ЛЕФОРТ
(1656-1699)
Коренные москвичи хорошо знают
московский район, именуемый Лефортово. Он был назван в честь Франца Лефорта,
знаменитого сподвижника Петра I в первые годы его
царствования. Этот человек, во многом вдохновивший молодого государя на
грандиозные преобразования, часто упоминается в исторической литературе всего
лишь как весёлый собутыльник и участник царских кутежей. Между тем биография
Лефорта могла бы служить иллюстрацией тех огромных изменений, которые произошли
в России во второй половине XVII в. и имели свои истоки
во временах, значительно более ранних.
Франц Яковлевич Лефорт родился
в
НАЧАЛО
КАРЬЕРЫ
В
В отсутствие крупных военных
операций Лефорт служил некоторое время в должности секретаря датского
резидента (дипломата). Но с конца
По возвращении в Россию Лефорт
уже не застал в живых царя Фёдора Алексеевича. Фактически от имени малолетних
царей-братьев Ивана и Петра Алексеевичей правила их сестра царевна Софья.
Женевца взял под своё покровительство фаворит Софьи — князь В. В. Голицын,
известный своим пристрастием к европейской культуре. В
В 1687 и 1689 гг. В. В.
Голицын предпринял два неудачных похода на Крым. При нём безотлучно
531
А. Н. Бенуа. «В Немецкой
слободе».
находился Лефорт, который
после первого похода был произведён в полковники и получил награду. Второй же
Крымский поход был закончен в самый разгар борьбы между Петром и царевной
Софьей. В начале августа
ДРУГ
МОЛОДОГО ЦАРЯ
К осени
Естественно, что Лефорт
получал различные знаки дружбы и милости царя. В
532
роскоши. Лефорт писал родным в
Женеву, что в его резиденции есть сад с прудами, парк, где содержатся различные
дикие звери. У него большое количество прислуги, «рабы и рабыни», которые «все
освобождены» им. Бывая у своего друга, Пётр чувствовал себя легко и свободно,
отдыхал от надоевшего ему старого московского уклада. Соотечественник Лефорта,
капитан Сенебье, писал: «При дворе только и говорят о его величестве и о
Лефорте. Они неразлучны... Пока Москва остаётся Москвой, не было в ней иностранца,
который пользовался бы таким могуществом. Он приобрёл бы большое состояние, если
бы не был так великодушен. Верно, конечно, что благодаря этому качеству он
достиг такой высокой ступени. Его величество делает ему значительные подарки».
Лефорт принимал участие во
всех делах, предпринимаемых Петром. Он командовал полком в показательных
сухопутных сражениях под Москвой и кораблём «Марс» во время морских учений на
Переяславском озере, а 29 июня
«Потешные» походы Петра были
подготовкой к настоящей и тяжёлой войне с Турцией и Крымом — Азовским походам
1695 и 1696 гг., в которых Лефорт принимал самое деятельное участие. Он
командовал корпусом во время первого штурма Азова 5 августа
ПАТРИК
ГОРДОН
И
ФРАНЦ ЛЕФОРТ
«Конец
правления Софьи пока что дал ему (Петру I. — Прим. ред.) возможность
свободнее общаться с иностранцами, находившимися на русской службе. Среди
них... — генерал Патрик Гордон,
которому было тогда 55 лет. Раньше служил он наёмным солдатом в Швеции,
Германии, Польше. Гордон участвовал также в двух крымских походах Голицына. В
критические дни борьбы Софьи за власть он явился в Троице-Сергиев монастырь и
тем уже заслужил доверие Петра. А его знание военного искусства, организации
армий разных стран, боевой опыт, пунктуальная исполнительность, хладнокровие —
всё это сделало Гордона главным наставником Петра в
«потешных» военных затеях.
Другим
иностранцем, оказавшим огромное влияние на формирование Петра, особенно на его
внешнеполитические взгляды, оказался Франц Лефорт. В отличие от Гордона Лефорт
стал не только советником, но и близким, задушевным другом царя. Он также был
одним из первых иностранцев, которые перешли на сторону Петра в решающие дни
схватки за власть с Софьей. Уроженец Швейцарии, Лефорт служил под знамёнами
многих иностранных армий, прежде чем приехал через Архангельск в Россию и
поступил на службу в русскую армию. С грехом пополам он научился говорить
по-русски; писал свои письма Петру на русском языке, но латинскими буквами. Он
знал также голландский, немецкий, итальянский, английский и французский языки.
Лефорт в свои 35 лет привлекал Петра не столько профессиональными знаниями,
образованностью, сколько характером. Живой, остроумный, находчивый,
жизнерадостный швейцарец был весьма обаятельным человеком. Сильный и ловкий,
он великолепно фехтовал, метко стрелял, а кавалеристом был таким, что даже не
боялся сесть на дикую, необъезженную лошадь. Лефорт быстро сделался другом царя
и поверенным в его сердечных делах. Это он познакомил Петра с первой красавицей Немецкой
слободы Анной Монс, дочерью виноторговца».
(Из
книги историка Н.Н. Молчанова «Дипломатия Петра Первого».)
533
Лефорт отказывается рубить
головы мятежным стрельцам в
После взятия Азова Лефорт
получил титул новгородского наместника, вотчины в Епифанском и Рязанском
уездах, золотую медаль и соболью шубу. Стоило ему немного оправиться от
болезни, и его дом был вновь открыт для гостей. С ноября
ВО ГЛАВЕ
«ВЕЛИКОГО» ПОСОЛЬСТВА
Но не только любовь и
развлечения занимали в то время Петра. У него появилась новая идея — путешествие
в Западную Европу, где он хотел на практике обучиться морскому искусству.
Возможно, мысль об этой поездке была подсказана царю всё тем же Лефортом. И
хотя никогда раньше русские цари за границу не выезжали, воля Петра была
непреклонна: он решил ехать сам под видом простого плотника. Посольство в
составе 250 человек выехало из России в марте
534
Из Голландии посольство
прибыло в Вену для переговоров с императорским двором о союзе против Турции.
Здесь неожиданно было получено известие о восстании стрельцов в Москве. Вместе
с Петром в Россию возвратился и Лефорт. Едва ли он принимал непосредственное
участие в подавлении восстания и казни стрельцов. Скорее всего он предпочёл
заняться оборудованием своего великолепного дворца, построенного в его
отсутствие на деньги царя. Но недолго пришлось царскому фавориту веселиться в
новом прекрасном дворце. 12 февраля
Верному соратнику государя
были устроены пышные похороны. Есть свидетельство, что Пётр хотел поставить
памятник Лефорту и другим своим выдающимся приближённым в Петербурге в
Александро-Невском монастыре. Он говорил: «Люди эти своею правдивостью и
заслугами — вечные памятники для России». Но это намерение не было
осуществлено, а впоследствии и сама могила Лефорта затерялась.
Неутомимый женевец,
приохотивший Петра к западноевропейским обычаям и, возможно, косвенно
повлиявший на весь ход исторического развития страны, остался в памяти народной
лишь в названии одного из старинных московских районов.
(1645-1729)
Когда Лев Толстой задумал
написать роман об эпохе Петра Великого, он обратился к биографии своего
далёкого предка — графа Петра Андреевича Толстого. Он и не подозревал, что этот
петровский вельможа имел непосредственное отношение к появлению в России
предка одного из гениев русской литературы — Александра Сергеевича Пушкина...
