В среднем течении Днестра, на
его правом, высоком берегу стоит как бы перенесённый сюда из сказки белый
замок. Это — Сорокская крепость. Множество легенд сложено об этой крепости. В
одной из них рассказывается, что
замок построен генуэзцами в
средние века. Другая связана с белым аистом, в ней повествуется о том, как в
давние времена Сорокская крепость была осаждена противником. Защитники крепости
мужественно сражались, но силы были слишком не-
629
равны. Противник был во много
раз многочисленнее, да к тому же у защитников кончились припасы, а затем и
вода. И вот, когда ситуация стала особенно критической, на помощь осаждённым
пришли белые аисты. Они срывали на виноградниках спелые сочные грозди и
сбрасывали утомлённым воинам, находившимся в крепости. Вскоре защитники воспрянули
духом и отбили все приступы непрошенных пришельцев.
Легенды есть легенды. Одни
создаются на основе реальных фактов, другие — плод воображения их создателей.
Учёные-историки определили, что Сорокская крепость построена молдаванами в
первой половине XVI
в. По своей конструкции она не имеет аналогий
среди других крепостей Восточной Европы. Больше всех на неё похожа лишь
восьмигранная крепость в далёкой Италии, в Капрароле. Может быть, именно в
Италии родились или учились мастера, которые руководили строительством крепости
в Сороках, и отсюда возникла легенда о генуэзцах. А как сложилась легенда о
белом аисте, никто не знает. Известно только, что испокон веков молдаване
считают аиста священной птицей, поэтому, когда необходимо было избрать эмблему
для знаменитого
Замок Сороки.
Волохи
(или влахи) известны по письменным источникам с X в.; они являются предками
нескольких родственных народностей, в том числе молдаван и валахов (жителей
Валахии).
*
* *
Около
молдавского виноделия, двух
мнений не было. Им стал белый аист, взмывающий вверх с гроздью винограда.
Сорокская крепость овеяна не
только легендами. Много она повидала на своём веку, и одним из самых
знаменательных событий её истории стало объединение у стен крепости молдавского
войска под командованием господаря Дмитрия Кантемира и авангарда русской армии,
которую вёл искушённый полководец Петра I — граф
Борис Петрович Шереметев. Так начался первый совместный поход армий двух
народов против Османской империи.
НАРОД
МОЛДАВАН
Кто же такие молдаване? Как
они появились и откуда? На территории Восточной Европы это единственный народ,
который говорит на языке романской группы, близком к итальянскому,
французскому, испанскому, португальскому. Вместе с тем примечательно, что около
трети слов, составляющих словарный фонд этого языка, — слова славянского
происхождения. Уже сам язык — свидетельство происхождения народа. Историки
считают, что молдаване — это потомки того населения Юго-Восточной Европы,
которое подверглось романизации на рубеже старой и новой эры. Но на
формирование молдавского народа оказали воздействие и события, последовавшие
за распадом некогда единой Римской империи, в состав которой входили земли,
прилегавшие к левому берегу Дуная. В эпоху Великого переселения народов здесь
прошли готы, гунны, гепиды, авары, болгары... И каждый народ оставлял тут свой
след, свою частицу, сливаясь с местным коренным населением — волохами. С VIII в. сюда же, к нижнему
течению Днестра и устью Дуная, перекочевали и славянские племена уличей и
тиверцев, начавшие здесь строительство своих поселений и городов. С укреплением
Киевской Руси влияние славян в этих землях усилилось. Тиверцы принимали участие
в походах князя Игоря на Царьград, а в
630
Игоря, воинственный князь
Святослав, обосновался в устье Дуная и даже намеревался перенести сюда свою
столицу. Правда, вскоре побережье Чёрного моря вплоть до устья Дуная было
захвачено кочевыми племенами, что заставило коренное население этих мест
подняться вверх по Днестру, Пруту и Серету ближе к Карпатам. Однако и в XII в.
часть земель волохов входила в состав Галицко-Волынского княжества.
Монголо-татарское нашествие
привело к временному захвату земель Прикарпатья и Подунавья новыми
пришельцами, а в середине XIV в. в результате борьбы
Польши, Венгрии и Литвы эти земли попали под власть венгерского короля и
управлялись его наместниками. Но уже в это время молдаване начинают выступать
на историческую арену как самостоятельная народность: общее для
восточно-романского населения название «волохи» постепенно вытесняется новым
этническим именем — «молдаване», а территория, населённая ими, всё чаще
называется «Землёй Молдавской».
В
Молодое государство сразу же
было вынуждено начать борьбу со своими соседями, и прежде всего с Венгрией, не
смирившейся с утратой столь богатых и плодородных земель. Сил у Молдавии для
такой борьбы явно не хватало. И это заставило молдавских господарей на
протяжении полувека вести тонкую политику установления союзнических связей с
более сильными государствами. Так, правивший в Молдавии с
И всё-таки Молдавия, обретя
самостоятельность, довольно быстро укрепляла своё положение среди стран
Восточной Европы. Особенного расцвета достигла она в первой половине XV в. при
господаре Александре Добром, установившем дипломатические связи со многими
государствами от Венеции и Генуи на западе до Московской Руси на востоке.
Александр расширил и границы Молдавии, присоединив к ней черноморское
побережье с городами Килией на левом рукаве дельты Дуная и Белгородом
(Аккерманом) на днестровском лимане. Таким образом, ко второй половине XV в.
Молдавия занимала территорию от Карпат до Чёрного моря и от Серета до Днестра.
Столь выгодное географическое положение способствовало развитию экономических
связей Молдавии, поскольку по рекам её проходил кратчайший
Квадратная башня замка
Сороки.
торговый путь, соединявший
Северную Европу с Балканскими странами. В это время в Молдавии насчитывалось
уже более 30 городов, в том числе такие крупные, как Яссы, Сучава, Байя, Серет,
Романов Торг. Развивались ремёсла, особенно интенсивно — сельское хозяйство. Не
случайно побывавший здесь русский купец Афанасий Никитин отмечал, что «в
Волосской земли обильно и дёшево всё съестное».
В БОРЬБЕ С ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИЕЙ
Однако именно в XV в. у
Молдавии появился новый и грозный противник — Османская империя. Пришедшему к
власти в
631
В поисках поддержки Стефан
Великий обратился к русскому государю Ивану III и
заключил с ним военно-политический союз, скрепив его династическим браком: дочь
Стефана Великого, известная на Руси как Елена Волошанка, вышла замуж за сына
Ивана III — Ивана Ивановича Молодого. В основном этот союз между Молдавией и Русью
оказался направленным против Польши, которая претендовала на земли как того,
так и другого государства. Для борьбы же с Османской империей ни у Ивана III, ни у
Стефана Великого сил ещё не хватало. Поэтому с падением Килии и Белгорода
сопротивление Молдавии турецкому нашествию стало практически невозможным. Со
смертью же в
Впрочем, установив своё
господство в Молдавии, турки поначалу предоставили ей своеобразную
«автономию», сохранив внутреннее управление страной в руках господарей и
воевод, но утверждались они на правление уже султаном, получая от него
специальный «фирман» (указ). Во всяком случае, непосредственные наследники Стефана
Великого всё же оставались у власти. Однако уже с середины XVI в.
утверждение господарей в Молдавии стало платным. Это привело не только к
нарушению наследования и преемственности, но и к частой смене властей.
