ХАЗАРЫ И НАРОДЫ ЮЖНОРУССКИХ СТЕПЕЙ

В V—X ВЕКАХ

Кочевники южнорусских степей были в тече­ние тысячелетия ближайшими соседями восточных славян. Без их истории неясна и неполна история Древней Руси.

НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

НАРОДОВ. ГУННЫ

И БОЛГАРЫ

В конце IV в. из за­волжских степей, из современного Казах­стана, в Европу вторг­ся огромный союз пле­мён, предводительст­вуемый свирепыми гуннами. Они разгромили на Северном Кавказе племена алан (предков совре­менных осетин), прошли огнём и мечом по ан­тичным городам Тамани и Крыма и уничтожили Боспорское царство, а также державу готского короля Германариха в Восточной Европе. Так нача­лась эпоха Великого переселения народов, в ходе которого азиатские кочевники проложили дорогу на запад.

Господство гуннов в Восточной и Центральной Европе продолжалось около ста лет. Наивысшего могущества они достигли при вожде Аттиле, о зверской жестокости которого ходили легенды: его даже считали сыном дьявола. Но после смерти Аттилы с середины V в. в результате совместных ударов римлян и ряда германских племён держава гуннов распалась. В южнорусских степях и на Северном Кавказе наступило время преобладания болгар.

Название «болгары» (булгары) означает на древнетюркском языке «восставшие». Оно отно­силось к нескольким племенам тюркской язы­ковой группы, появившимся на территории совре­менного Казахстана примерно в IV в. и сначала подчинявшимся гуннам. В конце V в. болгарские племена занимали пространство от Нижнего Дуная и границ Восточной Римской (Византийской) империи до Волги и отрогов Кавказа.

НАЧАЛО ИСТОРИИ ХАЗАР. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

По соседству с бол­гарами жили хазары. Первое упоминание о хазарах встречается в середине VI в. в хронике византийского автора Захарии Ритора при перечислении народов Кавка­за. Хазары были кочевым народом тюркского про­исхождения и пришли на Кавказ с востока, но когда — остаётся загадкой. В VI в. они расселились по берегу Каспийского моря между реками Кума и Терек в районе нынешней Ногайской степи. Перво­начально они подчинялись болгарскому народу савирам (суварам), жившим на территории между современными Махачкалой и Дербентом. Савиры часто воевали с персами; видимо, в этих войнах участвовали и хазары.

В первой половине VI в. далеко на восто­ке произошли события, впоследствии оказавшие сильное воздействие на историю хазар и болгар. В горах Алтая в начале века жили племена тюрок

ПЕРВАЯ АРАБО-ХАЗАРСКАЯ

ВОЙНА

Вскоре после возникновения молодому Хазарскому государству пришлось выдержать суровое испытание. В 636 г. Иранское государство Сасанидов (Персия) потерпело поражение от арабов. Завоеватели стали быстро продвигаться по иранской территории и в 643 г. подошли к Дербенту. Персидский наместник сдал город арабам. После этого они неожиданно вторглись в хазар­ские владения, захватив Баланджар и глубоко проникнув в самое сердце Хазарии. Правда, этот поход был раз­ведкой боем, и вскоре арабы вернулись в Дербент.

Но через десять лет арабские войска снова вторглись в Хазарию. На этот раз хазары уже были подготовлены к встрече с противником — арабы были наголову разбиты около Баланджара, а их полководец Салман ибн Рабиа убит (позже он был причислен к мученикам, павшим за веру пророка Мухаммеда). Итак, Хазарский каганат отбился от арабского завоевания и отстоял независимость. Однако свою столицу хазарам пришлось перенести на север, в более безопасное место, в новый Самандар на реке Терек.