В начале своей карьеры Пётр
Толстой не мог и предполагать, какое будущее его ждёт, не думал, что ему
предстоит блистать при российском и европейских дворах, сидеть в турецком
заточении и окончить свои дни в каменном мешке Соловецкого монастыря. Его
ждала заурядная военная карьера дворянина не очень знатного рода. Пётр
Андреевич Толстой родился в
ПЕРВЫЕ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ
ПОРУЧЕНИЯ
Лишь в
ко двору не был близок и не
имел поместий и вотчин. Возможность приобщиться к дворцовым интригам у него
появилась в
И.Г. Таннауэр. Портрет П.
А. Толстого.
535
КАРЬЕРА
П. А. ТОЛСТОГО
Толстого примечательна во
многих отношениях. Пётр Андреевич был единственным сподвижником Петра, который
начинал свою карьеру его противником, а заканчивал
его верным слугой. Чтобы совершить подобную метаморфозу, надобно было
преодолеть косность и консерватизм среды, на которую он поначалу ориентировался.
В ряды сподвижников Петра Толстой влился в зрелые годы, и, несмотря на это, он
с усердием стал постигать новое, причём в процессе не обучения, как то делали
его более молодые современники, а переучивания. Это всегда сложно и трудно.
Вряд
ли среди дипломатов, которыми располагал царь в самом начале XVIII
в., можно
было найти более подходящую кандидатуру на должность русского посла в Стамбуле,
чем Пётр Андреевич. Вряд ли, далее, кто-либо мог проявить столько настойчивости,
изворотливости и гибкости, как Толстой. Здесь важен итог его нелёгкой службы,
выразившийся в том, что ему удалось предотвратить выступление против России
Османской империи в тот период Северной войны, когда это выступление таило для
нашей страны наибольшую опасность».
(Из
сочинений историка Н. И. Павленко.)
он состоял с ними в родстве и
пользовался покровительством их сторонника Голицына. Неизвестно, как вёл себя
Толстой во время событий
536
ва и болезни, суровый режим
изоляции — послу запрещалось выезжать к обедне — и даже угрозу ареста и казни.
Русский дипломат всё же не
унывал и, несмотря на сложные условия, продолжал работать — в
Всё, даже покупка арапов,
доставалось Толстому в Турции с великим трудом. Но действительно страшные
времена настали после объявления войны России. В декабре
В
«ДЕЛО»
ЦАРЕВИЧА
АЛЕКСЕЯ
В августе
В
(Из
сочинений историка Н. И. Павленко.)
537
Ж.-М. Натье. Портрет
Екатерины I.
мату — Толстому, которому
удалось, сломив сопротивление венского двора, получить разрешение увидеться с сыном
Петра I, чтобы уговорить царевича сдаться на милость отца. Для этого старый
дипломат использовал всё — подкуп, шантаж, ложь. Слабохарактерный Алексей,
называемый Толстым в письмах «зверем», в общем-то был лёгкой добычей. Ему
обещали прощение и разрешение жить в деревне в случае добровольного возвращения
в Россию. В октябре
В Москву царевич прибыл 31
января
За усердие в раскрытии
заговора Пётр Андреевич был щедро награждён конфискованными у сторонников
царевича вотчинами, ему были пожалованы чин действительного тайного советника
и должность президента вновь созданной Коммерц-коллегии. Одновременно он
продолжал оставаться главой Тайной канцелярии. По преданию, царь на одной из
пирушек заметил притворившегося пьяным Толстого, который внимательно наблюдал
за происходившим, и сказал ему: «Голова, голова, кабы ты не была так умна, я
давно бы отрубить тебя велел». Именно ум сделал Толстого одним из первых
вельмож в государстве в последние годы царствования Петра. Ни одно светское
развлечение в Петербурге не обходилось без Петра Толстого. Частым гостем он был
и в доме Меншикова, будущего своего врага. В
ПАДЕНИЕ
ТОЛСТОГО
Влияние Меншикова росло, и
противостоять этому не мог даже Верховный Тайный совет, членом которого стал
Толстой. Сознавая недолговечность правления Екатерины, Меншиков задумал
женить царевича Петра Алексеевича на своей дочери и возвести его на престол.
Этому предприятию противились многие, и прежде всего Пётр Толстой, который
хотел видеть на троне одну из дочерей Петра — Анну или Елизавету. Меншикову
удалось обвинить Толстого и его сторонников — A. M. Девиера
и И. И. Бутурлина — в государственной измене и устроить над ними суд. Накануне
своей смерти — 6 мая
Человек необыкновенного ума,
внушавший опасение противникам даже в глубокой старости, он пал жертвой
запутанной сети придворных интриг, которую сам же ещё незадолго до того сплетал
с таким искусством.
538
(1681-1736)
В июле 1706 года царь Пётр
Алексеевич, будучи в Киеве, в Софийском соборе, присутствовал на проповеди
никому не известного молодого монаха, преподавателя поэтики и риторики
Киево-Могилянской академии. Проповедь понравилась царю смелостью мысли и
новизной идей. Никогда прежде не доводилось ему слышать такие речи из уст
духовного лица. Он привык, что духовенство всегда противилось начатым им в
стране преобразованиям. И тогда возникла мысль привлечь этого киевского монаха
— Феофана Прокоповича — к сотрудничеству в области реформы церкви, которую
давно задумал Пётр. Шла война со Швецией, дела церкви пришлось отложить, тем не
менее царь не забывал о Феофане. В
Многое изменила блистательная
Полтавская победа русских войск над шведами. Когда Пётр возвращался из Полтавы
через Киев, Феофан произнёс восторженную торжественную речь — панегирик — в его
честь в Софийском соборе: «Кто побеждён? Супостат от древних времён сильный,
гордостию дерзкий, соседям своим тяжкий, народом страшный, всеми военными
довольствы изобилующий. Где и как побеждён? Во время зело лютое, брани внутрь
отечества нашего вшедшей, егда (когда. — Прим. ред.) укрепился изменническим оружием, егда ему удобие, нам же
неудобствия умножися; словом, побеждён тогда, егда мняшеся победу в руках
держати...» Речь монаха произвела на Петра и его приближённых сильное
впечатление. Царь сразу же велел напечатать её на русском и латинском языках.
Можно сказать, что в этот момент решилась судьба Феофана — он был негласно
назначен «главным идеологом» Петровских преобразований.
Многие тогда задавались
вопросом: откуда появился этот учёный монах весьма привлекательной наружности?
Как удалось ему угадать тайные мысли преобразователя и облечь их в столь
возвышенные слова?
Феофан — его имя в миру было
Елеазар — родился в Киеве в
539
он начал собирать библиотеку,
которая впоследствии насчитывала 3192 тома. Образование и воспитание сформировали
из киевского монаха сторонника европейской науки, обычаев и законов. Русскому
православию он был чужд и смотрел на него как бы со стороны и свысока. Такой
человек спокойно, без внутреннего душевного надлома мог разрушать древний
церковный строй и заменять его новым. Всю жизнь Феофан боролся с суевериями,
терпеть не мог обрядности, чудес, аскетизма и самой церковной иерархии.
«Лучшими силами своей души я ненавижу митры, саккосы, жезлы, свещницы,
кадильницы и тому подобные забавы», — писал он в одном из писем. Западничество
и практичность Феофана импонировали Петру. Он взял монаха с собой в Прутский
поход
Став епископом Псковским,
Прокопович тем не менее остался в Петербурге и занялся составлением Духовного
регламента — будущего руководства жизнью всего российского духовенства. Когда в
Казалось бы, смерть Петра I должна
была стать катастрофой для Прокоповича. При погребении великого преобразователя
он произнёс свою лучшую проповедь, начинавшуюся словами: «Что се есть? До чего
мы дожили, о россияне! Что видим? Что делаем? — Петра Великого погребаем!»
Проповедь продолжалась около часа, потому что постоянно прерывалась плачем
слушателей.