Государственные посты стали предметом купли-продажи. В результате за полтора
века на молдавском престоле сменились 44 господаря, причём многие из них
занимали впоследствии престол по два, а то и по три раза. И отнюдь не все они
обладали способностями к государственной деятельности, да этого от них и не
требовалось: нужны были лишь покорность и исполнительность, а прежде всего —
тугая мошна. Всё это привело в упадок и хозяйственную, и политическую жизнь
страны. И совсем не случайно возникла тогда в молдавском народе поговорка:
«смена господарей — радость безумцев».
Именно в это время в Молдавии
развернулось движение гайдуков —
выходцев из беднейших крестьянских слоёв и городских низов, начавших борьбу как
с турками, так и с местным боярством. Гайдуки разоряли богатые усадьбы, порой
захватывали власть в той или иной волости.
Основная же масса городского
населения и служилые люди видели путь к освобождению страны в укреплении
центральной власти молдавских господарей. При поддержке именно этих слоёв
молдавский престол в
армию, в пять раз
превосходившую силы молдаван. Иоан Вода Лютый был захвачен в плен и казнён. А
Турция, почувствовав возросшее сопротивление своему господству в Молдавии,
выстроила на Дунае мощную крепость Измаил.
Борьба молдавского народа с
турецким владычеством и польской интервенцией продолжалась и на протяжении
всего следующего, XVII
столетия. Так, господарь Еремия Могила,
занимавший молдавский престол с 1595 по
Развернувшееся в середине XVII в. на
Украине освободительное движение под руководством Богдана Хмельницкого ослабило
натиск Польши на Молдавию. Именно в этот период снова укрепляется экономика
страны, оживляется как внутренняя, так и внешняя торговля, а с открытием в
Яссах в
В 80-х гг. XVII в.
вновь разгорелась война Польши с Турцией. Войска польского короля Яна
Собесского повели успешное наступление на турецкие позиции и к
632
Победа господаря Молдавии над
венгерским королём Матвеем Коренном.
МЕЖДУ
ТУРЦИЕЙ И РОССИЕЙ
Азовские походы царя Петра I насторожили
Турцию, и в начавшейся в
Правда, для России война с
Турцией в тот момент была делом обременительным, поскольку основные силы
русских были сосредоточены на севере, ведя кампанию против шведов. Поэтому,
когда объединённая русско-молдавская армия была окружена у местечка Станилешты
впятеро превосходившим её войском турок, Пётр I, несмотря
на героическое сопротивление его солдат, отбивших все атаки противника, начал
переговоры о мире, который был невыгоден для России: она теряла Азов и лишалась
выхода в южные моря. А Молдавия в результате этой неудачи лишилась своего
господаря: Дмитрий Кантемир вынужден был уехать со своей семьёй в Россию. Здесь
он стал одним из советников Петра I и вошёл в историю как
видный политический деятель, писатель и учёный-энциклопедист. А сын его Антиох
Кантемир впоследствии стал замечательным поэтом-сатириком, философом и
дипломатом.
Турция же, почувствовав себя
победительницей столь мощного противника и в отместку за своеволие Дмитрия
Кантемира, лишила молдаван права избирать своих господарей, введя в Молдавии
систему назначения правителей. Причём назначались эти правители ею из числа
греков, перешедших на службу Турции и живших в константинопольском районе
Фанар. Чуждые интересам молдаван, греки-фанариоты выполняли все требования
турок. Этот режим, вошедший в историю Молдавии под названием «фанариотского»,
практически парализовал как хозяйственную, так и политическую жизнь страны. Избавиться
от него можно было, лишь освободившись
Господарь Молдавии
получает султанский указ об утверждении своей власти.
634
МОЛДАВИЯ
И РУМЫНИЯ
Западная
часть Молдавии, расположенная между Карпатами и Прутом, оставалась в XIX в. под властью Османской
империи вместе с Валахией, близкой Молдавии по своему политическому строю и
родственной по национальному признаку. Над обоими государствами был установлен
протекторат сильнейших европейских держав. В
Небольшая
часть Молдавии — Буковина — с конца XVIII в. до Первой мировой войны
просуществовала в составе Австрийской империи.
от османского владычества. В
сложившихся условиях эту задачу Молдавия была не в силах решить
самостоятельно.
МОЛДАВИЯ В
СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
И вновь взоры молдаван с надеждой
обращались к России, для которой борьба с Османской империей, перекрывавшей
ей южный морской путь в Европу, была жизненно необходима. Но и России
потребовались более ста лет и целая вереница войн, чтобы достичь этой цели. В
войнах XVIII — начала XIX
вв. против Турции, которые неизменно задевали
территорию Молдавии, прославились многие крупнейшие русские полководцы: Пётр
Румянцев, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Пётр Багратион и многие др. И во
всех русско-турецких войнах молдаване принимали самое активное участие, создавая
волонтёрские отряды, служа в русской армии проводниками, строителями, снабжая
её продовольствием и фуражом. В
Присоединение к России
Восточной Молдавии вывело её на новый этап хозяйственного и социального
развития. Здесь увеличился прирост населения, а также ускорилось развитие
экономики и культуры. За период с 1812 по
Так, после бесчисленных войн,
которые шли на этой территории в течение многих столетий, Молдавия более чем на
век стала одним из самых спокойных уголков Европы.
История
России — это битва на поле
Куликовом,
это «Троица» Андрея Рублёва, это
опричнина
Ивана Грозного, это штурм Измаила,
это
Успенский собор, это Петропавловская крепость... одним словом, это летопись
великих
деяний
и замечательных творений рук
человеческих.
Но помимо «великой» русской
истории
есть и «малая», повседневная, бытовая.
«Исторические»
действия совершались немногими
личностями.
Но разве судьба огромной страны
может
быть понята путём изучения истории
немногих
людей? Разумеется, нет. Исторические
знания
будут полными лишь тогда, когда жизнь
всякого
сословия и людей любой национальности
будет
известна до мелочей: во что верили, каким
законам
подчинялись и какие обычаи соблюдали,
что
ели, как спасались от зимних морозов, какую
одежду
носили, изо дня в день, из года в год, из века
в
век. Многие статьи этого тома рассказывают
о
быте крестьян и их отношениях
с
землевладельцами и государством. Немало
внимания
уделено и дворянству. Судьба и роль
в
российской истории прочих сословий отражены
не
столь полно. Поэтому целая глава посвящена
истории
и быту купечества, казачества
и
духовенства. Не каждую общественную группу
можно
назвать сословием. Подобное наименование
применяется
только в тех случаях, когда права,
обязанности,
роль этой группы
в
обществе чётко определены законами
и
выделяют её изо всех прочих групп. Кроме того,
каждый
представитель определённого сословия
должен
и сам осознавать свою принадлежность
к
нему, видеть его отличие от иных сословий. Так,
например,
купечество только тогда вполне стало
сословием,
когда каждый купец научился думать:
«Мы
— купцы. Мы не пишем икон, не возделываем
землю,
не воюем. Мы торгуем. Мы — купцы».
Начало осени
«Купцом» первоначально
называли любого человека, совершавшего торговую сделку (дело), т. е.
покупавшего или продававшего тот или иной товар. Купец был посредником между
производителем товара и покупателем. Со временем такие люди объединялись или
сами, или государством в профессиональные организации — купеческие корпорации ,
прошедшие большой и сложный путь развития. Обобщающее понятие «купечество» олицетворяло
часть среднего сословия русского средневекового общества, в котором оно играло
роль
вначале простого торгового
посредника, а затем — торгово-промышленного движителя. Из него позднее выросла
буржуазия, принёсшая в мир новые, капиталистические отношения.
