ЗНАМЕНИТЫЕ РОССИЙСКИЕ ИСТОРИКИ
Историческая наука немыслима без историографии. Историк
относится как судья
к странам, народам, целым
эпохам и выдающимся
личностям. Историографу дано
ещё более почётное право: он выступает в роли судьи по отношению к
самому историку.
Историография — это наука, изучающая процесс накопления исторических знаний. В отличие
от исторической науки, которая изучает прошлое, извлекая данные из исторических
источников и анализируя их, историография исследует саму эту науку. Поэтому
историография является как бы историей истории.
Историография появилась недавно. Потребность описать
все существовавшие прежде исторические знания впервые возникла в середине XIX в.
Обучая студентов исторических и историко-филологических факультетов,
учёные-историки пришли к выводу, что уже недостаточно преподавать собственно
историю, настало время познакомить слушателей с опытом профессиональных
историков и их научными методами. С этой целью в 1848/49 учебном году профессор
Московского университета, известный историк Сергей Михайлович Соловьёв прочёл
студентам курс лекций об исторической литературе. Лекции оказались полезными
для студентов, и вскоре их чтение стало
регулярным. Подобные лекции читались в Петербургском,
Казанском и других университетах. Так историография в России сделала свои
первые шаги. В наши дни историк, не знакомый с историографией, не сможет
профессионально работать.
Исторических сведений накопилось настолько много, что
нельзя провести серьёзное исследование, не сделав историографический обзор по
данной теме, т. е. прежде чем изложить свою позицию по какой-либо проблеме, каждый учёный
должен узнать мнение своих предшественников. Необходимо убедиться либо в том,
что суждение ново, либо в том, что оно является подтверждением уже известного
мнения других историков.
Описание литературы по исследуемой исторической
проблеме — самая первая и важнейшая задача историографии. Сейчас в этой науке
многое изменилось. Предмет её исследования очень расширился; и теперь то, что
раньше называли «историографией», имея при этом в виду обзор литературы по
какой-либо теме, предложено называть «историографическим обзором по теме». Сам
же термин «историография» в наши дни употребляется главным образом в значении
«история исторической науки».
Историческое прошлое — сложный предмет исследования. Как
узнать о событиях уже совер-
66
шившихся? Как описать эти события, если память людей
ненадёжна? А как реконструировать события, происшедшие так давно, что и свидетелей
уже нет? Где найти недостающие сведения? Они содержатся в исторических
источниках. Найти эти источники и извлечь из них нужную информацию — вот
задача истории. Но как? Какими инструментами? Какими способами? В разные века
способы и инструменты, применявшиеся историками, были различными. Их изучением
и занимается историография.
Весь процесс накопления исторических знаний можно
разделить на два периода — донаучный и научный. До появления письменности сказания о прошлом
передавались из уст в уста. Это было время устных преданий, былин, саг.
Некоторые из них были с течением времени записаны и в таком виде дошли до наших
дней. Былины — первые источники, несущие информацию о прошлом. Позднее
исторические сведения стали записывать. Так появились летописи — первые
исторические сочинения, где содержалась вся информация, которую летописцу
удавалось узнать. Историческое знание тогда ещё не было наукой, т. к. сведения
о прошлом не подвергались анализу. Этот период называют донаучным. К
историческим произведениям донаучного периода относятся устные сказания,
былины, летописи, жития святых,
хроники и др. Путь к научному историческому знанию был
долгим и трудным и завершился только в середине — второй половине XVIII в.
В конце XVII — начале XVIII вв. появились труды по истории, которые ещё нельзя назвать научными,
однако от предыдущих они отличаются тем, что авторы не только описывали
события, но и пытались их анализировать. Многие из этих произведений связаны с
деятельностью Петра I, царя-реформатора. В
этот период появились исторические сочинения князя Бориса Ивановича Куракина
(1676—1727), участника Азовских походов и Северной войны, командовавшего Семёновским
полком в Полтавской битве. В его произведении «История Российской империи»
около трети повествования относится к допетровскому времени, а остальное —
события царствования Петра I, во многих из которых
Куракин сам принимал участие.
Работа Петра Павловича Шафирова (1669— 1739) названа
«Рассуждения, какие законные причины его царское величество Пётр Первый к
Древнерусский летописец.
ЧТО
ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Историческим
источником учёные называют всё то, что может дать какую-либо информацию о
прошлом. Чаще всего историки пользуются письменными источниками: старинными
документами, летописями, мемуарами, письмами, древними и новыми сводами
законов. Очень важны также вещественные источники: монеты, печати, остатки
посуды, украшений, оружия и жилищ людей далёкого прошлого. К источникам
относятся также карты и рисунки, сделанные на глине, пергаменте, бересте,
бумаге и камне, а также выложенные мозаикой, вышитые на ткани или оттиснутые на
коже (подобные источники называют изобразительными). К устным источникам
причисляют древние предания, мифы и былины; а с недавнего времени на
магнитофонную плёнку записываются воспоминания участников важнейших событий XX столетия.
Источников
великое множество: ими могут служить киноленты и фотографии; надписи,
процарапанные на стенах, и картины величайших художников, военная форма и
старинная техника. Сама природа представляет собой исторический источник, ибо,
изучая её, можно узнать, в каких климатических условиях жили люди древности,
насколько плодородной была земля, которую они обрабатывали, из чего могли
делать инструменты и оружие для себя, от каких стихийных бедствий вынуждены
были защищаться.
У
всех исторических источников есть одна общая черта: они важны для учёных не
сами по себе, а только как нечто содержащее исторические сведения. Особенности
различных типов источников и способы извлечения из них достоверных знаний
изучает особый раздел исторической науки, который называется источниковедением.
67
началу войны против короля Каролуса Двенадцатого
шведского в 1700 году имел». Как видно из названия, в ней речь идёт о Северной
войне. То есть опять-таки о событии, современником которого был сам автор. В
отличие от древних летописцев представители исторической литературы конца XVII —
начала XVIII вв. пытаются осмыслить описанные ими события. Иногда для большей
объективности они привлекают различные источники информации. Так, Шафиров
использовал при создании своего труда документы о международных отношениях,
внешней политике России XVII—XVIII вв. В его произведении читателю предлагалось не просто перечисление
событий, а своеобразный «взгляд на события», авторская позиция.
«Рассуждения...» понравились Петру I, который понимал необходимость
развития исторического знания в России и был заинтересован в его
распространении. Именно поэтому он сам написал предисловие к этому сочинению.
Произведение Шафирова было переведено на немецкий язык и распространялось за
рубежом. Конечно, Бориса Куракина, Петра Шафирова, Феофана Прокоповича, Дмитрия
Кантемира нельзя назвать профессиональными историками. Специально историю они
не изучали и не обладали широкими познаниями в этой области. Начало
исторической науки в России положили труды работавших в нашем
отечестве немецких историков Готлиба Зигфрида Байера (1694—1738) и Августа
Шлёцера (1735—1809). Эти учёные впервые применили специальные методы для
извлечения достоверной информации из исторических источников. Историки XIX в.
очень высоко оценивали их сочинения.
Но только ли научное знание следует считать предметом
историографии? В последние годы внимание историографов всё чаще привлекают
исторические идеи тех, кто не был профессионально связан с историей. Ведь
множество людей, высказывавших интересные мысли об истории, никогда не учились
специально ремеслу историка. Среди них философы — Пётр Яковлевич Чаадаев,
Алексей Степанович Хомяков, Николай Яковлевич Данилевский, Владимир Сергеевич Соловьёв;
писатели — Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич Толстой, Михаил
Афанасьевич Булгаков. Как развитие исторической мысли в её образной форме
можно рассматривать и некоторые произведения русских поэтов: Александра Сергеевича
Пушкина, Николая Алексеевича Некрасова, Александра Александровича Блока.
Историография изучает также всё то, что непосредственно
связано с жизнью исторической науки в различные времена: деятельность
научно-исследовательских институтов, высших учебных
Российский историк XVIII в.
68
заведений, музеев, периодические издания и т. д. В не
меньшей степени историография интересуется представлениями о судьбах отечества,
существующими в массовом общественном сознании (это наименее исследованная
область). Но главным предметом исследования в историографии является именно
научное историческое знание. Сложность
его изучения состоит в необходимости осмысливать то, что
само по себе является результатом осмысления.
Историография — это самопознание истории. Появление этой
науки свидетельствует о достижении историей высокой степени зрелости. История
пытается понять сама себя.
(1686-1750)
Замечательный русский историк Василий Никитич Татищев
вошёл в историю как один из соратников Петра I, которых
Александр Сергеевич Пушкин образно назвал «птенцами гнезда Петрова». Это были
талантливые, выдающиеся личности, достойные своего великого учителя, активные
участники его преобразований, искренно стремившиеся к благу отечества. Таким
человеком был и автор первого научного труда по истории России — Василий
Никитич Татищев. Вот как он писал о влиянии Петра I на
свою судьбу: «Всё, что имею — чины, честь, имение и главное над всем — разум,
единственно всё по милости Его Величества имею, ибо если бы он в чужие края
меня не посылал, к делам знатным не употреблял, а милостию не ободрял, то бы я
не мог ничего того получить».
Василий Никитич родился в
Несколько раз Пётр I посылал
Василия Никитича за границу с дипломатическими поручениями. Эти поездки обогатили
его познания в философии и истории, географии и горном деле, артиллерии и
статистике, в области экономических и политических учений. Много сил отдал
Татищев развитию горного дела на Урале, будучи несколько лет управляющим
Уральскими металлургическими заводами.