В придворных интригах и борьбе
между
Корабль «Предистинация».
Гравюра Петровской эпохи.
540
«птенцами гнезда Петрова»,
начавшейся сразу после смерти царя-реформатора, Феофан сумел заручиться
поддержкой императрицы Екатерины I и Александра Меншикова.
Он успешно повёл борьбу со своим недругом, архиепископом Новгородским
Феодосием Яновским, который резко высказывался против новых порядков и унижения
духовной власти перед светской. Феодосии был лишён сана и сослан в Карельский
монастырь. Феофан стал архиепископом Новгородским. Число его недоброжелателей
среди духовенства всё увеличивалось. В
Но особенно высоко взошла
звезда Феофана после смерти Петра II в
Многие историки православной
церкви считали Феофана «жуткой фигурой». Действительно, методы, которые он
предпочитал, не могут вызвать одобрения. Однако действовал он не из личной
корысти, а по глубокому убеждению. Прокопович был человеком своего времени,
стремившимся направить Россию на путь «просвещения». Пытки в Тайной канцелярии
казались ему законным методом достижения цели. Стремясь избавить церковь от
суеверий и «варварства», Феофан по сути избавлял общество XVIII в. от самой церкви, её авторитета и значения. Со времени Феофана русское
православное духовенство уже никогда не играло сколько-нибудь заметной роли в
политической жизни страны.
Пётр I.
541
Ранней осенью 1696 года
русские войска во главе с Петром I с победой возвращались
из Азовского похода. В Москве их ожидала торжественная встреча, но царь поехал
не в Москву, а в Тулу. На то были свои причины. Хотя война и окончилась
победой, она вскрыла серьёзные недостатки в вооружении и обеспечении армии.
Российская промышленность не могла снабжать её всем необходимым. Многое приходилось
ввозить из-за границы: из Голландии — порох и железные ядра; из Швеции — шпаги,
мушкеты с зарядами и другую амуницию. Расходы опустошали казну, но армия
по-прежнему испытывала недостаток в самом необходимом. Требовалось срочно
развивать отечественную промышленность, в особенности металлургию.
Предшественники Петра I не раз
приглашали из-за границы горных дел специалистов для поисков железной руды и
других полезных ископаемых. Посылали экспедиции на Северную Двину, Печору и
Енисей, в Мезень, Канин Нос, Югорский Шар. Строили казённые железоделательные
заводы. Например, в Туле из местной руды получали металл, из которого
изготавливали различные предметы, в том числе ружья — тяжёлые, устаревшей
конструкции самопалы. Однако и их не хватало для войска...
Осмотрев казённый
металлургический завод и его продукцию — готовые ружья, Пётр предложил
работникам починить ружьё, сделанное иноземным мастером Кухенрейтером. Нашёлся
умелец, который не только починил заграничное ружьё, но и выполнил точную его
копию. Звали мастера Никита Демидович Антуфьев.
Пётр возобновил исследования
рудных месторождений, начал строительство фабрик и заводов в разных областях
страны, в том числе на Урале, где добывались богатейшие руды, состоящие почти
наполовину из чистого железа.
Чтобы привлечь отечественных
предпринимателей, оказать им поддержку, царь издал ряд законов, установивших
разнообразные льготы и поощрения. Например, каждый заводчик мог брать на
организацию своего предприятия беспроцентные ссуды; освобождался на длительное
время от пошлин и налогов на произведённые товары; вместе с семейством
избавлялся от казённых служб и повинностей.
НИКИТА
ДЕМИДОВИЧ ДЕМИДОВ (АНТУФЬЕВ)
Примером благотворного
влияния государевой политики на судьбы умелых, предприимчивых людей является
история Никиты Демидовича Антуфьева (1656—1725) и его наследников.
Пётр не забыл искусного
оружейника. Он распорядился отвести ему земли и дать денег на организацию
собственного дела. Антуфьев выстроил на реке Тулице большой железоплавильный
завод, и очень скоро в арсеналы стали поступать отличные ружья, стоившие казне
в 12 раз дешевле иностранных. Демидов поставлял железо и чугун для
строительства Санкт-Петербурга и многое другое, необходимое для промышленности,
хозяйства, армии и флота.
Он попросил Петра сдать ему В
аренду казённый завод, построенный в
Успехи демидовских предприятий
были столь значительны, что управляющий казёнными железными и медными
рудниками и заводами В.И. Гарнинг жаловался царю на невозможность конкуренции
с ним. Известность Демидова ширилась, а богатство росло. Всерьёз рассматривался
вопрос:
Неизвестный художник.
Портрет Н. Д. Демидова. Начало XVIII в.
542
не отдать ли все казённые
металлургические заводы в частные руки, имея в виду Никиту и его преемников.
К концу XVIII в. промышленная «империя» Демидовых включала 55 предприятий, дававших
одну треть общего количества чугуна и железа, производимых тогда в России.
Кроме обязательных поставок военного характера, составлявших примерно 20%
продукции, демидовские заводы обеспечивали российский рынок листовым железом,
а также металлической посудой — кружками, кувшинами, самоварами, чайниками.
АКИНФИЙ
НИКИТИЧ ДЕМИДОВ
После кончины Никиты Демидова
его дело перешло к сыну Акинфию (1678—1745), который, как и отец, продолжал
обустраивать заводы, прокладывать дороги, отправлял экспедиции охотников на
поиски новых месторождений металлов, а также поделочных и драгоценных камней.
Его люди дошли до Алтайских гор и открыли там богатейшие залежи серебра,
научились обрабатывать малахит и другие уральские самоцветы, делая из них сказочно
красивые украшения, вазы, шкатулки. Из найденного асбеста, прозванного «горным
льном», пряли ткань, из которой шили одежду, перчатки, кошельки.
ПРОКОФИЙ
АКИНФИЕВИЧ ДЕМИДОВ
Сын Акинфия Никитича Прокофий
(1710 — 1786) унаследовал ум и смекалку от отца и деда и получил хорошее
образование, но делами занимался мало, отличался своеволием и необузданностью
нрава, был в плохих отношениях с отцом, из-за чего едва не лишился наследства.
Прокофий Демидов прославился прежде всего своими чудачествами. Однажды,
обидевшись на английских купцов, он скупил всю пеньку, которую те вывозили из
России, и заставил покупать у него по очень высокой цене. В другой раз
пригласил на свои именины всех желающих и выставил такое несметное количество
спиртного, что многие упились насмерть. Полиция подала рапорт о печальном
инциденте и, кроме того, сообщила, что от сенатских курьеров и сторожей к
Демидову приходили представители с поздравлениями, за что каждый из них получил
по 20 рублей.
При этом известии терпение
господ сенаторов иссякло. Если на попойку, устроенную Демидовым, они ещё могли
смотреть сквозь пальцы, то деньги, данные представителям сената, рассмотрели
как взятку. Расправа была скорой и суровой: «Поступок Демидова не только весьма
непристоен, но и поводом служить может к прельщению и лакомству людей... дабы
впредь ему и другим того чинить не можно, взыскать с него штраф в 220 рублей».
На такую «ограмадную» сумму оштрафовали миллионщика Демидова. Тем не менее он
обиделся, и, поклявшись, что никогда ноги его не будет в Петербурге, отбыл в
Москву.
ЧУДАЧЕСТВА
ПРОКОФИЯ ДЕМИДОВА
Много
чудаков и фантазёров видели москвичи, но такого «куриозника», как Прокофий
Акинфиевич Демидов, не доводилось. Толпы жителей собирались в полдень на
Басманной улице, когда распахивались ворота его усадьбы и появлялся экипаж —
возок ярко-оранжевого цвета, влекомый шестёркой лошадей, запряжённых цугом.