Самые ранние известия о
древнерусских купцах относятся к первой половине IX в.
Арабский географ ибн Хордадбех отмечал, что они привозили свои товары в
греческие черноморские колонии, спускались по Дону и Волге в столицу Хазарского
каганата, по Каспийскому морю на судах и далее посуху на верблюдах доходили до
Багдада.
В жизни Киевской Руси,
географически занимавшей ключевое положение на важном торговом пути «из варяг
в греки», торговля с Византией составляла ядро хозяйственной деятельности. Поэтому
понятно, что особым покровительством со стороны княжеской власти пользовались
вольные киевские купцы, или, как их тогда называли,
гости. Своим именем они были обязаны раннеславянской форме меновой торговли —
«гостьбе», осуществлявшейся в определённых торговых пунктах — гостиных местах или погостах. Такими
местами были, например, крупные сёла, стоявшие на путях, связывавших разные
районы. Сюда в определённое время съезжались «погостить» жители других
селений для обмена товарами. Одни везли мёд, другие — рыбу, третьи — хлеб и т.
д. Впоследствии, с принятием христианства, в этих сёлах строились
храмы, а захоронения при них
стали называться погостами.
Знаменитый русский историк
Василий Осипович Ключевский не без оснований считал, что причиной большинства
военных походов первых киевских князей (Аскольда, Олега, Игоря, Святослава,
Ярослава) в IX—XI вв. на столицу Византийской империи Константинополь, или Царьград, как
называли его на Руси, была защита русских купцов, ибо там происходили их
избиения и даже убийства. Восстанавливая торговые отношения с Византией, Русь
закрепляла их в соответствующих документах. Так, договоры Олега и Игоря с
Византией чётко зафиксировали порядок проведения торговых операций, определили
место пребывания и содержание русских послов и гостей в Константинополе.
А. П. Рябушкин.
«Купеческое семейство XVII в.»
639
Купчихи. XVII в.
На всём протяжении истории
России до XVIII в. гости составляли высшую купеческую организацию. Ниже их по значению
были торговые люди, объединённые в «гостиную»
и «суконную» сотни. А все вместе они являли собой наиболее могущественную в
экономическом отношении часть русского торгово-промышленного населения. С XIV в.,
когда главным центром южной торговли Руси стал Сурож (Судак) в Крыму, за
гостями закрепился бытовавший термин «сурожане», вышедший из употребления лишь
в конце XV — начале XVI
вв. с упадком крымской торговли. Предметом их
торга был шёлк. Направлением деятельности «суконников», в чьём названии
отразился объект торговли, был Запад. По общественному положению сурожане
стояли выше суконников, а последние — выше простых купцов.
О значении гостей в это время
свидетельствует факт упоминания в летописях десяти имён сурожан в составе
войска Дмитрия Донского на поле Куликовом. В междоусобной борьбе за престол
сами великие князья нуждались в поддержке купеческой верхушки: от неё они
получали деньги на расплату с ордынскими долгами.
Постепенно складываются
купеческие корпоративные объединения, окончательно сформировавшиеся в XVI—XVII вв.
Права и обязанности гостей, гостиной и суконной сотен долгое время
фиксировались исключительно «жалованными» и «льготными» грамотами на «гостиное
имя», а в XVII в. — и законодательными актами (Соборное Уложение
Экономические устои высших
групп московского купечества были подорваны в XVII в.
«смутным» разорением страны и войнами с Польшей. Это вызвало резкое, в два с
лишним раза, сокращение численности гостей, гостиной и суконной сотен.
Правительство пыталось пополнить их новыми людьми из «чёрных слобод» (т. е.
казённых, государственных), одновременно укрепляя материальное положение
старого купечества. Так, по случаю «вечного мира» с Польшей
640
Новые испытания на выживание
пришли к ним с новым, XVIII столетием. Втянувшись в
многолетнюю тяжелейшую Северную войну, Пётр I вынужден
был искать всё новые и новые источники для пополнения казны. Введя монополию на
пушнину и соль, он лишил многих гостей традиционных для них промыслов и
торговли. Но самый сокрушительный удар по старому купечеству был нанесён
налоговой политикой царя, носившей откровенно грабительский характер. Каждая
десятая деньга купеческого дохода шла в казну (из 100 рублей государство
забирало 10). Это был основной, ежегодно взимавшийся налог. Сверх того правительство
облагало купечество разовыми поборами, придумывая для этого различные поводы:
новые таможенные пошлины и канцелярские сборы; подати на содержание драгун,
рекрутов, пополнение фуража и провианта для армии; налог на известь и
дополнительные административные расходы. В этих условиях лишь немногие семьи
из гостей и гостиной сотни, как, например, Исаевы, Евреиновы, могли устоять и
даже умножить состояние благодаря прямой протекции царя и поставкам товаров в
армию. Большинство, и прежде всего основная масса торгово-посадского населения,
было разорено уже в первые 10—15 лет XVIII в.
Формула «выплатились и торгов у них никаких нет» очень точно отражает состояние
торгующего сословия этого времени. Экономически ослабленное, без денег, оно
было не в состоянии поддерживать торгово-промышленную жизнь страны.
Для укрепления хозяйственной
жизнедеятельности Пётр I стремился выдвигать
новых купцов из более низких слоёв посадского населения, а для упрочения их
общественного положения он разделил податное городское население («регулярных»
граждан) на купцов 1-й и 2-й гильдий, определяемых податным цензом (величиной
взимаемых податей). Эта реформа фактически поставила крест на старом
купечестве. В
Общее представление о
купечестве во времена просвещённой монархии колебалось от достаточно
радикального взгляда — «торговля есть дочь вольности» до сугубо практического —
«дешевизна родится только от великого числа продавцов и вольного умножения
товаров». И хотя «Жалованная грамота городам»
Купцы. XVII в.
641
РУССКИЙ
КУПЕЦ И ПРОМЫШЛЕННИК НАДЕЯ СВЕТЕШНИКОВ
Надея
Светешников начинал свою торговую деятельность в Ярославле в начале XVII в. В Смутное время он
становится участником организации Второго земского ополчения, освобождавшего
русские земли от поляков. Его подпись историки обнаружили среди прочих под
посланием, которое князь Дмитрий Пожарский, сосредоточив свои силы в
Ярославле, разослал по русским городам с призывом к борьбе против интервентов.
После
окончания Смуты царь Михаил Фёдорович пожаловал купца Надею Светешникова высшим
купеческим званием «гостя». В 20-е гг. XVII в. его приглашали на обеды
к патриарху Московскому Филарету, присутствовал он и на приёме персидских
послов у царя. За сравнительно короткое время Светешникову удалось стать одним
из богатейших людей России. Будучи человеком близким к высшим сферам, он
пользовался в своих предприятиях особым покровительством властей. Его
приказчики торговали от Архангельска до Каспия и от Новгорода до Якутска.
Наивысшие прибыли приносила Надее торговля сибирской пушниной. Но круг
интересов энергичного купца и промышленника был гораздо шире. Светешников давал
деньги в рост под проценты, брал на откуп патриаршие рыбные промыслы в
Астрахани, был владельцем крупных предприятий в соляной промышленности, главным
деятелем в экспедиции Василия Стрешнева, отправленной в
На
Волге Светешникову принадлежал даже небольшой город Надеино Усолье, крепость
которого была выстроена на средства неутомимого промышленника.