После смерти Петра I Василий
Никитич оставался верным сторонником самодержавия, с которым связывал силу и
могущество России. В
69
и войсками, Анна Иоанновна стала самодержавной
правительницей России. Она окружила себя немецкими дворянами, которые стали
вершить все дела в государстве. Татищев, как и многие русские дворяне,
выступал против засилья немцев, но в отличие от других вельмож, сосланных за
это в Сибирь или казнённых, ему удалось избежать наказания.
Несколько лет Василий Никитич был губернатором
Астрахани, а затем переехал в своё родовое имение под Москвой, где провёл
последние годы жизни.
Верный ученик Петра I, Татищев
понимал жизнь как непрерывную деятельность во имя общественной и
государственной пользы. Он имел замечательную способность на любом месте выполнять
самую сложную работу наилучшим образом. Василий Никитич высоко ставил ум и
знания. Ведя скитальческую жизнь, он всюду покупал книги и рукописи и собрал
огромную библиотеку древних летописей и книг на разных языках. Круг его научных
интересов был очень широк, но главной привязанностью была история.
Административная деятельность и постоянные разъезды требовали много сил и
времени, поэтому на протяжении двадцати лет он занимался изучением истории по
ночам. И только последние пять лет жизни уже тяжелобольной Татищев смог
посвятить труду над историей отечества.
В этом нелёгком деле он был первопроходцем, ему приходилось
овладевать необходимыми знаниями и навыками в процессе самой работы, собирать
и изучать обширные исторические материалы, создавать методику их обработки.
Татищев попытался критически взглянуть на летописные источники, сравнивая их и
отбирая наиболее достоверные.
«История Российская» Татищева — это первый в России
научный обобщающий труд по отечественной истории. По манере расположения
материала она напоминает древнерусские летописи — события изложены в строгой
хронологической последовательности. Вот почему это произведение историка
иногда называют «последним летописным сводом». Но учёный не просто переписал
летописи: он передал их содержание языком более доступным современникам, дополнил
летописные известия другими материалами, а кроме того, в специальных
комментариях дал собственную оценку событий. В этом была новизна и научная
ценность его труда.
Татищев считал, что история — это воспоминания о
«бывших деяниях и приключениях, добрых и злых». Знание истории помогает человеку
не повторять ошибок своих предков и совершенствоваться нравственно.
Историческая наука, по мнению учёного, должна
основываться на фактах, извлекаемых из
В.Н. Татищев на уральском заводе.
70
источников. Работу историка он сравнивал с трудом
архитектора, который должен из груды материалов отобрать всё годное для
строительства здания. Так и историк должен уметь отличать надёжные и
достоверные документы от тех, которые не заслуживают доверия.
Сам Татищев собрал и использовал огромное количество
источников. Многие документы, ценные для изучения древней истории России,
нашёл и опубликовал именно он (например, свод законов Киевской Руси «Русская
правда» и Судебник времён Ивана IV). Да и сам его труд в
значительной мере стал единственным источником, из которого можно узнать
содержание многих исторических памятников, впоследствии уничтоженных или
утерянных.
Большое внимание Татищев уделял происхождению, взаимной
связи и географическому размещению народов, населявших нашу страну. Этим он
положил начало развитию в России этнографии и исторической географии.
Татищев впервые в отечественной историографии разделил
историю России на несколько основных периодов. С IX по XII в. на
Руси было единовластие, т. е. правил один князь, власть переходила по
наследству к его сыновьям. С XII в. началось
соперничество князей за власть; княжеские междоусобицы ослабили государство и
позволили монголо-татарам покорить Русь. Затем единовластие было
восстановлено Иваном III и укреплено Иваном IV. В
Смутное время государство опять ослабло и с трудом отстояло свою независимость.
Самодержавие вновь было восстановлено
при царе Алексее Михайловиче и достигло расцвета при
Петре Великом. Историк был убеждён в том, что самодержавная монархия —
единственно возможная и необходимая для России форма правления.
Кроме «Истории Российской» Татищев оставил много других
работ, касающихся различных вопросов, но преследующих одну цель, которая была
целью жизни историка, — достижение общественного и государственного блага. В
«Рассуждении двух приятелей о пользе наук и училищ» он горячо проповедует
распространение образования и просвещения среди всех слоёв населения, в том
числе и среди крепостных крестьян.
Главный же труд Татищева при его жизни так и не был
напечатан. Василий Никитич умер в
«История Российская» была выдающимся явлением
зарождавшейся в России исторической науки. Это произведение — результат многолетнего
трудолюбия, упорства и энтузиазма Василия Никитича Татищева. Высокую оценку
его вклада в развитие отечественной историографии дал известный русский историк
Сергей Михайлович Соловьёв: «...Важное значение его состоит именно в том, что
он первый начал обрабатывание русской истории, как следовало начать; первый дал
понятие о том, как приняться за дело; первый показал, что такое русская
история, какие существуют средства для её изучения».
(1766—1826)
Первым историком и последним летописцем» назвал Николая
Михайловича Карамзина Александр Сергеевич Пушкин. Но перед тем как стать
историком, Карамзин уже был известнейшим писателем. Вся Россия зачитывалась
его произведениями. Перед ним преклонялись,
у него учились, ему подражали. Однако наибольшую славу Карамзину принесло
главное творение его жизни — «История государства Российского».
Родился Николай Михайлович Карамзин 1 декабря
восхищали «опасности и героическая дружба». По
дворянскому обычаю того времени ещё мальчиком записанный на военную службу, он,
«войдя в возраст», поступил в полк, в котором давно числился. Но армейская
служба тяготила его. Молодой поручик мечтал заняться литературным творчеством.
Смерть отца дала Карамзину повод попросить отставку, а полученное небольшое
наследство позволило осуществить давнюю мечту — поездку за границу. 23-летний
путешественник посетил Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Эта поездка
обогатила его разнообразными впечатлениями. Вернувшись в Москву, Карамзин
издал «Письма русского путешественника», где описал всё, что поразило его и
запомнилось в чужих краях: пейзажи и внешность
71
Н.М. Карамзин, путешествующий по
Европе.
иноземцев, народные нравы и обычаи, городскую жизнь и
политический строй, архитектуру и живопись, свои встречи с писателями и
учёными, а также различные общественные события, свидетелем которых он был, в
том числе и начало Французской революции (1789—1794 гг.).
Несколько лет Карамзин издавал «Московский журнал», а
затем журнал «Вестник Европы». Он создал новый тип журнала, в котором соседствовали
литература, политика, наука. Разнообразные материалы в этих изданиях были
написаны лёгким, изящным языком, подавались живо и занимательно, поэтому они не
только были доступны широкой публике, но и способствовали воспитанию
литературного вкуса у читателей.
Карамзин стал главой нового направления в русской
литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы —
трогательные чувства, душевные переживания человека, «жизнь сердца». Карамзин
одним из первых начал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных
людей, а не героев древности и мифологических полубогов. Кроме того, он первым
ввёл в русскую литературу простой, всем понятный язык, близкий к разговорному.
Огромный успех принесла Карамзину повесть «Бедная Лиза».
Чувствительные читатели и особенно читательницы проливали над ней потоки слёз.
Пруд у Симонова монастыря в Москве, где утопилась из-за неразделённой любви
героиня произведения Лиза, стали называть «Лизин пруд»; к нему совершались
настоящие паломничества.
В 37 лет Карамзин был уже одним из самых авторитетных
писателей в России. Молодые писатели учились у него изяществу и богатству
литературного языка. И вдруг в зените славы он оставляет литературу, бросает
любимый журнал, светскую жизнь, уходит от мира в добровольное заточение в
кабинете, чтобы целиком посвятить себя описанию прошлого отечества. Карамзин
давно собирался всерьёз заняться историей России, написал несколько
исторических повестей, среди которых такие блестящие произведения как «Мар-
72
фа Посадница», «Наталья, боярская дочь». Но
окончательное решение он принял в возрасте по тем временам довольно почтенном,
когда уже трудно порвать с прежним образом жизни, чем очень удивил многих
друзей.
В
Недаром Пушкин назвал труд Карамзина «подвигом честного
человека».
Карамзин считал историю наукой, которая должна
воспитывать людей, наставлять их в повседневной жизни. Он стремился создать
доступное всем, увлекательное историческое произведение, которое должно было
воздействовать на воображение и чувства людей, развивая в них патриотизм и
нравственную чистоту.
Николай Михайлович был искренним сторонником и
защитником самодержавия. Он считал, что «самодержавие основало и воскресило Россию».
Поэтому в центре внимания историка было становление верховной власти в России,
правление князей и монархов. По мнению Карамзина, решающую роль в истории
играют великие люди. Он старался в своём сочинении объяснять поступки и
действия замечательных личностей, великих
Просвещённое
общество за чтением «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.
73
Д.Б. Дамон-Ортолани. «Портрет
Н.М. Карамзина».
правителей, которые повлияли на ход русской истории,
способствовали возвышению и укреплению России. Но не каждый правитель государства
заслуживает одобрения. Монарх должен быть человеком просвещённым и
высоконравственным. С негодованием относился Карамзин ко всякому насилию. Так,
например, историк осуждал тираническое правление Ивана Грозного, деспотизм
Петра I и ту жестокость, с которой он проводил реформы, искореняя древние русские
обычаи.
