Замкнутость
и «чистота» духовного сословия достигались несколькими способами. Во-первых,
прихожане были совершенно лишены права выбирать себе священника. Митрополит
Платон прямо говорил крестьянам: «Ваше дело... пахать, а моё дело вам попов
давать». По Уставу духовных консисторий (своду законов, отныне регулировавших
— вместо Кормчей книги — церковный суд и управление в России) поставление в сан
и определение к месту (т. е. к приходу) священников являлось делом,
подведомственным исключительно архиерею. Значительно осложнился и выход из
духовного сословия. Во-вторых, постепенно закреплялся обычай наследственности
священнических мест. Дети духовных лиц были обязаны получать образование в
семинариях и духовных академиях, в которые не принимались выходцы из других
сословий; а между тем лишь аттестат об окончании семинарии давал право на
получение сана. В-третьих, чётко определялся сам состав сословия. В 1718—1722
гг. был произведён «разбор» духовенства по «штатам»: утверждалось необходимое
количество священнослужителей по приходам, а все «лишние» церковнослужители и
дети духовных лиц определялись на военную или любую другую государственную
службу. Последний подобный «разбор» проводился в Уничтожение
замкнутости духовенства как сословия относится к эпохе либеральных реформ 60-х
гг. XIX столетия. Однако если разрешить свободный вход в духовное сословие и
выход из него оказалось легко, то восстановить живую связь священника с
прихожанами уже не удалось. Именно этот вопрос вызвал острые дискуссии на
Предсоборном совещании в начале XX в., когда шла Современное
духовенство. 662 подготовка
Поместного собора Русской Православной церкви для восстановления патриаршества
(сам собор состоялся лишь в В XVIII и XIX вв. духовенство продолжало оставаться привилегированным
сословием. Пётр I освободил его от вводимых подушной подати и рекрутских наборов, оставил
духовенству судебные привилегии. Екатерина II хотела отнести это сословие в правовом
отношении к «среднему роду» людей, занимающих промежуточное положение между
дворянством и крестьянами. Однако против этого резко возражал митрополит
Гавриил, требовавший уравнять духовенство в правах с дворянством. А Аввакум,
протопоп, духовный
вождь староверов второй половины XVII в., сожжён вместе со своими соратниками в Александр
Ярославнч (Невский),
князь, знаменитый полководец, победитель шведов в Невской
битве Александр
I, император в России (1801—1825 гг.) 25, 34, 38 Алексей
Михайлович (Тишайший),
царь в Московском государстве (1645—1676 гг.),
присоединил к Московскому государству Украину, ввёл в действие Соборное
Уложение — основной свод законов России XVII—XVIII вв., подавил восстание Степана Разина 21, 52, 53, 60, 347, 385, 387—388, 403,413,414—417, 421, 435—436,
439—440, 562 |