Первая и третья пара были малорослые, лохматые крестьянские клячи, а вторая —
высокие, чистокровные скакуны. На одной из передних лошадей сидел карлик, а на
другой — великан, чьи ноги тащились по земле. Рядом с экипажем шли псари,
ведшие собак различных пород — от крошечных мальтийских болонок до огромных
немецких догов. Одежда демидовских слуг была тоже примечательной: одна половина
платья — шёлковая, расшитая золотом, в другая — из рогожи; на одной ноге —
башмак, а на другой лапоть, и все — люди, лошади, собаки — в очках.
Дом
Прокофия Акинфиевича был тоже необыкновенный. Обшитый с крыши до самой земли
железом от возможного пожара, он скрывал в своих стенах маленькие органчики,
начинавшие играть в любое время по воле хозяина. В многочисленных комнатах,
убранных с фантастической роскошью, бегала и прыгала разнообразная живность:
зайцы, лисы, собаки; в клетках пели и стрекотали птицы, а в мраморных бассейнах
плавали заморские рыбы. В страх и трепет приводил каждого, кто отваживался
переступить порог дома Демидова, ручной орангутан — любимец хозяина. Какие
только чудачества не придумывал Прокофий Акинфиевич: то приглашал к себе тех,
кто может, не двигаясь, пролежать на спине целый год; то тех, кто не моргнёт
глазами в течение часа. Выигравшего щедро наделял деньгами, а проигравшего —
лично прогонял взашей с криком: «Вон поди, негодяй, не берись не за своё дело!»
Люди смеялись над сумасбродством Прокофия Демидова, прощая ему многое за
безмерную щедрость. Он никогда не отказывал ни одному нуждающемуся,
обратившемуся к нему за помощью, ставя условие: вернуть долг к обещанному
сроку. При неисполнении этого условия взыскивал с должника не только долг, но и
проценты с «рекамбио» — пенями за несвоевременную уплату занятой суммы денег.
Жертвами подобных финансовых ухищрений Демидова стали многие, в числе которых
оказались и знаменитый архитектор В. И. Баженов, и поэт А. П. Сумароков,
лишившиеся всего своего имущества.
543
Собственноручная
запись заводчика
Н. А. Демидова
на последнем
листе прочитанной
книги.
НИКИТА
АКИНФИЕВИЧ
ДЕМИДОВ
Никита Акинфиевич (1724— 1789)
был человеком скромным и тихим. Он отличался неодолимой страстью к наукам и
искусствам. Будучи влиятельным человеком в обществе, кавалером ордена Святого
Станислава, почётным членом Российской Академии художеств и Вольного
экономического общества, он в
Во время путешествия он каждый
день записывал свои мысли обо всём, что привлекало его внимание: о людях,
городах, фабриках, больницах, дорогах, горах и даже о костюмах модниц и их
макияже. Свой дневник Никита Акинфиевич издал на склоне лет, в
Все последующие представители
семьи Демидовых не только преумножили фамильные богатства, но и прославились
своей широкой благотворительностью .
ПАВЕЛ
ГРИГОРЬЕВИЧ ДЕМИДОВ
Внук Прокофия Демидова Павел
Григорьевич (1738— 1821) был одним из самых образованных людей своего времени.
Он окончил знаменитый тогда Гёттингенский университет и Фрайбургскую академию.
Стал специалистом в таких науках, как минералогия, химия, физика, математика,
исполнял должность главного советника Берг-коллегии, в ведении которой
находилась разработка всех ископаемых ресурсов страны.
За свою долгую жизнь Павел
Григорьевич собрал богатую научную библиотеку, составил замечательные коллекции
минералов, редких монет и медалей, которые вместе с капиталом в 100 тыс.
рублей он завещал Московскому университету. В течение длительного времени из
этих денег выплачивались премии за лучшие научные исследования и публикации.
Когда предполагалось открыть ряд высших учебных заведений в нескольких городах
России, Павел Григорьевич дал для этого крупную сумму денег. Но время шло, а
университеты не открывались... Тогда П.Г. Демидов пожертвованные деньги
положил в банк под очень высокие проценты. Прошло 70 лет, и в Сибири, в городе
Томске, на демидовские деньги открыли университет. Благодарные жители города
установили бюст Павла Григорьевича Демидова в актовом зале университета. Ещё
один памятник
Гравюра с титульного листа учебника арифметики
Л. Магницкого
первой половины — середины XVIII в.
В
заводах горнозаводское
училище,
которое состояло из
словесной и арифметической школ.
Вскоре открылись школы и на
других частных заводах. При горнозаводских училищах
создавались библиотеки, в
фонды которых попадали самые разнообразные учебники.
544
П. Г. Демидову был установлен
в Ярославле, где он на свои средства построил и обеспечил капиталом лицей и
городскую больницу.
Павел Демидов, пожертвовавший
на российскую науку, образование и здравоохранение миллионы рублей, всю жизнь
прожил скромно и уединённо, всячески избегая роскоши и шумной известности.
НИКОЛАЙ
НИКИТИЧ ДЕМИДОВ
Сын Никиты Акинфиевича и
двоюродный брат Павла Григорьевича Николай Никитич (1773—-1828) начал службу
при светлейшем князе Г.А. Потёмкине адъютантом. Во время войны с турками (1787—
1792 гг.) он построил на свои средства фрегат, воевавший на Чёрном море. Он же
собрал и обеспечил всем необходимым полк солдат, который принял участие в
кампании
После присоединения к России
Крыма Николай Демидов приобрёл там владения, располагавшиеся на неплодородных
почвах, солончаках, болотах, и превратил их в плодороднейшие земли, где развёл
виноградники, тутовые и оливковые плантации.
С
Николай Никитич был одним из
тех, кто считал, что общество обязано заботиться о сиротах, стариках и калеках.
В
За годы жизни в Италии Николай
Никитич собрал огромную коллекцию старинных картин, античных монет и других
исторических памятников, одну часть которой он поднёс в дар Санкт-Петербургу,
а другую — любимой Флоренции, благодарные жители которой поставили ему памятник.
ПАВЕЛ
НИКОЛАЕВИЧ ДЕМИДОВ
У Николая Никитича было два
сына. Старший, Павел Николаевич (1798—1841), после смерти отца встал во главе
всех демидовских заводов. Его стараниями деревушки и посёлки при заводах
буквально на глазах превращались в благоустроенные селения и города. Так,
центры «демидовской империи» — Нижний Тагил и Невьянск — стали большими
городами со своими театрами, где выступали приглашённые столичные знаменитости.
Получив назначение
губернатором в город Курск, Павел Николаевич многое сделал, чтобы преобразить
этот город. При нём проводилась планомерная застройка, строились дороги и
тротуары, возводились красивые общественные здания. Когда в городе вспыхнула
эпидемия холеры, Павел Николаевич построил на свои средства четыре больницы,
обеспечив их необходимым оборудованием, медикаментами, и пригласил врачей. Он
был учредителем премии, впоследствии получившей название Демидовской, которая
присуждалась за выдающиеся открытия и изобретения в различных областях точных
наук. Эта премия стала одной из самых престижных наград в России.
АВРОРА
КАРЛОВНА ДЕМИДОВА
Павел Николаевич был женат на
Авроре Карловне Шернвальд фон Валлен (1813—1902). Дочь выборгского губернатора,
она была красивейшей женщиной своего времени. Все видевшие её невольно
повторяли
П.Ф. Худояров.
«Листобойный цех. Первая половина XIX в.».
545
строки поэта Евгения
Баратынского: «Выдь, дохни нам упоеньем, соименница зари».
