При
царе Алексее Михайловиче правительство замыслило следующую хитрость: с
европейских талеров сбили их собственные изображения и надчеканили новые,
российские, — двуглавого орла и царя верхом на коне, со скипетром в руке. Эти
«тарели» московского производства достоинством в один рубль представляют
собой первый во всей российской истории опыт чеканки рублёвых монет. Да вот
беда: выпустив «рубли» подобного рода, «позабыли» как-то о том, что серебра в
них отнюдь не на 100 копеек, а всего лишь на 64. Казне такой финансовый
эксперимент, когда 64 копейки предписывают считать за 100, должен был принести
неисчислимые прибыли. Однако население старательно избегало новоявленных
«рублей», резонно опасаясь убытков, — государственную хитрость раскусили
быстро. Поэтому чеканка 64-копеечных рублей скоро прекратилась. Нуждаясь
в крупной серебряной денежной единице, правительство нашло иной, довольно
остроумный способ решить эту проблему. С талеров перестали сбивать изображения
и лишь ставили на иностранных монетах маленькие русские клейма: «ездец» и год
(на всех монетах — 1655). Такие деньги выходили на Московском Монетном дворе в
1655—1659 гг. и назывались «ефимками с признаком». В обращение они были пущены
по честной цене — 64 копейки. «Ефимки с признаком». 21 пытаясь наводнить страну
порчеными (как тогда говорили, «воровскими») деньгами, то солидные иноземные
купцы хитрили, изготавливая местную «валюту» у себя дома. Зато уж и государство
щедро рассчитывалось с предпринимателями подобного рода, стоило им попасть в
руки властей. Преступникам заливали горло раскалённым металлом, били кнутом на
торговой площади, выжигали на лицах слово «вор», ссылали в дальние города. К середине XVII в.
денежная система Московского государства, прежде вполне удовлетворительная,
начала устаревать. Слишком мелкой была старомосковская монета для крупных торговых
сделок и слишком дорогой для мелочной торговли. И без того маленькие, копейки
разрубались на половинки и четвертушки, и эти «сеченые» деньги пускались в
оборот наравне с целыми — для размена. В то время как на больших
серебряных талерах, широко распространённых в Европе XVII столетия,
умещаются искусно выполненные изображения государственных гербов и портреты
царствующих особ, на «чешуйках» порою вообще трудно что-либо различить. Во
второй половине XVII
в. западноевропейское влияние стало необыкновенно
сильным в России. Страна быстро европеизировалась, обучаясь
по-европейски воевать, носить европейскую одежду, строить
корабли по европейским образцам. На диво долго перемены не касались русских
монет, вызывавших усмешки у голландцев, немцев и англичан. Но и здесь дело шло
к реформам. Первую попытку преобразований в этой области сделал царь Алексей
Михайлович. При нём в обращение впервые были пущены крупные российские
серебряные монеты, а также медная мелочь, предназначенная для замены серебра,
запасы которого истощились в условиях продолжительной войны с Речью Посполитой.
Однако реформа была организована так, чтобы в максимальной степени ограбить
население и обогатить казну. В итоге возмущение обманутых людей вылилось в
кровавый Медный бунт Нужен был
Пётр Великий, чтобы
Россия оставила старые, неудобные деньги. МОНЕТЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Известнейший знаток истории
денежного обращения в России И.Г. Спасский писал, что Пётр I, царь-реформатор,
ненавидел старомосковскую копейку «как символ экономической и технической
отсталости России». Именно в Петровскую эпоху (в |