Предыдущая Следующая

Жития святых — это не просто рассказы о жизни святых и их посмертном покровительстве людям. По точному определению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, они представляют собой и «нечто вроде икон, но в словесном, а не в красочном изложении». Чтение житий святых входило в состав богослужения, распорядок монастырской жизни, в повседневный быт верующих.

Святой — идеал христианина, пример поведения для всех людей.

594

 

 

Неудивительно, что в духовном облике святых основателей и игуменов монастырей есть немало общего: рано проявившаяся тяга к иноческой жизни, стремление к безмолвию, милосердие и многое другое. В то же время эта портретная галерея поражает своим многообразием и разноликостью. По-разному складывались земные судь­бы святых, их отношения с окружающими людьми. По-разному проявляли они себя и в деле общественного служения. Высоким духовным авторитетом среди самых различных слоёв об­щества пользовался «игумен земли Русской» Сергий Радонежский. Основатели монастырей на севере и востоке страны часто выступали просвети­телями соседних народов. Пример тому — Святой Стефан Пермский, принёсший христианство и грамотность в Пермскую землю. Хозяйственные и военные дела были частью иноческого служения Святого Пафнутия Боровского и многих других.

И всё же ни приносимая обществу польза, ни высокий аскетический подвиг, ни строгое следо­вание церковным заповедям ещё не делали подвижника святым. Истинно святого Бог про­славляет чудесами. Вот почему большое место в житиях занимает описание разного рода чудес,

Служебник Святого Варлаама Хутынского. Конец XIIXIII в. Миниатюра.

которые и удостоверяли принадлежность правед­ника к лику святых. В культуре средневековой России монастырская книжная культура занимает одно из центральных мест.

 

 

 

 

 

 

 

Историю России невозможно ни понять,

ни даже сколько-нибудь точно

реконструировать, не зная истории

соседних стран. Судьба русского народа

нерасторжимо тесно переплелась с судьбами соседствующих с ним народов.

За более чем тысячелетнюю историю России

её население несколько раз объединялось

в рамках многонациональных государств:

Киевской Руси, Золотой Орды, Московского

государства, Великого княжества

Литовского, Российской империи. Русские

никогда не жили замкнуто. Испокон веков

они воевали, торговали, обменивались

мастерами, воинами и художниками

со своими соседями. Азиатский купец

свободно селился в средневековой Москве,

белорусский монах воспитывал царских

детей, русский еретик заражал вольнодумством литовского шляхтича.

Поэтому целая глава посвящена

историческим судьбам народов Кавказа,

Центральной Азии и Молдавии. Украинцы,

белорусы и литовцы преемники

политического и культурного наследия

Великого княжества Литовского.

Их история отражена в статьях,

посвящённых этому государственному

образованию, а также присоединению

Украины к России. Сведения о древнейшей

эпохе в истории народов Балтии

содержатся в статье «Александр

Невский и его сыновья».

 

 

ГОРОД АНИ — СТОЛИЦА СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ

Там, где железная дорога Тбилиси — Ереван приближается к армяно-турецкой границе и идёт вдоль берега реки Ахурян, можно увидеть на высоком турецком берегу древний город, его мощные каменные стены, башни и церкви.

Это Ани' — столица средневековой Армении. Город необитаем уже полтысячи лет. Только пастухи, пасущие овец, из века в век находили здесь ночлег и гадали о его судьбе. Одни уверяли: «Этот город в одну ночь погубило землетрясение такой великой силы, какого не было ни до, ни после него». «Жителей города, всех до последнего человека, — говорили другие, — перебил хромой Тимур, жестокий завоеватель». «То, что мы видим перед собой, — рассказывали третьи, — только часть города. Под ней спрятан второй Ани —


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org