Огромный труд, созданный историком за сравнительно
короткое время, имел ошеломляющий успех у русской публики. «Историей
государства Российского» зачитывалась вся просвещённая Россия, её читали вслух
в салонах, обсуждали, вокруг неё велись жаркие споры. Пушкин писал: «Все, даже
светские женщины, бросались читать историю своего отечества, дотоле им
неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось,
найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом. Несколько времени ни о чём ином не
говорили».
Создавая «Историю государства Российского», Карамзин
использовал огромное количество древних летописей и других исторических
документов. Он писал в предисловии к своему сочинению: «Я не мог
дописывать летописи... Самая прекрасная выдуманная речь безобразит историю». Но
на самом деле Карамзин не всегда следовал этому правилу. В нём как бы боролись
два человека — писатель и учёный. Карамзин-учёный признавал, что историку
«непозволительно обманывать добросовестных читателей, мыслить и говорить за
героев, которые уже давно безмолвствуют в могилах». Но Карамзин-писатель
стремился «оживить» и «раскрасить» повествование, доставить читателю
удовольствие «для сердца и разума». Для того чтобы заставить публику
сопереживать происходившим в истории России событиям, писатель вложил в свой
текст «душу и чувства». А чтобы читатели могли получить истинное представление
об описываемых фактах и явлениях, историк в каждом томе поместил подробные примечания,
в которых привёл содержание летописей и других документов. Эти примечания —
итог колоссального труда. Они очень важны, потому что многие документы,
которые переписывал Карамзин, пропали или сгорели при пожаре Москвы в
В «Истории государства Российского» проявился весь
талант Карамзина — писателя и историка, гражданина и патриота. Он откровенно
писал об этой своей работе: «Я со слезами чувствую признательность к Небу за
своё историческое действие, знаю, что и как пишу; в своём тихом восторге не
думаю ни о современниках, ни о потомстве; я независим и наслаждаюсь только
своим трудом, любовью к отечеству и человечеству».
В
«Пусть никто не будет читать моей Истории; она есть, и
довольно для меня», — писал Карамзин. Но на долгие десятилетия «История
государства Российского» стала любимым чтением для всех, кому дорого и
интересно прошлое своего отечества, прекрасным учебником для молодого
поколения. Известный русский историк Сергей Михайлович Соловьёв в детстве
прочёл «Историю» Карамзина 12 раз. Другой русский учёный, Константин Николаевич
Бестужев-Рюмин, считал, что «трудно найти в какой-либо литературе произведение
более благородное. Оно благородно сочувствием ко всему
74
великому в природе
человеческой, благородно
отвращением от всего низкого и грубого».
И в наше
время люди продолжают
читать великое творение Карамзина, находя, как писал в
своё время декабрист Николай Иванович Тургенев,
«неизъяснимую прелесть в чтении», «что-то родное, любезное».
(1820—1879)
Человек с твёрдым характером, всю жизнь посвятивший
службе Русской земле», «место которого в ряду величайших учёных XIX века»
— так сказал известный историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин о своём
учителе, выдающемся русском учёном Сергее Михайловиче Соловьёве.
Сергей Михайлович Соловьёв родился 5 мая
Закончив гимназию с серебряной медалью, он поступил в
Московский университет. В университете Соловьёв занимался старательно и добросовестно,
много читал. Он сразу обратил на себя внимание преподавателей. На вопрос своего
учителя, профессора Михаила Петровича Погодина, чем он наиболее интересуется,
студент ответил: «Всем русским, русской историей, русским языком, историей
русской литературы».
После окончания университета Соловьёв принял
предложение попечителя Московского учебного округа графа Строганова стать
учителем детей его брата, уезжавшего с семьёй за границу. Сопровождая
путешественников, молодой историк за два года побывал в Австрии, Германии,
Франции, Бельгии. Он посещал лекции известных европейских учёных, переписывался
со своим учителем Погодиным. Узнав, что Погодин собирается уйти
из университета, Сергей
Соловьёв
вернулся в Россию и, защитив магистерскую диссертацию
«Об отношении Новгорода к великим князьям», был приглашён преподавать историю в
Московском университете. Всего за два года молодой учёный написал докторскую
диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома» и,
защитив её, в 27 лет стал доктором исторических наук и профессором Московского
университета.
Три с половиной десятилетия трудился Соловьёв в
старейшем высшем учебном заведении России. Несколько поколений студентов
слушали его лекции по русской истории. Историк Василий Осипович Ключевский,
вспоминая лекции Соловь-
75
ёва, писал: «С кафедры слышался не профессор, читающий в
аудитории, а учёный, размышляющий вслух в своём кабинете». Уже упоминавшийся
историк Бестужев-Рюмин отмечал, что Соловьёв «верил в будущее человечества, в
будущее своего народа и старался воспитывать подрастающее поколение в этой
высокой вере».
Сергей Михайлович успешно сочетал педагогическую и
исследовательскую деятельность. Он много и быстро писал, поражая современников
блестящей эрудицией, прекрасной памятью и удивительной работоспособностью. По
словам Ключевского, «он в совершенстве обладал умением беречь время». Соловьёв
не позволял себе пропускать лекции, даже когда был нездоров, и никогда не
опаздывал, так что студенты проверяли часы по началу его занятий. Он вставал в
6 часов утра и принимался за работу. В 9 часов пил чай и уходил в университет
или архив, а возвращался около 4 часов дня, обедал и опять работал до 9 часов
вечера. Спал он всего семь часов в сутки, а отдых отдавал прогулкам, общению с
друзьями и чтению любимых книг. Ключевский сравнивал своего учителя с «учёным
механизмом, способным работать одинаково спокойно и правильно бесконечное
число часов, перерабатывая самый разнообразный материал. Он знал тайну
искусства удвоять время и восстанавливать силы простой переменой занятий. Ни
годы, ни житейские тревоги, ни физический недуг не могли ослабить живости его
умственных интересов».
Соловьёвым написано свыше 300 различных произведений.
Главное его сочинение — многотомная «История России с древнейших времён».
Издание её началось в
Историк совершил гигантский шаг вперёд по сравнению со
своими предшественниками. Сочинение Карамзина заканчивалось описанием событий
начала XVII в. Для того чтобы написать историю страны XVII—XVIII вв., Соловьёву пришлось не один год провести в архивах, отыскивая и обрабатывая
новые документы и материалы. В результате его исследование стало, по выражению
Ключевского, своеобразной энциклопедией.
Главная заслуга Соловьёва в том, что он превратил
историю в подлинную науку. Учёный считал, что основной целью истории является
отнюдь не нравственное назидание и поучение. Историк, по его мнению, обязан
следить за связью явлений и событий, показывать, «как новое проистекало из
старого», соединять «разрозненные части в одно органическое целое».
Учёный был убеждён, что высшая цель человечества —
достижение идеалов справедливости и добра. Все народы в своём развитии проходят
одни и те же этапы, определённые «возрасты», точно так же, как и всё живое.
Первый этап в истории народов — это период господства «чувства», это юность в
жизни народа, время сильных страстей. Второй этап — время зрелого развития,
период господства «мысли», т. е. время распространения просвещения и расцвета
науки. Переход от первого этапа ко второму в Западной Европе был связан с
эпохой Возрождения, а в России — с эпохой Петра I. Государство,
как считал Соловьёв, — это высшая форма исторического развития народа. Народ
немыслим без государства, только в государстве он обретает способность к
успешному прогрессу.
По мнению учёного, «три условия имеют особенное влияние
на жизнь народа: природа страны, где он живёт; природа племени, к которому он
принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».
Оценивая влияние природных условий на развитие народов, Соловьёв отмечал, что
для стран Западной Европы природа была «матерью», а для России — «мачехой».
Горы разделяли Западную Европу на замкнутые части и были как бы естественными
границами, укреплениями, защищавшими от внешних вторжений. Близость моря
содействовала развитию торговли и разнообразию занятий. Русская же земля
представляла собой огромную равнину, не защищённую естественными укреплениями,
открытую нашествиям. На обширной территории жило малочисленное население,
вынужденное постоянно и упорно трудиться и постепенно перемещаться в поисках
более плодородных земель и более удобных мест оби-
С.. М. Соловьёв идёт на лекции в
Московский университет.
76
тания. В процессе заселения (колонизации) пустующих
земель постепенно сложилось Русское государство.
Соловьёв полагал, что из-за своего неудачного
географического положения Россия «была государством, которое постоянно должно
было вести тяжёлую борьбу с соседями, борьбу не наступательную, но
оборонительную, причём отстаивалось не материальное благосостояние, но
независимость страны, свобода жителей». В борьбе с монголо-татарскими
завоевателями русский и другие славянские народы прикрывали страны Западной
Европы. Русскому государству приходилось постоянно содержать большое войско
для защиты своих обширных границ. Из-за того что были плохо развиты торговля и
промышленность, у государства не было денег, чтобы платить военным служилым
людям. Поэтому им раздавались земли — поместья. Но землю нужно было
обрабатывать, иначе она теряла всю свою ценность. «Государство, — писал
Соловьёв, — давши служилому человеку землю, обязано было дать ему и постоянных
работников, иначе он служить не мог». Поэтому крестьянам было запрещено уходить
со своей земли, они должны были обрабатывать её, чтобы прокормить своего
хозяина и его военных слуг. Так на Руси возникло крепостное право. Городское
население тоже обязано было работать и платить огромные подати, на которые
содержалось войско.
Основное внимание Соловьёв уделил эпохе Петра I. Он
первым среди историков попытался дать научную оценку Петровским преобразованиям.
