ОРДЕНА,
МЕДАЛИ, ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ
РУССКИЕ
НАГРАДНЫЕ ЗНАКИ ДОПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ
Знаки
отличия, вручавшиеся за военные заслуги, очень рано появились у германцев и
славян, которые воевали с римскими легионами в эпоху Великого переселения народов.
Впервые золотые кольца на шее стали носить воины германского племени готов,
принятые на службу императором Восточной Римской империи Феодосием Великим. В
древнерусских летописях упоминаются шейные гривны —
золотые или серебряные пластины, с тыльной стороны крепившиеся цепью. Они
играли роль знаков отличия для воинов, покрывших себя славой в боях: золотые
принадлежали князьям, серебряные — витязям-богатырям. С принятием христианства
к гривнам стал привешиваться крест. Обряд награждения происходил на собрании
княжеской дружины.
Великие
князья московские и цари стали выпускать золотые памятные монеты различного
размера и достоинства с изображением Святого Георгия, а особо выдающихся
военачальников награждали ещё и золотой цепью для их ношения. В России золото
было редкостью и высоко ценилось; образ же Георгия Победоносца прочно
связывался с ратными подвигами во имя родины. Мелкие золотые монеты пришивались
на головной убор или на правое плечо кафтана, средние на особой цепочке
носились на груди, выше нательного креста, а большие, весом «в триста
червонцев», — на тяжёлой золотой цепи.
Впервые
специальную золотую «монету-медаль» учредила царевна Софья Алексеевна в честь
двух походов своего фаворита, князя Василия Голицына, против крымских татар. На
лицевой стороне была изображена сама правительница в императорской диадеме, а
на оборотной — оба несовершеннолетних царя: Иван V и Пётр I. Медаль была снабжена ушком для ленты, чтобы
носить её на шее. Никто из участников Крымских походов подобной награды не
носил, и её охотно разменивали в кабаках и корчмах. Софья вскоре была свергнута
с престола Петром и заточена в Новодевичий монастырь, а князя Голицына отправили
в ссылку. Молодой царь приказал перечеканить оказавшуюся теперь ненужной гору
медалей. Новые медали — уже без портретов, с двуглавыми
орлами на
обеих сторонах — он использовал для награждения солдат Преображенского и
Семёновского полков и своих приближённых.
РОССИЙСКИЕ
ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ПРИ ПЕТРЕ I
В начале
Северной войны учредили специальную медаль «За взятие
Шлиссельбурга» для «охотников» (т. е. добровольцев), вызвавшихся идти
на штурм шведской островной крепости в октябре
Правда, не
обошлось без курьёзов. После Нарвской катастрофы
Наградная
система, основанная на медалях, не удовлетворяла высший командный состав
русской армии, представленный первоначально в основном иностранными офицерами.
В то время
медали
32
чеканились
в память о сражении и никак не отражали личных заслуг. Между тем в Западной
Европе, в частности в Швеции, свидетельством рыцарской доблести офицеров были
ордена, богато инкрустированные золотом, серебром и драгоценными камнями, а
имена награждённых заносились в специальную книгу кавалеров ордена. Круг этот
был весьма узок. Например, орден Золотого Руна, учреждённый бургундским герцогом
Филиппом Смелым, ограничивал число его прижизненных обладателей двадцатью
четырьмя самыми знатными рыцарями. Такие же ограничения имел и английский
орден Подвязки, а кроме того, его нельзя было вручать иностранцам. Правда, во
время пребывания Петра I в Англии ему всё же предложили — в виде исключения — стать обладателем
этой высокой награды. Однако русский царь отказался от такой чести, поскольку,
согласно уставу ордена, это превращало его в подданного британской короны.
Западноевропейская
орденская система, ограничивающая состав и количество прижизненно
награждённых, России не подходила, т. к. при колоссальных масштабах Петровских
реформ и войн число кавалеров орденов должно было быть очень большим. Пётр I немало размышлял о том, каким быть высшему
отечественному ордену. С раннего детства он был знаком с легендой об одном из
апостолов Христа — Святом Андрее, который приплыл в Северное Причерноморье,
чтобы распространить новое вероучение среди славян. Может быть, Пётр ощущал
какую-то связь между этим проповедовавшим в чужой стране христианином,
одержимым светом истинной веры, и собой, решившимся на невиданные по размаху
реформы в отсталой России. Крест Святого Андрея лёг в основу как рисунка
военно-морского флага России, так и проекта гвардейского знамени Семёновского
полка. В
К ордену
Андрея Первозванного восходит и система знаков российских орденов. Таких
знаков, как правило, было три: крест, звезда и орденская лента. Звёзды
заказывали у частных ювелиров, и все они отличались друг от друга размером
бриллиантов, оттенками финифти (наносимой на металл эмали), а иногда и
изображением святого. Эта награда представляла собой настоящее драгоценное
украшение и высоко ценилась как семейная реликвия. На парадных мундирах
требовалось носить все знаки ордена, но обычно надевали или крест, или
орденскую ленту через плечо.
Однако
после смерти Петра I орден Андрея Первозванного превратился в знак принадлежности к дому
Романовых и время от времени вручался фаворитам вне зависимости от их заслуг.
Позже он был официально объявлен высшей наградой Российской империи и им
награждались только лица, принадлежавшие к высшему дворянству, «за особые
отличия перед Отечеством». Награждённые Андреевским крестом одновременно
становились кавалерами орденов Святого Александра Невского, Белого Орла и
первых степеней Святой Анны и Святого Станислава, т. е. всех невоинских наград.
Цесаревичи (наследники престола) награждались Андреевским орденом при рождении
и могли носить на своих детских камзолах ленты всех этих знаков отличия,
которых другие подданные добивались нелёгкими трудами.
Гениальный
российский полководец Александр Васильевич Суворов получил высший орден империи
из рук Екатерины II уже на склоне лет, вопреки желанию её свиты. Императрице пришлось
схитрить — орден мог вручаться одновременно с эполетами фельдмаршала, что она
и сделала, сопроводив свой поступок словами: «Что
Император
Пётр III со знаком
ордена
Святого Андрея Первозванного на ленте.
33
ЧТО
ТАКОЕ ФАЛЕРИСТИКА
Обычай
награждать воинов-победителей округлыми металлическими бляхами — фаперами (от
греч. «фалара») впервые появился в Древней Греции. Фалера вначале крепилась к
узде коня, а позже — к латам героя. Доблестные воины носили на своих панцирях
по 9—10 фалер.
В
настоящее время фалеристикой именуют специальную историческую дисциплину, которая
изучает историю орденов, медалей, знаков отличия.
ОРДЕН
СВЯТОЙ АННЫ
Интересна
судьба ордена Святой Анны. В
Император
Павел I уточнил его статут, введя четыре степени этого ордена. Орден 2-й
степени носили на шее, а крест 4-й степени прикреплялся к рукоятке шпаги,
сабли или морского кортика и обычно назывался «клюковкой». Награждать им могли
также солдат и унтер-офицеров, которым за 20 лет безупречной службы выдавали
специальный воинский знак в виде серебряной медали с красным крестом и ушком в
виде позолоченной короны. «Анненский крест» стал первой наградой за служение
родине, вручавшейся непривилегированным слоям населения.
делать,
господа, звание фельдмаршала не всегда даётся, но иной раз его насильно берут».
Талантливый последователь Суворова генерал Пётр Иванович Багратион был
награждён орденом Святого Андрея Первозванного за умелое командование русским
арьергардом в сражении при Аустерлице, обеспечившее неспешное отступление свиты
российского императора. Расплывчатость статута ордена (т.
е. правил, определяющих условия награждения им) вынудила видного русского
политика, организатора Земского ополчения в
Второй по
значению высокой наградой стал учреждённый в
Лентой
ордена Святой Екатерины украсила свой полковничий мундир Екатерина II, провозгласив себя императрицей после
свержения Петра III. Одной из награждённых орденом Освобождения стала княгиня Екатерина
Романовна Дашкова, президент Российской Императорской Академии наук. Только
однажды «женского» ордена удостоился представитель мужского пола — тринадцатилетний
паж Петруша Меншиков, награждённый Екатериной I за исключительную застенчивость и
неистребимый девичий румянец. Возможно, этим императрица хотела угодить его
отцу, светлейшему князю и председателю Верховного Тайного совета, очень
любившему новые награды. Услуга оказалась медвежьей — всесильный Александр
Данилович стал посмешищем двора.
Последним
орденом, введённым Петром I, был орден Святого Александра
Невского. Его учреждение было непростым. Известно, что император не
жаловал русскую старину и считал приверженцев патриархальной Руси помехой своим
преобразованиям. Скорее всего идею нового ордена подсказал Петру «герцог
Ижорский» Александр Меншиков, который таким образом хотел обосновать
исторические права России на прибалтийские земли, присоединённые в результате
победы в Северной войне. Имя знаменитого древнерусского князя-полководца было
хорошо известно и российскому дворянству, и шведам. Если у других орденов
(например, Андрея Первозванного) были свои «собратья» в Западной Европе, то
орден Александра Невского мог стать чисто российским воинским орденом. Прах прославленного
князя уже был перевезён в Петербург, и губернатор столицы Меншиков
резонно рассчитывал прибавить
к своим
34
наградам
новый орден. Но мысли Петра I были заняты подготовкой к Каспийскому походу, и он искал
такой орден, которым было бы уместно награждать военачальников, отличившихся в
войне с Ираном (Персией). Однако никаких достойных имён, кроме Тимура, Мамая и
Степана Разина, успешно побеждавших персидскую армию, найти не удалось. За
неимением других «подходящих» древнерусских полководцев пришлось использовать
образ князя Александра Ярославича. Война с Ираном оказалась настолько кратковременной,
что детально разработать статут нового ордена император тогда не успел. Лишь в
Скоропостижная
смерть помешала Петру I разработать статут этой высокой военной награды. Меншиков, став
всесильным временщиком при Екатерине I, поторопился заполучить орден и добился своего: в числе
других придворных он был награждён им по случаю свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом Голштинским. В дальнейшем
орден Святого Александра Невского так и остался придворной наградой. Только в
ОРДЕНА
И МЕДАЛИ РОССИИ СО ВРЕМЁН ЕКАТЕРИНЫ II ДО 1917 ГОДА
Активная
внешняя политика России во второй половине XVIII столетия потребовала от Екатерины II усовершенствования наградной системы. Императрица
замечала в петлицах консервативно настроенных вельмож древние золотые
«монеты-медали» с изображением Георгия Победоносца, доставшиеся им от предков.
