В
СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ
История
духовного сословия начинается с принятия Русью христианства в конце X в., хотя и до этого времени здесь появлялись
представители православного и католического духовенства. После своего
крещения и венчания с греческой царевной Анной в Корсуни (Херсонесе) Владимир
Святой привёз в Киев священников для крещения киевлян. Вот как об этом
рассказывается в летописи: «Володимер же по сем поемь (взял с собой. — Прим. ред.) царицю и
Настаса (речь идёт о пресвитере Анастасии, который помог великому князю
Владимиру взять Корсунь и затем стал настоятелем Десятинной церкви в Киеве. — Прим. ред.) и попы корсуньски с мощьми Святого Климента и
Фина, ученика его. Поима сосуды церковные и
656
иконы на
благословление себе... А сам приде к Киеву». После принятия Русью христианства
главными его проповедниками должны были стать священники.
Древнейшая
русская летопись — «Повесть временных лет» — так описывает деятельность
Владимира: «Повеле рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумиры
(т. е. на местах, где стояли языческие идолы. — Прим. ред.)... И нача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье
приводити по всем градом и селом». Сын Владимира, Ярослав, не только продолжил
дело отца, способствуя строительству новых церквей и росту числа священников,
но и положил начало системе образования духовенства. В
К началу XIII в. на Руси было уже полтора десятка епархий.
Первые русские князья позаботились и о материальном обеспечении духовенства.
Для иерархов — митрополита и епископов — была назначена десятина, т.
е. десятая часть от княжеских доходов. Княжескую десятину (её не следует
путать с католической десятиной — налогом со всех мирян в пользу церкви)
первоначально получали и соборы — центральные храмы с ежедневной службой,
находившиеся в столицах княжеств, обычно при епископской кафедре. Однако с
началом монголо-татарского ига княжеская десятина теряет своё значение и на
первый план выступают другие источники дохода духовенства. С XII в. архиерейские кафедры приобретали
земельные владения, которые к XVI в. достигли огромных размеров. Например, в начале XVI столетия у митрополита Московского было
более 100 тыс. десятин земли. Гораздо меньше земли имелось у некоторых соборов
и городских церквей. Кроме того, постепенно устанавливается целая система
поборов и пошлин с низшего духовенства в пользу архиереев: «подъезд с куницей»,
«полюдная пшеница» и другие налоги; пошлины за освящение новых церквей,
«ставленническая» пошлина (т. е. за поставление в сан священнослужителя) и др.
Существовали и сборы с мирян, например «подымное» и с каждого двора. Часть этих
поступлений шла в пользу соборных священнослужителей.
Доходы
рядового приходского (низшего) духовенства были значительно меньше. Они
состояли прежде всего из платы за требы — обряды, совершаемые по просьбе
верующих (крещение младенцев, отпевание умерших и т. д.) — и сборов с прихожан,
которые производились на Пасху, Рождество и в день Святых Петра и Павла.
Зависимость священников от приношений мирян была вполне обычной; это
соответствовало распространённому в средние века представлению об источниках
существования трёх составных частей идеального общества (именовавшихся
«священнии», «земледелатели» и «воины»): «...вси бо дают — и богатии и убозии
(убогие. — Прим. ред.)
ЦЕРКОВНАЯ
ИЕРАРХИЯ
Помимо
монахов в монастырях и священнослужителей при церквах особую группу
духовенства составляли архиереи со штатом духовных (или светских, как в XV—XVII вв.) чиновников для
управления вверенными им епархиями. Архиереи занимают высшее положение в
церковной иерархии. В целом же иерархия священства и пастырского служения, цель
которых состоит в том, чтобы в таинствах проводить Божественное откровение в
жизнь верующих, имеет три степени: высшая — епископ (иерарх, архиерей), средняя
— иерей (пресвитер, священник), низшая — дьякон. На практике церковная
иерархия являлась более дробной: одна степень может разделяться на разные звания
— каждое с различными властными полномочиями и доходами. Архиерей, признавая
авторитет главы русской церкви (митрополита, позднее патриарха, а с
657
Чёрное
духовенство XV — середины XVII
вв.
и нищии —
своего ради спасения, священнии же и пищу и прочая потребы от сих себе имеют,
якоже и земледелатели от плода вкушают труда своего и якоже воини...» Сборов и
приношений от прихожан, однако, священникам и дьяконам на пропитание не
хватало. Поэтому в дополнение к ним прихожане обеспечивали священнослужителей ругой — ежегодным хлебным и денежным жалованьем, а также
наделом земли, которую духовенство обрабатывало наравне с крестьянами (т. е.
церковной землёй).
