Жития святых — это не просто
рассказы о жизни святых и их посмертном покровительстве людям. По точному
определению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, они представляют собой и
«нечто вроде икон, но в словесном, а не в красочном изложении». Чтение житий
святых входило в состав богослужения, распорядок монастырской жизни, в
повседневный быт верующих. Святой — идеал христианина,
пример поведения для всех людей. 594 Неудивительно, что в духовном
облике святых основателей и игуменов монастырей есть немало общего: рано
проявившаяся тяга к иноческой жизни, стремление к безмолвию, милосердие и
многое другое. В то же время эта портретная галерея поражает своим
многообразием и разноликостью. По-разному складывались земные судьбы святых,
их отношения с окружающими людьми. По-разному проявляли они себя и в деле
общественного служения. Высоким духовным авторитетом среди самых различных
слоёв общества пользовался «игумен земли Русской» Сергий Радонежский.
Основатели монастырей на севере и востоке страны часто выступали просветителями
соседних народов. Пример тому — Святой Стефан Пермский, принёсший христианство и
грамотность в Пермскую землю. Хозяйственные и военные дела были частью
иноческого служения Святого Пафнутия Боровского и многих других. И всё же ни приносимая
обществу польза, ни высокий аскетический подвиг, ни строгое следование
церковным заповедям ещё не делали подвижника святым. Истинно святого Бог прославляет
чудесами. Вот почему большое место в житиях занимает описание разного рода
чудес, Служебник Святого Варлаама
Хутынского. Конец XII—XIII в. Миниатюра. которые и удостоверяли
принадлежность праведника к лику святых. В культуре средневековой России
монастырская книжная культура занимает одно из центральных мест. Историю
России невозможно ни понять, ни
даже сколько-нибудь точно реконструировать,
не зная истории соседних
стран. Судьба русского народа нерасторжимо
тесно переплелась с судьбами соседствующих с ним народов. За
более чем тысячелетнюю историю России её
население несколько раз объединялось в
рамках многонациональных государств: Киевской
Руси, Золотой Орды, Московского государства,
Великого княжества Литовского,
Российской империи. Русские никогда
не жили замкнуто. Испокон веков они
воевали, торговали, обменивались мастерами,
воинами и художниками со
своими соседями. Азиатский купец свободно
селился в средневековой Москве, белорусский
монах воспитывал царских детей,
русский еретик заражал вольнодумством литовского шляхтича. Поэтому
целая глава посвящена историческим
судьбам народов Кавказа, Центральной
Азии и Молдавии. Украинцы, белорусы
и литовцы — преемники политического
и культурного наследия Великого
княжества Литовского. Их
история отражена в статьях, посвящённых
этому государственному образованию,
а также присоединению Украины
к России. Сведения о древнейшей эпохе
в истории народов Балтии содержатся
в статье «Александр Невский
и его сыновья». ГОРОД АНИ —
СТОЛИЦА СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ Там, где железная дорога
Тбилиси — Ереван приближается к армяно-турецкой границе и идёт вдоль берега
реки Ахурян, можно увидеть на высоком турецком берегу древний город, его мощные
каменные стены, башни и церкви. Это Ани' — столица
средневековой Армении. Город необитаем уже полтысячи лет. Только пастухи,
пасущие овец, из века в век находили здесь ночлег и гадали о его судьбе. Одни
уверяли: «Этот город в одну ночь погубило землетрясение такой великой силы,
какого не было ни до, ни после него». «Жителей города, всех до последнего
человека, — говорили другие, — перебил хромой Тимур, жестокий завоеватель».
«То, что мы видим перед собой, — рассказывали третьи, — только часть города.
Под ней спрятан второй Ани — |