Решение об учреждении специального ордена «за особливые воинские заслуги» было
принято в разгар русско-турецкой войны 1768—1774 гг. А в
Первым
полным кавалером ордена стал выдающийся российский полководец Михаил
Илларионович Голенищев-Кутузов. Георгиевский крест 4-й степени он заслужил в
Медаль
за победу при Чесме в
Звезда
ордена Святого Георгия.
Крест
и лента
ордена
Святого Георгия 1-й степени.
35
Сервиз
ордена Святого Владимира.
награждён
орденом 3-й степени без получения 4-й — за блестящую победу над польским дворянским
ополчением Барской конфедерации, одержанную под Ланцкроной в
Орден Святого
Георгия 4-й степени получила из рук самого императора Александра I «кавалерист-девица» Надежда Дурова, которая
вынесла с поля боя раненого штаб-офицера во время сражения под Фридландом в
В
Для «статских»
(т. е. невоенных) служащих Екатерина II в
Россия
стала родиной медалей, что отвечало исторической традиции и настроениям народа.
Во времена Петра I они, как правило, были сере-
Полковые
знаки лейб-гвардейских полков и гренадерского генералиссимуса А.В. Суворова
полка.
36
Знаки
пехотных и кавалерийских полков.
бряными,
позже — бронзовыми, весом и размером примерно соответствуя рублю. Медали можно
было использовать и как деньги, тем более что ушка для ленты у них не было.
Екатерине II такое отношение к наградам не нравилось. Она приказала чеканить
ромбовидные медали с георгиевской лентой для солдат южных армий; на аверсе
(лицевой стороне) изображалось сражение, за участие в котором награждались
воины. За победы на шведском фронте к медалям прилагалась владимирская лента
(т. е. цветов ордена Святого Владимира), красная с чёрными полосами.
При Павле I медали не чеканились. Именным рескриптом
император просто отменил ношение всех наград, учреждённых не любимой им матерью.
Все высшие российские знаки отличия были преданы забвению — их должен был
заменить единый орден Святого Иоанна Иерусалимского, учреждённый
госпитальерами (т. е. мальтийскими рыцарями) во время 1-го крестового похода в XI в. Сам Павел I в
После
присоединения части польских земель (Царство Польское) к России в
Орла. За исключением
1-й степени, орден Святого Станислава мог вручаться офицерам и солдатам
командующими без утверждения императором или Георгиевской думой. После
«анненских крестов» он был самым массовым орденом. До середины XIX в. получение любого из восьми высших орденов
империи давало простолюдину право на потомственное дворянство, что
способствовало слиянию идей личного успеха и служения родине в сознании
россиян. Любопытно, что при награждении российскими орденами людей нехристианского
вероисповедания и иностранцев изображения православных святых на медальоне заменялись
двуглавым орлом, чтобы не оскорблять религиозных чувств награждаемых.
Император
Павел I со знаком
ордена
Святого Андрея Первозванного на ленте.
37
Начиная с
выпуска памятных медалей, посвящённых Отечественной войне
Уважение к
российским медалям окончательно пропало в последние годы царствования Романовых.
Русские солдаты-фронтовики Первой миро-
вой войны
гнушались носить их, гордясь лишь скромными георгиевскими ленточками. Ордена же
так и остались привилегией аристократии и высших чиновников. Нужна была реформа
устаревшей наградной системы (по примеру проведённых в своё время Екатериной II и Александром I), но Николай II не хотел ничего менять. В огне последовавшей
за его свержением гражданской войны исчезла и Российская империя, и её
сложная, во многом несовершенная, но исторически выстраданная наградная
система.
Знаки
отличия и медали участников русско-японской и Первой мировой войн.
СОВЕТСКАЯ
ФАЛЕРИСТИКА
*
* *
Сразу после
провозглашения Советской власти 10 ноября
38
Нагрудные
знаки, выпущенные в связи с событиями Февральской революции
ПЕРВЫЕ
НАГРАДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Сама
наградная система «первого в мире социалистического государства» по замыслу
вождей Октября должна была быть «материалистической и общественной», т. е.
основываться на ценных подарках отличившимся коллективам «представителей
революционного пролетариата и крестьянства». Целым ротам и батальонам
раздавались часы, пистолеты немецкого и английского производства, японские
карабины, австрийские палаши, обувь и кожаные куртки красного цвета, а иногда —
даже трофейные самолёты, как лётчикам Сапожникову и Межераупу. При
индивидуальных награждениях вручалось личное оружие с серебряной накладкой на
рукояти. Но бывшие солдаты-фронтовики и матросы, привыкшие к Георгиевским
крестам, были равнодушны к подобным наградам.
В ходе
боевых действий часто вносила путаницу одинаковая символика у воюющих сторон:
например, Народная армия Комуча (Комитета членов Всероссийского Учредительного
собрания) — эсеровской организации, контролировавшей Среднее Поволжье и
Приуралье, летом
Римская
империя. Отдельные национальные части Красной армии (латышские, финские и
эстонские) предпочитали иметь на головном уборе знак синей свастики — символ
вечности, счастья и богатства, восходящий к древнейшим языческим обрядам, а
также к национальным традициям этих народов. К тому же свастика вообще была
весьма популярна в революционно настроенных слоях населения, что объяснялось
горячим желанием чем-то заменить царский герб.
Одновременно
Троцкий издал приказ о том, что «наиболее отличившимся войскам будут дарованы в
качестве боевой награды от Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики особые знамёна Революции». Награда была коллективной, не выделяющей
никого лично. Этих мер было явно недостаточно — требовался особый личный знак
революционного героизма, и в основе его должно было быть знамя революции.
Предложение о специальной медали было отвергнуто сразу, т. к. эта награда не
пользовалась популярностью в солдатской среде.
3 сентября
Красногвардейские
значки и нагрудный знак
В.Ф.
Бондаренко —участника боёв в Киеве в октябре
39
Нагрудный
знак «Бойцу Красной гвардии
и
красному партизану от Ленсовета 1917—1923 гг.».
центре
которой располагался золотой венок из пшеничных колосьев, а по краям — такой же
венок из дубовых листьев. В нижней части знака на красной ленте делалась
надпись — «Р.С.Ф.С.Р.». В положении об ордене говорилось, что он «есть
единственная награда, которой ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет) награждает солдата Революции за храбрость, беззаветную преданность
Революции и Рабоче-Крестьянской власти, а также за проявленную
распорядительность». Позже формулировка была изменена — «...присуждается всем
гражданам РСФСР, проявившим особую храбрость и мужество при непосредственной
боевой деятельности». Орденом № 1 был награждён Василий Блюхер, осуществивший
беспримерный двухмесячный рейд с 10-тысячной армией по белогвардейским тылам
через Уральский хребет и вышедший на соединение с советскими частями в районе
Кунгура (близ Перми).
Опыт
Красной армии рос месяц от месяца, росло напряжение боёв, росло и число героев,
искренне веривших, что они сражаются за светлое будущее всего человечества.
Однократного награждения орденом Красного Знамени было уже недостаточно:
требовалось отмечать новые заслуги орденоносцев. Председатель Реввоенсовета
республики Л. Троцкий и председатель ВЦИК М. Калинин обратились с ходатайством
в Политбюро Центрального Комитета партии большевиков, предлагая проводить
многократное награждение орденом Красного Знамени отличившихся командиров, но
не более четырёх раз, как до революции награждали Георгиевским крестом. Роль
медали стало играть почётное «золотое оружие» со знаком ордена на эфесе шашки
или рукоятке револьвера. Обычно оно вручалось командирам бригад, дивизий и
армий. Четырежды орденом Красного Знамени к концу гражданской войны были
награждены видные военачальники Василий Блюхер, Ян Фабрициус, Степан Вострецов
и Иван Федько.
До
образования Советского Союза ордена Красного Знамени появились почти во всех
советских республиках. Они были совершенно не похожи на российский орден —
общим, как правило, было лишь наличие символа Красного Знамени, весьма
своеобразно изображённого в соответствии с национальными геральдическими
представлениями.
То же
произошло и с орденом Трудового Красного Знамени, который
был учреждён VIII Всероссийским съездом Советов 28 декабря
Первыми
орден Трудового Красного Знамени получили тульские оружейные заводы и Советский
Дагестан. Особым постановлением ордена были удостоены выдающийся
естествоиспытатель Иван Мичурин и молодой авиаконструктор Андрей Туполев. Вслед
за этим ордена с таким названием, по-восточному вычурные и богато украшенные,
появились у всех советских и автономных республик Средней Азии и Закавказья.
С принятием
Конституции Советского Союза Центральный Исполнительный Комитет СССР 1 августа
Образование
Советского Союза потребовало учреждения высшей государственной награды — «за
особо выдающиеся заслуги в борьбе за мировую революцию и защите первого в мире
государства рабочих и крестьян». Вновь инициатором выступил Народный
комиссариат по военным и морским делам. В
40
И. Сталина.
Он не хотел, чтобы Л. Троцкий присвоил себе лавры соратника недавно умершего В.