Довольно
много церквей в XVI—XVII вв. получало княжескую, а затем царскую ругу; они назывались «ру'жными».
Обычно это были церкви, построенные и содержавшиеся князьями (а в конце XV — начале XVI вв. церкви, взятые на попечение великим
князем), либо не имевшие приходов бедные церкви, священники которых обращались
за помощью в казну.
Уже вскоре
после принятия Русью христианства было определено положение духовенства в
государстве в соответствии с греческой церковной практикой и византийскими
законами, касающимися церкви. Эти законы были известны на Руси по различным
сборникам и вместе с чисто русскими установлениями вошли в Кормчую книгу,
напечатанную в середине XVII в. Большая часть византийских и русских законов Кормчей
книги относится к системе церковного суда над духовенством и мирянами, но,
кроме того, в ней определяются права и обязанности белого духовенства как
сословия в Древнерусском государстве.
Духовенство
было привилегированным сословием. Оно освобождалось от государственных налогов
и повинностей (с XV в. именовавшихся тягло), от
военной службы. Имело оно и судебную привилегию: по всем делам и преступлениям,
«опричь татьбы и разбоя» (т. е. кроме воровства и разбоя), остававшихся в
ведении государственных судей, духовенство должны были судить не гражданские
власти, а епископ или его чиновники. Кроме того, архиереи, монастыри и
крупнейшие соборы имели право суда в своих земельных владениях.
На
практике, однако, эти привилегии могли нарушаться светскими властями. На
духовенство налагались государственные повинности (по «ратному делу», на
«городское строение»). Княжеские, а затем царские чиновники зачастую судили
представителей духовенства, не обращаясь к церковным властям. Католик Сигизмунд
Герберштейн, немецкий посол, посетивший Москву в начале XVI в., был поражён, став свидетелем расправы
светских властей со священниками, уличёнными в пьянстве: их попросту высекли
бичами.
Права
низшего белого духовенства нарушались не только гражданскими властями. Во
внутрицерковные дела вмешивались и другие представители «мира» — прихожане.
Основанием для этого
658
служило так
называемое право патроната, или ктиторское право, попавшее на Русь из Византии. Суть его в
том, что строитель (ктитор) храма остаётся верховным распорядителем — патроном
— или даже просто владельцем этого храма, всего храмового имущества и земли. В
качестве патронов выступали община горожан или крестьян либо частное лицо. Они
нанимали священника и прочих лиц духовного звания служить в церкви, заключая с
ними договор (порядную), и содержали их за
свой счёт. В результате священнослужители оказывались во всём зависимы от
патронов, а их отношения с церковными властями сводились лишь к выплате
архиерейских налогов и пошлин. О сословных правах и самосознании, о твёрдой
экономической основе приходского духовенства в такой ситуации не могло быть и
речи. Известно, например, что бояре и дворяне при выстроенных ими церквах
ставили в священники своих холопов, которые, естественно, находились в полной
зависимости от хозяев.
СТАНОВЛЕНИЕ
ДУХОВЕНСТВА КАК СОСЛОВИЯ. ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ
Церковные
иерархи, безусловно, пытались вести борьбу за сплочение белого духовенства и
отделение его от светского общества. Первым шагом в этом направлении была
реформа митрополита Алексия, продолженная затем митрополитом Киприаном в
конце XIV — начале XV вв. До неё в епархиях существовало церковное управление в лице
«крылошан» (именовавшихся также «клир») — священнослужителей кафедральных
соборов, ежегодно собиравшихся у епископа. На смену этому пришла
централизованная система управления церковью через светских посредников —
архиерейских чиновников (бояр и дворян на службе у архиерея) и целый штат
других служащих. Таким образом, огромная часть чисто административных и
хозяйственных дел перешла в руки мирян, находившихся на службе у духовенства.
Епархии были разделены на десятины, в которых десятильники
— светские чиновники, ежегодно назначаемые епископом, — ведали судом
над белым духовенством и финансовыми сборами. Скоро, однако, стали очевидны
недостатки нового порядка. Во-первых, светские начальники над духовными лицами
— явление, не соответствующее церковным канонам. Во-вторых, эти чиновники
часто назначались лишь с ведома и согласия князя или царя, который, таким
образом, вмешивался в церковные дела. В-третьих, им были безразличны интересы
духовенства. Не случайно в Духовном регламенте (см. ст. «Феофан Прокопович») в
начале XVIII в. светским архиерейским чиновникам была дана такая характеристика:
«...слуги архиерейские обычне бывают лакомые скотины и где видят власть своего
владыки, там с великой гордостию и безстудием
Белое
духовенство XV — середины XVII
вв.
659
(бесстыдством.