123

 

 

 

(тюркютов). Они подчинялись кагану (верховному правителю) народа жужаней и выплавляли для них железо. В середине VI в. тюрки восстали против жужаней и разбили их. За короткий срок тюрки создали своё государство — каганат. Продвигаясь на запад, тюрки напали на авар (племена вар и хунни) на северном берегу Аральского моря. Те двинулись на запад и, появившись на Северном Кавказе, разбили народ савиров и подчинили себе ряд местных племён. Но вскоре и здесь появились войска тюркского кагана. Авары покинули Кавказ и ушли снова на запад, обогнув с севера Азовское и Чёрное моря. На Среднем Дунае они создали свой каганат. Но и тут их настигли тюрки. В конце VI в. Тюркский каганат занимал огромные пространства от Дона и Кавказских гор на западе до Великой Китайской стены и Кореи на востоке. К западу от Дона была сфера влияния Аварского каганата.

Тюркская держава оказалась непрочной — её единство постоянно подрывалось междоусобными войнами, и в 604 г. каганат разделился на Западный и Восточный. Болгары и хазары на Северном Кавказе остались под властью западных тюрок.

ХАЗАРЫ

В НАЧАЛЕ VII ВЕКА.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

ХАЗАРСКОГО

КАГАНАТА

В результате тюркско­го завоевания были разгромлены некото­рые болгарские племе­на, но зато усилились хазары и болгары-оногуры, жившие на вос­точном берегу Азовского моря. В 626 г. западные тюрки вмешались в очередную войну византийцев с персами на стороне Византии. Основную часть тюркского войска на западе составляли хазары. Так они впервые открыто заявили о себе в истории.

Поток гуннов.

124

 

 

В 627 г. хазары взяли и разгромили город Дербент (от перс. «дэр-бэнд» — «проход», «перевал»), имев­ший большое стратегическое значение — он запи­рал проход с юга на север между отрогами Кавказа с одной стороны и Каспийским морем — с другой. Вот как описывает эти события армянский историк X в. Моисей Каланкатуйский: «При виде страшной опасности со стороны безобразной, гнусной, ши­роколицей, безресничной толпы, которая в образе женщин с распущенными волосами устремилась на них, содрогание овладело жителями; особенно при виде метких и сильных стрелков, которые как бы сильным градом одождили их и, как хищные вол­ки, потерявшие стыд, бросились на них и беспощадно перерезали их на улицах и пло­щадях города... Как огонь проникает в горящий тростник, так входили они в одни двери и выходили в другие, оставив там деяния хищных птиц и зверей».

В следующем, 628 г. хазары взяли штурмом принадлежавший тогда персам Тифлис (ныне — Тбилиси) и также с невероятной жестокостью расправились с его жителями. Тот же армянский историк описывает тогдашний быт хазар: их нечистоплотность, привычку сидеть на корточках, манеру есть, обмакивая куски мяса в чашку с солёной водой, и т. д.

Война в Закавказье продолжалась ещё два года, но в 630 г. хазары оставили театр военных действий и вернулись домой. Произошло это в связи с новой смутой в Западно-Тюркском каганате. «Напали на меня грабители, и не увидишь больше лица моего», — успел написать

125

 

 

 

каган своему племяннику, тюркскому военачальнику, командовавшему хаза­рами.

В начале 30-х гг. VII в. тюрки потеряли свои западные владения на Кавказе. На их месте возник Хазарский каганат.

Располагавшееся между реками Тереком и Кумой Хазарское государство быстро подчинило

себе ряд окрестных племён и мелких царств от Нижней Волги до Восточного Кавказа. Столицей Хазарии поначалу был город Баланджар около современного Чирюрта на реке Сулак в Дагестане (царство Баланджар было завоёвано хазарами), а затем ею стал Самандар у современного Тарку рядом с Махачкалой.

Распад болгарского государства под ударами хазар. Уход орды Аспаруха на Дунай.

126

 

 

 

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ.

ХАЗАРСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

В КОНЦЕ VII — НАЧАЛЕ VIII ВЕКОВ

К западу от хазар в Восточном Приазовье в нача­ле 30-х гг. VII в. вождь болгар-оногуров Кубрат создал своё государство на обломках тюркских владений — Великую Болгарию. В 635 г. он при-

соединил к ней часть болгар-котрагов, живших между Днепром и Доном, вы­рвав их из аварской сферы влияния. Теперь Великая Болгария простиралась от Кубани до Днепра. В 665 г. Кубрат умер. Созданная им держава была поделена между его сыновьями. Воспользовавшись этой раздробленностью, хазары напали на Великую Болгарию. Первым принял на

127

 

 

ВТОРАЯ АРАБО-ХАЗАРСКАЯ ВОЙНА

Уже с конца VII в. хазары много раз нападали на Закавказье, где утвердилась власть Халифата. В конце концов это привело ко второй войне с арабами (722—737 гг.). Боевые действия шли с переменным успехом. Сначала арабы совершали походы в хазарские владения, но в 730 г. хазарские войска вторглись в Закавказье, и арабам с большим трудом удалось изгнать их оттуда.

Война носила ожесточённый характер с обеих сторон. Так, в 722 г. арабский полководец Джаррах, взяв Баланджар, приказал утопить всех пленных в реке, а в 730 г. хазары в Азербайджане совершали грабежи, бесчинства, насилия и убивали всех мусульман. Ведя войну на севере, арабы попали в непривычные для них суровые климатические условия. Так, в 732 г. во время их похода на Баланджар лили сильные дожди, грязь налипала на хвосты лошадей и настолько мешала им передвигаться, что арабский командующий Марван приказал обрезать хвосты животным. Поход получил название «грязного».

Марван вторгся в Хазарию одновременно двумя путями: через Дербент (арабы называли его Баб-ал-Абваб — «ворота ворот») и Аланские ворота (перевал Дарьял). В Самандаре (на Тереке) армии соединились. Ослабленные предыдущими военными кампаниями хазары почти не сопротивлялись. Их каган бежал на север, бросив без боя свою новую столицу Ал-Бейду (по-арабски «белый»). Ал-Бейда до сих пор не обна­ружена археологами; возможно, этот город находился на территории современной Калмыкии.

Арабы, заняв Ал-Бейду, продолжили пресле­дование неприятеля. Пройдя внутреннюю Хазарию, войско Марвана дошло до реки славян — Дона. Теперь хазары отходили по одному её берегу, а арабы преследовали их по другому. Однажды, незаметно переправившись через реку, арабы напали на небольшой хазарский отряд, выехавший на охоту. В схватке отряд был перебит, а среди убитых оказался знатный хазарин. Вскоре выяснилось, что это был тархан — хазарский главнокомандующий. И без того небольшое войско осталось без полководца. Сам каган военным талантом не отличался и счёл за благо капиту­лировать. По условиям мира он, бывший до того языч­ником, принял ислам, а вместе с тем признал свою зависимость от арабского халифа.

Казалось, что Хазария была подчинена арабам, но это было далеко не так. Ведь победители так же были ослаблены тяжёлой многолетней войной, как и побеждённые. Поэтому подчинение Хазарии багдад­скому халифу оказалось пустой формальностью: сил для удержания в повиновении Хазарии у арабов не было. Следующие три года Марван посвятил подавлению постоянных восстаний горных царств Дагес­тана, а Хазария тем временем восстановила свою независимость. Так и не усмирив до конца горцев, Марван ввязался вскоре в междоусобную войну, вспыхнувшую в Арабском халифате. В следующие столетия противники уже не нападали друг на друга (если не считать двух хазарских набегов 764 и 765 гг. на Тифлис), и арабо-хазарская граница окончательно установилась по линии Большого Кавказского хребта.

Война тяжело сказалась на внутреннем состоянии каганата. В сражениях погибло много людей, некоторые селения и города были разрушены, поля и пастбища опустели. Массы тюркско-болгарского и аланского населения бежали в Крым, на Дон и Среднюю Волгу.

себя удар хан Аспарух, но потерпел поражение и увёл своих соплеменников на запад. В 681 г. болгары-оногуры Аспаруха перешли Дунай и захва­тили часть византийских владений. Так возникла Дунайская Болгария. Однако ещё до болгар на Нижнем Дунае расселились славянские племена. Их было большинство, и пришельцы, тюрки-бол­гары, через несколько столетий были поглощены славянами, оставив им своё имя — болгары.