Ленина и первым увековечил память вождя революции. После долгих проволочек
проект так и не приняли, а год спустя, после отставки председателя
Реввоенсовета СССР, он был предан забвению.
К вопросу о
подобном ордене Сталин вернулся только в
16 апреля
ПЕРВЫЕ
ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Первыми
Героями Советского Союза стали семь лётчиков, спасавших арктическую экспедицию
Отто Юльевича Шмидта. Летом
Для
спасения челюскинцев создали специальную комиссию во главе с Валерианом
Куйбышевым, которая приняла решение послать на помощь самолёты с опытными
экипажами. Трудность состояла в том, что советские самолёты, способные вывезти
груз и людей, были оснащены моторами водяного охлаждения, очень капризными в
условиях арктической стужи. Их необходимо было постоянно разогревать, что требовало
больших запасов топлива на основном аэродроме в Ванкареме. Поэтому в США
приобрели два грузовых самолёта «Флайстер» с двигателями воздушного охлаждения.
Чтобы перегнать их, на Аляску отправились опытные полярные лётчики Маврикий
Слепнёв и Сигизмунд Леваневский. Одновременно военным лётчикам Магаданского
авиаотряда, имевшим двухмоторные бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1), был дан приказ
разыскать «лагерь Шмидта» и вывезти челюскинцев. Много раз Анатолий
Ляпидевский пытался прорваться туда сквозь снежные бури, пока 5 марта, наконец,
не сел на маленькой, непригодной для тяжёлых самолётов ледяной площадке. Взяв
на борт женщин и детей, он вылетел обратно, но из-за остановки моторов
совершил вынужденную посадку в Колючинской губе. Самолёт разбился, рация вышла
из строя. Однако благодаря тому, что в баках оставалось много бензина и уцелел
неприкосновенный продовольственный запас, люди сумели продержаться целый
месяц, пока не подоспела помощь.
Из
Петропавловска-Камчатского в Ванкарем вылетело звено лёгких бомбардировщиков
Р-5. До конечного пункта к началу апреля добрался лишь экипаж командира звена
Николая Каманина. Чуть позже туда прибыли опытные пилоты Василий Молоков,
Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Самолёт Леваневского потерпел аварию при
перелёте с Аляски, и в Ванкарем прибыл только Слепнёв. Теперь в лагерь Шмидта
стали прорываться сразу по нескольку самолётов.
13
апреля из ледового плена вывезли последнего челюскинца.
41
Трижды
Герой Советского Союза
А.И.
Покрышкин и Герой Советского Союза
Г.В.
Бакланов.
ту, эту
медаль было необходимо носить на любой одежде, никогда не снимая. Награждения
были исключительно персональные, и в отличие от орденов коллективам это звание
не присваивалось. Медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена лётчику Анатолию
Ляпидевскому.
В связи с
победой советско-монгольских войск над японцами в районе реки Халхин-Гол в
Единственным
советским военачальником, ставшим четырежды Героем Советского Союза, был маршал
Жуков.
В
насыщенные военными столкновениями и пограничными конфликтами 30-е годы звание
Героя Советского Союза стало присваиваться преимущественно военным. Это
закономерно потребовало учреждения высшей награды для людей, занятых только
мирным созидательным трудом. Поэтому 27 декабря
с вручением
Грамоты Героя был подписан 20 декабря
Звание
Героя Социалистического Труда присваивалось за трудовой героизм и выдающуюся
новаторскую деятельность. В
С помощью
наградной системы, основанной на трёх высших орденах и званиях Героев, трудно
было по достоинству оценить тех военнослужащих, которые отличались высокой
сознательностью и честным отношением к своим обязанностям. С этой целью
одновременно с положением об ордене Ленина был утверждён статут ордена Красной Звезды. В постановлении Президиума ЦИК СССР,
в частности, говорилось, что орден «учреждён для награждения за большие заслуги
в деле обороны Союза ССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении
государственной безопасности». Первым награждённым стал командующий Особой
Дальневосточной армией Василий Блюхер за победу в военном конфликте на
Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в
42
самой
массовой наградой: его были удостоены в общей сложности более 3 млн. человек.
Этот
массовый воинский орден вручался также отдельным представителям невоенных
профессий, например строителям московского метро. Однако он не вполне подходил
им, хотя бы потому, что в центре красной эмалевой звезды был изображён
красноармеец с винтовкой в руках. В связи с этим в
Медаль
«XX лет РККА» стала первой советской медалью, её учредили в
НАГРАДЫ
ВРЕМЁН ВОЙНЫ
Великая
Отечественная война (1941—1945 гг.)
внесла
большие изменения в наградную систему. Во время отступления частей Красной
армии от границы и массовой эвакуации промышленности на восток летом и осенью
Проекты
ордена Отечественной войны.
43
самолетов
противника в зависимости от рода авиации;
артиллеристы, подавившие не
менее пяти неприятельских батарей; моряки, сумевшие вывести повреждённый
корабль из-под вражеского огня, и т. д.
Вскоре
последовала целая серия указов об учреждении новых наград. 29 июля
К числу
«полководческих» орденов 10 октября
в годы
Второй мировой войны на стороне фашистов и всячески поднимавших на щит гетмана
Мазепу, Петлюру и других национальных лидеров Украины прежних эпох. Орден
Богдана Хмельницкого 1-й степени предназначался для награждения командующих
флотами, армиями и партизанскими соединениями; 2-й степени — для командиров
среднего звена, 3-й — для рядового состава и партизан. Присуждение орденов 1-й
степени не вызывало трудностей. Зато остальными награждали с величайшей
осторожностью: после освобождения Украины каждое представление к награде
партизан и подпольщиков тщательно проверялось органами госбезопасности и не утверждалось
при наличии даже ничтожного подозрения в пособничестве фашистам в период
оккупации.
Большая
часть Советского Военно-Морского Флота с начала войны оказалась запертой на
своих балтийских и черноморских базах, и только в
Приближалось
окончание войны, и Сталин распорядился разработать образец ордена «Победа» для
награждения представителей высшего командования Советской армии и государств
антигитлеровской коалиции. 8 ноября
Обозначавшийся
разрыв между офицерскими и солдатскими наградами разрушал демократизм довоенной
наградной системы, и это было известно
44
Верховному
Главнокомандующему. Нельзя считать случайностью то, что одновременно с орденом
«Победа» Сталин предложил учредить специальный орден «для рядового и
сержантского состава», который продолжил бы традиции георгиевских наград
России. Восстановление прежней награды было попросту невозможно — за время
войны крест прочно связался в сознании людей с опознавательными знаками
гитлеровских самолётов и танков. В качестве знака ордена решено было взять
звезду с изображением Спасской башни и надписью «Слава» на медальоне, с
георгиевской лентой (чёрной с оранжевыми полосами) на пятиугольной колодке. Орден Славы имел три степени, награждение которыми
производилось начиная с низшей. Лица, удостоенные всех трёх степеней ордена,
именовались полными кавалерами ордена Славы и в правах (т. е. в получении
определённых материальных льгот) приравнивались к Героям Советского Союза.
Бесспорно, этот орден был самым популярным в солдатской среде, хотя,
учреждённый с некоторым опозданием, так и не стал массовым. Ордена Славы 1-й
степени удостоены около 2,5 тыс. человек, 2-й — 46 тыс., 3-й — 970 тыс.
Во время
войны был учреждён целый комплекс памятных медалей, связанных с обороной советских
городов-героев и освобождением столиц государств Восточной и Центральной
Европы, включая Берлин, а позже — и с разгромом японской армии в Северо-Восточном
Китае. Первые четыре медали — «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Ленинграда» и
«За оборону Сталинграда» — были
учреждены 22 декабря
Латунная медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», учреждённая 9 мая
Ещё в годы
войны, когда мирные дела, казалось бы, должны были отойти на второй план,
Сталин решил учредить
советский «женский»
М.И.
Кутузов с георгиевской лентой. При учреждении
ордена
Славы были использованы издавна почитаемые
в
армии цвета ордена Святого Георгия: чёрный и оранжевый.
орден
«Мать-героиня» для матерей, воспитавших или усыновивших десятерых детей. Тогда же был
учреждён орден «Материнская слава» трёх степеней,
которые присваивались в зависимости от количества детей в семье: 1-й степени —
за девятерых, 2-й — за восьмерых, а 3-й — за семерых. Оба ордена давали право
на конкретные материальные льготы: на получение без очереди продуктов по
карточкам, бесплатный проезд в общественном транспорте и денежные пособия в
отделах социального обеспечения.
СОВЕТСКИЕ
НАГРАДЫ 50—80-х ГОДОВ
Послевоенный
период характеризуется преобладанием медалей, которыми награждались все
участники восстановления стратегически важных объектов. Такими были награды «За восстановление угольных шахт Донбасса», «За восстановление
предприятий чёрной металлургии юга». Венчала же их выпущенная позже медаль «За освоение целинных земель». Правда, в 70-е гг.
была учреждена медаль «За преобразование
Нечерноземья РСФСР», награждения которой удостоились в основном сами
чиновники сельскохозяйственных министерств и ведомств.
Празднование
800-летия Москвы, к которому была
выпущена медаль «В
память 800-летия
45
Москвы»
(
Пересмотр наградных
статутов в 1980
г. превратил некоторые прежние
награды в достояние недавней истории. Из этих наград
лишь орден Отечественной войны последний раз выдавался тем ветеранам, кто не
был отмечен им в годы войны. Другие награды поменяли свой статут. Например,
орден Красной Звезды фактически был приравнен к медали за ранение в боевых
условиях или за участие в ликвидации последствий крупных катастроф (таких, как
чернобыльская в
С распадом
СССР отошла в прошлое и его наградная система. Награды же Великой Отечественной
войны всегда будут пользоваться уважением в глазах россиян.