— Прим. ред.) как татаре на похищение
устремляются». Не было закреплено и право прихожан и строителей храмов
выбирать себе священника, который мог быть «люб» им, но часто не нравился
епископу, т. к. был, например, неграмотный или пьяница. Архиепископ
Новгородский Геннадий жаловался в конце XV в.: «Вот приведут ко мне (прихожане какой-либо церкви)
мужика (для поставления его в сан священника), и я велю дать ему читать Апостол
— и он не умеет и ступить, и я велю ему дать Псалтирь, а он и по той едва
бредет. И я ему откажу, а они мне в оправдание говорят: такая уж, господине,
наша земля, не можем найти человека гораздого грамоте».
Складыванию
духовенства как сословия мешали и другие обстоятельства. Как видно из слов
архиепископа Геннадия о «мужике» — кандидате в священники, для представителей
других слоёв общества доступ в ряды священнослужителей был свободным. Канонами
(правилами) предусматривался запрет на посвящение в пресвитеры (священники)
или дьяконы лишь несвободных людей — рабов (холопов). Для остальных
существовало только два условия: кандидат должен был быть грамотным и женатым
(в отличие от католической церкви, где установлен целибат —
безбрачие священнослужителей).
Свободное
поступление в «духовный чин» противоречило интересам государства, которое при
этом теряло своих налогоплательщиков. Уже в начале XV в. великий князь Василий Дмитриевич (Василий
I) в договорной
грамоте с митрополитом Киприаном выдвигал следующее условие: «...а слуг моих
князя великого... в диаконы и попы митрополиту не ставить». В середине XVII в. права поступления в духовное сословие
были лишены и все крепостные крестьяне. Таким образом, хотя свободный доступ в
ряды священнослужителей и сохранялся до начала XVIII в., но вместе с тем постепенно складывается
порядок наследования от отца к сыну: церковный приход со всеми его доходами «на
потомки спадает» (т. е. переходит к потомкам).
Важной
вехой на пути становления духовного сословия был Стоглавый собор
В XVII в. Русская Православная церковь пытается
продолжить реформы, однако при этом ей приходится вести борьбу с
Андрей
Рублёв. Икона «Апостол Павел».
660
государством,
которое стремилось взять под свой контроль огромные земельные владения
архиереев и монастырей, а также сократить область применения церковного суда.
Для этих целей по Уложению
ПОЛОЖЕНИЕ
ДУХОВЕНСТВА В ОБЩЕСТВЕ В XVII ВЕКЕ
В XVII в. церковные власти пытались улучшить
материальное положение приходского духовенства. Например, прихожанам было указано
непременно давать священникам и дьяконам церковную землю «для пропитания». Но
эта мера не слишком помогла. Основная часть сельского духовенства жила бедно.
Из-за постоянных забот о пропитании священник имел не так уж много времени для
исполнения обязанностей духовного пастыря. «У нас в Руси, — писал в начале XVIII в. русский экономист Иван Посошков, —
сельские попы питаются своею работою и ничем они от пахотных мужиков неотменны
(т. е. не отличаются. — Прим. ред.).
Мужик за соху — и поп за соху, мужик за косу — и поп за косу, а церковь святая
и духовная паства остаётца в стороне».
До конца XVII в. духовное сословие ещё не сложилось
окончательно и не выделилось из общества. В системе церковного управления оставалось
немало мирян. Материальная зависимость белого духовенства от прихожан приводила
к тому, что в средние века в обществе сложилось двойственное отношение к
священнослужителям. С одной стороны, священники пользовались в миру уважением.
Им, отцам духовным, исповедовались духовные дети в своих грехах и сокровенных
помыслах. Часто священник был единственным грамотным и более или менее
образованным, а значит, весьма авторитетным лицом во всём приходе. Даже чисто
внешне священнослужители отличались от мирян. Они носили рясы различных цветов
(обычно красного), обязаны были ходить в сапогах. Имели они и характерную причёску
— более короткую, чем у мирян, с выстриженным на макушке кружком, называемым
«гуменцо» или «попова плешь». Гуменцо прикрывала особая шапочка — скуфья,
священный знак отличия белого духовенства. Важность священнослужителям придавал
также посох, который они всегда носили с собой.
С другой
стороны, есть свидетельства униженного положения духовных лиц в обыденной
жизни, их бедности. Тот же Посошков, например, писал о зависимости сельских
попов от помещиков и вотчинников: «...дворяне презвитеров сельских ни во что
ставят и хуже холопей своих их ведут (т. е. держат. — Прим. ред.).
И те презвитеры, боящеся их, служат у них и всякую работу рабью на них
работают...» От побоев священника не спасала даже скуфья (хотя ударивший попа в
скуфье подвергался большому штрафу за
В.В.