Хазары же завоевали всю прежнюю Великую Болгарию. Это вызвало массовый исход болгарских племён: на Верхнюю Кубань — к аланам, в Дагестан, Крым (Таврику), на Среднюю Волгу (волжские булгары), на Дон. Часть их всё же осталась на старом месте — в Северном При­черноморье и на Кубани — и подчинилась хазарам.

Завоевание Великой Болгарии значительно усилило хазар. Они стали активно захватывать земли во всех направлениях. К 20-м гг. VIII в. Хазарский каганат подчинил себе огромные тер­ритории от Днестра до Аральского моря и от Кавказского хребта до Вятки. Под властью хазар оказались Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Подонье, южнорусские степи, часть восточнославянских племён (поляне, северяне, радимичи и вятичи), почти весь Крым, кроме византийского Херсонеса (на месте современного Севастополя), закаспийские степи и пустыни. Но вскоре хазары столкнулись со своим старым сильным противником — Арабским халифатом. Началась вторая арабо-хазарская война.

«ХАЗАРСКИЙ МИР»

После тяжёлой войны с арабами хазары уже не могли продолжать свои завоевания. Положение на подвластных Хазарии огромных пространствах Юго-Восточной Европы стабилизировалось, насту­пил «хазарский мир». Были прекращены войны и межплеменные столкновения.

В Хазарии, находившейся на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, развивались сельское хозяйство и ремёсла, подня­лась до высокого уровня торговля. Однако мир этот был достигнут завоеванием целых стран и народов и сопровождался взиманием дани с покорённого населения.

Огромный Хазарский каганат играл важную роль в международных отношениях в VIIIIX вв. Византийские императоры искали дружбы и союза с хазарскими каганами в борьбе против Арабского халифата.

Хазары уже не были кочевым народом, как в начале VII в., они начали постепенно приобщаться к достижениям цивилизаций Запада и Востока. Сами хазары оставались язычниками, но в кага­нате можно было беспрепятственно исповедовать любую религию: здесь проживали иудеи, христиа­не и мусульмане. Ещё в конце VII в. царь страны Хейдак в Приморском Дагестане, где жили савиры, принял христианство, а в конце VIII в. на

128

Корабль руссов у дворца хазарских каганов.

 

 

 

территории Хазарии и Хорезма обосно­валась христианская Готская епархия с митрополией в Доросе (ныне Мангуп в Крыму). Был целый ряд епископских кафедр, подчинявшихся митрополиту Доросскому. Очень важную, а впоследствии и решающую роль играла в каганате иудейская религия, которую исповедо­вала многочисленная еврейская община в Хазарии.

Вся территория Хазарского каганата состояла из двух основных частей: областей, подчинённых непосредственно хазарскому правителю, и облас­тей, зависимых от него. Различные районы каганата находились на разном уровне развития: одни народы ещё жили родоплеменным строем (восточные славяне, аланы, булгары Дона и Средней Волги, буртасы на правобережье Средней Волги, финно-угорские народы Поволжья), дру­гие — имели свою государственность (Готия, Чёрная Болгария на Кубани, царства Дагестана).

ХАЗАРЫ-ИУДАИСТЫ

В начале IX в. под влиянием еврейской торговой верхушки высшие круги хазарской знати приняли иудаизм. При этом бек Обадия — одно из высших должностных лиц — совершил переворот, захватив правление в свои руки и превратив кагана в чисто символическую фигуру, не обладающую реальной властью. Часть хазарских родов высту­пила на защиту старого порядка, в результате началась гражданская война. На стороне оппози­ции выступили венгры, около 750 г. переселив­шиеся со своей древней родины в Среднем По­волжье на Дон. Для защиты от них хазарское правительство с помощью византийских инжене­ров выстроило в начале 30-х гг. IX в. на Нижнем Дону крепость Саркел (сейчас на её месте Цимлян­ское водохранилище).

