обедом в Царицыной Золотой
палате. 29 июня, в день Святых Петра и Павла, ребёнка окрестили в Чудовом
монастыре и нарекли Петром. Царь-отец повелел снять с новорождённого «меру» —
измерить длину и ширину его тельца — и написать икону таких же размеров. Икону
написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображена
Троица, а с другой — лик апостола Петра. Ни при каких жизненных обстоятельствах
Пётр не разлучался с этой иконой, всюду возил с собой, а после кончины
императора её повесили над царским надгробием.
ДЕТСТВО
ПЕТРА
Со временем у царицы появились
и другие дети, а к Петру были приставлены мамки и няньки, но Наталья Кирилловна
ни на миг не отпускала от себя своего любимца «свет-Петрушеньку». Малыша
развлекали погремушками, гуслями и цимбальцами, а он тянулся к солдатикам,
конькам и пушечкам. Когда Петру исполнилось три года, отец подарил ему детские
ружьецо и сабельку.
Благодаря первым счастливым и
спокойным годам жизни, проведённым в материнской горенке, Пётр навсегда полюбил
небольшие, уютные комнаты с низкими потолками и маленькими оконцами. Такие
комнаты были в домах, которые он строил для себя и где любил жить. Однажды,
будучи с официальным визитом во Франции, Пётр предпочёл приготовленным для него
огромным великолепным покоям в Лувре частный особняк, распорядившись свою
спальню устроить в тесной и тёмной комнате, ранее служившей гардеробной. В
конце января
Зотову вменялось в обязанность
воспитывать у мальчика царственную величавость и статность. Но «дядька» и не
пытался принуждать бойкого, подвижного ребёнка к многочасовому восседанию с
прямой спиной на стуле для выработки привычки к трону. Он позволял царевичу
вволю лазать по
Скромная спальня Петра I.
491
Дьяк Н. М. Зотов обучает
царевича
Петра Алексеевича.
Миниатюра первой половины XVIII в.
РЕМЕСЛО
— ЭТО ЦАРСКОЕ ДЕЛО!
Привычка
заполнять часы досуга разными «рукомёслами», выработавшаяся у маленького
Петра, когда его учителем и воспитателем был дьяк Никита Зотов, сохранилась на
всю жизнь. Даже принимая иностранных послов, царь мог во время беседы строгать
доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или
вязать узлы на корабельных снастях. Молва утверждает, что однажды прусскому
послу фон Принцу пришлось взбираться на верхушку мачты, чтобы вручить царю
верительные грамоты, — настолько тот был увлечён оснасткой линейного корабля
«Предестинация», устройство которого было лично разработано Петром.
чердакам, играть и даже
драться с дворянскими и стрелецкими детьми. Когда Пётр уставал от беготни,
Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из
собственной жизни, вырезал деревянные игрушки. Царевич смотрел на ловкие руки
«дядьки» и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми
навыками народного умельца Зотов не обладал, всё делал на глазок. Пётр перенял
эту сноровку и, полагаясь всегда больше на собственный глазомер, нежели на
чертежи и математические выкладки, ошибался нечасто.
Из Оружейной палаты Никита
Зотов постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями, а позже, по мере развития
интереса ученика к «историческим» предметам — военному искусству, дипломатии
и географии, — заказывал для него «потешные тетради» с красочными изображениями
воинов, иноземных кораблей и городов. В зрелом возрасте Пётр I не раз
проявлял разнообразные и глубокие исторические знания. Царевич всему учился
охотно и впоследствии писал бегло, но с многочисленными ошибками.
Занятия с Зотовым оставили
след в памяти Петра на всю жизнь. Став взрослым, проводя реформы в стране, он
мечтал, чтобы была написана книга по истории отечества; сам составил азбуку
русского языка, простую по написанию и лёгкую для запоминания.
Царь Фёдор Алексеевич
скончался весной
Ранним утром 15 мая
492
Десятилетний Пётр стал
очевидцем ужасов стрелецкого бунта. На всю жизнь стало для него ненавистным
слово «стрельцы», которое вызывало жгучее желание отомстить за гибель близких,
слёзы и унижения матери.
ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ
После того как состоялась
торжественная церемония венчания на царство царевичей, наречённых царями
Иваном V и Петром I,
правительница Софья, подозревавшая Наталью
Кирилловну в интригах, вынудила её вместе с Петром покинуть Москву. Царица
Наталья обосновалась в подмосковном дворце в селе Преображенском.
В Кремле Пётр и шагу не мог
ступить без толпы мамок, нянек и другой прислуги, а выход за стены царской
резиденции приравнивался к целому путешествию, на время которого назначалось
правительство из бояр и думных дьяков, обязанных следить, чтобы в это время
«государству не убыло и потерьки не было». Напротив, в Преображенском Пётр
пользовался полной свободой. Пока царица плакала, молилась и попрекала вероломную
падчерицу — царевну Софью, Пётр с ватагой сверстников из дворовых слуг убегал в
окрестные поля и леса. На вольном воздухе он физически окреп, на время забыв
пережитое. Летом он забавлялся качелями, игрой в кости, а зимой катался на
коньках и салазках, строил с ребятами снежные городки и брал их приступом.
Обследовав кладовые
Преображенского, Пётр обнаружил в них ржавые ружья и пистоли. Множество
полезных для мальчишеских игр вещей — шлемы, латы и другую военную амуницию —
ему привозили из Оружейной палаты. Он одел и вооружил своё войско, состоявшее
из сверстников и друзей по играм и потехам. Так и прозвали это войско —
«потешным», т. е. созданным для царской потехи. Оно объединило многих будущих
полководцев и государственных деятелей, а пока — юношей, играющих в войну.
Постепенно мальчишеская забава
превращалась в серьёзное увлечение. Пётр собрал в своём потешном войске не
только молодых людей из боярских семей, но и взрослых мужчин из числа
оставшихся не у дел знатных придворных родов. Он постоянно требовал присылать
ему из Оружейной палаты в Преображенское пищали (ружья), свинец, порох,
знамёна, барабаны и другие предметы «Марсовых потех». В
Пётр I предпочитал голландское декоративное искусство с его огромными
изразцовыми печами, тяжёлыми шкафами и элегантными креслами.
золотые галуны, нагрудный знак
в виде полумесяца и трёхцветный шарф на поясе.
Со временем многие «потешные»
благодаря своей смелости, преданности и уму превратились в выдающихся людей той
эпохи: полководцев, дипломатов и государственных деятелей. Не случайно их
мнение по наиболее важным вопросам нередко становилось для царя решающим. В
октябре
А пока потешные полки
проводили манёвры, учились строить, защищать и брать приступом или осадой пока
ещё не настоящие, а потешные крепости. Пётр неизменно оказывался в первых рядах
атакующих. Молодой царь хотел знать и уметь всё: подавать сигнал войску
барабанной дробью, стрелять из мортиры, метать гранату. Его одолевали тысячи
вопросов, ответить на которые было некому.
Любознательность привела Петра
в расположенную по соседству с Преображенским Немецкую слободу, где жили
купцы, лекари, наёмные военные и разного рода мастера из Западной Европы.
Москвичи сторонились обитателей Не-
493
мецкой слободы. Молодой
государь нашёл там себе друзей, научился говорить по-голландски и по-немецки.
Пётр познакомился с голландским инженером Францем Тиммерманом, который стал
заниматься с ним арифметикой, алгеброй, геометрией, артиллерийской наукой,
обучил основам строительства крепостей и укреплений.