Перо
неторопливо выводило каждое слово: это письмо в Москве будут внимательно читать
бояре великого князя, надеясь, что поможет оно
разрешить их жаркие
споры. «Господину Фёдору
Давидовичу Геннадей, господине, Бутурлин челом бьёт. А что еси писал,
господине, нам о брата деле о Григорьеве о Заболоцком...»
Для автора
этих строк Григория Ивановича Бутурлина все мирские дела закончились, когда он
скрылся от мира в монашеской келье Троицкого монастыря, став старцем Геннадием.
Слишком суетной, бурной стала жизнь в Кремле: новые люди, новые заботы. Слава
Бутурлина прошла. Но родственникам, друзьям в покинутой им столице нужны его
память, знания, былой авторитет. Вот и приходится писать, вспоминая прошлое. А
помнит он не только о своей службе, подвигах сверстников, но и многое из того,
что знали отцы, о том, как бояре из разных семей служили великим князьям.
Бояр тогда
было немного, не то, что сейчас, когда государь всея Руси великий князь Иван
Васильевич присоединил к Москве соседние земли, когда московскому двору стали
служить князья и бояре из Литвы. Надо бы создать новый счёт службы для
приезжих, чтобы не обидеть тех, кто давно жил «на Москве».
Вот и
пришлось вспомнить старцу Геннадию, как приехал из Литвы князь Юрий Патрикеевич
и получил более высокое положение, чем бояре Константин Шея и Иван Дмитриевич.
Упросил тогда великий князь
у бояр место
для Юрия
Русский
боярин
(со
старинной гравюры).
46
Патрикеевича,
отдал за него свою сестру Анну. А Соломония Юрьевна, внучка Константина Шеи, сама стала великой
княгиней, женой Василия III.. Да, новых семей
появилось слишком много... Нужны подробные книги, новые
росписи родов.
*
* *
Традиционно
на Руси люди знали и интересовались историей своей семьи. Ещё при Ярославе
Мудром появились греческие рукописи, в которых употреблялось слово генеалогия, в переводе на русский язык означающее
«родословие». Но сами росписи различных родов появились позже, в XVI в. В то время в Москве сложился Государев
двор, объединивший тех, кто издавна служил московским князьям, и бояр из
соседних земель: Тверского, Рязанского, Ярославского и других княжеств.
Кроме
родословий семей, ведущих своё начало от дружинников Александра Невского,
Дмитрия Донского, литовских князей, татарских царевичей, встречались и
красочные летописи о предках великих князей владимирских, литовских. Сказания
о происхождении династий, знатных фамилий и даже народов получили широкое распространение
во многих странах в раннем средневековье.
На Руси
такой рассказ впервые появился ещё в древнейшей летописи — в «Повести временных
лет», где говорилось и о расселении славянских народов, и о приходе в Киев
Рюрика, от которого, по преданию, вели своё происхождение русские великие и
удельные князья. Кроме того, в летописях встречались упоминания о службе
русским князьям варяжских дружинников и других иноземцев. В XVI в., когда в Москве были записаны родословные
росписи большинства известных семей, которые из поколения в поколение служили
при московском великокняжеском дворе, эти рассказы становились доказательством их
знатного происхождения. В «Сказании о князьях владимирских», где повествуется
о корнях княжения родов Москвы, варяг Рюрик, о предках которого в древних
летописях нет никакого упоминания, стал потомком римского императора Августа.
Потомками Августа или даже Нерона считали себя государи некоторых европейских
стран.
В русские
родословия, которые стали регулярно создаваться с XVI в., записывали потомков по мужской линии
либо самого князя из рода Рюриковичей, либо дружинника, когда-то приехавшего к
нему на службу. Генеалогический ряд был непрерывен, от пращура до тех, кто эту
роспись составлял. Бывало, что записанный род уже распался на несколько
самостоятельных семей, но их всё равно требовалось соединить, чтобы каждый при
необходимости мог доказать древность своего происхождения. Любопытно, что если
кто-то умирал бездетным (или о его потомках за давностью лет сородичи
забывали), рядом с его именем писали «бездетен», чтобы никто из чужеродцев не мог
причислить себя к древней
Первые
князья дома Рюриковичей: Рюрик, Олег и Игорь. Палехская роспись Грановитой
палаты в Кремле. XIX в.
семье.
Изредка в росписи мелькало известие о боярском чине предка или о его участии в
том или ином сражении, но совсем не было сведений о браках, жёнах, о судьбах
дочерей. Объясняется это довольно просто: родословия были необходимы для
получения чинов и продвижения по службе, поэтому требовалось установить
положение своих предков при дворе и доказать степень родства с ними.
Но уже в
конце XVI в. росписи стали превращаться в маленькие истории. Записывалось не просто
упоминание об участии предка в какой-то баталии, но и рассказ из летописи о
том, как геройски он воевал. Нащокины, например, записали, что их предок,
сражаясь с татарским войском на княжеском дворе в Твери, был ранен в щёку,
откуда, мол, и пошла фамилия. А Челищевы решили, что их родоначальника на
Куликовом поле ранило «из пушки в чело» (т. е. в лоб), и никого не смущало
отсутствие в этой битве артиллерии.
Позднее
родословия становились всё подробнее. В них, к примеру, уже не просто
упоминалось о службе предка русским князьям в дальних странах, а подробно
рассказывалось, как именно он служил другим государям. История семьи начала
выходить за границы отечества и постепенно стала вписываться в историю других
стран Европы. Так, Корсаковы, получив «за выезд» предков право писаться
Римскими-Корсаковыми, составили красочную историю рода, где, начав от Адама,
они подробно рассказали о жизни своих предков в Риме, на острове Корсика (вот
откуда Корсаковы!). Чтобы написать такую историю, они изучили работы более ста
историков и философов античности и средневековья.
Служащие
Посольского приказа, составляя родословие для своего начальника, думного дьяка
47
Портреты
князей древнего и знатного рода Репниных. XVII
в.
Емельяна
Игнатьевича Украинцева, упоминали о службе его предков польским королям ещё в
древности. При этом они пытались сопоставить русские чины Емельяна Украинцева и
должности его предков у поляков, доказывая, что «думный дьяк» в России — то же
самое, что и «канцлер» в Польше.
Интересно,
что предки поэта XVIII в. Гаврилы Романовича Державина ведут свой род от Ивана Дмитриевича
Чуваша Нарбекова, прославившегося геройскими подвигами при взятии Казани в
В России
суховатые генеалогические документы превратились в красочные истории семей в XVII в., в европейских государствах это произошло
несколько раньше. Рыцарская культура средневековья с её тягой к эмблемам,
гербам, поэмам и романам о подвигах рыцарей сказалась на родословиях во всей
пышности и великолепии. Во многих странах был обычай рисовать родословные
древа. Древо (дерево) как символ жизненных сил напрямую связывалось с идеей
роста, расцвета и процветания семьи. И роспись изображалась как своеобразное
дерево. В его корнях располагался основатель рода — родоначальник, на ветвях в
определённой последовательности — все потомки (а не только, как в России, по
мужской линии), часто с жёнами или мужьями. Для оформления
таких
«древ» разрабатывались свои правила: разной формы щитки, куда вносили имена
мужчин или женщин, различные цвета для щитков сыновей, дочерей, их жён и мужей.
В результате получались не просто красочные картины, но и удобные для
пользования документы, где по формам и цветам эмблем легко отыскать одно
поколение, увидеть, с какими семьями оно породнилось.
Такие
«древа» быстро стали привычными в Европе, и иностранные путешественники, посещавшие
Москву, удивлялись, что в русских домах нет подобных украшений.
При Петре I появилось специальное учреждение —
Герольдия, — которому поручалось вести дела о дворянстве русских семей,
выдавать подтверждающие документы, следить за продвижением дворян по службе.
Естественно, в огромной Российской империи выполнить подобные задачи было
очень нелегко. При Екатерине II, когда проводилась губернская реформа, в каждой губернии
создавалось дворянское собрание. Оно было обязано записывать всех, имеющих на
это право, в особые родословные книги, принимало в свою корпорацию новых
членов, выдавало свидетельства их детям, когда те уезжали служить или учиться
в чужие земли, и т. д. С этого времени родовитость, служба предков потеряли
своё зна-
Герои
войны
48
чение, на
смену им пришёл территориальный признак — принадлежность к дворянской корпорации
той губернии, где жил, нёс службу или владел землёй дворянин.
*
* *
В том же XVIII в. генеалогия нашла своё место не только в
жизни, но и в науке. В России начали появляться исторические труды, самые
ранние из которых прослеживали последовательность княжения, а затем и
царствования государей. Для этого необходимо было знать родственные связи между
отдельными правителями. Такой порядок описания исторических событий был принят
во многих странах.
Позднее
возник интерес к историям конкретных семей. Стали выходить отдельными изданиями
документы семейных архивов, а различные учёные комиссии при губернских
собраниях кинулись спасать старые архивы своих родов, часто пропадавшие на
чердаках и в чуланах заброшенных усадеб. Именно так в конце XIX в. была найдена часть архива А.С. Пушкина.
Интерес к
истории дворянских родов был настолько велик, что в
родословий
занимались и профессиональные историки, и любители, собирающие сведения по
истории собственной семьи.
В начале XX в. новая волна интереса к генеалогии
захватила пытливые умы: в многочисленных «толстых» научных журналах появились
статьи по истории семей, были опубликованы монографии (рассказы о жизненном
пути конкретных людей), наконец, увидели свет библиографические указатели
работ по генеалогии.
Активная
деятельность генеалогических обществ замерла в
Казалось,
генеалогия безвозвратно ушла в прошлое. Но, к счастью, этого не произошло.
В
Д.
Давыдов и А. Ермолов. Генеалогия начала возрождаться в СССР в связи с
празднованием 150-летия Бородинской битвы.