Верещагин. «Близ Георгиевского монастыря».
661
бесчестье).
«Чтобы не трогать священной скуфьи, — пишет один из иностранцев, побывавших в
России в XVII в., — сперва бережно снимают её с попа, затем, поколотив его хорошенько,
снова бережно надевают на него оную». Авторитет священника в миру подрывало и
пьянство — поистине неискоренимый порок русского духовного сословия. В XVII в. один архиерей горько сетовал: «Видим, что
в простых людях, особенно же и в духовных чинах, укоренилась злоба сатаническая
безмерного хмельного упивания...»
РУССКОЕ
ДУХОВЕНСТВО В ПЕРИОД ОТ ПЕТРА I ДО 1917 ГОДА
Реформы
Петра Великого привели к большим переменам в положении русского духовенства.
Уничтожение патриаршества изменило всю организацию русской церкви. Через Святейший
синод, который возглавлял обер-прокурор («око
государево»), государство полностью подчинило себе церковь (см. ст.
«Православная церковь и её роль в русской истории»). Появилось много новых
епархий. Управление в них было передано особым органам — духовным
консисториям. Пётр I восстановил Монастырский приказ, значительно ограничив
тем самым сферу церковного суда и устранив архиереев и монастыри от управления
землями. Дело Петра довершила Екатерина II, при которой произошла секуляризация
(переход в государственную собственность) церковных земель. Наконец,
в течение XVIII в. окончательно оформляется духовное сословие — замкнутое, юридически и
экономически обособленное.
Замкнутость
и «чистота» духовного сословия достигались несколькими способами. Во-первых,
прихожане были совершенно лишены права выбирать себе священника. Митрополит
Платон прямо говорил крестьянам: «Ваше дело... пахать, а моё дело вам попов
давать». По Уставу духовных консисторий (своду законов, отныне регулировавших
— вместо Кормчей книги — церковный суд и управление в России) поставление в сан
и определение к месту (т. е. к приходу) священников являлось делом,
подведомственным исключительно архиерею. Значительно осложнился и выход из
духовного сословия. Во-вторых, постепенно закреплялся обычай наследственности
священнических мест. Дети духовных лиц были обязаны получать образование в
семинариях и духовных академиях, в которые не принимались выходцы из других
сословий; а между тем лишь аттестат об окончании семинарии давал право на
получение сана. В-третьих, чётко определялся сам состав сословия. В 1718—1722
гг. был произведён «разбор» духовенства по «штатам»: утверждалось необходимое
количество священнослужителей по приходам, а все «лишние» церковнослужители и
дети духовных лиц определялись на военную или любую другую государственную
службу. Последний подобный «разбор» проводился в
Уничтожение
замкнутости духовенства как сословия относится к эпохе либеральных реформ 60-х
гг. XIX столетия. Однако если разрешить свободный вход в духовное сословие и
выход из него оказалось легко, то восстановить живую связь священника с
прихожанами уже не удалось. Именно этот вопрос вызвал острые дискуссии на
Предсоборном совещании в начале XX в., когда шла
Современное
духовенство.
662
подготовка
Поместного собора Русской Православной церкви для восстановления патриаршества
(сам собор состоялся лишь в
В XVIII и XIX вв. духовенство продолжало оставаться привилегированным
сословием. Пётр I освободил его от вводимых подушной подати и рекрутских наборов, оставил
духовенству судебные привилегии. Екатерина II хотела отнести это сословие в правовом
отношении к «среднему роду» людей, занимающих промежуточное положение между
дворянством и крестьянами. Однако против этого резко возражал митрополит
Гавриил, требовавший уравнять духовенство в правах с дворянством.
Вопрос не
был решён, духовное сословие осталось вторым после дворян: от телесных
наказаний
священнослужители были освобождены только в
Несколько
улучшилось материальное положение духовенства: в XIX в. оно получало небольшое казённое
жалованье, было избавлено от архиерейских налогов; уменьшилась, хотя и не до
конца, прямая зависимость его от прихожан и помещиков.
Решительные
повороты в истории России оказывали сильное воздействие на судьбу духовенства,
всегда нерасторжимо связанную с судьбой всей страны.