Будучи
человеком богомольным и заботясь о своей душе, Светешников десятками покупал
богослужебные книги в лавке Московского Печатного двора, снабжал ими церкви в
своих обширных владениях, делал крупные вклады на заупокойные службы «по
родителям» и на собственное поминовение после смерти.
Но
драматичным был конец этого могущественного человека. В
Но
предприимчивость отца унаследовал сын, Семён Светешников. Ему удалось
выхлопотать возвращение своему семейству Надеиного Усолья и некоторых
промыслов, конфискованных казной после смерти отца. Семён Светешников пользовался
уважением богатейших московских купцов и располагал огромным состоянием. Однако
отцовским наследством Семён владел и приумножал его менее десятилетия: он
ненадолго пережил Надею.
К
сожалению, после смерти Семёна Светешникова в
менее она заложила основы
городского, а по существу купеческого, самоуправления. Магистраты,
чуть позднее — шестигласные думы (органы
городского самоуправления), хотя и ведали внутренней жизнью всего посадского
общества (т. е. и купечества, и мещанства), выбирались по имущественному
принципу — «кто более объявит капитала, тому даётся место пред тем, кто менее
объявит капитала». В результате должности городских голов занимали
преимущественно именитые граждане, магистратских бургомистров и ратманов —
первогильдейцы, слободских старост — представители 2-й гильдии.
Само городское купечество
состояло из трёх гильдий, разделённых имущественным цензом. Для вступления в
1-ю гильдию надо было иметь не менее 10 тыс. рублей капитала, во 2-ю — не менее
1 тыс. рублей, в 3-ю — не менее 500 рублей, с которых вступающий в гильдию
купец обязан был платить 1% налога ежегодно. При этом купцы пользовались
определёнными для каждой гильдии привилегиями: купцам 1-й гильдии разрешалось
вести внешнюю торговлю, иметь фабрики и заводы; 2-й — внутренний оптовый и
розничный торг; 3-й — мелочную торговлю «по городу и уезду». Были и другие
отличия: первогильдейцы могли иметь морские суда (2-я гильдия — только речные),
пользовались преимущественным правом при получении казённых подрядов и откупов,
вместе со 2-й гильдией они освобождались от ряда казённых служб. У них был
также ряд внешних преимуществ: они освобождались от телесных наказаний, могли
ездить по городу в карете, запряжённой парой лошадей (2-я гильдия — в коляске
парою).
«Жалованной грамотой городам»
было введено также особое звание «именитых граждан», получить которое могли, с
одной стороны, представители городской интеллигенции (учёные, художники), а с
другой — наиболее имущие купцы (с капиталом свыше 50 тыс. рублей — банкиры,
владельцы морских судов, ведущие оптовую заграничную торговлю). Объединение
было искусственным, и в
Сложившееся в результате
екатерининских городских реформ купеческое сословие получило некоторые права
самоуправления, которое находилось под бдительным контролем правительственных
органов, использовавших его в основном в
642
административных целях
(ведение семейного гильдейского учёта, сбор различных налогов и взносов,
выдача сословных и промысловых свидетельств).
В
Неизвестный художник.
Портрет купчихи с муфтой.
Неизвестный художник.
Портрет кашинской купчихи
Ждановой.
этого времени состав
купеческих корпоративных организаций (на местах они возглавлялись собранием
выборных и сословных старшин, а в Москве, Петербурге и Одессе — купеческими
управами) начинает не только существенно сокращаться, но и меняться
качественно, теряя свою профессиональную торгово-промышленную ориентацию.
Поскольку право на занятие предпринимательством
было предоставлено законом всем сословиям, рамки старой корпоративной
купеческой организации стали тесными для нового торгово-промышленного класса.
Так из купеческого «яйца» вылупился буржуазный «цыплёнок», а сословная
«скорлупа» осталась не у дел, хотя и просуществовала до октября
Казачество — особое военное
сословие в царской России — имеет вековую историю. Никто точно не знает, откуда
пошло само слово «казак». Большинство учёных считают, что оно тюркского
происхождения и означает «вольный человек». Другие полагают, что оно берёт
начало в монгольском языке, где слово «ко» означает «броня», «латы», а слово
«зах» — «межа», «граница», «рубеж», т. е. «козах» — «защитник границы». Есть и
другие версии происхождения этого слова. Так или иначе, первое его появление в
документах относится к
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
КАЗАЧЕСТВА
В конце XIV —
начале XV вв. отдельные ханства, некогда составлявшие Золотую Орду, вели между
собой кровавую междоусобную борьбу. Степи, простиравшиеся от низовьев Днепра до
Дона и Волги, обезлюдели. На Руси и в соседнем с ней Польско-Литовском государстве
эта территория была названа Диким Полем. В XV в. на
его окраинах начинают селиться русские люди. Для предотвращения прорывов татарских
полчищ в глубь страны на границе строятся города, между ними из срубленных
деревьев сооружаются заграждения — засеки, получившие название Засечной черты.
Для несения сторожевой службы в степь высылались конные отряды — станицы.
Лесостепные земли, богатые травами и зверем, реки с несметными запасами рыбы
манили к себе людей. На промысел, или, как тогда говорили, «молодечество»,
первыми стали ходить жители Рязанской земли. Их вооружённые отряды не только
добывали зверя и рыбу, но и нападали на татарские улусы (области) и купеческие
караваны. Постепенно выходцы из Рязанской, Северской зе-
Император Николай II в форме лейб-гвардии Казачьего полка.
644
Вооружение и снаряжение
казаков.
мель, касимовские татары и
мещеряки (жители Мещёрской области) стали селиться на берегах Дона и Волги. Эти
люди, называвшие себя казаками, жили в укреплённых городках, построенных ими
по берегам рек и на островах. Опасность постоянных татарских набегов вынуждала
казаков объединяться в военные общины. Такие общины почти одновременно
появились на Днепре, Дону и Волге, чуть позже на Яике (ныне река Урал) и
Тереке.
В 40-х гг. XVI в.
днепровские казаки, которых на Руси называли черкасами, основали Запорожскую
Сечь. Их общины объединились в войско, названное Войском Запорожским Низовым.
Во второй половине XVI в.
резко увеличился приток русского населения на Дон. Сюда уходили, спасаясь от
усиливавшегося гнёта, беглые крестьяне и холопы, а также некоторые дворяне, не
ладившие с властью. Последние, обладая военным опытом, нередко становились
предводителями казачьих отрядов. В начале XVII в.
отдельные казачьи юрты (юртами называются земельные
владения станичного общества и
сами станицы) объединились в Великое войско Донское, ставшее, как и Войско
Запорожское, независимой казачьей республикой. Свою независимость донские
казаки выражали в старинной поговорке: «Здравствуй, белый царь в кременной
Москве, а мы, казаки, на Тихом Дону».