49
подтолкнули
к созданию при музее в Бородине общественной организации — Союза потомков
участников войны
Регулярно
стали выходить в эфир увлекательные радио- и телепередачи И. Л. Андроникова о
находках, связанных с жизнью М.Ю. Лермонтова, о почти детективных поисках
рукописей поэта, беседах с современниками, чьи прабабушки и прадедушки были
лично знакомы с великим поэтом, дружили с ним, его семьёй. Мало кто из
слушателей, заворожённых этими рассказами, понимал, что присутствует при
классическом генеалогическом поиске. Однако постепенно поиск входил в сознание
людей.
В 70-е гг. XX столетия исподволь, а в 80-е гг.
уже активно
стал возрождаться интерес к истории своей семьи, своих предков. По чисто
генеалогическому признаку воссоздали купеческое и дворянское собрания, где
состоят теперешние потомки старых фамилий. Восстановлены оба генеалогических
общества — Петербургское и Московское. Создаются такие же и в других городах.
Сегодня выходят специальные генеалогические журналы, переиздаются старые
справочники.
Кроме того,
занятие генеалогией — дело не только увлекательное. Для тех, кто в России XVII в. собирал сведения о предках, и для
современных исследователей родословной своей семьи пристальный взгляд в глубь
веков даёт возможность ощутить себя причастным к истории всей страны. Поэтому
генеалогической науке предстоит долгое и плодотворное существование.
Торжественно-умиротворённый
колокольный звон разносился над вечерней Москвой; в монастырях и церквах
молились за счастливое возведение на престол юного царя. А 16-летний юноша, в
недалёком будущем одна из самых грандиозных фигур истории России — Иван
Грозный, снова и снова повторял ритуальные жесты и слова, которые он совершит и
произнесёт завтра. Волнение его вполне понятно: впервые в Москве в Успенском
соборе Московского Кремля возведут на престол российского царя и самодержца.
Обряд этот
был придуман ещё его дедом — государем всея Руси Иваном III. В этом ему помогала его жена Софья Палеолог.
Гречанка по происхождению, она многое знала из обычаев других государей:
«возлюбленная дочь святейшего престола» выросла при дворе Папы римского. Долгое
время в Кремле вспоминали её бояре, рассказывали разные истории. О том, как
выпросила у ханши татарское подворье, издавна располагавшееся в Кремле: не
хотела видеть татар так близко от своего двора, потому как боялась мусульман с
детства, с тех самых пор, когда ребёнком увезли её в Рим, спасая от турецких
отрядов... О том, как слёзно уговаривала она мужа, великого московского князя,
не встречать татар на княжеском дворе, не вести под уздцы коня татарского
посла. Не могла видеть такого унижения наследница византийских императоров. И,
как вспоминали старики-бояре, уговорила. Правда, сам Иван Васильевич не очень-то
в это верил: дед всегда был мудр, суров и грозен, от одного его взгляда женщины
лишались чувств, и вряд ли слёзы жены могли стать причиной принятых им самим
решений.
Завтра
закончится детство будущего самодержца. Все бояре — родня, каждый захочет занять
место повыше, получить побольше. Завтра он, внук Софьи Палеолог, станет выше
всех — миропомазанный государь, наместник Бога на земле.
Сохранились
сведения, что когда-то германский император предлагал прислать в дар корону как
знак царской власти ещё его деду и отцу. Но русские князья рассудили иначе —
негоже им, прирождённым государям, чей род, согласно преданию, восходит к
римскому кесарю Августу, а предки занимали византийский престол, принимать
подачки от императора-католика, от Священной Римской империи, основным ядром
которой была территория Германии. В московской казне лежали дары византийского
императора Константина, согласно преданию присланные много веков назад в Киев,
великому князю Владимиру Мономаху, а потом перешедшие в Москву.
Именно их
возложат завтра на будущего государя, и отныне будут они указывать на царский
сан владельца, станут символами власти. Сначала, с молитвой, наденут крест на золотой цепи, потом — святые бармы (особые
наплечники из дорогой ткани с драгоценными украшениями) и самое главное —
увенчают голову царским венцом.
Иван
Васильевич любил рассматривать в своей казне эти вещицы, особенно венец. Его
доставали из специально сделанного ящичка, где он хранился под замком. Эта
красивая золотая шапка, сияющая дорогими каменьями, говорят, принадлежала
самому Владимиру Мономаху. Она, правда, тяжела и неудобна, но в ней заключена
власть предков, власть над всей русской землёй.
50
Завтра
утром он сам поставит дары на золотое блюдо, накроет драгоценным покрывалом и
отошлёт в собор. Ещё раз проверит, надёжные ли люди охраняют царские регалии:
правила строги — их не должны касаться те, кто не имеет на это права.
Дед его,
Иван III, когда-то сам, своими руками, венчал на царство другого внука, Дмитрия Ивановича.
Правда, скипетр — жезл, символизирующий
государственную власть, не отдал. Будущий государь видел грамоты, хранящиеся в
казне, где сказано, что византийские василевсы тоже собственноручно возводили
на трон наследников. Да и послы из других стран подтверждали: их государи
иногда при жизни короновали наследников. Делалось это для того, чтобы потом не
было споров, кому править. Обычай этот показался вполне подходящим: так тому и
на Руси быть.
Вскоре,
однако, Иван Васильевич посадил Дмитрия в темницу. Гречанка Софья Палеолог не
могла позволить, чтобы Ивану III наследовали дети от первой жены князя Ивана и престол
обошёл её пятерых сыновей. Потому и княжат теперь на Москве потомки
византийских василевсов, а не отпрыски тверских князей.
16 января
В Успенском
соборе, украшенном алым бархатом, в мерцании свечей близ алтаря лежали на
золотом блюде регалии царской власти. Немногие присутствующие — великокняжеская
семья и двор — «со страхом и трепетом», в благоговейной тишине наблюдали, как
митрополит Макарий вместе с другими членами священного собора под молитвенные
песнопения возлагали их на юного царя Ивана: животворящий крест, бармы и «венец
царский от камене честне» — древнюю великокняжескую шапку Мономаха.
Митрополит
взял государя за руку и отвёл к богато убранному престолу. Там вручил ему
скипетр, а затем, бережно поддерживая, помог сесть на царское место. Посажение
свершилось.
*
* *
Традиция
обряда возведения на престол уходит в глубину веков. Все московские великие
князья, начиная с Ивана Даниловича Калиты, получив от ордынских ханов ярлык на
великое княжение, «садились» на престол во владимирском Успенском соборе. Лишь
в XV в. этот ритуал стал совершаться в Москве. До того времени регалии власти
были другими: из завещаний великих князей известно, что наиболее ценными вещами
в их казне, скорее всего имевшими значение символов власти, были золотые пояса,
цепи. Знаменитая же шапка Мономаха упоминается в завещании Ивана Калиты не
среди государевых регалий, а как драгоценная часть княжеской одежды. Но к концу
XV в. в описи
государевой казны определённые древние
предметы всегда
Шапка
Мономаха.
назывались
в начале завещаний — это золотая шапка, бармы и золотой наперсный (нагрудный)
крест на цепи. И в самом конце XV столетия, очевидно когда Иван III собирался возводить на трон своего внука
Дмитрия Ивановича, была создана легенда о происхождении московской династии:
«Сказание о князьях владимирских». Там появился рассказ о посланных дарах византийского
императора Константина великому князю Владимиру Мономаху. Это как раз и были
«царский венец», бармы, крест на золотой цепи, из редкого камня сердоликовая
шкатулка, отделанная золотом, и иные не названные конкретно предметы. Этот же
набор, но уже как регалии власти царей, записан и во всех официальных
документах, в которых определялся порядок церемонии возведения на престол
(«чины венчания на царство»).
К XVI в., когда поставления на царство в Москве
стали регулярными, в европейских государствах подобный обряд коронации уже сложился.
Сформировался и набор символов власти, которые громкими названиями и своим
видом свидетельствовали о престиже государя, его властных полномочиях.
Традиционно такими регалиями в разных странах были корона,
скипетр, держава, меч; однако в каждом государстве кроме
общепринятых инсигний (знаков высшей власти)
утвердились и свои собственные.
51
Тронное
кресло императрицы Елизаветы Петровны.
На Руси это
был своеобразный великокняжеский головной убор. Впервые его изображение
появилось на стенах Софийского собора в Киеве, где в XI в. древние мастера выложили мозаичный
портрет Ярослава Мудрого в окружении семьи. Форма шапки осталась практически
неизменной и спустя века. В официальных документах начиная с XVI в. этот головной убор стал именоваться
царским венцом, и его название указывает на символику предмета, а не на внешний
вид.
При
возведении на престол Ивану IV также вручили и скипетр. Но это был не привычный для
Европы короткий жезл, а дивной красоты резной посох из моржовой кости,
украшенный золотом и драгоценными камнями. Такой посох сохранился до наших
дней, правда, уже без дорогих украшений.
Во всех обрядах венчания на царство XVI в. строго соблюдался установленный ритуал: регалии
власти приносили в собор, клали на специально подготовленное возвышение
(налой), скипетр ставили рядом.
Держава
— круглый шар с
крестом (любопытно, что в соседней Польше держава официально называлась
«яблоком») — появилась позже: впервые она была вручена при венчании на царство
Бориса Годунова.
Так на
протяжении всего XVI в. набор «даров императора Константина» постепенно пополнялся и
становился атрибутом регалий власти наподобие употреблявшихся многими монархами
Европы. Но в России в отличие от других европейских государств среди регалий
царской власти никогда не было меча. Это довольно странно, ведь у русского
народа с мечом связывались идеи победы над злыми силами и символ личного
мужества. (Вспомним хотя бы «меч-кладенец», который находят или получают в
награду былинные богатыри или герои русских сказок.) В европейских же
государствах меч непременно входил в число королевских регалий и вручался
монарху во время коронации.