А
Аввакум,
протопоп, духовный
вождь староверов второй половины XVII в., сожжён вместе со своими соратниками в
Александр
Ярославнч (Невский),
князь, знаменитый полководец, победитель шведов в Невской
битве
Александр
I, император в России (1801—1825 гг.) 25, 34, 38
Алексей
Михайлович (Тишайший),
царь в Московском государстве (1645—1676 гг.),
присоединил к Московскому государству Украину, ввёл в действие Соборное
Уложение — основной свод законов России XVII—XVIII вв., подавил восстание Степана Разина 21, 52, 53, 60, 347, 385, 387—388, 403,413,414—417, 421, 435—436,
439—440, 562
Алексий,
митрополит,
крупнейший церковный деятель и политик средневековой России середины XIV в. 255, 557—558, 569—572
Андрей
Юрьевич (Боголюбский),
княжил во второй половине XII в. во Владимиро-Суздальской земле, активно участвовал в
междоусобных войнах, был сторонником усиления княжеской власти, выстроил себе
резиденцию в Боголюбове, пал жертвой боярского заговора 168, 181—182, 351
Апраксин
Фёдор Матвеевич, выдающийся флотоводец начала XVIII в., победил шведов в сражении при Гангуте
Арциховский
Артемий Владимирович, выдающийся советский археолог, первооткрыватель берестяных грамот 7, 12
Аскольд,
княжил в Киеве в
конце IX в. вместе с Диром 104, 133—136, 563
Аспарух,
хан
болгар-оногуров второй половины VII в., основатель Дунайской Болгарии 128
Ашот
Багратуни, первый
армянский царь из династии Багратидов (IX в.) 600
Б
Байер
Готлиб Зигфрид, выдающийся немецкий учёный, работавший в первой половине XVIII в. в
Петербургской
Академии наук, автор многих сочинений по русской истории 68
Батый
(Бату), хан монголо-татар,
возглавил нашествие на Русь в первой половине XIII в. 11, 199—203, 219
Болотников
Иван Исаевич, возглавил одно из крупнейших в истории России восстаний (1606—1607 гг.) 21, 375
Боняк,
половецкий хан,
принимал активное участие в набегах на Русь в конце XI — начале XII вв. 157—158
Борис
Владимирович, сын князя Владимира Святославича, убит по приказу князя Святополка
Окаянного 153
В
Василий
Васильевич (Тёмный),
княжил в Москве в середине XV в. 29, 267—271, 276—280, 401,
583—584
Василий
Дмитриевич, княжил в
Москве в конце XIV — начале
XV вв. 20, 264—266, 660
Василий
III, великий князь в Московском государстве (1505—1533 гг.) 47, 296—300, 306—309, 328, 352, 359,
401—402,
411, 558
Висковатый
Иван Михайлович, дьяк, выдающийся дипломат, возглавлял в середине XVI в. Посольский приказ 30, 318,
334,
344
Витовт,
великий князь
литовский в конце XIV — первой половине XV вв., выдающийся политик 236—237
Владимир
Всеволодович (Мономах),
княжил в Киеве в начале XII в., выдающийся полководец, политический деятель и писатель 28, 50—51, 157—159,
169—172, 351
Владимир
Святославич (Святой,
Красное Солнышко), княжил в Киеве в конце X — начале XI вв., осуществил массовое крещение русских 18—19, 27, 105—107, 120,
150—154, 192, 564—567, 656—657
Всеволод Ярославич, княжил
в Киеве во второй половине XI в. 109, 155—156, 169—170
Всеволод
Юрьевич (Большое Гнездо),
княжил во Владимиро-Суздальской земле в конце XII — начале XIII вв. 11, 182—183
Г
Гедимин,
великий князь
литовский в первой половине XIV в., основал Вильно (ныне Вильнюс), обладал огромным
политическим авторитетом 235
Глеб
Владимирович, сын князя Владимира Святославича, убит по приказу князя Святополка
Окаянного 153
Годунов
Борис, царь в Московском
государстве (1598—1605 гг.)
21,
52, 358, 368—370, 395—396, 402, 411, 558
Голицын
Василий Васильевич, князь, фаворит правительницы Софьи, крупный государственный деятель второй половины
XVII в. 32,483—487 Гумилёв Лев Николаевич, выдающийся
историк и этнолог
второй
половины XX в. 94—97
Д
Давид
IV (Строитель), царь Грузии в конце XI — начале XII вв., реформировал грузинскую армию,
вёл
успешные войны против турок-сельджуков,
деятельно
укреплял царскую власть 606—608
Даниил
Александрович, княжил в Москве в конце XIII — начале XIV вв., основатель дома московских князей 11, 244—245
Даниил
Романович (Галицкий),
княжил в середине XIII в. в Галицко-Волынской земле, установил широкие связи с европейскими
странами; долгое время успешно сопротивлялся натиску монголо-татар 186, 188, 189
Демидовы,
род знаменитых
промышленников и меценатов XVII—XX вв. 523, 526, 542—546
Дир,
княжил в Киеве в
конце IX в. вместе с Аскольдом 133—136, 563
Дмитрий
Иванович (Донской),
княжил в Москве во второй половине XIV в., победитель татар в Куликовской битве
Дмитрий
Юрьевич (Шемяка), крупный
политический деятель середины XV в., боролся за московский престол с князем Василием
Васильевичем (Тёмным) и был отравлен по приказу последнего 268—271,
278—279, 583—584
Е
Екатерина
I, жена Петра I, императрица в России (1725—1727 гг.) 34—35, 550
Екатерина II, императрица в России (1762—1796 гг.)