По мысли учёного, реформы, проведённые Петром
I, были подготовлены
предшествующим
развитием России; они явили собой естественный и
необходимый переход народа из одного «возраста» в другой. Одолев врагов с
Востока, русские люди обратили взоры на Запад и увидели, как живут другие
народы. Соловьёв писал: «Бедный народ осознал свою бедность и причины её чрез
сравнение себя с народами богатыми». И далее: «Народ поднялся и собрался в
дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя, — вождь появился». Этим вождём и был
Пётр I, который продолжил начинания своих предшественников — русских царей,
придал этим начинаниям грандиозный размах и достиг великих результатов.
«История России с древнейших времён» Соловьёва — это
результат титанической работы, беспощадного самоограничения и самоотречения
учёного. Семейное благополучие давало историку возможность сосредоточиться на
главном деле его жизни. Жена Соловьёва Поликсена Владимировна высоко ценила
талант мужа и с благоговением относилась к его труду. На её плечи легли все
житейские заботы и распространение «Истории России», а главное — воспитание
детей. Их в семье было двенадцать. Дети Сергея Михайловича не были обделены
талантами: сыновья Всеволод, Михаил и дочь Поликсена стали известными
литераторами. Но истинным наследником отцовской славы стал известный русский
философ Владимир Сергеевич Соловьёв.
Сергей Михайлович Соловьёв скончался 4 октября
(1841—1911)
Это не просто
имя. Это —
имя-легенда, имя-символ, которое в истории науки всегда будет стоять в
ряду самых славных, всегда будет произноситься с гордостью и почтением.
16 января
Однако Ключевский отказался от духовной карьеры. Прервав
учёбу в семинарии, он отправился в Москву, где в
77
В.О. Ключевский.
Московского университета. Трудно перечислить все другие
звания учёного и общества, почётным членом которых он состоял.
Прекрасно подготовили Ключевского к будущему научному
творчеству его учителя. Среди них были известный в те времена исследователь
русского средневековья Фёдор Иванович Буслаев и славнейший российский историк
Сергей Михайлович Соловьёв.
С
Лекции Ключевского были настоящим праздником. В
«Большую словесную» аудиторию университета, где он обычно читал, пытались
пропускать по студенческим билетам только тех, кому надлежало слушать курс по
расписанию. Но, как сообщают современные биографы учёного, «студенты всяких
курсов и специальностей напирали
силой», шли «стеной» и «вваливались толпой» в аудиторию,
в которой уже с утра смирно сидели более предприимчивые и догадливые.
А как же заикание? Ведь учёный с детства страдал им. Он
не преодолел его до конца, но совершил чудо — долгой и упорной работой сумел
выработать прекрасную дикцию и превратить свой маленький недостаток в милую
особенность. Ключевский великолепно владел литературным русским языком, словарь
его был очень богат: в нём содержалось множество слов художественной речи,
характерных народных оборотов, пословиц и поговорок.
Редкое искусство Ключевского — его интонация. В
патетических местах голос его не возвышался, а опускался почти до шёпота.
Например, об отъезде Ивана Грозного в Александровскую слободу он рассказывал
обычным тоном, а вот о страшном возвращении из неё и начале опричнины... Лектор
сообщал об этих событиях шёпотом, как будто боялся, что Грозный услышит и
испепелит гневом; присутствие вернувшегося страшного царя ощущалось чуть ли не
за дверью аудитории. Когда Василий Осипович читал лекции о Петровской эпохе в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества, художник Валентин Серов
создал под впечатлением услышанного свой известный эскиз «Пётр I». Ключевский
помогал Фёдору Ивановичу Шаляпину создавать сценические образы Ивана Грозного и
Бориса Годунова. Сам для себя Ключевский однажды сформулировал собственный опыт
«подчинения» аудитории: «Развивая мысль в речи, надо сперва схему её вложить в
ум слушателей, потом в наглядном сравнении предъявить её воображению и,
наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить её на слушающее
сердце, и тогда слушатель — Ваш военнопленный...»
Лекторская работа была истинным призванием Ключевского.
«Я так и умру, как моллюск, приросший к кафедре», — шутил он. Известен и другой
афоризм учёного: «Я говорю красно, потому что мои слова пропитаны моей кровью».
Действительно, всего себя он отдавал работе, и наряду с огромной
преподавательской деятельностью занимался ещё и научно-исследовательской.
Им создано немало замечательных трудов по русской
истории. Первым научным сочинением (вышло отдельной книгой в
Наиболее известно сочинение Ключевского «Курс русской
истории». История в представлении учёного — это наука об общих законах строения
78
человеческих обществ. Ранее решающей силой исторического
процесса виделась деятельность отдельных царствующих лиц или же государства.
Ключевский же доказывал, что развитие общества зависит от сочетания различных
факторов — как внешних, так и внутренних: экономического, политического,
социального, географического, этнического. Большую роль Василий Осипович
отводил колонизации страны как одной из определяющих сил во всей русской
истории. Её этапы (т. е. последовательное освоение русским народом
Восточно-Европейской равнины) и послужили для учёного основным критерием
разделения российской истории на периоды.
Ключевский признаёт влияние и географической среды на
формирование характера народа. В своих работах он вводит новое всеобъемлющее
понятие — «человеческое общежитие», в которое включает и общество, и
человеческую индивидуальность, и природу. При этом «человеческое общежитие»
невозможно без преемственности и общения поколений.
В своей работе «Происхождение крепостного права в
России» Ключевский старался детально проследить, как складывались
крепостнические отношения на Руси, выявить их суть с экономической и
юридической точек зрения. Он доказывал, что крепостная зависимость в России
была порождена экономической задолженностью крестьян землевладельцам и
развивалась на основе отношений между частными лицами. Государство же лишь
оформило их законодательно.
Ключевскому принадлежит немало историко-философских
работ, посвящённых классикам русской литературы: Лермонтову, Гоголю, Чехову,
Достоевскому, Гончарову. Порой историк давал удивительно точные и ёмкие
характеристики их творчества. О Гоголе, например, Василий Осипович писал:
«...Талант, подкрепляемый нервной возбуждённостью и эстетической
общедоступностью, становится силой не только убеждающей и пленяющей, но и
гипнотизирующей, чарующей в простом физиологическом смысле слова. Он и творил,
и вместе с публикой любовался своим творчеством, и страдал от этого
неестественного соединения несоединимых ролей — зрителя и артиста».
Труд Ключевского «Боярская дума Древней Руси», который
он защитил как докторскую диссертацию, а затем издал отдельной книгой,
сохраняет фундаментальное научное значение и до настоящего времени.
Политическим идеалом Василия Осиповича было правовое
буржуазное государство с избирательным правом, парламентским правлением и
мирным сотрудничеством всех классов на основе «общего блага». Историк отвергал
революционные потрясения общества. Государство в его представлении есть
примиряющее общенациональное начало.
Ключевский, по словам одного из современных
историков, «дал русской
науке одну из
самых
ярких концепции исторического прошлого страны. Он
заставил тысячи голов думать над множеством вопросов; у одних при этом
возрастал интерес к истории, у других он рождался впервые». Но, несмотря на всё
своё величие, Ключевский вёл тихую, размеренную жизнь кабинетного учёного,
внешне небогатую событиями.
Вот какими словами современный биограф передаёт
впечатление от внешности историка: «С портретов на нас смотрит старичок,
подстриженный в кружало, в очках, за которыми блестят узенькие мудрые глазки,
с маленькой седой бородкой». Его сухую и измождённую фигуру злые языки
сравнивали с допетровским подьячим, а добрые — с идеальным типом древнего
летописца. Сельское духовенство, из среды которого вышел Василий Осипович, не
могло не оставить следа на его внешности и быте.
Знаменитый профессор, уже много лет не стеснённый в
средствах, он ходил в старенькой, поношенной шубе. А официальному синему вицмундиру
с золотыми пуговицами предпочитал чёрные сюртуки, которые шил у дешёвых портных.
В его большой квартире в Замоскворечье царил строгий
порядок. Чистые крашеные полы были застелены домоткаными дорожками в полоску.
Кабинет учёного отличался
простотой и пора-
Книги В.О. Ключевского.
79
зительной скромностью. На его письменном столе
не было какой-нибудь массивной чернильницы на
мраморной доске, а стоял пятикопеечный пузырёк чернил.
Даже в преклонном возрасте Василий Осипович сохранил
невероятную трудоспособность. Его юные ученики не могли соперничать со
стареющим учителем. Память его была поистине феноменальна: он мог после долгих
научных заседаний с точностью вести их записи, в которых не упускал ни имён, ни
дат, ни фактов.
Замечательный российский историк сумел многое сказать и
своим современникам, и потомкам.
Ключевский считал, что «в жизни учёного и писателя
главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли».
(1820—1908)
В русской науке Иван Егорович Забелин известен как
историк быта. Он родился в Твери, в небогатой семье мелкого чиновника, и, чтобы
содержать себя, большую часть жизни вынужден служить, начав с должности канцеляриста
в Оружейной палате Московского Кремля. Иван Егорович никогда не учился ни в
гимназии, ни в университете и не имел никакого другого образования, кроме так и
не оконченного им Преображенского сиротского училища. Но благодаря научным
заслугам ему удалось подняться до положения доктора русской истории, почётного
члена Академии наук и товарища (т. е. помощника) председателя Русского
Исторического музея (возглавлял это учреждение великий князь Сергей
Александрович, брат императора Александра III).
