Предыдущая Следующая

её были слишком велики. Под постоянной пече­нежской угрозой находились важные торговые пути в страны Причерноморья и Прикаспия. На длительное время были потеряны тучные степные чернозёмные земли.

ТОРКИ

В 1054 г. Ярослав умер, поделив Русь между пятью сыновьями, а уже через год печенегов у русских границ сменили торки (гузы) — выходцы из Приаралья. Ранее они дваж­ды выступали союзниками киевских князей, когда те воевали на Волге против хазар. Теперь под давлением более многочисленных соседей торки вынуждены были отступать на запад, пока не оказались вплотную притиснутыми к русской гра­нице. Так сам кочевой образ жизни превратил их в потенциальных врагов Руси.

Зимой 1055 г. переяславский князь Всеволод Ярославич был вынужден выйти с войском к дальнему городку Воиню против торков и, по сведениям   летописи,    победил   их.    Неизвестно, действительно ли кочевники напали на город и что именно заставило князя отправиться к своей самой дальней заставе. Ясно одно: силы торков были невелики. В следующей строке летописи впервые упоминаются половцы (кипчаки): они пришли в Переяславль, заключили мир, хотя ещё не имели общей границы с Русью, а затем отправились восвояси. Зачем они приходили? Скорее всего переяславский князь понадобился им как союзник против торков, зажатых между «молотом» кипча­ков и русской «наковальней».

Через пять лет (в 1060 г.) трое старших наследников Ярослава Мудрого, установивших контроль над всей Русью, позвали на подмогу полоцкого князя Всеслава, собрали войска со всех русских земель и совершили поход на торков.

Кочевники не приняли боя и бежали. События происходили поздней осенью, что привело к массовой гибели торков от голода и холода. Этот поход русских князей мог быть вызван выпол­нением союзнических обязательств перед полов-

109

 

 

цами. Но, возможно, причина его была иной. Сами торки не желали по­коряться ни половцам, ни русским. Но их покорение могло усилить одну из сторон. Не желая этого, Ярославичи сочли более удобным разгромить торков, силой решив серьёзную внеш­неполитическую проблему.

Разгромленные остатки этого кочевого народа дорогой печенегов бежали на запад и перешли Дунай; одни поселились в Македонии, другие нашли приют у короля венгров. Часть их подчинилась половцам. Но многие роды торков признали власть Руси и остались жить в пределах Переяславского княжества, а также по реке Рось, где был основан центр их поселений — город Торческ. Впоследствии торкам было суждено сыграть значительную роль в обороне южных границ Древнерусского государства от той страш­ной опасности, которая уже вплотную подступила к ним в лице грозных половецких ратей.

* * *

Противостояние натиску кочевников в общего­сударственном масштабе подняло роль Киева как центра единения всех русских сил. В целом борьба с кочевниками (особенно с печенегами) объединила восточнославянские    племена    в    древнерусскую

народность, позволила сосредоточить в руках киевского князя огромные военные силы и власть над славянским и угро-финским населением державы. Отряды пограничных крепостей усили­вали мощь великого князя как монарха, они же стали и первыми «русскими людьми», жившими не узкими, племенными, а государственными интересами. Можно сказать, что Древнерусское государство — «империя Рюриковичей» — сложи­лось в борьбе с внешними врагами, а позже превратилось поистине в «форму выживания» в той схватке со Степью, которая ещё предстояла.

Постоянная угроза со стороны кочевников оказала противоречивое влияние на историческое развитие восточных славян. С одной стороны, она способствовала созданию у них государства, а с другой — обусловила сохранение в течение сотен лет примитивного общественного строя, при кото­ром управление всей огромной страной было сосредоточено в руках великого князя и его дружины. Вследствие непрерывной (с конца X в.) опасности вторжения с юга каждый мужчина на Руси был вооружён. Ношение оружия в эпоху средневековья было символом личной свободы, ибо, как пишет современный историк И.Я. Фроянов, вооружённый пахарь — «плохой объект для эксплуатации ».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org