25, 31, 33—36, 38, 49, 56, 64—65, 559, 662—663
З
Забелин
Иван Егорович, выдающийся историк середины XIX — начала XX вв., 80—82
Зимин
Александр Александрович, выдающийся историк второй половины XX в. 92—94
И
Иван
III, великий князь (1462—1505 гг.), основатель Московского государства,
крупнейший политический деятель 29—30, 50—51, 53, 57—59,
205,
275—296,
302—306, 327, 328, 352, 358, 401, 410—411, 443, 558, 562, 588
Иван
IV (Грозный), великий князь (с
Иван
V, царь в Московском государстве (1682—1696 гг.),
царствовал
одновременно с Петром I 52, 491—494
Иван
Данилович (Калита),
княжил в Москве в первой половине XIV в., способствовал своей гибкой политикой возвышению
Московского княжества как общерусского политического центра 11, 14, 29, 205, 246—248, 253, 576
Иван
Иванович (Красный,
Милостивый), княжил в Москве в середине XIV в. 29, 248
Игорь,
княжил в Киеве в
первой половине X в., отличался воинственностью, совершал походы на Византию 105, 134—135, 139—140, 564
Игорь
Святославич, княжил в
Новгороде-Северском во второй половине XII в., в
Иловайский
Дмитрий Иванович, крупный историк конца XIX — начала XX вв., прославился своими учебниками по русской истории 84—86
Иона,
митрополит,
крупный церковный и государственный деятель середины XV в., первый митрополит, поставленный на Руси
собором епископов, а не патриархом Константинопольским 558, 582—585
К
Карамзин
Николай Михайлович, выдающийся историк начала XIX в., автор «Истории государства Российского» 36, 71—75, 144, 149, 156
Ключевский
Василий Осипович, выдающийся историк конца XIX — начала XX вв., автор целого ряда крупных исторических трудов, наиболее
известным из которых является «Курс русской истории» 77—80, 180,
359, 457
Кончак,
половецкий хан,
принимал активное участие в набегах на Русь во второй половине XII в. 159—163
Кубрат,
вождь
болгар-оногуров середины VII в. 127
Куракин
Борис Иванович, князь, выдающийся дипломат и
историк
конца XVII — начала XVIII вв. 67—68
Курбский
Андрей Михайлович, князь, крупный политический
деятель
середины XVI в., обличитель тиранического образа
правления
Ивана IV 312,
315—316, 562
Кучковичи,
потомки боярина Степана
Кучки, влиятельный
боярский
род во Владимиро-Суздальском княжестве 10, 180—182
Л
Лефорт
Франц Яковлевич, сподвижник Петра I, политический деятель конца XVII —
начала XVIII
вв. 33, 531—535
Лжедмитрий
I (предположительно — Григорий Отрепьев), царь в Московском государстве
(1605—1606 гг.), боролся с Борисом Годуновым за власть, способствовал началу
иностранной интервенции на территорию Московского государства 21, 370—375, 382—383
М
Макарий,
митрополит
Московский, крупный церковный и политический деятель середины XVI в.53, 314, 321, 558
Мал,
князь
восточнославянского племени древлян середины X в. 140, 142
Меншиков
Александр Данилович, сподвижник Петра I, крупный политический и военный деятель конца
XVII — первой половины XVIII
вв. 33—35,
64, 513—514, 519, 546—551
Минин
Кузьма (Козьма Минич
Сухорук), один из организаторов и руководителей Второго земского ополчения,
освободившего Москву от поляков в
Михаил
Фёдорович, царь в
Московском государстве (1613— 1645 гг.), основатель правящего дома Романовых
52, 60, 354, 385—387, 408, 413
Михаил
Ярославич (Тверской),
княжил в Твери в конце XIII—начале XIV вв., обладал огромным политическим авторитетом, долгое время боролся с
Москвой, принял мученическую смерть в Орде, впоследствии канонизирован Русской
Православной церковью 249—252
Мнишек
Марина, жена Лжедмитрия I, одна из важнейших
фигур Смутного времени начала XVII в. 373, 382—385
Морозова
Феодосия Прокопьевна, боярыня, одна из подвижниц русского старообрядчества во второй половине XVII в., умерла мученической смертью 468—470
Мстислав
Мстиславич (Удалой),
княжил в Новгороде Великом и Галиче в начале XIII в., активно участвовал в междоусобных
войнах, прославился как полководец 186, 194
Н
Нахимов
Павел Степанович, выдающийся флотоводец середины XIX в., победитель турок в
сражении
при Синопе
Нестор,