Будучи по происхождению близким к низшим классам
общества и привыкнув к нелёгкой и кропотливой работе, Забелин более, чем
кто-либо, насыщал историческое повествование мелкими и мельчайшими деталями
народного быта. Это заставляло читателей почувствовать всю красоту и поэзию повседневной
жизни людей далёкого прошлого. В главной работе всей его жизни «Домашний быт
русского народа в XVI
и XVII столетиях» подробность
— бог. Этот колоссальный по объёму труд вышел в 60-х гг. XIX в. в
двух частях: «Домашний быт русских царей» и «Домашний быт русских цариц».
Известный учёный, профессор Московского университета Фёдор Иванович Буслаев
считал, что эта работа Забелина — лучшее сочинение по русской истории из всех,
которые когда-либо выходили. И более столетия спустя книги Забелина продолжают
оставаться настоящим кладезем сведений о прошлом России.
Сочинения Забелина пользовались необыкновенным успехом:
тиражи расходились чрезвычайно быстро, что уже само по себе — большая редкость
для научных исторических трудов. Более того, главный труд Забелина был дважды
переиздан ещё при жизни автора, неизменно вызывая у публики живейший интерес.
За «Домашний быт русских цариц» историк получил Золотую медаль
Археологического общества и почётную тогда Уваровскую
премию. Восхищённый Иван Сергеевич Тургенев писал Забелину: «Ни у кого не
нахожу я той ясной простоты изложения и того русского духа,.. которые мне так
нравятся в Ваших вещах».
В другой важной работе — «История Москвы» — благодаря
незаурядному литературному дарованию Забелину удалось легко и понятно изложить
сведения об исторической судьбе древней русской столицы, собранные несколькими
поколениями учёных. Изданию этой книги предшествовала огромная работа: её
появление предваряла публикация солидного научного труда Забелина «Материалы для истории, археологии и
80
Памятник Минину и Пожарскому на
фоне храма Василия Блаженного.
Спасителям Москвы в эпоху Смуты И.Е. Забелин
посвятил книгу «Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время».
статистики города Москвы» и дополнял составленный
историком альбом со старинными видами Кремля.
С большой страстностью Забелин отстаивал самобытность
русской культуры, борясь против переоценки иноземных влияний. Но неправильно
было бы на этом основании считать его консерватором, увлекающимся только стариной,
зовущим назад, в прошлое. Горячее патриотическое чувство, любовь к народу и
его истории не привели Забелина к идеализации патриархального строя. В своих
трудах он показывал важное значение европейской ориентации России, открытости
всему новому, протестуя лишь против распространённого в научных кругах мнения,
согласно которому русская культура представляла собой только цепь
заимствований. В отечественное искусствоведение вошла его превосходная книга
«Черты самобытности в древнерусском зодчестве», в которой рассказывалось о
шатровых храмах — русском вкладе в мировую архитектуру.
Деятельность Ивана Егоровича не ограничивалась лишь
изучением истории быта. Он был крупным археологом, немало сделал в области
популяризации исторических знаний. Будучи уже глубоким стариком, он энергично
занимался пополнением фондов Исторического музея.
Среди русских историков Забелин был продолжателем
традиций Карамзина и стоял несколько особняком в научных кругах своего
времени. Он
полагал, что точность при работе с историческими
источниками, упорный и тяжёлый труд истинного историка не имеют настоящей цены,
если впоследствии они не используются с целью воспитательной, патриотической.
Поэтому работы Забелина, написанные живо и увлекательно, всегда были
рассчитаны на широкие круги читателей, а не только на специалистов-историков. В
В конце жизни Забелин заслуженно пользовался славой
одного из известнейших отечественных историков. На 50-летие своей научной
деятельности он получил поздравления от великих князей, министра просвещения,
а также от нескольких университетов, а на 70-летие научной деятельности — от
императора Николая II. После кончины историка
в
ПЛАТОНОВ
(1860—1933)
Одним из наиболее популярных историков дореволюционной
России был Сергей Фёдорович Платонов. Выпускник, а позднее профессор и декан
историко-филологического факультета Петербургского университета, член-корреспондент
Академии наук, он до Октябрьской революции преподавал историю в средних и
высших учебных заведениях Петербурга. Именно ему, опытному педагогу, было
доверено обучение великих княжон и самого наследника престола. Платонов был
исследователем и издателем многих материалов по истории России XVI—XVII вв.,
автором научных трудов по истории Смутного времени и учебников: «Древнерусские
сказания и повести о Смутном времени как исторический источник», «Очерки по
истории Смуты в Московском государстве в XVI—XVII вв.»,
«Лекции по русской истории», «Учебник русской истории для средней школы» и др.
Следуя идеям Ключевского, Платонов говорил о том,
что всё человечество живёт
по общим
законам и проходит в своём развитии одни и те же этапы.
Природа страны, стечение обстоятельств, а также сочетание внутренних и внешних
условий, как доказывал Платонов, определяют своеобразие жизни, уклада и
традиций у разных народов. Он придавал исторической науке огромное значение в
жизни общества, считая, что она помогает понять прошлое и через него оценить
настоящее и ответить на вопросы современности. При этом Платонов подчёркивал
необходимость изучения национальной истории, зная которую народ сознательно
определяет задачи будущего.
Каждый народ в своём развитии, отмечал он, движется от
родового строя к высшей форме — государству, которое в свою очередь тоже
проходит несколько этапов в процессе совершенствования. В качестве примера
подобной эволюции Платонов приводил историю России. Она прошла путь от политически
рыхлого княжеского государства, каким была Киевская Русь, и удельных княжеств
до объединённого государства времён Ивана III,
82
которое надёжно обеспечивало как внешнюю защиту страны,
так и защиту боярской и княжеской власти; а затем через вотчинно-государственный
режим царя Ивана IV
Грозного, бывший переходным этапом к более
высокой ступени — государственно-национальному порядку после Смутного времени,
т. е. государству для всего русского общества: нового класса (дворянства) и
среднего класса — торговых людей, «капита'листых (т. е. зажиточных, богатых. — Прим. ред.) крестьян».
Наивысшего расцвета Российское государство, по мнению
Платонова, достигло в период империи, основы которой были заложены Петром I и
которая во времена Александра II окончательно сформировалась,
соединив самодержавие с элементами западноевропейской демократии. Учёный
полагал необходимым для России сохранение абсолютной монархической власти как
гарантии упорядоченной жизни всех без исключения слоёв русского общества.
Главным предметом научных интересов историка было
Смутное время начала XVII в. — чрезвычайно важный
этап в развитии Московского государства, эпоха, когда закончилась
вотчинно-государственная и начала складываться государственно-национальная
эпоха. Платонову принадлежит заслуга полного теоретического и фактического
изучения одного из сложнейших периодов истории Московского государства.
Платонов скрупулёзно проанализировал этот переходный момент в русской истории,
когда гибель старой, правившей в течение долгих веков династии Рюриковичей,
жестокие экономические последствия опричнины, борьба боярской и княжеской
верхушки за власть, бесчинства казачьих и «воровских» низов общества, а также
иноземное вторжение (польско-шведская интервенция) поставили под угрозу существование
самостоятельного Московского государства и православия на Руси, независимость
и благополучие среднего класса — мелкого и среднего дворянства, купечества,
зажиточного крестьянства и ремесленников.
После Октябрьской революции учёный активно участвовал в
создании новых и восстановлении старых научных исторических учреждений. В
С.Ф. Платонов.
83
С.Ф. Платонова считали
олицетворением Санкт-Петербурга. Строгая, европейская красота города передалась
произведениям историка: они безупречны с научной точки зрения и написаны
изысканным литературным языком.
(1832—1920)
По учебникам русского историка Дмитрия Ивановича
Иловайского узнавала о прошлом отечества вся образованная Россия второй
половины XIX — начала XX
веков. Он родился в Ранненбурге, маленьком
городке Рязанской губернии, в обедневшей купеческой семье. После окончания
Московского университета, где он слушал лекции замечательных российских историков
Т. Н. Грановского и С. М. Соловьёва, Иловайский преподавал историю в гимназии,
одновременно готовя магистерскую диссертацию («История Рязанского княжества»)
и работая над школьными учебниками по русской и всеобщей истории. Отказавшись
от предложенного места в
университете, Дмитрий Иванович занялся сугубо кабинетной
работой: защитил докторскую диссертацию о русско-польских отношениях («Гродненский
сейм
84
Д.И. Иловайский путешествует по
Рязанскому краю.
44 раза, для старшего — 36, по всеобщей истории —
соответственно 35 и 30 раз.
Большое место в творчестве историка занимала и
публицистика. На страницах «Московских ведомостей», «Нового времени», а затем и
в собственной газете «Кремль» он отстаивал национальные интересы России,
ущемляемые, по его мнению, иностранным капиталом, «лжелиберальными»
настроениями интеллигенции, косностью бюрократии.
Бескомпромиссный характер, предельная самостоятельность
суждений и поступков, любовь к историческим занятиям — эти качества Иловайский
сохранил на всю жизнь. Свои мнения он основывал не на расхожих утверждениях, а
прежде всего на собственных наблюдениях. В
На обратном пути Иловайский решил посетить известный
своими достопримечательностями древнерусский город Галич, не смущаясь отсутствием
визы для пребывания на территории, находившейся тогда под властью
Австро-Венгерской империи. Три дня возмущённый путешественник вынужден был
провести в тюрьме, доказывая свой исключительно научный интерес к данной местности.