Аврора Карловна в юности
потеряла жениха, а через несколько лет — другого. Выйдя замуж за Демидова, она
вскоре лишилась и его. Похоронив мужа, первая красавица Петербурга, наследница
многомиллионного состояния, она отказалась от светской жизни и шесть лет носила
траур. Аврора Карловна посвятила себя воспитанию сына и благотворительности.
Наконец, казалось, счастье ей
улыбнулось. Она полюбила и вышла замуж за Андрея Карамзина, сына знаменитого
историка. Через восемь лет её муж, офицер лейб-гвардии конной артиллерии,
вместе со своей батареей попал в окружение во время Крымской войны и погиб.
Аврора Карловна была
безутешна. Она навсегда поселилась в маленьком местечке Трескенде в Финляндии,
где прожила в полном уединении ещё 62 года. Значительные средства она
жертвовала на благотворительные цели. Память о «соименнице зари» жива до сих
пор в Финляндии. В её доме организован музей, а романтической судьбе Авроры
Карловны посвящена не одна книга.
АНАТОЛИЙ
НИКОЛАЕВИЧ ДЕМИДОВ
Второй сын Николая Никитича
Демидова Анатолий (1812—1870) родился во Флоренции, а умер в Ницце. Большая часть
жизни этого незаурядного человека прошла во Франции и Италии. До самозабвения
любя искусство, он был дружен со многими актёрами, писателями и художниками.
Однажды Анатолий Николаевич познакомился с недавно приехавшим из России
пансионером Академии художеств Карлом Брюлловым.
Брюллов рассказал Демидову,
что приехал с намерением написать картину о гибели древнеримского города
Помпеи, на которой хотел бы запечатлеть последние минуты жизни его граждан.
Демидов поддержал идею и, пока шла работа, оплачивал расходы художника. Так он
оказался причастным к созданию одного из прекраснейших произведений отечественной
живописи.
На средства Анатолия
Николаевича русские художники ежегодно отправлялись в Италию для завершения
образования, а итальянские и французские — путешествовали по России.
В
В
ПАВЕЛ
ПАВЛОВИЧ ДЕМИДОВ
Окончив курс юридических наук
в Петербургском университете, Павел Павлович (1839—1885) долгое время находился
на дипломатической службе при русском посольстве в Париже, а затем в Вене.
Выйдя в отставку, он поселился в России. Во время русско-турецкой войны
1877—1878 гг. он был чрезвычайным уполномоченным Санкт-Петербургского общества
«Красный Крест», занимался организацией госпиталей, эвакуацией раненых,
снабжением их всем необходимым.
* * *
В
(1673—1729)
Эпоха Петра I —
время грандиозных преобразований, поставивших Россию в один ряд с ведущими
европейскими державами первой четверти XVIII в.
Великая эпоха требовала и великих деятелей. Рядом с выдающейся личностью Петра
I их было немало. «Птенцы гнезда
Петрова» часто не отличались
знатным происхождением и всесторонним образованием, но это с лихвой окупалось
присущими им умом, талантом, энергией и стремлением внести свой вклад в дело
преобразования России. Они изображены Пушкиным на поле Полтавской битвы: здесь
«и
546
Шереметев благородный, и Брюс,
и Боур, и Репнин...», среди них особенно выделяется «счастья баловень
безродный, полудержавный властелин» — Александр Данилович Меншиков.
Жизнь Меншикова, поднятого
волей судьбы из самых низов на вершину богатства, славы и власти и вновь низвергнутого
на дно — в бездну сибирской ссылки, — это по праву сюжет для увлекательного
романа. Как же начинался сей роман? Меншиков был почти ровесником Петра — он
родился 6 ноября
ДЕНЩИК
ПЕТРА I
Как бы то ни было, но
«безродному» и необразованному Алексашке, торговавшему пирогами на московских
улицах, улыбнулось счастье: в
В
Медаль
«За Полтавскую
баталию».
фортификации. По возвращении в
Россию Меншиков принял активное участие в подавлении стрелецкого мятежа и
хвастался, что лично отрубил головы двадцати стрельцам. Молодой фаворит
стремился всюду быть рядом с Петром и проводить в жизнь его начинания. В это
время он начал приобретать всё большее личное влияние на царя: никому не удавалось
так быстро укротить гнев вспыльчивого Петра, как Меншикову.
В НАЧАЛЕ
СЛАВНЫХ ДЕЛ
В
На Меншикова царь возлагал
самые ответственные задачи: управление вновь отвоёванными у шведов
территориями, устройство в устье Невы Петропавловской крепости, а затем
строительство новой столицы — Петербурга — и оборону её от шведов. Здесь
Меншиков одним из первых построил себе роскошный дом, где принимал послов.
Пётр уже не мог обходиться без своего друга, в письмах он часто сетовал на
разлуку: «Зело мне нужда видитца с тобою». Эту дружбу скрепило ещё одно
обстоятельство: именно у Меншикова Пётр встретил служанку пастора Глюка
Екатерину (Марту Скавронскую), взятую русскими в плен во время осады
Мариенбурга в
Вместе с размахом деятельности
Меншикова возрастали и его честолюбие, и страсть к стяжанию
547
Захват шведских боевых
кораблей «Астрильд» и «Гедан» в устье Невы в
богатств. Чины, награды,
пожалования вотчинами, подарки и подношения от различных лиц сыпались на него
дождём. Польский король Август пожаловал ему орден Белого Орла. В
Светлейший князь был увенчан и
военными лаврами. Именно его энергичным действиям и военному таланту союзные
войска — русские и польские — в большой степени были обязаны успехом в битве с
войсками шведского короля Карла XII при Калише 18 октября
НА ГРЕБНЕ
СЛАВЫ
Велик был и вклад Меншикова в
победе над шведами в знаменитом Полтавском сражении 27 июня
548
и на полях сражений, и в
создании военного флота России, и в строительстве Петербурга, Шлиссельбурга,
Кронштадта и Петергофа. «Благодарствую вашей милости за все труды ваши как для
охранения тамошних краёв, так и за строение», — писал в
Помимо гражданских дел
необходимо было окончательно закрепить победу над шведами и изгнать их из
Европы, прежде всего из стратегически важного района — Померании. Именно
Меншиков, известный своими военными талантами, напористостью и деловой
смёткой, был поставлен по выбору царя главнокомандующим русскими войсками в
Померании. И Меншиков оправдал этот выбор: в
Дворец А. Д. Меншикова в
Санкт-Петербурге. Гравюра Петровского времени.
Неизвестный художник.
Портрет А. Д. Меншикова. Начало XVIII в.
постоянно живет в
Санкт-Петербурге в своём роскошном дворце на Васильевском острове. Меншиков был
главой Петербургской губернии, управлял строительством, хозяйством, гражданскими
и военными делами. Светлейший князь постоянно участвовал в заседаниях сената, а
с
Во время отсутствия царя в
Петербурге на Меншикова была возложена ещё одна важная обязанность — попечение
над царскими детьми. Князь ежедневно проводит несколько часов во дворце и в
письмах подробно докладывает о состоянии царевича Петра Петровича и царевен
Анны и Елизаветы. Непосредственное участие принял Меншиков и в судьбе старшего
сына Петра — царевича Алексея Петровича, который открыто враждебно относился
к преобразованиям, проводимым его отцом, и составил заговор с целью захвата
власти. В
549
ревича Алексея. Меншиков
включился в него с особым усердием. Он лично проводил допросы и присутствовал
при пытках. 24 июня
Но пока он всё ещё на вершине
могущества и славы, скопленные им богатства всё множатся. Правда, доброму имени
Меншикова сильно вредят разные слухи и участившиеся доносы на него, обвиняющие
князя в махинациях с подрядами, казнокрадстве, получении взяток и незаконном
присвоении земель казаков в Почепе. Светлейшему всё же удалось оправдаться,
хотя и не без помощи самого царя, пошедшего навстречу как просьбам и мольбам
самого Меншикова, так и заступничеству за него Екатерины и других приближённых
к царю лиц. Пётр знал о махинациях Меншикова, но предпочитал на многое
закрывать глаза, говоря: «Он мне и впредь нужен, может ещё сугубо заслужить
оное». И действительно, Меншиков в трудные минуты вновь проявлял свой
организаторский талант: он наблюдал за возведением укреплений в Кронштадте,
укомплектовывал полки на Украине. Однако прежней близости с царём уже не было.