летописец конца XI — начала XII вв., составитель
«Повести
временных лет» 134—135
Николай
I, император в России (1825—1855 гг.) 25, 31, 37 Никон, патриарх, крупный
церковный деятель середины XVII в., провёл церковные реформы, положившие начало расколу
в Русской Православной церкви 459—466, 559
О
Олег
(Вещий), княжил в
Киеве в конце IX — начале X вв., совершил успешный поход на Византию
130,
134—139, 191
Олег
Святославич (Гориславич),
активно участвовал в междоусобных войнах, нередко приводил половцев на русские
земли, стремясь сокрушить своих противников 165—166
Ольга,
княгиня, жена князя Игоря, затем правила самостоятельно (середина X в.), известна своей расправой с убийцами
мужа — племенем древлян; приняла христианство задолго до крещения Руси 135, 140—144, 146
Ольгерд, великий князь литовский в середине XIV в., успешно боролся с Золотой Ордой,
совершил несколько походов на Москву 235, 256—257
П
Павел
I, император в России (1796—1801 гг.) 35, 37
Пётр
I (Великий), царь (с
(1700—1721
гг.), провёл в политической, экономической и
культурной областях преобразования, направленные на европеизацию России 22, 24, 25, 30—36, 52, 56, 60, 62, 64, 351,
402, 412, 482—483, 486—487, 491—522, 559, 662—663
Пётр
III, император в России (1761—1762 гг.) 34, 56
Платонов
Сергей Фёдорович, выдающийся историк конца XIX— первой половины XX вв. 82—84
Пожарский
Дмитрий Михайлович, князь, выдающийся полководец, один из руководителей Второго земского
ополчения, освободившего Москву от поляков в
Покровский
Михаил Николаевич, крупный историк первой половины XX в., в 20-х гг. — лидер советской исторической науки 86—88
Прокопович
Феофан, сподвижник Петра I, крупный политический и культурный деятель
первой половины XVIII в., историк 68, 539—541
Р
Разин Степан — вождь одного из самых мощных за всю историю России
народных восстаний (1670— 1671 гг.) 418—423
Рогволд, княжил в Полоцкой земле во второй половине
X в., погиб в борьбе
с князем Владимиром Святославичем 150
Рогнеда,
дочь князя
Рогволда, жена князя Владимира Святославича 150
Руставели
Шота, знаменитый
грузинский поэт конца XII — начала XIII вв., автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре» 611—612
Рюрик,
княжил в Новгороде
в конце IX в., согласно сведениям начальной русской летописи, — первый государь
Руси, основатель правящего дома Рюриковичей 133—136, 190
С
Сабурова
Соломония Юрьевна, великая княгиня, жена Василия III 47, 296, 297
Свидригайло,
великий князь
литовский, великий князь русский, главная фигура гражданской войны 30-х гг. XV в. в Великом княжестве Литовском 241—244
Святополк
Владимирович (Окаянный),
княжил в Киеве в начале XI в., активно участвовал в междоусобных войнах,
братоубийца 19, 107,
153—154, 192 Святослав Игоревич, княжил в Киеве в середине X в.,
выдающийся полководец, победитель
хазар и византийцев 27, 105, 131, 135, 140—150
Сергий
Радонежский, основатель
Троице-Сергиева монастыря,
выдающийся церковный деятель XIV в., обладал огромным духовным авторитетом 259,
365—366, 562, 576—581
Симеон
Бекбулатович, служилый хан, при Иване IV недолгое время номинально занимал русский престол 220, 320
Семён
Иванович (Гордый),
княжил в Москве в середине XIV в. 29,248
Соловьёв
Сергей Михайлович, крупнейший историк середины
XIX в., автор «Истории
России с древнейших времён»
75—77,
152
Софья
Алексеевна, царевна,
правительница России (1682—
1689 гг.) 32,482—487
Софья
Палеолог, византийская
принцесса, великая княгиня,
жена Ивана III 50—51, 57—58, 282, 410
Спасский
Иван Георгиевич, известный советский историк и
нумизмат 22
Стефан,
епископ, крупный
церковный деятель второй половины XIV в., просветитель Пермской земли 573—575
Стефан
(Великий),
молдавский господарь второй половины
XV — начала XVI вв., долгое время успешно сопротивлялся
натиску турок на Молдавию 631—632
Субедэй,
полководец
Чингисхана и Бату 199—202, 613
Суворов
Александр Васильевич, генералиссимус, выдающийся полководец второй половины XVIII в. 33, 35—37
Т