Иловайский считал путешествия неотъемлемой составной частью работы историка.
Он полагал, что воссоздание картины прошлого может быть образным и конкретным
лишь тогда, когда учёный сам ознакомится с местом действия его героев, не
только с архитектурными памятниками, но и с современным жизненным укладом, занятиями,
благосостоянием населения. Изучая историю Рязанского края, Иловайский,
прихватив с собой географические карты, брошюры, чай, сахар, ружьё и зонтик,
исходил пешком всю губернию. Историк путешествовал едва ли не по всей
европейской части России, по Польше. Бывал он и в Австрии, Пруссии, Франции,
где изучал достижения европейской педагогики, — ведь совершенствовать свои
учебники Иловайский продолжал из года в год.
Ни правительство, ни какая-либо общественная группа не
поддерживали историка морально или материально. Он издавал свои сочинения на
собственные средства и жил доходами от продажи этих книг. Учебники Иловайского
почти полвека сохраняли безусловно лидирующее положение. В этих учебниках всё
было подчинено идее твёрдости и основательности знаний. Иловайский не был
врагом свободной мысли и критических суждений, но считал, что оценка и само
глубокое понимание исторических событий могут быть основаны только на прочном
усвоении и что нет большего зла, чем
85
«полуобразование», легковесные рассуждения при
поверхностном знакомстве с предметом. Яркое, образное повествование, умение
сделать акцент на какой-нибудь характерной детали сочетаются в учебниках
Иловайского с высокой информативностью, обращением к первоисточникам, разным
версиям событий. Ещё одно достоинство учебников Иловайского, особенно важное
при подготовке к экзаменам, — предельная сжатость изложения. Многие положения
учебников Иловайского к нашему времени дополнены или же отвергнуты наукой, но и
по сей день эти учебники выдерживают проверку временем, давая молодому читателю
надёжные ориентиры в огромном мире отечественной истории и культуры.
(1868—1932)
Вряд ли в истории российской исторической науки есть
личность, вызывавшая больше споров и разногласий, чем «профессор с пикой» —
Михаил Николаевич Покровский. Как историку и как человеку ему давались порой
прямо противоположные оценки со стороны учёных, придерживавшихся различных
политических взглядов. Вот некоторые из них: «Покровский, научная карьера
которого не удалась, блеснул лишь несколькими талантливыми статьями»; «Масштаб
и значимость его научной деятельности таковы, что он со всеми присущими ему
ошибками и противоречиями остаётся выдающейся личностью в истории...
исторической науки»; «...Вот истинно позорное имя в русской истории и позор для
школы московских русских историков»; «...Именно таким человеком — всемирно
признанным учёным, интеллигентом в самом точном смысле этого слова — и был
Михаил Николаевич Покровский». Всю свою научную деятельность Покровский
подчинил политической борьбе. Однажды выбрав определённое политическое
направление, связав свою судьбу с большевизмом, он до конца дней своих служил
ему верой и правдой, отдав этой работе свой талант, эрудицию и знания историка
— специалиста высокого класса. Поэтому наилучшая, самая точная характеристика
Покровского была дана его соратниками: «Старейший представитель большевистской
гвардии, активный участник революции 1905 и 1917 гг., активный участник
социалистического строительства, в деле народного просвещения Покровский был неутомимым
бойцом на теоретическом фронте, возглавляя марксистскую историческую науку».
Именно так. Покровский — историк-боец. Каждая его
строка подобна пулемётной очереди, каждая его книга напоминает артиллерийскую
канонаду, обрушивающуюся на позиции неприятеля.
Михаил Николаевич родился в семье государственного
чиновника средней руки. Его отец нередко сталкивался со служебными злоупотреблениями
высших государственных сановников и имел обыкновение рассказывать о них в кругу
86
семьи. Он прохладно относился к официальной церкви. Сын
этого человека стал непримиримым противником существовавшего в России государственного
режима и атеистом.
Михаил Николаевич Покровский получил фундаментальное
образование на историко-филологическом факультете Московского университета.
Учителями его были выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский, а
также блестящий знаток средневековой Англии и истории права Павел Гаврилович
Виноградов. Впоследствии Покровский с восхищением писал о Виноградове как об
учёном с «твёрдыми, отчеканенными, выработанными методами и приёмами работы», у
которого можно было многому научиться.
По окончании университета Покровский довольно скоро
заинтересовался политикой, проникся поначалу либеральными, а потом революционными
настроениями. В апреле
В России он оказался в самой гуще событий, в качестве
«военного корреспондента» побывал в местах ожесточённых боёв в Москве, был
избран председателем Моссовета. С этого времени Покровский начинает свою головокружительную
карьеру и оказывает влияние на важнейшие дела большой политики. Например, он
как один из членов делегации России участвует в знаменитых переговорах в
Брест-Литовске с Германией и Австро-Венгрией.
В годы гражданской войны и позднее Покровский
оказывается во главе русской исторической науки. Он занимает пост заместителя
народного комиссара (иначе говоря, министра) просвещения, а также два десятка
прочих руководящих должностей в академической науке. Он управляет всей
архивной службой России, редактирует научные журналы и стоит во главе двух
крупнейших центров науки, возникших в послеоктябрьские годы: Социалистической
(с
Эрмитажа для поддержания большевицкой казны». Известно
также, что он предлагал «повесить
замок» на некоторые архивы и всё
внимание сосредоточить на
историко-революционных
документах, представлявших, с
его точки зрения, «ударный интерес в смысле ценности для настоящего момента».
В 20-х гг. научные взгляды Покровского были эталоном для
первых советских историков. Сотни и тысячи преподавателей, учёных и сотрудников
музеев, архивов, библиотек слушали его лекции, воспринимали его теории.
Благодаря политическим обстоятельствам на недосягаемую высоту поднят был
историк блестящий — но отнюдь не из числа первостепенных. Сильными сторонами Покровского
были прекрасное знание языков, солидная научная школа и способность к яркому,
образному изложению своих идей. Его слабые стороны состояли в склонности к
схематизму и суждениям остроумным, красивым, но ничем не подтверждаемым.
Научная деятельность историка со времён вступления его в
партию большевиков показывает стремление положить марксизм в основание русской
истории. Его крупнейший труд — «Русская история с древнейших времён». В пяти
томах этого сочинения (последний из них вышел в
Уже в годы советской власти важнейшей работой историка
стала «Русская история в самом сжатом очерке». Эта книга сыграла роль популярного
учебника для историков-марксистов 20— 30-х гг. Ознакомившись с ней, Ленин
написал Покровскому, что работа ему «чрезвычайно понравилась». Он также
советовал автору добавить к ней указатель, содержащий даты важнейших
исторических событий и их оценку старой «буржуазной» и новой марксистской
наукой. Покровский сделал требуемые дополнения, и «Русская история
87
М.Н. Покровский идёт вместе с
бойцами по революционной Москве. Осень
в самом сжатом очерке» выдержала за короткий срок
фантастическое количество изданий. Незадолго до смерти учёный написал
предисловие к десятому изданию, но и после его кончины книга выходила ещё
несколько раз.
Одна из главных идей Покровского состоит в том, что
беспристрастной истории, истории вне политики быть не может. История, как он не
раз подчёркивал, пишется не бесплотными существами, а людьми, защищающими
собственные интересы и интересы своего слоя, группы, класса. Борьба классов,
таким образом, отражается во всей исторической литературе. В книге «Борьба
классов и русская историческая литература» Покровский обрисовал политическую
физиономию каждого крупного историка России. Временами он доходил до
преувеличений, объясняя научные взгляды величайших исследователей тем, что один
из них был, скажем, «тамбовским помещиком», а другой — «сыном столичного
протопопа».
Разумеется, политика во все времена влияла, влияет и
будет влиять на ремесло историка в очень большой степени. Здесь Покровский был
абсолютно прав. Но нельзя же из-за этого над каждым историком посадить по
судье и прокурору: давайте-ка разберёмся, сударь, что повлияло на
ваши идеи — происхождение, размер дохода или
принадлежность к какой-либо партии? Подобную операцию невозможно проделать по
одной простой причине. Нет такого класса или слоя, который был бы хранителем
истин в последней инстанции, и, значит, некому назначать прокуроров.
Покровский был слишком яркой, слишком независимо
мыслящей личностью. Ему посчастливилось умереть своей смертью (в то время как
многие его коллеги были казнены в 30-е гг.), но его научные труды и репутация
историка пострадали очень сильно. С середины 30-х гг., в разгар режима личной
власти Сталина, началась «унификация» исторической науки, т. е. её подгонка
под единый тесный общегосударственный шаблон. При всей приверженности
Покровского марксизму его огромное и сложное научное наследие никак не
подходило под общую мерку. По этой причине оно подверглось жесточайшей критике,
настоящему разгрому. Покровский, можно сказать, был посмертно расстрелян. Имя
первого из советских историков надолго стало бранным словом...
Историкам будущих поколений ещё предстоит до конца
разобраться с этой противоречивой фигурой: что следует считать заслугами Покровского,
что — ошибками, а что — преступлениями.
88
(1893-1965)
Выдающийся российский историк и блестящий источниковед
Михаил Николаевич Тихомиров родился в Москве, в многодетной мещанской семье.
Его отец, конторский служащий Никольской мануфактуры Морозовых, был образованным
человеком, много читал и старался привить детям любовь к литературе и истории.