К молодому царю в Слободе
относились неизменно приветливо и дружелюбно. Пётр быстро усвоил ту
невероятную смесь диалектов, на которой здесь говорили, и впоследствии его с
трудом понимали в европейских столицах. Общительный по характеру, он завёл
множество товарищей среди иностранных плотников, аптекарей, пивоваров и
солдат, из которых сразу выделил обаятельного и галантного Франца Лефорта. Этот
выходец из Швейцарии, находившийся на русской службе в чине полковника, стал
наставником молодого царя в его знакомстве со своеобразной культурой
«московской Европы». Она не была ни английской, ни германской, ни французской,
ни голландской, хотя представители этих народов обрели в Москве второе
отечество; она воплотила все оттенки народной культуры Западной Европы. Иначе и
быть не могло. Носители утончённой культуры — иноземные дворяне — в России
оседали редко. Сюда в поисках счастья приезжали отчаянные смельчаки, люди
сложной судьбы, покинувшие родину по политическим или религиозным причинам,
авантюристы с тёмным прошлым. За благопристойными фасадами причудливо
украшенных домиков дремали привычки пиратов, «рыцарей удачи», выброшенных
жизненным штормом на чужой берег. Не случайно постоянное и неумеренное
потребление пива и водки было главным занятием российских «немцев» в часы
досуга. Подобный стиль жизни был наивно заимствован молодым царём и перенесён
им сначала в среду потешных, а затем и дворянства. Страсть к точным наукам и
практическим занятиям, развитая Тиммерманом, осталась у Петра на всю жизнь, а к
прежним увлечениям прибавилось новое — строительство кораблей и плавание на
них. Старый английский ботик (небольшое судно), обнаруженный в заброшенном
сарае, позволил юноше испытать неведомое ранее чувство свободного скольжения по
водной глади, подобное полёту птицы. Тихие подмосковные реки скоро оказались
для него узкими и мелкими. Вместе со своим потешным флотом Пётр перебрался на
Плещеево озеро под Переславлем-Залесским, а затем в Архангельск, ближе к
настоящим морским просторам.
Напрасно царица-мать в письмах
умоляла оставить опасные занятия, сообщала о тайном желании Софьи занять
российский престол. Царица писала, что уже изготовлен её портрет в полном
царском облачении с короной на голове, державой и скипетром в руках. Казалось,
Петра мало беспокоили жалобы матери. Тогда царица решила женить сына, на свой
вкус выбрав ему невесту —
Евдокию Лопухину, белолицую, статную и здоровую
девушку. Свадьба состоялась зимой
Летом
Верные люди дали Петру знать о
происходящем в Москве. Разбуженному среди ночи Петру пригрезилось, что стрельцы
идут в Преображенское грабить и убивать. В сильном испуге он бросился бежать,
забыв обо всём. Но и успокоившись, он побоялся вернуться обратно и поскакал в
Троице-Сергиев монастырь искать спасения за его могучими башнями и толстыми
стенами. Туда к нему отправились мать, жена, сподвижники и верные потешные
полки. С каждым днём вокруг Софьи оставалось всё меньше и меньше единомышленников.
Она вынуждена была искать примирения с братом, а он приказал правительнице
отречься от власти и уйти в монастырь.
АЗОВСКИЕ
ПОХОДЫ
Победив в схватке с сестрой,
Петр вновь предался своим прежним забавам, позволив царствовать матери. Наталья
Кирилловна стала полновластной правительницей, хотя современники считали, что она
«была править некапабель (т. е. неспособна. — Прим. ред.) и ума малого». Царица умерла в
Проба сил состоялась во время
Азовских походов. Что повлекло Петра и его потешные полки к Азовскому морю? Он
не мог не знать, как трудны и безуспешны были военные походы русских войск
против турок в 1687—1689 гг. Полки двигались по безлюдной, выжженной солнцем
местности, по малярийным болотам и солончакам, где не было ни капли воды.
Задолго до встречи с противником войско теряло много людей и лошадей. Пётр знал
об этом, но на войну его влекли молодой азарт, желание усмирить татар, дать
урок туркам и явить себя защитником христиан. Кроме того, он страстно хотел
добраться до Каспийского и Чёрного морей, чтобы овладеть морской торговлей с
Востоком. Результаты походов оказались намного скромнее возлагавшихся на них
надежд. Азов, однако, ценой больших усилий и потерь удалось взять. У России
теперь появился свой флот на Чёрном море. Но от дальнейшего продвижения
пришлось отказаться...
494
«ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО»
Пётр был на театре военных действий,
когда началась подготовка большого посольства в Европу. Весной
Посольство пересекло западные
границы России и прибыло в Ригу, которая была тогда владением Швеции. Здесь
Петра ожидали первые неприятности: губернатор не разрешил царю осмотреть
крепость и другие достопримечательности города. Пётр в гневе назвал Ригу «проклятым
местом», покинул посольство и в сопровождении нескольких добровольцев уехал в
Курляндию. Там его ожидал самый радушный приём. Почти месяц Пётр и присоединившееся
к нему посольство гостили у курляндского герцога Фридриха Казимира,
проявлявшего максимальную любезность и предупредительность.