Гражданская война пагубно сказалась на мощи каганата: массы населения бежали с Северного Кавказа на Дон и Среднюю Волгу к волжским булгарам. На крайнем юго-востоке, в Закаспии, часть хазарских владений захватили кочевники-

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ В X ВЕКЕ

На Средней Волге в начале X в. у волжских булгар возникло государство. Стремясь к независимости, царь булгар в 921 г. принял ислам от проповедников, посланных багдадским халифом, и признал свою зависимость от него. Однако племена савиров (переселенцев с Северного Кавказа в VIII в.) не подчинились царю. К 932 г. в Волжской Булгарии были построены два города: Булгар (где находился царь), ставший важным торговым пунктом на волжском пути с запада на восток, и Сувар — центр мятежных суваров (савиров). Соперничество этих городов помешало Волжской Булгарии добиться независимости от хазар до конца X в.

Город в Волжской Булгарии.

гузы (народ тюркского происхождения), с запада на каганат стали наступать дунайские болгары, которые дошли до Днепра. Но вскоре венгры, потерпев в этой войне поражение, ушли с Дона на запад, осели между реками Дунай, Днепр (в их нижнем течении) и рекой Серет и снова признали главенство хазарского правительства. Смута лишь поколебала могущество Хазарского каганата, но не подорвала его мощи — он продолжал оставаться великой державой.

Как уже говорилось, каган стал чисто сим­волической, безвластной фигурой. Арабские гео­графы передают, что он вёл затворническую жизнь в своём дворце. К кагану допускали лишь царя (бывшего бека) и двух высших сановников. Перед народом каган показывался раз в четыре месяца: по обычаю, при его появлении все должны были падать ниц, а потому мало кто мог его по-настоящему рассмотреть. Кагану воздавались чуть ли не божеские почести, поскольку считалось, что он обладает божественной силой. Однако если случались какие-либо бедствия — засуха, мор или военные неудачи, — народ обвинял в этом кагана и мог его даже убить. Кагана избирали из одного и того же небогатого рода. На церемонии избрания царь, по традиции, набрасывал новому кагану на шею шёлковую петлю и начинал его душить, спрашивая, сколько лет тот желает царствовать. Теряющий сознание каган называл число, которое не должно было превышать сорока лет. По истечении названного срока кагана убивали. Таким образом, он был великим символом Хазар­ского государства, но не его реальным правителем.

Реальным правителем каганата теперь был царь. К нему стекалась дань от покорённых народов со всего государства, он обладал также высшей судебной властью.

ПЕЧЕНЕГИ И РАСПАД ХАЗАРИИ. «ОБРЕТЕНИЕ РОДИНЫ» ВЕНГРАМИ

В конце IX в. у Хазарского кага­ната появился но­вый противник — молодое Древнерусское государство. В 884—885 гг. киевский князь Олег, объединивший большую часть восточнославянских племён, вырвал из ха-

130

 

 

 

зарской зависимости племена северян и радими­чей. Но более грозная опасность для хазар надви­галась с востока.

Уже сто с лишним лет в Приаралье шла борьба двух тюркских кочевых народов — огузов и печенегов. В середине IX в. печенеги потерпели поражение, стали отступать на запад и вскоре дошли до Нижней Волги, захватив закаспийские владения хазар, союзников огузов. Через несколь­ко лет огузы с востока нанесли новый удар печенегам. Под натиском своего сильного вос­точного противника печенеги в 889 г. прорвали хазарскую оборону у сближения Волги и Дона и обрушились на Подонье — один из важнейших районов каганата. Пройдя огнём и мечом по донским степям, они напали на венгров. Несколько лет шла венгерско-печенежская война, затем в 894 г., потерпев окончательное поражение, венгры ушли на запад и в 896 г. осели на Среднем Дунае, где живут до сих пор. Так произошло «обретение родины» венграми.

Захватившие Северное Причерноморье печене­ги расселились от Дона до Нижнего Дуная и Серета. К середине X в. их страна, Печенегия, делилась на восемь племенных союзов — четыре к западу от Днепра и четыре к востоку.

Так Хазарскому каганату был нанесён удар, от которого он не смог оправиться. На рубеже IXX вв. произошёл распад прежде могуществен­ного государства. Оно лишилось своих владений в южнорусских степях, Подонье и Крыму. Кавказ­ские вассалы (Чёрная Болгария, адыги на За­падном Кавказе, Дагестанские царства) заявили о своей независимости. Аланы создали своё госу­дарство. В руках у хазар остались царство Хейдак (савиры) в Приморском Дагестане и народы Поволжья (буртасы, волжские булгары, финно-угорские племена мордвы и марийцев).