Домогательства Меншикова о пожаловании его наградами и деньгами вызывали
холодное отношение и даже раздражение.
ПОСЛЕ
СМЕРТИ ПЕТРА I
Смерть Петра положила конец
этой неопределённости в судьбе князя. Екатерина I, возведённая
в
Наступил момент наивысшего
взлёта Меншикова по ступеням власти. Он уже мечтал о регентстве при малолетнем
императоре, однако успел лишь получить чин генералиссимуса и полного адмирала.
Была написана обширная биография Меншикова с целью представить его достойным
членом царственного семейства. Будущий тесть всюду сопровождал малолетнего
Петра, стремясь изолировать его от постороннего влияния. 23 мая состоялась
помолвка дочери Меншикова, которой исполнилось 16 лет, с 12-летним Петром II, торжественно
совершённая видным деятелем Петровской эпохи архиепископом Псковским Феофаном
Прокоповичем. Вскоре Меншиков внезапно заболел и потерял возможность видеться с
Петром и влиять на него. Этим воспользовались давние недруги князя —
Долгорукие, внушившие мальчику-царю недоверие к Меншикову, а затем и добившиеся
указа о его ссылке. У Меншикова, обладавшего огромным богатством и властью, не
было одного: друзей, готовых заступиться за него при дворе. Его боялись, а
потому ненавидели.
ССЫЛКА
8 сентября
В.И. Суриков. «Меншиков в
Берёзове».
550
сокровищах бывшего князя;
однако обнаружить их не удалось. Но и без того общая сумма имущества и денег
Меншикова составила около 400 тыс. рублей — колоссальное по тем временам
богатство. В апреле
на простую мужицкую одежду,
оброс бородой. Одному из бывших своих подчинённых — офицеру, сначала не
узнавшему его, — Меншиков сказал: «Я теперь бедный мужик, каким я родился.
Господь, возведший меня на высоту суетного величия человеческого, низвёл меня в
моё первобытное состояние».
Умер Меншиков 12 ноября
ЦЕРКОВЬ И
ЕЁ РОЛЬ
В РУССКОЙ
ИСТОРИИ
К Крещению Руси при князе
Владимире Святославиче восходят истоки создания Русской Православной церкви —
организации, влиятельной не только в духовном, но и в политическом отношении,
судьба которой исполнена высокой славы и трагического драматизма. Русская
Православная церковь сыграла поистине огромную роль в российской истории.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЦЕРКВИ НА РУСИ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ
Уже в X в. для
совершения регулярных богослужений были построены и обеспечены
всем необходимым сотни
деревянных и каменных храмов. Одновременно было создано единое церковное
устройство, охватившее всю территорию Древнерусского государства. Во главе его
стоял поставляемый (т. е. назначаемый) патриархом Константинопольским
митрополит Киевский. Он в свою очередь утверждал епископов Древней Руси и
совершал над ними особый обряд «рукоположения», т. е. передачи божественной,
идущей ещё от апостолов мистической силы — «благодати». Епископы (а в
некоторых землях — архиепископы) руководили обширными
церковно-административными округами — епархиями — и совершали обряд поставления
в сан священников и дьяконов. Как общее устройство церкви, так и почти вся
обрядовая терминология были заимствованы русскими из Византии. Тесная связь с
константинопольской Патриархией и формальное подчинение её юрисдикции
(управлению и суду) на четыре с половиной века — до
Признав христианство
государственной религией Руси, светская власть позаботилась о материальном
обеспечении церковной организации. Помимо платы верующих за совершение священнослужителями
тех или иных таинств и обрядов по распоряжению князя Владимира в церковную
казну стала ежегодно передаваться десятая часть всех княжеских доходов (десятина). Со временем взамен десятины, исчисление которой
было достаточно сложным делом, государство предоставило церкви ряд постоянных
источников доходов. Среди них важнейшим было право собственности на обширные
территории («вотчины»), которое позволяло получать подати и налагать
определённые повинности на крестьян, живших на этих землях. В конце X в.
церкви было пожаловано право суда
Са'ккос — архиерейское облачение.
Патриарх — высший сан
православной церкви; управляет церковной организацией целой страны.
555
ЗОСИМА
И САВВАТИЙ — ОСНОВАТЕЛИ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
В
истории русской церкви Зосиме и Савватию суждено, словно братьям, стоять рядом.
Однако при жизни они никогда не встречались, и у каждого из них был свой
подвиг, своя судьба. Старший по возрасту, Савватий начал свой иноческий путь в
Кирилло-Белозерском монастыре ещё при жизни его основателя. Вскоре после кончины
Кирилла, умершего в
Прожив
шесть лет на острове, Савватий занемог. Он переправился на материк и скончался
27 сентября
На
сей раз инокам удалось удержаться на Соловках. Постепенно здесь возникла
небольшая монашеская община. Непрерывным тяжёлым трудом иноки сумели обеспечить
себе всё необходимое для существования. Однако такая жизнь была по силам далеко
не каждому. Первые два игумена (настоятели монастыря), присланные на остров
архиепископом Новгородским, не выдержали сурового соловецкого подвижничества и
вернулись на материк; третий игумен, Иона, умер вскоре по приезде на Соловки.
Наконец, в
и сбора судебных пошлин по целому
ряду дел, в основном семейно-бытового характера. Для укрепления материального
положения церкви государство освободило священнослужителей и их имущество от
налогов и повинностей.
РУССКИЕ
МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО
Уже в XI в.
неотъемлемой частью структуры Русской Православной церкви стали монастыри. Они
имелись во всех крупных городах. По мнению некоторых исследователей, общее
количество монастырей, существовавших на Руси в XI—XIII вв.,
достигало трёхсот. К началу XX в. их число уже
приближалось к тысяче, а количество монахов и монахинь в
Согласно самой идее
христианского монашества, монастыри служили примером истинного благочестия, наглядным
свидетельством жизненности нравственных заветов Иисуса Христа. Молитвы
«земных ангелов» — монахов — должны были смягчать «гнев Божий», причина
которого крылась в постоянном нарушении людьми Божьих заповедей. Таким образом,
существование монастыря и праведная жизнь его обитателей рассматривались как
определённая гарантия, защита данной области или города от всевозможных
проявлений «гнева Божьего» — стихийных бедствий, эпидемий, нашествий
чужеземцев.
Наибольшую известность в
Древней Руси получил основанный в середине XI в.
монахами Антонием и Феодосием Киевский пещерный (Печерский) монастырь, главная
церковь которого была посвящена Успению Богоматери. Со временем в каждой
исторически сложившейся области России появился свой особо чтимый монастырь.
Для средней полосы, окско-волжского междуречья, им была Троице-Сергиева лавра,
для Вологодско-Белозерского края — Кирилло-Белозерский монастырь, для
поморского Севера — Соловки, для Среднего Поволжья — Макарьев Желтоводский
монастырь.