Посольство двинулось из
Курляндии в Бранденбург, объехав стороной мятежную Польшу, где боролись за
власть сторонники двух претендентов: принца Конти, за которым стояли Франция и
дружественная ей Турция, и саксонского правителя — курфюрста Августа Сильного,
поддерживаемого Австрией. Петру предстояло определить, на чью сторону встанет
Россия, поэтому он отложил свой визит на земли Речи Посполитой.
Посещая в составе посольства
европейские государства, русский царь воочию убедился, какие сложные
политические отношения их связывают. Не являлось исключением и курфюршество
Бранденбург, правитель которого Фридрих Вильгельм III Гогенцоллерн
лелеял надежду на воссоединение с Восточной Пруссией и отделение от Священной
Римской империи (объединявшей тогда сотни независимых государств Германии),
что и осуществил несколько лет спустя. В преддверии этого события Фридрих
предложил Петру заключить с Россией оборонительный и наступательный союз, но
царь проявил осторожность, лишь на словах пообещав военную поддержку. В составленном
договоре речь шла только о торговле — праве России провозить свои товары в
другие страны, а Бранденбургу — в Персию и Китай по российской территории.
Дружественные отношения с
Бранденбургом позволили Петру более решительно вмешаться в польские дела. Он
официально заявил о том, что будет поддерживать Августа, для чего распорядился
выдвинуть к литовским границам русские войска, а своему послу в Польше велел
разъяснить всему шляхетству, что Россия будет всячески противодействовать
избранию принца Конти, поддерживающего дружественные отношения с Турцией и
Крымом, враждебными России. Это заявление побудило Августа вступить в Польшу и
короноваться; при этом он дал Петру слово оказывать ему поддержку в борьбе с
врагами христианской веры.
Покинув пределы курфюршества,
посольство двинулось в Голландию. Петру не терпелось поскорее попасть на её
знаменитые верфи, а потому, опередив посольство, он в лодке с несколькими
товарищами поплыл по Рейну, его притокам и каналам к Саардаму. Там он поселился
и под именем Петра Михайлова устроился работать на верфь Линста Рогге.
С раннего утра он усердно
трудился, осваивая премудрости профессии корабельного плотника, а в свободное
время ходил по окрестностям, наблюдая, как работают местные лесопильни, маслобойни
и другие заводы. Слух о странном русском быстро распространился в маленьком
городке, да и внешность его была запоминающейся. По свидетельствам
современников, он был высокого роста, стройный, лицо смуглое, с правильными, но
резкими чертами. У Петра были маленькие усики, волосы на голове от природы
вьющиеся, всегда коротко подстриженные. Голос, чуть сипловатый, «был не тонок и
не громогласен». Он всегда носил простую одежду, нередко появляясь в стоптанных
и латаных башмаках. Современники утверждали,
Шкиперское платье Петра
Великого.
495
* * *
Находясь
в Голландии с «велики/и посольством», Пётр успевал не только строить корабли,
писать указы по поводу неотложных дел в России, руководить деятельностью своих
подданных, обосновавшихся в Амстердаме, но и знакомиться с
достопримечательностями и знаменитыми людьми. Он познакомился, например, с
известным голландским анатомом профессором Рюйшем, слушал его лекции и вместе
с ним посещал госпиталь Святого Петра, побывал в анатомическом театре.
Увлечение Петра анатомией сохранилось на долгие годы, как и страсть к
коллекционированию редкостей, в том числе и различных уродцев. Это послужило
причиной создания первого отечественного музея — петровской Кунсткамеры (от
нем. Kunstkammer — «кабинет редкостей», «музей»).
Он
пробовал себя и в других искусствах и ремёслах. Так, под руководством
известного художника Шхонебека молодой царь осваивал различные техники
гравировки. Он сделал гравюру под названием «Торжество христианства над
исламом». Пётр и позже занимался гравёрным делом. После победы под Полтавой он
собственноручно изготовил гравюру «Полтавский бой» и оттиски с неё рассылал
правителям различных государств.
