Предыдущая Следующая

Не лишены своеобразия белогвардейские день­ги: одна сторона «временных разменных знаков» Западной добровольческой армии в Митаве (ныне Елгава в Латвии), выпущенных в 1919 г., занята немецким текстом. Внесли свою лепту и интер­венты — на «обязательствах» великобританской военной миссии в Архангельске по 500 рублей каждое красовалась надпись, извещающая об уплате держателям этих обязательств «в рублёвых денежных знаках во всякое время по прошествии 3 месяцев после их выпуска, если великобритан­ская миссия того пожелает». Так вот — не пожелала. Это ещё «цветочки», а «ягодки» — боны Ростовского скакового общества, боны табачных фабрикантов, ассигнации лагерей военнопленных, авансовые карточки продовольственного комитета

 

 

 

 

1 — бумажные денежные знаки России времён гражданской

войны;

2 — бумажные денежные знаки независимых государств,

образовавшихся после распада СССР;

3 — бумажные денежные знаки Советской власти после

денежной реформы 1923 г.;

4 — бумажные денежные знаки Российской империи.

26

 

 

Амурской железной дороги, заёмные письма Главного Национального Комитета Алтайских туземных народностей и прочее, и прочее.

В начале 20-х гг. масса разношёрстных бу­мажных денег в России выросла до фантастиче­ских размеров. Многим памятны денежные рефор­мы, происходившие после Великой Отечественной войны, — тогда дважды обменивали старые купюры на новые в отношении один к десяти... Это по сути дела мелочь по сравнению с денежной реформой 1923 г., т. е. одним из мероприятий по наведению порядка в финансах: рубль в дензнаках последнего выпуска был приравнен к 1 000 000 рублей всех выпусков до 1922 г., о чём свиде­тельствовала специальная надпись на банкнотах. Вот когда была инфляция!

Между прочим, наши времена явно подарят специалистам по бонистике грядущих поколений немало прият­ных минут. Какое разнообразие! Украинские купоны, латвийские «рублисы», белорусские «зай­чики» (на дензнаке достоинством в 50 копеек — белка, достоинством в 1 рубль — заяц, далее — рысь, волк, зубр и т. д.). Наконец, недавно увидевшие свет разноцветные «фантики» рос­сийского правительства. И в перспективе — ещё множество версий разноцветных бумажек, «внут­ренней доброты» не содержащих.

Бонистика развлекает, бонистика же и учит. Занятия ею могут одновременно быть как серьёз­ными научными изысканиями, так и просто приятным, интересным делом.

РУССКИЕ ПЕЧАТИ

ДРЕВНЕЙШИЕ ПЕЧАТИ РУСИ

Первые сведения о печатях содержат договоры Руси с Ви­зантией X в., текст которых донесла до наших дней древнейшая летопись — «Повесть временных лет». В одном из них (944 г.) говорится: «Раньше приносили послы золотые пе­чати, а купцы серебряные; ныне же повелел князь ваш посылать грамоты нам, царям (византий­ским. — Прим. ред.); те послы и гости, которые будут посылаться ими, пусть приносят грамоту...» Текст этого договора может свидетельствовать о замене существовавшего ранее бездокументального общения между Русью и Византией документаль­ным. Однако в нём упоминаются не те печати, которые в более поздние времена обычно скрепля­ли грамоты, а другие — те, что купцы и послы до 944 г. предъявляли византийцам без всяких гра­мот. Что же это за печати?

Учёные полагают, что они заменяли вери­тельные грамоты, являясь своеобразным удосто­верением личности древнерусских послов и куп­цов. Различные предположения высказываются о форме печатей: по мнению одних исследователей, их роль играли металлические пластины или бляхи, висящие на груди владельца; большинство же историков считают, что в качестве печатей, согласно византийской традиции, использовались перстни.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org