Михаил Николаевич вспоминал, что семья их жила более чем скромно. В
восьмилетнем возрасте он пошёл учиться в московское Городское училище, где в
перерыве между уроками завтракал куском ржаного хлеба, посыпанным солью. От
няни Акулины Ивановны он перенял «почти богобоязненное почтение к хлебу»,
который она называла «даром Божиим».
В 1902—1911 гг. Тихомиров учился в Петербургском
Коммерческом училище, которое закончил с золотой медалью. Большое влияние на
юношу, во многом определившее его дальнейший жизненный путь, оказал Борис
Дмитриевич Греков, в будущем — известный советский учёный, академик, который в
те годы преподавал в училище историю.
В
После окончания университета молодой историк работал в
краеведческом музее города Дмитрова, был на библиотечной работе под
Егорьевском и в Самаре. Во время гражданской войны, когда наступал Колчак,
Тихомиров полтора месяца воевал в составе 25-й Чапаевской дивизии, участвовал
в боях под Бугурусланом и Бугульмой, но вскоре из-за плохого зрения был
освобождён от службы и вернулся в Самару.
В 20-е гг. Тихомиров занимался научным краеведением. Ещё
с детства полюбил он Москву и её окрестности, великолепно знал историю городов
и памятных мест Подмосковья. Михаил Николаевич сотрудничал в Обществе изучения
Московской губернии, публиковал в его «Трудах» статьи, был связан с обществом
«Старая Москва». Не прерывались его связи с музеем в Дмитрове, а
89
М. Н. Тихомиров собирает материалы
о присоединении Средней Азии к России.
в
В 30-е гг. Тихомиров преподавал в московских вузах,
получил звание доцента, а затем профессора Московского университета. С
Тихомиров стал известен как историк русского
средневековья. Круг его интересов был очень широк. Ещё в
Даже самые суровые обстоятельства не могли помешать
работе исследователя. В начале Великой Отечественной войны, когда все
центральные исторические учреждения страны эвакуировались в Среднюю Азию,
Тихомиров вместе с историческим факультетом МГУ отправился в столицу Туркмении
Ашхабад. Здесь Михаил Николаевич трудился в Государственном архиве Туркменской
ССР, собирая материалы о вхождении Средней Азии в состав России. В
В центре научных интересов Тихомирова всегда был поиск
новых исторических источников. Ещё во времена работы в Дмитровском музее он
собирал и систематизировал предметы кустарных промыслов, разыскивал и описывал
грамоты и другие письменные памятники, связанные с историей края. В 1922—1923
гг. он совершал поездки в монастыри на реке Иргиз в Казахстане и привозил
оттуда ценнейшие рукописи. В это же время он ездил за архивом семьи Аксаковых в
их родовое
90
имение — село Надёжино. Михаил Николаевич успел
перевезти архив, сделать опись, но заболел при этом тяжелейшей формой малярии.
Богатейший архив Аксаковых ныне хранится в Институте русской литературы
(Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге. Тогда же, в 20-е гг., Тихомиров увлечённо
работал в Отделе рукописей Государственного Исторического музея на неоплачиваемой
внештатной работе — описывал и изучал летописи и другие рукописи. Уже будучи
академиком, он возглавил воссозданную по его инициативе Археографическую
комиссию, существовавшую ещё в XIX в. и занимавшуюся
поиском, изучением и публикацией древних рукописей.
Тихомировым была собрана и собственная коллекция древних
и старинных рукописей XIV— XIX вв., в
которой насчитывалось 650 рукописей и 100 старопечатных книг. Незадолго до
смерти учёный подарил её недавно организованному Сибирскому филиалу Академии
наук СССР. А свою замечательную библиотеку (около 1000 томов) он завещал самому
молодому университету страны — Дальневосточному.
Наряду с собиранием рукописей Тихомиров проводил большую
работу по публикации исторических источников. С
Большая научная заслуга Тихомирова состоит в том, что он
выработал тип описания древних рукописей, который стали использовать все исследователи.
Он был одним из основателей русской кодикологии — вспомогательной
исторической дисциплины, изучающей историю изготовления, состав и судьбу
рукописных книг.
Он внёс немалый вклад в развитие методов палеографии — науки, изучающей материал для письма, графику
(начертание букв), орнамент, орфографию рукописи, орудия письма, приёмы работы
писцов, чернила и краски, переплёты и их историю. Михаил Николаевич был одним
из тех, кто стоял у истоков «берестологии»: в начале 50-х гг. он в числе первых
расшифровал, перевёл, прокомментировал и подготовил к печати берестяные
грамоты, обнаруженные при археологических раскопках в Новгороде.
В
Много сил отдавал Михаил Николаевич преподавательской
работе. Десятки замечательных, оригинальных историков нашего времени считают
себя принадлежащими к «школе Тихомирова». Он был требовательным и взыскательным
наставником; студенты и аспиранты любили его, несмотря на неровный,
вспыльчивый, подчас нелёгкий характер учёного. До сих пор старшие поколения
учеников Михаила Николаевича вспоминают так называемую «пыточную комнату», или
«плакательную», — крохотное помещение в Отделе рукописей Исторического музея,
где он «распекал» кого-либо из провинившихся. Сам Тихомиров писал: «Ничто так
не мобилизует учёного, как вопросы студентов, их неудовлетворение поверхностным
или непродуманным ответом, когда, как в сказке Андерсена, если профессор не
подготовлен, с него снимается покров наигранной учёности и „король оказывается
голым"». Он был неравнодушным человеком, не прощал неправды, безразличия,
корыстолюбия, безнравственности.
Научная деятельность Тихомирова получила мировое
признание. Он участвовал в международных встречах историков, читал лекции и
вёл семинарские занятия в Сорбонне (Париж), переписывался с иностранными
учёными. Работы Тихомирова переводились на английский, французский, румынский
и венгерский языки. Он был действительным членом Польской Академии наук, членом
Американской ассоциации историков и, конечно, академиком АН СССР.
Михаил Николаевич жил один, и почти каждый вечер у него
собирались друзья и коллеги. Ужинали, обсуждали новости, спорили. Однажды
Тихомиров рассказал следующее. Выходя из Исторического музея, он увидел
рассыпанные по тротуару черепки из археологических раскопок. Очевидно, они
выпали из ящиков, которые переносили из грузовика в здание музея. Опасаясь, что
прохожие растопчут или растащат черепки, учёный стал собирать их и обратился за
помощью к выходящему из музея молодому преуспевающему историку. Неожиданно
Тихомиров получил высокомерный отказ: этот человек отговорился тем, что
археологией не занимается, да и не к лицу кандидату наук ползать по тротуару,
нужно позвать служителей музея. Вспоминая этот эпизод, Михаил Николаевич кипел
негодованием: «Не столь важно, что он — барин. То гадко, что он к науке
равнодушен. Не станет он настоящим учёным».
Сам же он был Учёным с большой буквы. По словам
академика Бориса Александровича Рыбакова, «его жизнь была, без громких слов,
подвигом, настоящим служением науке». В память выдающегося историка
Археографическая комиссия ежегодно проводит Тихомировские чтения.
91
(1920—1980)
Александр Александрович Зимин принадлежал к той редкой
породе людей, кого по праву можно назвать прирождёнными историками. Один из
его биографов, известный историк В.Б. Кобрин, писал: «...Зимин был трудолюбив в
точном... значении этого слова: он любил свой труд, никогда им не тяготился.
Занятие историей как наукой было основным способом его существования». И
действительно, признанный всем научным миром России талант этого историка имел
прочную базу — учёный обладал необычайной, фантастической трудоспособностью.
Более трёхсот работ — книг, статей и прочих публикаций — вышло из-под пера
Зимина.
Александр Александрович родился в дворянской семье.
Среда, в которой рос и воспитывался будущий замечательный историк, сильно
пострадала от сталинских репрессий. Тем не менее в
С конца 40-х гг. Зимин начинает работу в двух ведущих
центрах исторической науки: он становится сотрудником Института истории Академии
наук и преподавателем Московского государственного историко-архивного
института. В
Прежде всего этот учёный как никто иной знал источники
по истории средневековой России. Его познания в этой сфере были поистине
энциклопедическими. Многие из памятников прошлого были впервые обнаружены или
подготовлены к изданию именно Зиминым. Огромное значение имела публикация
важных документов из архива Иосифо-Волоцкого монастыря, досконально изученных
историком; не менее
значительным считается
92
издание Иоасафовской летописи, над которым также
поработал Зимин. Ему принадлежит и мастерская реконструкция состава
государственного архива России XVI столетия, выполненная
на основе дошедшей до наших дней краткой архивной описи.
Знания Зимина в области исторических источников
обеспечили ему солидную базу для исследовательской работы. Основной сферой его
научных интересов была политическая, социальная и культурная история России XV—XVI вв. Историком
была создана, по выражению одного из современных учёных, «панорама истории
России», охватывающая период с 1425 по
В беседах с коллегами и учениками Зимин неоднократно
повторял любимую мысль: плохой человек не может быть хорошим историком,
поскольку «такой историк на собственном опыте будет искать всегда низменные
мотивы в действиях людей прошлого». Именно Зимин положил начало возрождению
традиции, некогда существовавшей в российской исторической науке: подвергать
историю и исторических личностей моральному суду, оценивать их действия по
этической шкале. Судьба уготовила нелёгкое нравственное испытание и самому
историку, которому долгое время удавалось избегать конфликтов с официальной
наукой.
В
Однако
научной дискуссии из
этого выступления не получилось.