Важным источником доходов
монастыря были добровольные пожертвования (имущество, деньги, земельные
владения, предметы церковного обихода) состоятельных светских лиц. Приняв дар
(«вклад»), монахи обязаны были молиться «за здравие» или «за упокой души»
своего благодетеля и членов его семьи, предоставлять им место для захоронения
на особо почитаемом среди православных верующих монастырском кладбище. Богатство
и экономическое могущество некоторых монастырей со временем приобретали колоссальные
размеры. Так, в
556
граф Пётр Борисович Шереметев
имел 64 тыс. душ, а знаменитый фаворит Екатерины II князь
Григорий Александрович Потёмкин получил от императрицы в общей сложности 37
тыс. душ.
Впрочем, богатства
средневековых русских монастырей, как и православной церкви, не следует
преувеличивать. Согласно оценкам некоторых иностранцев, в России в XVI в.
около 1/3 всех обрабатываемых земель принадлежало церкви. Эта цифра, принятая
в исторической литературе, убедительно оспорена некоторыми современными
историками, которые считают её недостоверной, завышенной в два-три раза.
Примечательно свидетельство австрийского дипломата, барона Сигизмунда
Герберштейна, посещавшего Россию в 1517 и 1526 гг. Этот внимательный и
вдумчивый наблюдатель замечает, что «за исключением епископств и некоторых
монастырей, немного найдётся приходов, обеспеченных поместьями и владениями».
ЦЕРКОВЬ И
ГОСУДАРСТВО В XI-XVI ВЕКАХ
Структура Русской Православной
церкви с течением времени неоднократно и сильно изменялась. По мере
утверждения христианства, его проникновения в сельскую местность и окраинные
районы Руси увеличивалось число епархий. Если в XI в. их
было не более десятка, то ко времени нашествия монголо-татар (
В начале XIV в.,
желая подчеркнуть свою власть над всеми православными епархиями, митрополит
Киевский добавил к своему титулу многозначительную формулу — «и всея Руси».
Позднее это словосочетание, равно как и связанные с ним претензии на власть,
ввели в свой титул и великие князья московские.
В отличие от своих ближайших
предшественников, Петра (1308—1326 гг. — Здесь и далее в этой статье указаны
годы правления. — Прим. ред.) и Феогноста
(1328—1353 гг.), митрополит Алекси'й
в
один год с Зосимой (по другим источникам — в
С
именем Зосимы легенда связывает мрачное пророчество о гибели Великого
Новгорода. Приехав на берега Волхова в
Согласно
его собственному завещанию, Зосима был похоронен возле алтаря монастырского
собора в могиле, которую он приготовил себе ещё при жизни. В
Соловецкий
монастырь, основанный трудами и молитвами Зосимы, Савватия и Германа, со временем
стал одним из крупнейших в России. Он играл ведущую роль в религиозной и
культурной жизни поморского Севера, а при необходимости служил неприступной
крепостью, форпостом обороны Беломорья от шведских и английских интервентов.
Икона «Спас Златые власы».
557
Икона «Митрополит Пётр».
(1354—1378 гг.), сын любимого
боярина Ивана Калиты, решительно использовал политическое влияние и духовный
авторитет церкви в интересах московских князей. Эта деятельность Алексия, а
также явное стремление московских князей превратить митрополичью кафедру в
послушное орудие для достижения своих политических целей вызвали глубокий
внутрицерковный кризис, продолжавшийся с 1378 по
политического могущества
Москвы, упадок Византийской империи, а также общий ход событий в Восточной
Европе неуклонно вели к ликвидации политической самостоятельности церкви.
В
После целого ряда острых
конфликтов с высшими чинами церкви великий князь московский Иван III (1462—1505
гг.) добился окончательного подчинения митрополичьей кафедры своей власти. С
конца XV в. назначения на высшие ступени в церковной иерархии зависят исключительно
от воли «державного», как называли великого князя придворные льстецы.
Одновременно, уступая воле самодержца, церковь постепенно санкционирует
обожествление личности государя — «помазанника Божьего». Эта тенденция
отчётливо проявилась в
Следуя примеру своих отца и
деда, Василий III
(1505—1533 гг.) и Иван IV (1547—1584
гг.) жёстко контролировали лояльность церкви по отношению к крепнувшему
российскому самодержавию. Однако они хорошо понимали роль церкви как одного из
устоев социальной стабильности и законопослушания. Сурово карая строптивых
иерархов, не желавших примириться с проявлениями жестокости российских
государей, они тем не менее сохраняли за церковью монополию в вопросах
вероисповедания и всячески демонстрировали своё личное благочестие.
УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАТРИАРХИИ В МОСКВЕ
В 80-е гг. XVI в.
сложная внутриполитическая обстановка заставила правительство царя Фёдора
Ивановича (1584—1598 гг.) искать в церковных верхах более активной поддержки.
Вместе с тем фактический глава этого правительства боярин Борис Годунов
понимал, что для снятия социального напряжения нужны эффектные, радостные
события, которые могут отвлечь народ от смут и мятежей. Таким событием должно
было стать
558
учреждение на Руси
патриаршества. Осуществление этой давней мечты российского духовенства
позволило бы наглядно подтвердить разработанную ещё в начале XVI в.
религиозно-политическую теорию «Москва — Третий Рим», согласно которой Россия
призвана сыграть особую историческую роль как единственная хранительница
«истинного христианства».
Используя все возможные
средства, московские правители заставили Иеремию, патриарха Константинопольского,
в январе
Столь высокое положение главы
русской церкви давало патриарху возможность попытаться вновь занять независимую
позицию по отношению к царской власти. И такие попытки предпринимались, как
только складывались благоприятные обстоятельства, а на патриаршем престоле
оказывался энергичный и властный человек. Фактическим правителем России был
патриарх Филарет (1619—1633 гг.), отец царя Михаила Романова (1613—1645 гг.).
Впоследствии ту же роль пытался сыграть патриарх Никон (1652—1658 гг.), однако
после долгой тяжбы он был низложен и сослан в отдалённый Ферапонтов монастырь.
Стремясь уменьшить экономическое могущество отдельных иерархов, правительства
царя Алексея Михайловича (1645—1676 гг.) и его ближайших преемников
добивались увеличения числа епархий и соответственно сокращения их размеров.
Если в середине XVII
в. в составе Русской Православной церкви
насчитывалось 13 епархий, то к концу столетия — уже 23.
ЦЕРКОВНЫЕ
РЕФОРМЫ ПЕТРА I И ЕКАТЕРИНЫ II
Преобразователь России царь
Пётр Великий с помощью крутых мер стремился превратить церковь в одну из
деталей чиновничье-бюрократической машины империи. После кончины патриарха
Адриана (1690—1700 гг.) он запретил избирать нового главу церкви, а в
Завершая начатую ещё Иваном III борьбу
за возвращение государству монастырских земельных владений, правительство
Екатерины II в
отныне осуществлялось за счет
казны. Приходские священники по-прежнему жили за счёт своих прихожан, а также обработкой
небольшого клочка земли, принадлежавшего данной церкви.
Петровские и екатерининские
реформы достигли своей цели: отныне Русская Православная церковь не могла
проявлять ни малейшей самостоятельности в общественно-политических вопросах.
Это стало одной из причин быстрого падения её авторитета не только среди образованной
части общества, но и в народе. Тысячи и тысячи людей тайно и явно порывали с
официальным православием и обращались в приверженцев различного рода
религиозных движений, не принадлежавших к господствующей церкви, в первую
очередь — старообрядчества.
ЦЕРКОВЬ В
СССР
Падение самодержавия в феврале
Митра первого русского
патриарха Иова.