ОБРАЗ ЖИЗНИ
И ЗАНЯТИЯ
КАЗАКОВ
Жили казаки самоуправляющейся
общиной. Так, на Дону существовал круг — общее
собрание казаков, на котором они выбирали атамана. Ему подчинялись
беспрекословно. «Куда атаман глазом кинет -туда мы кинем головы», — говорили
казаки. Войсковой круг решал вопросы объявления войны и заключения мира,
посылки войск царю, а также приёма и отправки посольств. На кругу «дуванили»,
т. е. делили добычу и государево жалованье. Собираясь в поход, казаки выбирали
походного атамана и его помощника — есаула, полковников и сотников, которые по
возвращении слагали с себя
645
ОДЕЖДА,
ВООРУЖЕНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ КАЗАКОВ
По
свидетельству современников, одежда казаков в XVI—XVIII
вв. во
многом напоминала татарский костюм. Казаки носили широкие шаровары на учкуре,
т. е. шнуре, который их поддерживал, и бешметы — полукафтаны до колен и с
закрытой грудью. Поверх бешмета надевался чекмень — приталенный суконный
кафтан, застёгивавшийся на крючки, а широкие рукава были стянуты на запястьях в
манжеты. Выходной чекмень по краям обшивался парчой или галуном (яркой тесьмой
для отделки военной формы) и носился в распахнутом виде поверх холодного
оружия. Повседневный чекмень был немного короче, и носили его с поясом, на
котором висела сабля. Рукава в верхней части нередко имели разрез, и их можно
было закидывать за спину. У запорожцев чекмень назывался «керея». Головным
убором чаще всего служила шапка из бараньего меха, которая на Дону получила
название «трухменка». В XVI—XVII вв. у донских и запорожских казаков суконный верх шапки иногда свисал в
виде клина. Яицкие (уральские) казаки носили также суконные колпаки с меховой
опушкой.
С
Кавказские
казаки заимствовали свой костюм у горцев, а с
В
В
казачьих артиллерийских батареях мундиры были
полномочия. Выборным было и
духовенство. Кандидатов в священники посылали на утверждение к патриарху
Московскому с обычной характеристикой: «Духовен, и смирен, и не упоец (не пьяница.
— Прим. ред.), и
нам он годен».
Казаки занимались
скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (пчеловодством) и другими
промыслами. Их набеги на соседей (татар и турок) и разбойничьи нападения на
торговые караваны также были своего рода промыслом. Военная добыча, которую они
при этом захватывали, являлась одним из источников их существования. Одновременно
казаки несли сторожевую службу на степном пограничье. Их разведчики следили за
передвижениями шаек кочевников-степняков, по сакме (конским следам) определяли
численность врага, захватывали «языков», а полученные сведения передавали в
Москву, извещая власти о готовящихся набегах на русские окраины. Нападая на
возвращающихся из набега татар, казаки отбивали русских пленных. Московское
правительство ценило казаков и привлекало казачьи отряды к участию в войнах. В
составе ратей Ивана IV казаки ходили на Казань
и Астрахань, воевали на земле Ливонии. С
В постоянной борьбе с врагами
казачество выработало особую тактику ведения боя. Казаки устраивали дерзкие
внезапные набеги, умело действовали из засад. Казачья конница атаковала
«лавой», т. е. развёрнутым строем с выступами на флангах, стремясь при этом
охватить противника. Сильного неприятеля казаки старались притворным
отступлением заманить под удар основных сил, спрятанных в засаде. Этот приём
назывался «вентерь». Каждого казака с детства обучали верховой езде, владению
саблей и пикой, меткой стрельбе из ружья и лука, умению накидывать аркан. На
своих верфях казаки строили небольшие суда, на которых плавали по Азовскому и
Чёрному морям, нападая на владения крымского хана. Ориентируясь по звёздам и
солнцу, они пересекали Чёрное море и громили прибрежные турецкие города и
селения. В схватках с турецкими военными кораблями казаки смело шли на абордаж,
нередко овладевая вражескими судами и топя их. В этих набегах казаки не только
захватывали большую добычу, но и освобождали множество христианских
невольников, которые пополняли ряды казачества или возвращались на свою родину.
РОЛЬ
КАЗАЧЕСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ. ОТНОШЕНИЯ КАЗАКОВ С ВЛАСТЯМИ
Попытки Турции силой заставить
казаков отказаться от набегов или даже полностью истребить казачество были
тщетными. Казаки не только успешно отбивали натиск турецких и татарских войск,
но и сами часто переходили в наступление. В
646
взяли Азов — хорошо
укреплённую турецкую крепость в устье Дона, уничтожив её гарнизон. Бывший
турецкий форпост, от которого постоянно исходила военная угроза Дону, на
некоторое время стал столицей Войска Донского. Но казаки не могли собственными
силами удержать город, а московский царь не согласился принять Азов в свою
«вотчину», т. к. Московское государство, ещё не оправившееся после Смутного
времени, было не в состоянии воевать с сильной Турецкой империей. Героическое
«Азовское сидение» закончилось в
Казачество не только обороняло
границы, но и способствовало расширению территории Московского государства.
Казачий атаман Ермак Тимофеевич, преодолев с отрядом казаков Уральские горы,
положил начало освоению Сибири. В течение первой половины XVII в.
сибирские казаки, оставив позади необозримые просторы, достигли берегов Тихого
океана. В
На Украине казачество
оказывало огромную помощь Польско-Литовскому государству в борьбе с военной
опасностью со стороны турок и татар. В
Казак в сражении.
зелёного цвета, воротники и
околыши — чёрные. Петлицы,
галун и погоны офицеров — золотые, у нижних чинов —
красные, с жёлтым шифром батареи.
В старину казаки носили бороды,
волосы на голове подстригали
в кружок. Запорожцы предпочитали длинные висячие усы, а на бритой голове
оставляли лишь прядь волос — чуб, который в шутку
называли оселедцем (от слова «селёдка»). Кубанские и терские казаки головы
брили или же коротко стригли волосы. В
гвардии нижним чинам было положено носить бороду Во второй половине XIX в. у донцов
стало модным выпускать с левой стороны из-под шапки взбитый кверху чуб. По
стародавней традиции многие казаки носили в ухе серьгу.
Вооружение казаков в XVI — начале XVIII вв. было разнообразным, поскольку каждый вооружался чем мог. Ружья и
пистолеты применялись в бою наряду с луками и стрелами. Весьма разнообразным было холодное оружие: пики,
дротики, сабли, ятаганы; использовались также кистени (рукоять с подвешенным
на цепи или ремне грузом) и чеканы (в форме молотка с клювообразным лезвием).
Была у казаков и артиллерия.
Со второй половины XVIII в. казаку положено было иметь пику или дротик, в также саблю и ружьё. Луками пользовались только во
время охоты. В Отечественную войну
Искусство владения шашкой
доводилось до совершенства. Всадники на полном скаку могли рубить лозу,
соломенные жгуты и глиняные «головы»; перерезать под вешенную на нитке
картофелину; вдевать шашку в
узкие колечки, срывая их с нитей. Обучение новобранцев поначалу проводили на
изготовленном в виде лошади макете, чтобы неопытный всадник не искалечил коня.
Пика была излюбленным оружием
донцов и уральцев. «Пика — слава казака», — пели донские казаки. Её
длина составляла
Казацкое седло было азиатского
происхождения и почти не менялось в течение столетий. Основу его составлял деревянный арчак, для изготовления
которого лучшим материалом считался степной карагач. Спереди и сзади арчак имел
два выступающих изгиба — луки. К нему крепился
потник из трёх листов войлока, покрытый кожей. Между луками клалась кожаная
подушка, которая притягивалась специальным ремнём — тороком (приторачивалась). В походе к задней луке приторачивали сакву —
небольшой мешок с овсом — и круглый суконный чемодан с вещами. Сверху помещали сложенную попону.
К передней луке приторачивали скатанную шинель. Имелся также аркан для ловли
лошадей, сплетённый из конского волоса. Иногда
его применяли и в бою. Казацкое седло было значительно легче кавалерийского.
При езде рысью казаки вставали на стременах, а перейдя в галоп, плотно
усаживались в сёдла.