Тамара (Тамар), царица Грузии в конце XII — начале XIII вв., обладала огромным политическим авторитетом;
в годы её правления средневековая Грузия достигла расцвета 604—605, 608—612
Татищев
Василий Никитич, сподвижник Петра I, крупный государственный деятель и выдающийся историк первой половины XVIII в., автор «Истории Российской» 69—71 Тимур (Тамерлан), один из величайших завоевателей в
истории человечества; разгромил Золотую Орду, вторгся в
Тихомиров
Михаил Николаевич, выдающийся советский историк, блестящий источниковед середины XX в. 89—91
Толстой
Пётр Андреевич, выдающийся дипломат конца XVII — начала XVIII вв. 523, 535—538
Тохтамыш,
ордынский
правитель конца XIV в., в
У
Узбек,
золотоордынский
правитель первой половины XIV в., при нём ордынское государство достигло своего расцвета; объявил ислам официальной
религией Золотой Орды 205, 209, 219
Улуг-Мухаммед,
ордынский
правитель первой половины XV в., основатель Казанского ханства 215—216
Ф
Фёдор
Алексеевич, царь в
Московском государстве (1676—1682 гг.), реформировал армию и государственный
аппарат, способствовал распространению просвещения и европеизации России 388—390, 406, 482
Филарет,
патриарх, крупный
церковный и политический деятель первой половины XVII в., отец царя Михаила Фёдоровича и фактический правитель России в
годы его юности 386—387, 559
Филипп,
митрополит
Московский, крупный церковный деятель второй половины XVI в., обличал тиранический образ правления
Ивана IV, за что принял мученическую смерть, впоследствии канонизирован Русской
Православной церковью 318, 320—327, 562
Х
Хаджи-Гирей,
основатель
Крымского ханства 216
Хмельницкий
Богдан (Зиновий), гетман,
вождь восстания против
владычества Польши на Украине в середине XVII в., основатель независимого Украинского
государства, впоследствии присоединённого к России 431—435,
437—440
Ч
Чингисхан,
один из величайших
завоевателей в истории человечества, в первой половине XIII в. основал Монгольскую империю 199, 214, 613—614
Ш
Шафиров
Пётр Павлович, крупный политический деятель и историк конца XVII — начала XVIII вв. 34, 67—68, 523
Шах-Али
(Щигалей),
служилый касимовский царь и казанский хан в середине XVI в. 220, 328—329, 401
Шейбани
Мухаммед, среднеазиатский
правитель конца XV — начала XVI вв., выдающийся политический деятель и талантливый полководец 619—623
Шереметев
Борис Петрович, генерал-фельдмаршал, сподвижник Петра I, выдающийся полководец конца XVII — начала XVIII вв. 33, 526—531
Шлёцер
Август, выдающийся
немецкий учёный, работавший в середине XVIII в. в Петербургской Академии наук, автор
фундаментального труда о русских летописях «Нестор» 68
Шуйский
Василий, царь в
Московском государстве (1606— 1610 гг.), сверг Лжедмитрия I и подавил восстание Болотникова 375—376, 383
Ю
Юрий
Владимирович (Долгорукий),
княжил во Владимиро-Суздальской земле и в Киеве в середине XII в., активно участвовал в междоусобных войнах 60, 168, 180
Юрий
Дмитриевич (Звенигородский),
князь, крупный политический деятель первой половины XIV в., успешно боролся с князем Василием
Васильевичем (Тёмным) за московский престол 266—268
Я
Ягайло,
великий князь
литовский и король польский
в конце XIV — первой половине XV вв., вёл многочисленные войны, победил Тевтонский орден в битве
при Грюнвальде в
Янин
Валентин Лаврентьевич, выдающийся советский историк и археолог 12
Ярополк
Святославич, княжил в
Киеве в конце X в., активно участвовал в междоусобных войнах 105, 146,
150
Ярослав
Владимирович (Мудрый),
княжил в Киеве в середине XI в., способствовал распространению просвещения в Древнерусском
государстве 12, 19, 47, 52, 106—109, 153—156, 165, 192,
657
Ярослав Владимирович (Осмомысл),
княжил во второй половине XII в. в Галицко-Волынской земле, активно участвовал в
междоусобных войнах, обладал огромным политическим авторитетом 184—185
Ярослав
Всеволодович, княжил во Владимиро-Суздальской земле в первой половине XIII в., активно участвовал в междоусобных
войнах, удачно воевал против немецких рыцарей в Прибалтике 28, 194,
204, 226—229