что «если кто его не знал, то
никак не мог принять за столь великого государя». Однако с возрастом у Петра
всё чаще случались судороги, которые сильно искажали его лицо и глаза, внушая
ужас окружающим.
Убедившись, что в Саардаме ему
учиться уже нечему, Пётр отправился в Амстердам, где на верфях Ост-Индской
компании продолжал учиться у мастера Геррита Класа Поля. Питер-тиммерман
(Пётр-плотник), как его звали окружающие, принял участие в закладке большого
морского фрегата. В это время Пётр сообщал на родину, что «трудится в поте лица
своего». Он писал: «Делаем это не из нужды, а для того, чтобы изучить морское
дело, чтобы по возвращении оставаться победителями над врагами».
Любознательность заставила
Петра предпринять поездку в Англию. Там он более двух месяцев изучал теорию
кораблестроения, был в арсенале, обсерватории, театре, парламенте, в Тауэре и
на монетном дворе, посетил Оксфордский университет. Везде появление Петра
вызывало удивление. На него смотрели как на «восьмое чудо света»,
изумляясь его способностям
быть инженером, пушкарём, кораблестроителем, токарем, оружейным мастером,
кузнецом и плотником и при этом не тяготиться своим трудом, а получать от него
удовольствие. Русский историк В.О. Ключевский считал, что за свою жизнь Пётр I овладел
четырнадцатью различными специальностями. Прозорливые люди понимали, что за
необычным для царя поведением скрывается стремление Петра явить подданным
пример для подражания, приохотить их к полезному для государства труду.
Пётр учился и учил других,
нередко приобретая опыт как в ремёслах, так и в политике ценой собственных
ошибок. Так, пока царь работал топором на голландских верфях, за его спиной
велись тайные приготовления к подписанию мира между Австрией и Турцией при
посредничестве Англии и Голландии. Лишь через полгода он узнал об этом и был
потрясён лживостью правителей этих стран, расточавших ему любезности и
уверявших в готовности к совместным действиям против Турции. Пётр поспешил в
Австрию, надеясь убедить императора Леопольда отказаться от подписания мира с
турками.
11 июня
В конце концов встреча между
26-летним русским царём и 56-летним австрийским императором состоялась. Однако
Леопольд, будучи опытным дипломатом и искушённым политиком, свёл беседу к
обмену ничего не значащими любезностями. Покидая в гневе императорский дворец,
Пётр оказался в парке. Заметив лодку у берега озера, он сел в неё, начал
неистово грести и плавал по озеру до тех пор, пока не успокоился. Столпившиеся
на берегу придворные императора Леопольда с удивлением наблюдали за упражнениями
московского царя, выслушивая от его приближённых объяснения о любви Петра к
«Нептуновым потехам». Первый опыт самостоятельной дипломатической
деятельности, полученный молодым царём в годы «Великого посольства», содержал
как успехи, так и неудачи. Этот опыт дал толчок развитию в Петре дипломатических
способностей, впоследствии высоко оценённых многими европейскими
государственными деятелями.
Знакомство с обычаями,
законами, наукой, техникой и политическим устройством евро-
496
пейских стран внушило Петру
мысль о необходимости «капитального ремонта» России, иными словами —
преобразования всех сфер русской жизни по европейским образцам.
ПЁТР I КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ И ПОЛКОВОДЕЦ
Одетый в Преображенский
сюртук европейского покроя, Пётр I по образу мыслей всегда
оставался русским самодержцем. Узнав во время пребывания за границей, что
вновь восстали стрельцы, он срочно возвратился в Россию. За один лишь осенний
день
Вся противоречивость характера
Петра I проявилась во время строительства новой столицы — Санкт-Петербурга (см.
ст. «Основание Санкт-Петербурга»). С одной стороны, намереваясь встать твёрдой
ногой на Балтике, Россия должна была получить опорный пункт и базу для флота.