647
Осознавая важную роль
казачества в обороне русских границ, московское правительство всё же не могло
мириться с казачьим своеволием. Набеги казаков на турецкие владения, нападения
на купеческие караваны и посольства осложняли отношения России с Турцией.
Недовольство правительства вызывало и то, что беглые крестьяне находили приют
на Дону и в других казачьих общинах. Однако попытки ограничить казачьи
вольности вызывали противодействие казаков. В начале XVII в.
донские казаки, недовольные правлением Бориса Годунова, поддержали Лжедмитрия I и
помогли ему захватить московский престол. Позднее в составе ополчений казачьи
отряды приняли участие в борьбе с польскими интервентами и сыграли весьма
существенную роль в освобождении Москвы от поляков. Последующее избрание на
царство Михаила Романова было во многом обусловлено давлением, которое оказали
казаки на Земский собор
Однако правительство не
оставляло попыток ограничить казачьи вольности. Подавив восстание казаков под
предводительством Степана Разина,
оно в
Продолжая ту же политику,
Екатерина II в 70-е гг. XVIII
в., сломив сопротивление яицких казаков,
упразднила Войсковой круг, выборность
атаманов и старшин на Яике.
Войско было переименовано в Уральское. Тогда же, в
Битва казаков с турками.
648
Сечи) Сидор Игнатьевич Белый
начал формирование «войска верных казаков». Уже первые боевые действия
показали, на что способны казаки. Они храбро сражались с турками на суше и на море,
отличились при захвате турецкого укрепления на острове Березань во время осады
Очакова. За свои подвиги «войско верных казаков» получило земли на Тамани и по
правому берегу Кубани. Переселившись туда, казаки составили Черноморское
войско. Главным их занятием стала охрана границы от постоянных набегов горцев
(черкесов), чьи земли начинались по другую сторону реки Кубань.
Казаки участвовали во всех
войнах, которые вела Россия начиная с XVIII в. В
войсках Петра I
они громили шведов в
Прибалтике и на Украине. Сражались с кавалерией прусского короля Фридриха II в
Семилетнюю войну. Под командованием Румянцева и Суворова били турок .«Глаза и
уши армии» — так называл казаков Суворов. Вместе с другими суворовскими
«чудо-богатырями» они отбивали атаки турецкого десанта на Кинбурнской косе, шли
на штурм неприступных стен Измаила. Лишь донские и уральские казаки составляли
кавалерию Суворова в Альпийском походе. Вместе с солдатами они карабкались по
обледенелым скалам, выбивали французов с перевала Сен-Готард, ночевали в снегу
без огня, укрываясь от ледяного ветра за поставленными в круг лошадьми.
Самой яркой страницей военной
истории казачества стала Отечественная война 1812 года. Первых солдат «Великой
армии» Наполеона, вступивших на российскую землю 12 июня, встретили выстрелы
разъезда лейб-гвардии Казачьего полка. В это время в трёх русских армиях,
прикрывавших западные границы Российской империи, находились 30 казачьих
полков пятисотенного состава и 2 роты донской конной артиллерии. Ещё 10
казачьих полков было в Дунайской армии. Казачий корпус во главе с атаманом
Войска Донского Платовым прикрывал отход 2-й армии Багратиона, шедшей на
соединение с 1-й армией генерала Барклая-де-Толли. Казаки вели арьергардные
бои, прикрывая отступавшие войска и сдерживая натиск наступавшего неприятеля.
Используя тактику внезапного нападения, они наносили частые удары по флангам
противника, устраивали «завесы», т. е. вели борьбу с вражеской разведкой, не
давая противнику возможности получать точные данные о передвижении и манёврах
русских войск. Боевое искусство казаков не раз отмечалось в мемуарах французов
— участников похода в Россию.
В критический момент
Бородинского сражения 9 казачьих полков Платова и лёгкая кавалерия
649
* * *
Донские казачьи полки в числе
других принимали участие в войне на Кавказе. Особенно прославился среди донских
казаков Яков Петрович Бакланов. Сын простого казака, дослужившегося до
полковника, Бакланов начал военную службу с пятнадцати лет. Обладая огромной
физической силой, он отличался невероятной смелостью и удачливостью в боевых
делах. Ещё юношей Бакланов отличился на турецкой войне. Большая часть его жизни
прошла на Кавказе. Здесь, командуя сначала сотней, а затем полком, он сделался
грозой горцев, которые прозвали его «Даджалом» — сатаной. Смелые, удачные
действия Бакланова внушали им суеверный ужас. В память о генерал-лейтенанте
Бакланове 17-й Донской казачий полк, которым он командовал, получил его имя.
Необычно выглядел полковой значок, сделанный по образцу личного значка
Бакланова, — чёрного цвета полотнище с изображением черепа и скрещённых костей,
а вокруг надпись: «Чаю (т. е. ожидаю. — Прим. ред.) воскресения мёртвых и жизни
будущего века. Аминь».
генерала Уварова нанесли удар
в тыл французских войск. Это не только на два часа ослабило натиск французов,
но и заставило Наполеона отказаться от введения в бой гвардии.
Оставив Москву, русская армия
заняла позиции у села Тарутино. Сюда с Дона пришли 26 полков казачьего
ополчения. Все способные носить оружие казаки, а также калмыки, кочевавшие в
донских степях, прибыли на борьбу с врагом. В тылу противника развернулась
партизанская война. В составе партизанских отрядов действовали 36 казачьих
полков. Беспрерывные нападения партизан не давали французам покоя ни днём ни
ночью, лишали их возможности доставать продовольствие и фураж, нарушали связь.
Преследуя отступавшую французскую армию, казаки, находясь в передовых частях,
захватили десятки тысяч пленных и сотни орудий. В одном из боёв чудом избежал
гибели сам французский император. Вместе со своей свитой он подвергся нападению
казачьего отряда. Однако нападавшие казаки, увлечённые грабежом обоза, не
узнали его. Два французских эскадрона успели прийти ему на помощь.
Атака донских казаков М. И.
Платова в
650
Казачий дозор.
Многими славными делами было
отмечено участие казаков в заграничном походе 1813— 1814 гг. Блестяще показали
они себя в сражении под Лейпцигом, которое современники назвали «битвой
народов».
В то время слава казаков
гремела по всей Европе. В Англии именем атамана Платова было названо морское
судно. Оксфордский университет присвоил ему звание почётного доктора. В Пруссии
даже был создан прусский казачий полк. Правда, просуществовал он недолго, т. к.
для того, чтобы быть казаком, недостаточно хорошо сидеть на коне и мастерски
владеть пикой. За свои подвиги в Отечественной войне многие казачьи полки и всё
Войско Донское были награждены георгиевскими знамёнами.
В последующие годы казаки
принимали участие в войнах с Турцией и Персией, походе в Польшу. Много крови
стоила им Кавказская война, которая растянулась почти на полвека — с 1817 по
В начале XIX в. к
России были присоединены Грузия и Азербайджан. От России их отделяли горы
Северного Кавказа, населённые многочисленными воинственными народами. Эти
горские народы, часто совершавшие нападения на Грузию и прикубанские земли,
находились под сильным влиянием Турции, которая нередко использовала их в своих
интересах. Поэтому присоединение Северного Кавказа к России русское
правительство рассматривало как важную военно-политическую задачу. Война
приняла жестокий и кровавый характер. Наряду с охраной границы казаки
участвовали в боевых действиях в составе российских войск. Кавказские горцы
были опасным противником. Смелые воины и отличные наездники, они прекрасно владели
оружием. Их большие и малые отряды часто нападали на кубанские и терские
казачьи станицы, захватывали пленных для продажи в рабство, угоняли скот,
грабили дома. В ответ на это казачьи отряды шли за Кубань и Терек, жгли аулы,
убивая их защитников, брали пленных для последующего обмена на своих людей,
захваченных горцами, вытаптывали посевы и угоняли скот.