Именно то,
что веками во время возведения на трон вручались одни и те же символы, в
определённой последовательности произносились одни и те же слова,
свидетельствовало, по представлению людей средневековья, о вечности и
стабильности данного государства, данной власти. Поэтому коронационные инсигнии
так важно было захватить или уничтожить во время войн и восстаний — это
означало разбить само государство, существующую власть.
В России к
символам власти царствующих особ относились так же трепетно, как и в других
странах. В XVII в. те регалии, которыми освящали возведение на престол, хранились в казне
отдельно от других. Цари, Михаил Фёдорович и его сын Алексей Михайлович, велели
изготовить несколько собственных комплектов инсигний: удивительной красоты
скипетры и державы, внешне похожие на европейские. Корона по форме повторяла
древнюю шапку Мономаха, только вместо драгоценных камней поверх сканого
кружева (скань — узор из тончайшей золотой проволоки. — Прим. ред.) впервые
появились золотые, с бриллиантами, двуглавые орлы; верхняя часть уборов была
украшена алмазными и жемчужными крестами.
Позднее,
когда в
52
придворным
для маскарадных костюмов, драгоценные цепи переплавлялись на украшения.
Правда, со
временем «дары императора Константина» были сложены в одно определённое место,
но среди них по ошибке оказались скипетр и держава, изготовленные для Алексея
Михайловича. Как мы помним, державы не было среди перечня даров, а древний
скипетр резко отличался от сделанного в Европе в XVII в. жезла для царя Алексея. Костяной
посох-скипетр, который был вручён ещё в XVI в. великому государю Фёдору Ивановичу, оказался
разобранным, без золота и камней. Постепенно его назначение забылось, и в XIX в. сотрудники музея описали непонятные
предметы как «ножки для стула». Некоторые древние регалии из «даров императора»
позднее хранились в московских соборах. В итоге к XIX в. древний комплекс символов царской власти
окончательно распался.
Обряды
возведения на престол во многих странах веками оставались неизменными. Они, как
правило, проводились в одном и том же храме, на короля (или царя) в
определённой последовательности возлагались регалии власти, причём из века в
век повторялись позы и жесты участников церемонии, звучали одни и те же слова
клятв, наставлений, молитвы.
Так было и
в России. Разработанный в конце XV в. Иваном III ритуал венчания на царство почти без изменений был
повторён через полвека, когда царский престол занял другой внук Ивана III и Софьи Палеолог — Иван IV. Именно тогда, как указывалось выше, в
ритуальную церемонию был введён обряд миропомазания, который
всегда проводился при коронации европейских монархов. Святое миро (особым способом изготовленное благовонное масло), при
соблюдении строго установленных правил нанесённое на монарха, по
представлениям христианской религии, освящало государя и наделяло его даром
общения с Богом, ставя над всеми подданными. В России, где многие княжеские
семьи считали своим общим предком легендарного варяжского Рюрика и могли вычислить
степень своего родства с ним, этот обряд не только выделял царя среди его
подданных, но и возвышал над остальными Рюриковичами.
Обряд
посажения на государев престол просуществовал с конца XV в. до конца XVII в., а в XVIII столетии появился уже обряд коронации
императоров. В середине XVII в., во время возведения на царство Алексея Михайловича,
патриарх всея Руси, так же как и митрополит Макарий сто лет назад, в своём
наставлении монарху призывал заботиться о подданных, иметь к ним суд праведный
и милостивый, блюсти законы православной церкви.
В
европейских коронациях монарх сам произносил клятву, которая его обязывала
соблюдать законы государства, права подданных, сохранять границы своей державы.
Основной текст клятвы не менялся на протяжении веков, но с изменениями,
происходившими в обществе, с принятием новых сводов законов, увеличивалось число обязательств,
принимаемых на себя королём. Таким образом, регалии власти оставались
неизменными и неприкосновенными: их брали из казны только для коронации. Они
символизировали государственную власть, её стабильность, вечность. Также не
менялся и ритуал возведения на престол, он проводился в одном и том же соборе,
всегда в воскресенье, иерархами (высшими чинами) церкви. Но это одна сторона
медали. А клятвы, которые стал приносить король, обещания, которые он давал
своему народу, — явление, которое, безусловно, отражало новые этапы развития
государства.
В России
царские регалии не были окружены легендами об их чудесном происхождении, сам их
комплекс формировался на протяжении целого столетия. Пришедшая к власти новая
династия Романовых осталась равнодушной к легенде о появлении на Руси царских
регалий, присланных в подарок князьям Рюриковичам, потому что имела с ними
весьма отдалённые родственные связи. Да и сам обряд возведения на престол не
отражал развития русского общества; согласно наставлениям и
другим речам, звучавшим
во
Николай
II со всеми регалиями императорской
власти в короне и мантии, со скипетром, державой и знаками ордена Святого
Андрея Первозванного.
53
Император
Пётр II со знаком ордена Святого Андрея
Первозванного.
Императрица
Анна Иоанновна со знаком и звездой ордена Святого Андрея Первозванного.
Императрица
Елизавета Петровна со звездой ордена Святого Андрея Первозванного и орденской
лентой.
Императрица
Екатерина II со звездой ордена Святого Андрея
Первозванного и орденской лентой.
время
церемонии, в государе видели помазанника Бога, пастыря в своём государстве,
милостивого справедливого судью, и он не давал подданным никаких обещаний.
Но и в
коронационном обряде в Российской империи XVIII—XIX столетий некоторые правила соблюдались неукоснительно.
Все императоры, сменившие русских царей, венчались на престол в Успенском
соборе Московского Кремля. В то время столица
находилась в Санкт-Петербурге, но к
Введение
назначенному
дню регалии власти доставляли в Москву, в Оружейную палату, и оттуда, как и в XVI в., выносили в собор. И тем троном, на
который возводились российские императоры, было древнее царское место,
сработанное старыми мастерами для первого русского царя — Ивана Грозного.
Реставрированное
после пожара
В
большинстве стран мира государственные флаги появились относительно поздно — в XVIII и XIX вв. Кроме того, флаги бывают торговые, партийные,
ведомственные, флаги международных организаций — Красного Креста и Красного
Полумесяца, Олимпийского комитета, «Знамя мира» великого русского просветителя
Николая Рериха и др.
Государственный
флаг, как и герб, — символ достоинства нации. При торжественном подъёме или
выносе флага ему отдаются воинские почести.
Различные
стяги и знамёна появились в глубокой древности. В битвах они указывали
местонахождение военачальников и отдельных отрядов. Археологи, раскапывая
курганы восточно-славянских племён середины X в., нашли арабские монеты с изображением
стягов. Цвет первых дохристианских стягов славян был, видимо, красным, т. к.
этот цвет самый распространённый. Наиболее заметный и яркий, красный цвет
повышал воинственность, побуждал к битве. Строй «червлёных» (красных) русских
щитов на поле брани современники сравнивали с зарёй.
В
«Государевы
большие знамёна» XVI—XVII вв. площадью около
Основными регальными
цветами (цветами власти) великих князей московских и царей были красный,
золотой и белый. В богатых золотых одеждах, в золотой шапке Мономаха и с
золотым крестом на груди,
под красным балдахином
Знамёна
стрелецких полков. XVII в.
55
Государственное
знамя российских императоров
на
фоне бело-сине-красного
и
чёрно-жёлто-белого государственных флагов.
шествовали
цари во время крестных ходов в центральный собор Русской земли — Успенский в
Московском Кремле. Рынды (личная стража царей) были одеты в белые кафтаны,
белые сапоги и держали на плечах парадные серебряные топорики (см. ст. «Чины и
должности высшего дворянства»). На белых или алых «гербовых» знамёнах в XVII в. изображался золотой (реже чёрный)
двуглавый орёл — герб царства. Любимыми цветами народа были красный, синий и
белый. Красный соотносился с храбростью, удалью, считался идеалом красивого
(одним из значений этого слова было «красивый», «прекрасный»); в народной
поэзии традиционно использовались выражения «красна девица», «красно
солнышко». Русские крестьяне и казаки одевались в синие кафтаны и рубахи,
подпоясывались красными кушаками. Свадебные наряды русских девушек были
красными и белыми. Белыми называл народ свою веру и царя.
Во время
походов на Азов в 1695 и 1696 гг. и в первые годы тяжкой Северной войны 1700—
1721 гг. Пётр I дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. Расположение полос отражало
древнерусское понимание строения мира: внизу
— мир физический,
красный; выше — небесный, голубой; ещё выше — мир божественный, белый. Однако нельзя
отрицать, что на внешний вид этого флага повлияли цвета знамени сильнейшей
морской державы того времени — Нидерландов. В
При Петре I к регальным династическим цветам добавился
чёрный. Государь заменил багряный (в византийских традициях) цвет знамени на
золотой — как у императоров «Священной Римской империи германской нации» — и
приказал выписывать на нём чёрного двуглавого орла. Такой — только небольшой по
размеру — флаг стал именоваться императорским штандартом. Вплоть
до
После
смерти царя-преобразователя усилилось значение золотого и чёрного цветов в
русской армии. Пётр III вводит чёрные шляпные банты с жёлтыми полосками по краям, а Екатерина II придаёт ордену Святого Георгия, которым награждались
воины исключительно за боевые подвиги, чёрно-оранжевую ленту, символизирующую
«порох и огонь». В
Расцветка
русского бело-сине-красного флага стала образцом для угнетённых славянских народов
Австро-Венгрии и Османской империи: сербов, хорватов, словенцев, словаков и
чехов. Все они, даже самый «маленький» славянский народ — сербы-лужичане,
проживавшие в Германии, — выбирали своими национальными цветами
Государственный
флаг СССР.