Историка обвинили в непатриотичности и подвергли не столько критике, сколько
травле. Его книга на эту тему была напечатана смехотворным тиражом — 101
экземпляр, на обложках проставлялся гриф (специальная надпись) «для служебного
пользования». Обсуждение её было строго ограничено: некоторых крупных учёных к
нему не допустили. Вскоре часть и без того мизерного тиража была в приказном
порядке изъята властями. Учёному оставалось довольствоваться тем, что он не
попал в лагеря, как это могло произойти тридцатью годами ранее, и не лишился
работы, что ожидало бы его полтора десятилетия назад. «Что ж, подведём итоги.
Меня били. Но меня били не так, как в тридцать седьмом. И не так, как в сорок
девятом», — говорил он, имея в виду своих коллег, жестоко пострадавших в те
годы.
Зимину потребовалось немало решительности, чтобы
неуклонно отстаивать свои взгляды. Историк до конца своих дней продолжал
собирать материалы, подтверждавшие его выводы. В личном архиве Зимина по сей
день хранится рукопись окончательного варианта книги, посвящённой «Слову о
полку Игореве», объёмом 1200 страниц. Сам историк подчёркивал, что полемика по
поводу времени создания «Слова о полку Игореве» обрела для него смысл «борьбы
за право учёного на свободу мысли», против «казённого лжепатриотизма».
Ценность
любого научного наследия
прове-
Книги А. А. Зимина.
93
ряется его долговечностью. Именитый чиновный историк
порой бывает забыт сразу после ухода в мир иной, труды его без пользы пылятся
на полках библиотек, а статей не помнят даже узкие специалисты. Александр
Александрович Зимин не сделал блестящей академической карьеры. Но прошло уже
пятнадцать лет со времени кончины историка, а книги его живут, и само имя
Зимина стало знаменем для целого направления в исторической науке. Такова
судьба талантливых людей: нелёгкая жизнь и громкая посмертная слава.
ГУМИЛЁВ
(1912-1992)
Замечательный русский историк Лев Николаевич Гумилёв
посвятил свою научную деятельность проблемам возникновения, развития и
взаимоотношений различных племён, народов, наций — этносов. Его
родителями были известные русские поэты Анна Ахматова и Николай Гумилёв. В
девятилетнем возрасте пережил первую в своей жизни трагедию: его отец был
обвинён в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян. Юность будущего
учёного пришлась на тяжёлые годы сталинских репрессий и Великой Отечественной
войны.
Независимый характер, принципиальность в научных
вопросах и в большой мере трагическая судьба отца определили жизненный путь
Льва Гумилёва. Двадцать лет — с 1936 по
Дальнейшая жизнь Гумилёва тоже не была лёгкой и гладкой.
До последних лет он жил в маленькой комнатке в коммунальной квартире, работал
на географическом факультете Ленинградского университета и в Географическом
обществе СССР. Официальная наука не пыталась опровергать его идеи, с ними боролись
другим способом — замалчиванием. Читать лекции, печатать статьи,
пропагандировать свою научную концепцию было очень сложно. Книги Гумилёва,
рассчитанные не только
на учёных, но
и на
Л.Н. Гумилёв в молодости.
94
широкого читателя, хранились в специальных фондах.
Купить их было почти невозможно. Только в конце жизни Лев Николаевич стал
академиком. Несмотря на столь позднее признание, он считал себя счастливым
человеком, потому что всегда писал то, что думал.
Гумилёв всю жизнь занимался особой научной дисциплиной —
этнологией, находящейся на стыке
гуманитарных и естественных наук. Он считал, что историю любой страны нужно
рассматривать не только как цепь экономических, политических, культурных
изменений, происходивших на протяжении веков, но прежде всего как историю
населяющих её народов — этносов. А к истории этносов нужен другой подход,
необходимы методы, применяемые в естественных науках. Для изучения
исторического процесса Гумилёв предложил три основных параметра. Первый параметр
— это пространство. Каждый этнос неразрывно
связан с определённой природной средой, «кормящим ландшафтом», который диктует
людям определённые правила поведения, объединяет их, делает непохожими на
других. Например, образ жизни (характер, навыки, традиции) горцев отличается от
образа жизни поморов или тех, кто населяет лесной край. Второй параметр — время. У каждого этноса, как и у каждого человека, есть
предки и потомки, прошлое и будущее. Третий параметр — собственно
этнос, т. е. коллектив людей, руками которых творится история.
«Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в
театре истории», — писал Гумилёв. Но в истории этносов, как и в живой природе,
происходят катастрофы, когда одни этносы исчезают, другие возникают. Нет
сейчас на земле халдеев и этрусков, как когда-то не было французов и англичан.
Учёный критически рассмотрел все попытки определения
самого понятия «этнос» по какому-нибудь одному фактору. Он доказал, что в
разные времена религия, хозяйственный быт, общность языка или государственное
объединение могут попеременно играть роль стержня, скрепляющего этнос, но
соотношение всех этих признаков со временем изменяется, и ни один из них не
может быть назван первым, основным. В качестве решения этой проблемы им было
предложено собственное оригинальное объяснение.
В природе под воздействием изменившихся внешних условий
резко меняется генофонд живых организмов. Это изменение называется мутацией. Благодаря мутации возникают новые виды животных
или растений, более приспособленные к новой среде обитания. Гумилёв считал, что
те же процессы идут в обществе: новые этносы, как и новые виды, появляются
вследствие мутации. Когда изменяются условия существования этноса, происходит
так называемый этнический толчок (мутация). Он приводит
к рождению некоторого количества людей с новым генетическим признаком — пассионарностью, т. е. с биологической установкой прожить
бурную, яркую жизнь, увлечь
Древняя Русь и Великая степь.
95
народ на достижение высокой цели и для этого не жалеть
ни себя, ни других. Таких людей Гумилёв называет пассионариями.
В числе великих пассионариев были, например, Александр Македонский,
Жанна д'Арк. На Руси пассионарной личностью, по мнению Гумилёва, был Александр
Невский.
Этнический толчок и появление пассионариев знаменуют
начало этногенеза — становления нового этноса.
Развитие этноса можно сравнивать с человеческой жизнью: период подъёма, затем
существование как бы по инерции и наконец спад — энергия иссякает,
пассионарности хватает только на то, чтобы поддерживать созданное предками.
Продолжительность жизни каждого этноса одинакова, она составляет приблизительно
1500 лет. Эту теорию учёный изложил в основном труде своей жизни — книге
«Этногенез и биосфера Земли».
Главной темой научных исследований Гумилёва была история
Евразии. Так он называл не только континент, но и сформировавшийся внутри него суперэтнос (объединение нескольких этносов). Во многих
работах («В поисках вымышленного царства», «Хунну», «Древние тюрки» и др.)
учёный поднимает голос в защиту самобытности кочевников. Представив богатый
материал об их быте, культуре, религии, языке, формах общения с другими
народами, он доказывает, что расхожее мнение о дикости и безграничной
жестокости степных народов — не более чем вымысел. Не было постоянного жёсткого
противостояния кочевых и оседлых племён; существовали сложные, динамичные
отношения, основанные на признании права каждого народа на тот или иной образ
жизни и направленные на постепенное объединение в суперэтнос. Результаты
исследований показывают, что за обозримый период истории евразийский
континент объединялся трижды — тюрками, монголами и Россией. Основой для
объединения всегда было уважение этнического своеобразия каждого этноса.
Гумилёв подчёркивает то, что это единство было не случайным, а закономерным.
Деятельность отдельных исторических личностей или других государств могла на
какое-то время замедлить процесс объединения, но остановить его не мог никто.
Большое значение для единой Евразии, по мнению Гумилёва,
имеет разнообразие природных условий. Долины рек, тундра, горы, степь — у
каждого этноса есть свой «кормящий ландшафт», который позволяет ему сохранять
самобытность. И каждый этнос несёт другим произведения своего труда, культуры,
интеллекта. При этом великом разнообразии для евразийских народов «объединение
всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения».
Гумилёв всегда испытывал большую симпатию и доверие к
народам Центральной Азии, интерес к их истории, культуре, традициям. В своих
трудах он разоблачал укоренившийся в науке европоцентризм, в рамках которого
все формы государственного устройства и даже нормы поведения, не
соответствующие европейским, считаются отста-
Н.К. Рерих. «Воскресенский
монастырь в Угличе».
96
лыми, несовершенными. Он ратовал за равное отношение и
внимание к образу жизни всех народов. Отвечая на извечный вопрос, с кем идти
России — с Востоком или с Западом, — Гумилёв всегда предпочитал евразийское
единство союзу с Западной Европой.
Рассматривая историю Руси с точки зрения формирования
русского этноса, учёный сделал чрезвычайно важный вывод: эпоха Киевской Руси и
эпоха Московского государства составляют «два разных потока русской истории».
Это две совершенно различные исторические традиции. Московская, более
поздняя, была лишь в небольшой мере преемницей Киевской. Между ними прошёл
пассионарный разлом. Гумилёв определил время пассионарного толчка, с которого
началось формирование великорусского этноса, — это начало XIII в. XIII—XIV вв.
представляют собой как бы инкубационный
период, а осознание
себя как
целостной нации произошло, по мнению Гумилёва, 8
сентября
Лев Гумилёв был очень разносторонним человеком. Почти
до самой смерти он читал лекции, преподавал, писал книги. Он оставил огромное
научное наследие и вырастил плеяду талантливых учеников.