Но с другой — гибель тысяч людей в ходе строительства города показывает, какой
дорогой ценой обходилось порой воплощение государственной воли царя. Не щадя
себя, не умея беречь своё здоровье и жизнь, он не жалел и своих подданных,
легко жертвуя ими ради великих замыслов.
Когда Петру I напоминали
о бессмысленной жестокости по отношению к стрельцам, вина которых едва ли могла
быть доказана судебным порядком, он заявлял: «С другими европейскими народами
можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так: если бы
я не употреблял строгости, то бы давно уже не владел русским государством и
никогда не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а
с животными, которых хочу переделать в людей». Властитель по династическому
праву, Пётр искренне полагал, что ниспослан России Божественным провидением;
считал себя истиной в последней инстанции, человеком, не способным на ошибки.
Меряя Россию на свой аршин, он чувствовал, что начинать преобразования необходимо
с ломки старозаветных обычаев. Поэтому по возвращении из Европы Пётр I категорически
запретил своим придворным носить бороды, дворянам повелел пить кофе, а
солдатам приказал курить — в соответствии с «Воинским Артикулом». Не злой по
натуре, он был порывист, впечатлителен и недоверчив. Не умея терпеливо
объяснить другим то, что для него было очевидным, Пётр, встречая непонимание,
легко впадал в
СВАДЬБА
ПЕТРА I
Свадьба
Петра I состоялась 19 февраля
Многие
не одобряли женитьбы Петра на особе сомнительного происхождения (кроме того,
была жива первая жена царя — Евдокия Фёдоровна Лопухина, с которой он
обвенчался в
Свадьба
состоялась в любимом Петром Петербурге-Парадизе, а не в ненавистной Москве, где
всё ему напоминало о прошлом. После венчания молодые отправились во дворец
князя Александра Даниловича Меншикова, а оттуда — в только что отстроенный
Зимний дворец на Адмиралтейском острове.
Пиршественная
зала поражала своим пышным убранством. Её стены были затянуты «полотняными
шпалерами» — полотнищами, расписанными красками, с аппликациями. Плафон —
украшенный живописью потолок — представлял собой небо с облаками, гонимыми
ветром. В центре находились два балдахина алого цвета, на внутренней стороне
которых были растительные орнаменты. Между ними висело паникадило — люстра,
сделанная руками самого Петра из чёрного дерева и слоновой кости. Он
изготавливал паникадило в течение двух недель.
На
свадебном пире, длившемся 5 часов, присутствовало более 160 человек, не считая
шаферов (участников свадебного обряда), музыкантов и певчих. Треть гостей
составляли иностранцы, находившиеся в то время в Петербурге. Один из них
рассказывал, что «общество было блистательное, вино прекрасное, венгерское, и —
что особенно было приятно — гостей не принуждали пить его в чрезмерном
количестве».
После
обеде начались танцы, длившиеся до 10 часов вечера. Открыла танцы сама
Екатерина в паре с князем Меншиковым. «В начале 11 часа, — как сообщал очевидец,
— пущали ракеты, и бросали бомбы, и план был зажжён, на котором была выкладена
фитилями литера латинская: „Виват"».
На
следующий день праздник продолжился. Гости съехались в Зимний дворец, где на
торжественно накрытых столах их ожидало угощение — разнообразные конфеты и
фрукты. После застолья вновь были танцы, длившиеся до полуночи. Третий день
торжеств ознаменовался закладкой в Адмиралтействе 60-пушечного корабля,
названного в честь Екатерины. Событие это отмечалось обедом и танцами в доме
генерал-губернатора Петербурга Меншикова. На четвёртый день веселились в доме
царицы Прасковьи Фёдоровны (вдовы царя Ивана V), посажёной матери молодых. На
этом торжества, длившиеся четыре дня, окончились.
497
состояние крайнего гнева и
часто «вколачивал» истину сенаторам и генералам своими огромными кулаками или
посохом. Правда, царь был отходчив и через несколько минут уже мог хохотать над
удачной шуткой провинившегося. Однако в иные моменты злость, досада и вечная
спешка мешали Петру как следует разобраться в деле. Так, например, он поверил
ложному обвинению, выдвинутому против одного из наиболее верных его соратников
— Василия Никитича Татищева. В результате тот несколько лет провёл под
следствием и лишился высокой должности управляющего казённой промышленностью
на Урале.