56
цвета флага
великого славянского государства — России. Только болгары синюю полосу на своём
знамени заменили зелёной.
Недолго, с
1858 по
С
В августе
Это было
последней реформой государственного символа старой России.
В начале
разгоравшейся в стране после Октябрьской революции гражданской войны, 8 апреля
21 августа
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РОССИИ
В России,
как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в
эпоху средневековья.
В конце XV в. первый государь объединённой Руси Иван III «строит» (т. е. создаёт) общегосударственную
печать. Грамота
С XVIII в. в исторической литературе существует
следующая версия происхождения герба: великий князь московский Иван III, женившись на Софье (Зое) Палеолог,
племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, заимствовал герб некогда славной
Византийской империи — двуглавого орла, соединив его с московским — всадником.
Последующим поколениям историков и литераторов эта версия при-
Золотая
тарелка с государственным гербом России. Мастерские Кремля.
57
Золотая
подвеска в виде двуглавого орла.
шлась по
душе, и авторы переносят её из книги в книгу вплоть до настоящего времени.
Однако
некоторые отечественные исследователи скептически смотрели на «подарок из
Византии». Например, известный во всём мире знаток византийских и русских
печатей, историк Николай Петрович Лихачёв считал, что Иван III никакого византийского герба позаимствовать
не мог, ибо Византия ни общегосударственной печати, ни тем более герба не
имела. Существовали только личные печати византийских императоров, и двуглавого
орла на них не было.
Откуда же
«залетел» он в Россию? Двуглавый орёл был хорошо известен народам древних
цивилизаций — шумерам, хеттам (III—II тыс. до н. э.). На рельефах, обнаруженных в Малой Азии,
он изображён вместе с богами Хеттского царства. В ту эпоху двуглавый орёл
украшал ткани, печати, использовался в росписях стен. Как элемент культурного
наследия, перешедшего к туркам-сельджукам от древних народов Передней Азии,
двухголовая птица стала известна исламскому миру средневековья. Именно как с
декоративной фигурой познакомились с ней европейцы во время крестовых походов.
Постепенно двуглавый орёл из мифологического существа и элемента декора
превратился в политическую эмблему — в знак власти.
Начиная с XIII в. его изображение можно увидеть на монетах
и печатях правителей различных западноевропейских государств. С распространением
в средневековой Европе гербов, возникших здесь в эпоху крестовых походов и
рыцарских турниров, двуглавый орёл становится гербовой фигурой. Кое-где он
приходит на смену одноглавому, так называемому римскому орлу, изображение
которого было распространено в Древнем Риме; иногда обе эмблемы сосуществуют.
Из Западной Европы двуглавый орёл как эмблема высшей светской власти перешёл и
к южным славянам. С XIV в. болгарские цари и сербские правители помещали его на своих монетах и
печатях.
Западноевропейские
исследователи считают, что Византия, которая до крестоносцев не знала гербов,
использовала двуглавого орла только как украшение, элемент орнамента.
Доказательством этого служит отсутствие его изображения как официального знака
на монетах и императорских печатях, надгробиях, щитах или одежде императорской
охраны и т. д. Возможно, двуглавый орёл был известен морейским деспотам (высшим
византийским вельможам), один из которых был отцом Софьи Палеолог. Но являлся
ли двуглавый орёл гербом знатного византийского рода? Вряд ли, ибо прямой
наследник византийских императоров, брат Софьи Андрей, продававший
наследственные права на византийский престол нескольким государям и
высокопоставленным лицам Европы, раздававший титулы и звания, нигде не
упоминает о гербе, который как знак власти должен передаваться в первую
очередь. Если допустить,
58
что
женитьба на греческой принцессе (
Двуглавый
орёл потребовался великому князю московскому в последнее десятилетие XV в. не случайно. К этому времени двухголовая
птица украшала печати сильнейших монархов Европы — императоров Священной
Римской империи, где существовало разделение: печать с одноглавым орлом —
королевская (в Империю входило несколько королевств), с двуглавым — императорская.
Активный обмен посольствами, вручение грамот с печатями, на которых изображался
знак императорской власти, убедили главу Московского государства в том, что
именно двуглавый орёл указывает на высокое положение западных императоров. К
концу XV в. Иван III, желая укрепить политический престиж молодого Московского государства и
свой лично, предпринял ряд мер: выпустил золотую монету в подражание известнейшим
в европейском денежном обращении венгерским дукатам, изменил придворный церемониал
на европейский манер, провёл несколько дипломатических акций, возвеличивающих
его особу, венчал на великое княжение внука Дмитрия, тем самым подчёркивая
своё право на титул кесаря (императора). Эти действия великого князя
московского должны были продемонстрировать Европе его политическую силу и
самостоятельность. Кроме того, русские книжники начали обдумывать, как
доказать знатное происхождение династии московских государей — от римского
императора Августа, — что ставило бы их в один ряд с другими европейскими
монархами. Как символ знатного происхождения великого князя Ивана III на печати его государства утвердился
двуглавый орёл.
Не меньшее
значение имел всадник, поражающий копьём дракона, или «ездец», как его тогда
называли. Близость всадника к образу популярного на Руси Святого Георгия-«змееборца»
(Георгия Победоносца) побудила потомков начиная с XVIII в. соединить эти образы в одно целое, хотя в
XVI—XVII вв. в многочисленных документах встречается
толкование изображения всадника как великого князя, царя, государя. В XIV—XV вв. образ этого святого воина, культ которого пришёл из
Византии в Древнюю Русь ещё в X в., был хорошо известен в Северо-Восточной Руси, колыбели
единого русского государства. В литературе и искусстве он предстаёт в образе
Георгия-«змееборца», в народном творчестве — как храбрый Егорий-воин, защитник
от сил зла. Популярность культа Святого Георгия как заступника и защитника
объясняет, почему именно его московские князья избрали в качестве покровителя,
а также для поддержания собственного авторитета. Они не
только переносили на себя
Двуглавый
орёл на монетах Российской империи XVIII—XX вв.
59
Большой
государственный герб Российской империи.
деяния
святого воина, но и изображались, как и он, на коне и с копьём. А традиция
прочно связывала образ Георгия-воина с основателем города Москвы князем Юрием
Долгоруким, святым патроном (покровителем) которого являлся Георгий.
Подобное
пристрастие к святому Георгию, некогда являвшемуся покровителем киевских
князей, можно объяснить тем, что в Московском княжестве утвердилась идея
преемственности власти, якобы унаследованной от Киева — через князей
владимирских — великими князьями московскими.
Таким
образом, печать
Все
последующие русские государи использовали эти две эмблемы для своих печатей.
Вошли они и в государственный герб. Иван IV (Грозный) пользовался государственными
печатями разного вида. На одной из этих печатей был изображён двуглавый орёл,
на груди которого располагался ездец. Подобная «конструкция» сохранилась на
века.
По мере
укрепления царской власти к двуглавому орлу и всаднику добавлялись новые
атрибуты. В XVII в. «в пазноктех» (т. е. в лапах с когтями) орёл уже держал скипетр и
державу — регалии королевской, императорской власти, общепринятые во всех
государствах, где такая власть существует (см. ст. «Символы царской власти»). В
Видоизменялся
государственный герб России и при Петре I. Со времени учреждения первого русского ордена (Святого
Андрея Первозванного) орденская цепь со знаком — косым «андреевским» крестом —
окружала, как правило, щиток на груди двуглавого орла, на крыльях которого
размещались эмблемы российских земель. После поднесения Петру титула
императора в
60
гербовые
цвета: императорский чёрный орёл на золотом (жёлтом) фоне.
Изменения,
коснувшиеся художественного облика российского герба в первой половине XIX в., соответствовали политическим
пристрастиям и вкусам самодержцев. Так, например, изображение изящного орла с
опущенными крыльями (в стиле ампир) вызвало нарекания общественности, усмотревшей
в этом ущерб идеи величия и возвышения России.
Своеобразную
«геральдическую реформу» провёл Александр II. При нём специально для работы над гербами
в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение. Его руководитель
барон Кёне предложил целую систему российских государственных гербов,
ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные в европейской
монархической геральдике нормы и правила. Появились большой, средний и малый
государственные гербы, различавшиеся степенью сложности рисунка,
соответствующие им печати, гербы всех членов императорского дома, родовой герб
Романовых — описания всех этих гербов с одобрения царя были опубликованы.
Дополненный новыми элементами, герб стал богаче, пышнее. Изменения коснулись
и центральной фигуры на груди орла: Святой Георгий в рыцарском шлеме,
повёрнутый в левую от зрителя сторону, уже нисколько не напоминал русского
святого воина.
Эти новые
государственные гербы утвердил Александр III: большой государственный герб — в
В
Герб РСФСР
— первый советский герб — был составлен в соответствии с геральдическими правилами,
но содержал в себе абсолютно новые, отличные от прежних эмблемы. Его
существование было законодательно закреплено Основным законом РСФСР, в котором
содержался раздел «О гербе и флаге», принятым на V Всероссийском съезде Советов 10 июля
Указом
Президента России 30 ноября
Малый
государственный герб Российской империи.
Гербы
городов России можно разделить на две категории по способу их составления.
Гербы первой категории ведут своё происхождение от древних эмблем. Некоторые
города ещё в древности имели свои эмблемы, изображавшиеся на печатях. К ним
относятся крупные торговые центры — Новгород и Псков, а также города, бывшие
некогда столицами княжеств. Такая эмблема служила основой при создании
городского герба. К древнейшим эмблемам относится эмблема Киева — архангел
Михаил, — изображавшаяся на печатях ещё в XIII в. Новгородская печать
В
Многим
городам — Ростову (эмблема — олень), Рязани (стоящий человек в стрелецкой
шапке, с саблей в одной руке и ножнами в другой), Вятке (выходящая из облака
рука с луком, заряженным стрелой, а над ними крест), Перми (идущий медведь
несёт на спине Евангелие с крестом) и другим — гербы тоже дал «Царский
титулярник».