559
Патриаршая митра.
жённые отношения,
обусловленные как теорией, так и практикой большевизма. Внутри церкви —
вероятно, не без поддержки со стороны властей — возник «обновленческий» раскол.
«Обновленцы» выступали за радикальный пересмотр многих традиционных
установлений православной церкви, за тесное сотрудничество с новой властью.
После кончины патриарха Тихона
церковью недолгое время управлял в качестве местоблюстителя, т. е. лица,
временно заменяющего патриарха, митрополит Крутицкий Пётр (Полянский), а после
его ареста — митрополит Нижегородский (позднее — Московский) Сергий
(Страгородский).
История русской церкви в 20-е
и 30-е гг. XX столетия — как и история всей страны — по-настоящему ещё не изучена и не
написана. Однако очевидно, что эпоха гонений вызвала новый подъём религиозных
чувств, породила новых героев и мучеников за веру.
Активное участие православной
церкви в общенародной борьбе с гитлеровской агрессией, а также соображения
политического характера заставили
Сталина прекратить гонения на
церковь и даже дать разрешение на избрание нового патриарха. 8 сентября
ДУХОВНАЯ
РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В РУССКОЙ
ИСТОРИИ
Прежде всего, исполняя замысел
своего божественного Основателя, церковь помогала христианам выжить и сохранить
человечность в самые суровые и жестокие времена. И если люди, считавшие себя
православными христианами, позволяли и позволяют себе нарушать евангельские
заповеди, то это вовсе не значит, что церковь с её ежедневной проповедью
Евангелия не оказывает на них никакого влияния. Поддерживая и развивая в
человеке стремление возвышаться над миром зла, церковь способствует тому, чтобы
«историческая диагональ» смещалась в сторону добра.
Отвечая на вопрос, насколько
удачным был выбор князя Владимира, принявшего византийский (православный), а
не западный (католический) вариант христианства, русские мыслители высказывали
самые противоположные суждения: от горького скептицизма до восторженного поклонения
православию — этой «живой энергии русской культуры», как писал известный
историк Г. Вернадский.
Попытаемся бегло очертить
основные направления исторического воздействия православной церкви на ход
русской истории.
Несомненно, консерватизм
православного духовенства время от времени мешал восприятию чужеземного,
«иноверного» опыта, даже если последний и мог пойти на пользу просвещению и
прогрессу страны. Эта замкнутость, нетерпимость русского православия сильно
развилась в условиях монголо-татарского ига, когда борьба за возрождение Руси
велась под знаменем «священной войны» с «басурманами». Названные качества
русского православия стали особенно заметны в XVI—XVII вв.
Церковная реформа патриарха Никона, идея которой была выношена правительством
царя Алексея Михайловича, подорвала господствовавшие тогда представления о
религиозном превосходстве России над всем остальным миром. Пётр Великий,
поставив на колени ослабленную расколом церковь, сумел таким образом
ликвидировать духовную отчуждённость, отделявшую Россию от Европы.
Отгораживая русского человека
эпохи средневековья от «латинства» и «басурманства», православная церковь в
то же время открывала перед ним свою собственную богатую и разнообразную
560
Церковь наших дней.
Патриаршее место
в Успенском соборе
Московского Кремля.
Престол в алтаре храма.
культуру. «Культурное влияние
церкви и религии было безусловно преобладающим в исторической жизни русского
народа», — отмечал известный историк Павел Николаевич Милюков.
Важнейшей частью православной
культуры, её душой было евангельское нравственное учение, в частности —
стремление к духовному единению людей, «соборности». Лучшие люди русской церкви
стояли на страже христианской морали. Они смело выступали против произвола
«сильных мира сего», публично осуждали их злодеяния, пытались погасить
междукняжеские братоубийственные войны, заступались перед самодержцами за тех,
кто впал в немилость.
Это противостояние власти,
стремившейся порой подчинить своим интересам законы морали, требовало
напряжения всех сил церкви, её внутреннего духовного оздоровления. Не случайно
именно в переломные, трагические эпохи в ней расцветало иноческое (монашеское)
подвижничество и стремление к апостольскому служению. На всеобщее нравственное
одичание в первые десятилетия ордынского ига церковь ответила появлением
пламенного проповедника Серапиона Владимирского и близкого ему по духу энергичного
иерарха митрополита Кирилла II (1246— 1280 гг.). Кровавое
возвышение Москвы при Иване Калите и его сыновьях отозвалось широким движением
за обновление монашеской жизни и возврат к евангельским нормам отношений между
людьми, во главе которого стоял Сергий Радонежский. Жестокая и решительная
ломка освящённых традицией политических устоев, произведённая первым московским
«самодержцем» Иваном III, его пренебрежительное
отношение к нравственным нормам вызвали не только обличения «державного» со
стороны наиболее смелых иерархов, но и новую попытку возрождения «высокого
жития» в монастыре Иосифа Волоцкого и лесном скиту Нила Сорского — духовных
отцов русской церкви начала XVI столетия. Опричный
террор Ивана IV, который царь пытался оправдать своими политическими теориями, обличал
беглый боярин, князь Андрей Курбский, ученик «заволжских старцев», отличавшихся
аскетической жизнью и пренебрежением к земным благам. Стойким противником
опричнины был и глава русской церкви митрополит Филипп (1566—1568 гг.), поплатившийся
за это жизнью и позднее причисленный к лику святых. Усиление самодержавных тенденций
во внутренней политике российских государей в середине XVII в.
встретило гневный отпор патриарха Никона, который, не довольствуясь отведённой
ему ролью церковного реформатора, смело вступил в спор о пределах светской
власти с царём Алексеем Михайловичем.
Традиция бесстрашного
отстаивания правды Евангелия перед лицом безжалостной правды Власти — одна из
самых древних и животворных традиций Русской Православной церкви. Принимая всё
новые и новые формы, она сохранялась и в «синодальный» период (1721—1917 гг.),
и в
562
тяжёлые времена сталинских
репрессий и хрущёвских гонений на церковь.
Православная церковь оказывала
огромное влияние не только на духовную, но и на экономическую жизнь России. В
лице епископских кафедр, крупных соборов и монастырей она выступала как хороший
организатор хозяйственной деятельности населения. При этом настоящие монахи,
следуя заветам своих великих учителей Феодосия Печерского и Сергия
Радонежского, никогда не чурались физического труда, умели наполнить его
глубоким смыслом и одухотворённостью. Труд монашеской общины, во главе которой
стоял энергичный и умный руководитель, не раз превращал безлюдные, гиблые места
в цветущие угодья. В крупных монастырских хозяйствах чаще применялись различные
технические усовершенствования. Монастыри активно участвовали и в торговле,
особенно хлебом, рыбой и солью, добываемой в монастырских варницах.
Средневековые монастыри были
необходимым элементом общественного устройства Руси не только в силу их религиозного
значения и организационно-хозяйственной деятельности. Они выполняли также целый
ряд социальных и культурных функций. В них велось летописание, собирались и
переписывались книги. При монастыре часто имелись больница и богадельня, где
призревались престарелые и больные. Здесь кормились нищие и обездоленные —
люди, силою обстоятельств выброшенные на обочину жизни. Кроме того,
средневековый русский монастырь время от времени мог выступать в качестве
ссудной кассы и тюрьмы, крепости и приюта для умалишённых. В отличие от
западного монашества русские иноки не объединялись в ордена и конгрегации
(религиозные организации, непосредственно связанные с каким-либо монашеским
орденом), не стремились к активному участию в «мирских» делах. Тем не менее их
практический вклад в общественное развитие был весьма значительным и по большей
части благотворным.
Рукописная церковная книга
XVI в.