Эта война заставила всё
казачье население жить в условиях военного лагеря. Вся работа легла в основном
на плечи женщин, а мужчины, включая малолетних и престарелых, были вынуждены
651
УЧАСТИЕ
КАЗАЧЬИХ ЧАСТЕЙ В БОРЬБЕ С РЕВОЛЮЦИОННЫМ ДВИЖЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В
конце XIX — начале XX вв. в России набирало силу
революционное
движение. Для борьбы с ним помимо полиции и жандармерии правительство привлекало
части российской императорской армии. Воинские уставы делили врагов на внешних
и внутренних, а к последним относились все, кто выступал против правительства.
Для
разгона революционных митингов и демонстраций наилучшим образом подходила
кавалерия: всадник подвижен, имеет хороший обзор. Казачьи полки были составной
частью армии и подчинялись воинским уставам. А поскольку русская кавалерия
того времени была представлена в основном казаками, то их чаще всего и посылали
для наведения порядка. Драгуны регулярной кавалерии, за исключением
гвардейских, при разгоне демонстраций порой были вынуждены применять шашки, что
влекло за собой большое количество жертв.
Казачья
нагайка представляла собой короткую твёрдую плеть с расширением на конце
ремня. Ею можно было нанести сильный оглушающий удар, но убить или искалечить
человека — нельзя. Впрочем, у наиболее опытных служивых, как правило
сверхсрочников, были нагайки с вшитой пулей или куском свинца, с которыми казаки обычно охотились на волков. Догнав в степи зверя,
всадник метким ударом сражал его наповал. При столкновении с демонстрантами
такие нагайки служили для «выбивания» разного рода боевиков, террористов или
просто хулиганов, которые всегда присутствовали в любой толпе.
Обычно
разгон демонстрации происходил следующим образом. Сначала путь толпе
преграждали конная полиция или жандармы. Они пытались уговорить народ
разойтись. Если этого добиться не удавалось, всадники размыкались и стоявшие за
ними в 100—150 м казаки устремлялись на демонстрантов. Чаще всего толпа начинала
разбегаться, едва заслышав конский топот и казачий визг, свист и гиканье.
Однако без жертв обходилось редко, поэтому поблизости обычно дежурили
санитарные повозки и мобилизованные полицией извозчики. По мнению специалистов,
взвод казаков, два взвода полиции и полувзвод конных жандармов, т. е. около
ста человек, могли рассеять толпу численностью 5 тыс. человек.
Самим
казакам такая служба была не по душе. В
нести военную службу. Выходя в
поле пахать землю или косить траву, казак всегда брал с собой оружие, а вблизи
границы все работы часто велись под прикрытием отряда с заряженной пушкой.
Такая жизнь, полная тревог и опасностей, выработала особый тип кавказского
казака, который вызывал восхищение современников. Александр Сергеевич Пушкин
писал своему брату с юга: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы —
любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться; в вечной
предосторожности!» Командир Кавказского корпуса генерал Алексей Ермолов отмечал,
что линейные казаки (т. е. донские, хопёрские, волжские казаки, поселённые на
кавказской укреплённой линии, а также терские и гребенские, в совокупности
составлявшие Кавказское линейное войско) «всегда отличались от прочих казаков
особенной ловкостью, исправностью оружия и добротою лошадей».
К этому же времени относится
появление пеших команд и частей в составе Черноморского казачьего войска. Этих
пехотинцев называли пластунами (до
сих пор у военных существует выражение «ползать по-пластунски»). Свою службу
пластуны (т. е. лежащие пластом) несли, затаившись в камышах или другом
укрытии. Действовали они, как правило, в одиночку или небольшими группами,
поэтому от каждого из них требовались смекалка, хладнокровие и выдержка. Днём и
ночью пластуны часами неподвижно лежали в секрете (в дозоре), высматривая, не
переходят ли Кубань горцы. Обнаружив следы противника, они шли по ним, стараясь
разведать планы и численность абреков (так называли горцев, боровшихся против
российских войск). Ночами пластуны пробирались к горским аулам, чтобы узнать,
не готовятся ли джигиты к набегу. Пластуны славились меткой стрельбой. В
темноте или густых зарослях они били без промаха на звук. Именно в их среде
получил распространение обычай побратимства, т. к. в минуту опасности можно
было надеяться только на товарища. Обменявшись нательными крестами, казаки
становились побратимами, готовыми отдать жизнь за брата.
Два пластунских батальона
приняли участие в Крымской войне, обороняя Севастополь. В бою под Балаклавой
французский эскадрон атаковал 120 пластунов, рассчитывая раздавить их, когда
они построятся в каре (т. е. квадратом, для отражения кавалерийской атаки).
Однако пластуны, рассыпавшись по полю и встав на одно колено, метким огнём
уложили большую часть атакующих кавалеристов. Защищая Севастополь, пластуны
каждую ночь подползали к вражеским траншеям, бесшумно снимали часовых и
захватывали пленных и оружие. Равных им по военному мастерству в армии
союзников не было.
После окончания Кавказской
войны из линейного войска были выделены терские и волжские
652
«Азовское сидение» казаков.
*
* *
Одним
из первых Георгиевских кавалеров в Первой мировой войне стал Кузьма Фирсович
Крючков. Однажды четыре казака из 3-го Донского казачьего Ермака Тимофеевича
полка находились в сторожевом дозоре. Неожиданно дозор наткнулся на немецкий У
разъезд из 30 человек. Окружённые казаки оказали отчаянное сопротивление. В
рукопашном бою немцы потеряли 14 человек убитыми. Из этого числа 12 немцев убил
старший дозора Кузьма Крючков, который, отбиваясь от врагов шашкой и
винтовкой, сумел выхватить у одного из немецких улан пику и, вращая её вокруг
туловища, разорвал кольцо окружения. Он получил 16 ран, но боевой конь, тоже
раненый (11 раз), вынес потерявшего сознание хозяина из боя.
КАЗАКИ
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
После
Октября
Однако
с
Начало
Великой Отечественной войны большинство казачьих дивизий встретило на западных
границах Советского Союза. Кавалерийские группы совершали стремительные рейды
в тыл врага, громя коммуникации. При этом сами они несли огромные потери. Как
правило, пробиться назад через линию фронта удавалось лишь немногим. Массовый
героизм проявили воины казачьих дивизий в битве под Москвой. Так, эскадрон
37-го полка из кавказской группы Л.М. Доватора под командованием лейтенанта
Владимира Красильникова вёл неравный бой с наступающей пехотой и
танками врага. За два часа воины отбили три атаки, уничтожили пять танков и
около сотни солдат противника. От всего эскадрона в живых остались только семь
казаков.
С
началом войны в казачьих станицах началось формирование добровольных сотен. На
сборные пункты казаки прибывали на колхозных лошадях со своим обмундированием
и холодным оружием.
Вновь
сформированные части были слабо вооружены. У них не было дивизионной
артиллерии, танков, противотанковых и зенитных средств, подразделений связи и
сапёров. В боях с хорошо вооружённым противником они несли большие потери.