Термин
«городской герб» впервые официально появился в царском указе
В
итальянского
дворянина Франциска Санти. Герольдмейстерской конторе поручалось создать
рисунки гербов, которые должны были помещаться на городских печатях «для
запечатывания судебных дел». Санти заявил, что ему необходимы сведения о
городах. Как получить эти сведения? Решено было в каждый город послать анкету,
в которой запрашивались сведения о городе: «Сколь давно и от какого случая или
причины и от кого те городы построены, каменные или деревянные или земляные
(речь идёт об укреплениях. — Прим. авт.), и от каких причин какими имянами названы...» Самых
различных сведений о городе ждал Санти. Но более всего хотел получить ответ на
вопрос, имел ли ранее город герб и если имел, то каковы его рисунок или
описание. На этот последний вопрос анкеты почти все города ответили
отрицательно. О городских гербах имеются сведения в донесениях из Ярославля,
Уфы, Казани, Киева, Чернигова, а также Ревеля (Таллинна) и Выборга — оба этих
города имели гербы ещё в период шведского владычества.
Санти
приступил к большой работе. О некоторых городских гербах достоверно известно,
что их составил граф Санти. Если сопоставить герб, созданный им, с описанием
города, которое ему прислано, то сразу станет очевидным, что герб составлен
согласно описанию. Например, в присланном из Тулы описании сообщается, что на
берегу реки Упы построен завод, где изготавливаются «фузейные (ружейные. — Прим. ред.) и пистолетные
стволы и штыковые трубки». Эти сведения отражены в тульском гербе, который
представляет собой ружейный ствол, на котором сверху расположены перекрещённые
шпажные клинки, внизу и вверху — два молотка. «Всё сие показывает, — как
следует из описания герба Тулы, — примечания достойный и полезный оружейный
завод, находящийся в сем городе».
При
составлении городских гербов Санти пользовался широко распространённым
приёмом: в фигуре герба отражалось название города, получался «говорящий
герб». Таковы гербы городов Великие Луки (три больших лука), Зубцова (стена с
зубцами), Архангельска (архангел с огненным мечом и щитом поражает чёрного
дьявола). Граф не побоялся даже царя — Пётр I сам нарисовал эмблему Архангельска в виде
всадника на крылатом коне, пронзающего копьём дракона. Но она слишком
напоминала московскую. Поэтому Санти изменил рисунок. Эмблема сразу
«заговорила»: архангел — Архангельск.
62
Гербы
городов России.
ЧТО
ТАКОЕ ГЕРАЛЬДИКА?
Неизвестно,
когда и в связи с чем возник обычай изображать на печатях, личном оружии и
других вещах знаки-символы как свидетельство принадлежности этих предметов
определённому владельцу. Придумать и использовать такой знак мог любой по
своему желанию. Традиции, а затем и законы в этой области стали складываться
только в средние века. В бесконечной череде войн и усобиц, охвативших
средневековую Европу, выделялись наиболее важные сражения, участники которых
хотели увековечить память о них. Стали появляться символические изображения
битв или подвигов отдельных рыцарей. Эти изображения постепенно закреплялись за
рыцарями, переходили к их потомкам. Наличие собственного знака-символа
приобрело особое значение во время крестовых походов, в которых участвовало
множество рыцарей. Закованные в латы, они мало отличались друг от друга, узнать
их можно было только по изображению на щите или на знамени.
Эта
традиция ещё более укрепилась при проведении рыцарских турниров.
Распорядителями на них были воины, особо отличившиеся в походах, — герольды.
Они разработали правила составления гербов, специфическую терминологию
прочтения герба, а также законы, закреплявшие герб за определённой семьёй и
запрещавшие использование его посторонними людьми. Так зародилась геральдика —
наука о гербах.
В
современном понимании геральдика — это, во-первых, специальная вспомогательная
историческая дисциплина, которая изучает историю возникновения, развития и
использования гербов, их символику; во-вторых, наука о составлении герба,
гербовых фигурах и цветах. По геральдическим правилам герб состоял из
определённых частей (щит, шлем, корона, нашлемник, щитодержатели, девиз и т.
д.), из которых главной был щит. В поле щита располагались гербовые фигуры,
которые обычно изображались в стилизованной форме. Одно из правил геральдики —
правую и левую стороны щита определяют не со стороны зрителя, а со стороны
несущего щит. Таким образом, если описывается правая сторона щита, то имеется в
виду правая сторона для того, кто держит щит.
Для
изображения гербов в геральдике приняты определённые цвета (называемые
финифтями), металлы, меха, рисуемые соответствующими красками. Основных цветов
было пять: красный, голубой, зелёный, пурпурный, чёрный. Металлов было два:
золото (изображалось золотой или жёлтой краской), серебро (изображалось
серебряной или белой краской). Одно из главных правил геральдики — металл на
металл и финифть на финифть в рисунке не накладываются, разрешалось только
сочетание финифти и металла.
Ещё одну
замену произвёл мастер. На знамёнах Санкт-Петербургского полка на фоне
княжеской мантии красовалось золотое пылающее сердце под короной. Это была
фигура из герба Александра Даниловича Меншикова, шефа Санкт-Петербургского
полка. Санти посчитал, что для столицы Российского государства, морского и
речного порта, более подходящим будет другой герб: расположенный на двух
перекрещённых якорях золотой скипетр с двуглавым орлом наверху, увенчанным
коронами.
В течение XVIII в. в Герольдмейстерской конторе трудились
над созданием гербов многие талантливые мастера-живописцы, а руководили ими
известные в России люди: например, Василий Адодуров, герольдмейстер, ставший
затем президентом Мануфактур-коллегии и сенатором; князь Михаил Щербатов,
герольдмейстер и крупный историк. С середины XIX в. в Департаменте герольдии сената гербами
ведало особое Гербовое отделение.
Составители
гербов из Оружейной палаты пользовались пособием — книгой «Символы и емблемата»
(«Символы и эмблемы»). Она содержала сотни различных символов и эмблем, а
также их толкование на нескольких иностранных и на русском языках. Книга была
напечатана в
Книга
«Символы и емблемата» послужила источником для создания гербов таких городов,
как Симбирск (колонна под короной), Каргополь (агнец, т. е. ягнёнок, в костре), Великий Устюг
(лежащий на берегу повелитель вод в лавровом венце выливает воду из кувшинов —
символ слияния рек близ города), Тамбов (пчелиный улей), Севск (ржаной сноп) и
т. д.
По приказу
Петра I городские эмблемы должны были помещаться на знамёнах армейских полков,
расквартированных по городам. Военное ведомство, которое занималось
изготовлением знамён, строго учитывало все эмблемы. Знамёна с городскими
эмблемами рассылались в полки, а рисунки их помещались в особых сборниках —
«знамённых гербовниках». Известны два таких гербовника: 1712 и 1729—1730 гг. Но
многие российские города, в которых были расквартированы воинские части, не
имели ещё своих гербов. Военная коллегия сделала заказ на составление новых
гербов. После утверждения эти гербы помещались на знамёнах и на городских
печатях. Таким образом российские города, не имевшие своих гербов, получили их
от Военной коллегии. Вот некоторые из них: Коломна (белый столб с короной
наверху, по обеим сторонам колонны звёзды), Рыльск (чёрная кабанья голова),
Пенза (три снопа: пшеница, ячмень, просо), Самара (белая коза на зелёной
траве).
В мае
1767 г. императрица
Екатерина II,
64
путешествуя
по Волге, посетила город Кострому. Знаменательное, редкое для горожан событие
было торжественно отмечено, город устроил императрице пышный приём. Как
отблагодарить горожан? Узнав, что город не имеет герба, императрица приказала
Герольдмейстерской конторе немедленно его нарисовать. А что изобразить на
гербе? Решили увековечить знаменательное событие — в гербовом щите плывущая
галера, подобная той, на которой путешествовала императрица по Волге, с
императорским штандартом. Екатерина II утвердила герб Костромы 24 октября
В
последующие три десятилетия правительство пожаловало гербы многим российским
городам. Создание и пожалование городских гербов отныне становится
государственным мероприятием, и связано оно с большими административными
реформами, которые начались в
За
десятилетие с 1775 по
Новые гербы
русских городов первоначально рисовались так же, как и раньше: гербовый щит,
на нём эмблема. Позднее городской герб приобретает характерную форму: герб
наместничества в верхней части щита, городская эмблема — в нижней. Эта форма
русского городского герба вызвала критику знатоков геральдической науки в XIX в. При подобной конструкции главным считался
наместнический (губернский) герб, а символ самого города играл второстепенную
роль, занимая нижнее (второе) поле, хотя должно было быть наоборот.
В середине XIX в. управляющий Гербовым отделением барон
Кёне предложил согласно геральдическим правилам помещать герб губернии в
вольной (т. е. пустой, не
несущей какой-либо фигуры) части щита городского герба, вправо или влево. При
переходе города в новую губернию менялся губернский герб в вольной части щита.
Кёне ввёл новые атрибуты и украшения для городских гербов: короны, венчающие
гербовый щит (императорская, шапка Мономаха, корона с тремя башнями вместо зубцов);
обрамления из дубовых листьев и орденских лент, соответствующие статусу
города.
На
основании одного из первых декретов Советской власти «О памятниках республики»
была создана специальная комиссия, в задачу которой входила «замена надписей,
эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России».
Декрет не затрагивал городских гербов, поэтому городское герботворчество
продолжалось и после
С 60-х гг.
в СССР начался новый этап развития городской геральдики. Создавались новые
гербы: российские города, возникшие в советский период, хотели иметь свой
отличительный знак, свою «визитную карточку». Многие же старинные русские
города стали возрождать гербы прежних времён.