Большую часть своего правления
государь-преобразователь провёл в путешествиях, деловых разъездах и военных
походах. Царь редко задерживался в столицах — Москве и Петербурге. По
замечанию российского историка С. М. Соловьёва, «это должно было иметь свою
вредную сторону: до царя далеко... следовательно, произволу правительственных
лиц, не вынесших из древней России привычки сдерживаться, открылось широкое
поприще...». Пётр I
правил «наездами»; проводя преобразования во
всероссийском масштабе и подчас не имея возможности вникнуть в суть частных
проблем, он передоверял их приближённым и отнюдь не всегда мог
проконтролировать деятельность этих людей. Подобное положение дел открывало
дорогу многочисленным служебным злоупотреблениям, вполне обычным в Петровское
время.
Эти недостатки правления отчасти
уравновешивались замечательным талантом царя подбирать себе одарённых помощников,
способных нести вместе с ним груз реформ и войн, притом достаточно
образованных, чтобы самостоятельно решать сложнейшие вопросы внутренней политики
и дипломатии. Этим Пётр I напоминает другого
великого государя русской истории — Ивана III, также
сумевшего собрать вокруг престола блестящих воевод и советников. Как и Иван III, Пётр
был способен переступить через личную неприязнь во имя интересов дела. Он
никогда не испытывал тёплых чувств к полководцу Борису Шереметеву и дипломату
Петру Толстому, но тем не менее они были возвышены им за свои способности и
заслуги, сослужив России добрую службу.
Пётр был безразличен к нарядам
и не любил официальных приёмов, на которых должен был носить горностаевую
мантию и символы царской власти. Его стихией были ассамблеи, где присутствующие
обращались друг к другу запросто, без титулов и званий, пили водку, черпая её
глиняными кружками из банных ушатов, курили,
Медаль за победу в морском
сражении при Гангуте.
играли в шахматы и танцевали.
Царь даже не имел собственных выездных экипажей: если требовалось организовать
торжественный выезд августейшей четы, он заимствовал коляску у известных
придворных щёголей — Меншикова или Ягужинского.
До конца дней своих Петру
приходилось заниматься самообразованием; новые политические и военные задачи
заставляли его постоянно искать учителей за пределами России. После поражения
под Нарвой в
Пётр I обладал
выдающимся дипломатическим талантом. Он искусно владел всеми классическими
приёмами европейской политики, которые в нужный момент легко «забывал», вдруг
перевоплощаясь в загадочного восточного царя. Он мог неожиданно поцеловать в
лоб ошеломлённого собеседника, любил использовать в своей речи народные
прибаутки, ставя в тупик переводчиков, или же внезапно прекращал аудиенцию,
сославшись на то, что его ожидает... жена. Внешне искренний и
доброжелательный, русский царь, по мнению европейских дипломатов, никогда не
раскрывал своих истинных намерений и потому неизменно добивался желаемого.
Пётр никогда не преувеличивал своих полководческих способностей. После Нарвы
он предпочитал командовать лишь своим Преображенским полком, а армию доверил
профессиональным полководцам. В совершенстве зная основы кораблевождения, царь
не брал на себя командование всей эскадрой, поручая это Апраксину, Голицыну и
даже Меншикову. Страха в бою он никогда не показывал. В решающий момент
Полтавского сражения
498
Разгром Булавинского восстания.
на берег ввиду опасности
встретить шведский флот, царь с улыбкой ответил: «Бояться пульки — не идти в
солдаты», — и остался на флагманском корабле. На упрёк Меншикова, заметившего,
что царь не бережёт себя, лично спасая тонущих в ледяной воде во время
наводнения в Петербурге, он сказал: «За моё Отечество и людей жизни своей не
жалел и не жалею».
* * *
В российской истории трудно
найти деятеля, равного Петру I по масштабам интересов
и умению видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный из противоречий,
император был под стать своей огромной державе, напоминающей гигантский
корабль, который он выводил из тихой гавани в Мировой океан, расталкивая тину и
обрубая наросты на бортах и днище.