Были случаи, когда
казаки, составившие Терское
казачье войско. Оставшиеся линейцы были объединены с черноморцами в Кубанское
казачье войско.
В
ОСОБЕННОСТИ
ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ КАЗАКОВ. УКЛАД ЖИЗНИ КАЗАЧЕСТВА
К началу XX в. в
Российской империи на обширной территории от берегов Дона до Амура и Уссури
располагались 11 казачьих войск. Крупнейшими из них были Войско Донское (1
млн. 500 тыс. человек) и Кубанское (1 млн. 300 тыс. человек). В мирное время
казачьи войска выставляли 54 конных полка, 20 батарей, 6 пластунских
батальонов, 12 отдельных сотен и 4 отдельных дивизиона. Области, населённые
казаками, находились в подчинении Главного управления казачьих войск при
Военном министерстве. Атаманом всех казачьих войск с
Казачьи войска были
иррегулярными (нерегулярными), т. к. в отличие от остального населения казак
являлся на военную службу со своим конём и снаряжением. Служба его продолжалась
20 лет. В 19 лет казак записывался в служилый состав, принимал присягу и два
года служил в приготовительном разряде. В первый год он освобождался от
платежа повинностей и был обязан приобрести
654
строевого коня и полное
снаряжение, начиная от седла и кончая гвоздями для подков, в том числе два
мундира, шинель, полушубок и другие необходимые вещи, шашку и пику (винтовку
давало войско). Снаряжение казака на службу обходилось в сумму по тем временам
немалую — не менее 300 рублей; если учесть, что большинство семей тогда были
многодетными, это весьма чувствительно сказывалось на состоянии казачьего
хозяйства. На второй год казака учили строю и службе. Затем 12 лет он служил в
строевом разряде, служба в котором делилась на три очереди. Казаки первой
очереди состояли в строю, т. е. служили как все солдаты. Во второй и третьей
очереди они находились на льготе, при этом казаки второй очереди были обязаны
иметь всё снаряжение и коня, а казаки третьей очереди — снаряжение. По
истечении 12 лет из строевого разряда казак переходил на пять лет в запасный и
только потом выходил в отставку, что не исключало призыва в ополчение.
Содержание казачьих полков
обходилось государству значительно дешевле, чем регулярных. Боеспособность
казачьих частей была очень высокой. Казаки с детства учились верховой езде,
поэтому их искусство управления лошадью, способность совершать долгие
утомительные переходы находились на уровне, недостижимом для регулярной
кавалерии. За столетия своего существования казачество выработало эффективные
приёмы и способы ведения боевых действий: умение применяться к условиям
местности, быстрый переход от конного строя к пешему и обратно. Это
поддерживалось системой военной подготовки казаков: находящиеся на льготе
ежегодно проходили сборы в лагерях; в казачьих станицах регулярно устраивались
скачки с джигитовкой (т. е. верховой ездой с элементами акробатики). Казачьи
сёдла, отличаясь от принятых в регулярной кавалерии, позволяли проделывать
такие трюки, как подхватывание на всём скаку предметов с земли и др. Благодаря
этой традиции «льготные» казаки, не состоя в строю, оставались
Казаки, участвовавшие
в обороне Севастополя 1854—1855 гг.
командование
посылало казаков в атаку на вражеские танки в конном строю. В листовках
военного времени можно прочитать о геройстве кубанских казаков: они прыгали с
сёдел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали
машины бутылками с зажигательной смесью. Не упоминалось только о потерях,
которые они при этом несли...
В
В
истории участия казаков в Великой Отечественной войне есть и другие страницы. В
конце
655
военными, готовыми по первому
зову встать в ряды своих полков. Этим они отличались от солдат, которые, уйдя в
запас, быстро утрачивали навыки военной службы, и в случае призыва их
приходилось учить заново. У казаков сложился особый уклад жизни. В большинстве
они были трудолюбивыми, рачительными хозяевами. Основное их занятие — хлебопашество.
У сибирских казаков большую роль играли охота и пчеловодство. Уральские казаки
в основном жили за счёт продажи ценных сортов рыбы и икры. Поэтому рыбные
богатства реки войско тщательно оберегало. Скотоводство также было развито у
казаков; особенно важное место в нём занимало коневодство. Конные заводы на
Дону, Кубани, Тереке давали для русской кавалерии прекрасных лошадей. Особенно
славились лошади донской породы, которые ценились за свою выносливость и
резвость. Лошадей черноморской породы, отличавшихся сильным телосложением,
можно было использовать не только для верховой езды, но и для перевозки грузов.
Так, им часто находилось применение в упряжках артиллерийских орудий.
В казачьей среде очень высоко
ценилось понятие воинской чести. Уклонение от службы, дезертирство, трусость
считались позором для казака и встречались крайне редко. Несмотря на тяжёлую
службу и обременительные для казачьего хозяйства расходы, связанные с
приобретением
снаряжения и строевого коня,
казаки гордились своим званием и хранили верность присяге. Не случайно, что
именно из казаков — кубанских и терских — формировался Собственный Его Величества
конвой, который безотлучно находился при императоре.
В Первую мировую войну
казачество выставило 164 конных полка, 54 батареи, 30 пластунских батальонов и
179 отдельных сотен — всего свыше 200 тыс. человек.
Казачьи дивизии и полки
доблестно сражались на германском и турецком фронтах. Однако ход войны показал,
что кавалерия как род войск своё значение утратила. Сильная плотность огня
сделала невозможными атаки в конном строю. Появление авиации во многом
уменьшило роль кавалерии как средства ведения разведки. Это заставило кавалерию
воюющих сторон спешиться и вместе с пехотой занять место в окопах.
Свои боевые качества
прирождённых конников казакам пришлось показать на полях сражений
братоубийственной гражданской войны. Почти вся конница Белой армии и в
значительной мере Красной состояла из казаков. В
Более семидесяти лет спустя,
когда сама Советская власть канула в небытие, началось возрождение казачества
— уже не как военной, а как общественной силы.
ДУХОВЕНСТВО
ДУХОВЕНСТВО
ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ
Всё духовенство в Русской Православной церкви
делится на чёрное (монашество) и белое (священнослужители). По своему положению в обществе
эти две группы духовенства во многом отличались друг от друга, причём в
допетровской Руси различие между ними было более резкое, чем в последующие
эпохи. До конфискации церковных земель государством при Екатерине II монастыри
обладали огромными земельными владениями с тысячами и десятками тысяч
крестьян. Как люди, отрёкшиеся от мирской суеты во имя Бога, монахи
пользовались на Руси исключительным уважением у всех православных — от царя до
крестьянина. Белое же духовенство часто называлось «мирским». «Поповское
звание» в средневековой России рассматривалось в народе как одна из земских
должностей. К тому же материальный достаток большинства священников и
дьяконов, особенно в сельских приходах, мало чем отличался от достатка
прихожан-крестьян.
Неоднородное по своему составу
духовенство вступало в сложные взаимоотношения с обществом и государством на
всех уровнях социальной «лестницы». Будучи частью государства, хотя и наиболее
своеобразной и более других независимой от него (представляя собой как бы
«государство в
государстве»), духовенство ко
второй половине XVIII
в. окончательно оформилось в духовное сословие
наряду с другими сословиями Российского государства. Под духовным
сословием подразумевается главным образом белое духовенство —
священники и дьяконы. Монашество же было относительно немногочисленным: в
среднем на одного «чернеца» (т. е. монаха) приходилось десять «бельцов».