ХАЗАРИЯ В X ВЕКЕ

Хазарское государство в X в. существовало за счёт сбора пошлин от транзитной торговли. Прав­да, старый путь с Запада на Восток (Дон — Волга) был отрезан печенегами, но зато открылся но­вый: Краков — Киев — Волга (города Булгар и Итиль) — Каспийское море. Столицей хазар в X в. стал город Итиль. Его местонахождение пока не об­наружено, но, возможно, он находился на месте большого городища у современного села Самосдел­ка южнее Астрахани. По описаниям арабских гео­графов можно восстановить его топографию. Сна­чала существовали два города на противополож­ных берегах Волги — западный Итиль и восточный Хамлих. В конце IX в. Хамлих являлся столицей Хазарии, но затем эта роль перешла к Итилю. Поз­же оба города слились — Итиль поглотил Хамлих

(он назывался также Хазаран). Город окружала стена; в нём было множество юрт, имелись и глиняные постройки. На острове посреди реки стоял дворец царя. В городе было много синагог, церквей и мечетей. В западной его части (собственно Итиль) жили при­ближённые царя, крупные сановники Хазарии и царские рабы, в восточной (Хазаран) — нахо­дились купцы, ремесленники и прочее население.

ХАЗАРИЯ В 60-х ГОДАХ X ВЕКА. КОНЕЦ ХАЗАРСКОЙ ИСТОРИИ

При великом кня­зе киевском Свя­тославе древне­русская дружина нанесла тяжёлые поражения Хазарии. Пораже­нием от русов бедствия хазар не кончились: в 965 г. с востока в Хазарию вторглись огузы. Сил для обороны уже не было, и хазары обратились за помощью к правителю Хорезма. Тот обещал по­мочь, но поставил условие: «Вы неверующие, и если бы вы приняли ислам, то мы помогли бы вам». Хазарам не оставалось ничего иного, как выполнить это условие. Тогда хорезмийцы пришли им на помощь и изгнали огузов из Хазарии. Зави­симость её от Хорезма продлилась недолго: тот был слишком далеко на востоке.

Последствия войн 60-х гг. X в. были губительны для Хазарии: она потеряла Саркел (Белую Вежу) и Таматарху (Тмутаракань), отошедшие к Киев­ской Руси, лишилась всех своих вассалов на севере и в Приморском Дагестане. Теперь остатки владений хазар ограничивались лишь Северным Кавказом: Дон — Волга — побережье Каспия — низовья Терека и Сулака — Егорлык — Маныч.

Хазария стала заштатным государством, не имевшим веса в международных отношениях. Византийская империя перестала считаться с Хазарией и искать её расположения. Отныне Византия опиралась на союз с печенегами и натравливала на хазар их соседей: заволжских огузов, печенегов, алан. В последний раз хазары заявили о себе в 1016 г., воюя против византийцев и русов, но потерпели поражение. Хазария существовала ещё вплоть до середины XI в., когда на её территорию вторглись из-за Волги половцы. Они захватили Северный Кавказ и уничтожили Хазарию. Хазары продолжали жить на Нижней Волге под властью половцев до начала XIII в. и исчезли уже в эпоху золотоордынских ханов.

Что же осталось от хазар? Часть из них под именем кабаров ещё со времён гражданской войны в начале IX в. ушла к венграм и смешалась с ними. Часть, возможно под именем караимов, осталась в Крыму, который в средние века нередко имено­вался Газарией, или Хазарией. След некогда могучего народа затерялся в глубине веков.

 

 

 

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ДО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал русской истории, где тот росток, из которого выросло раскидистое и могучее «древо государства Рос­сийского»? Это поистине вопрос из вопросов и проблема из проблем, над решением которых бились лучшие умы исторической науки.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О РУСИ И ВАРЯГАХ

Самое древнее из до­шедших до нас истори­ческих сочинений о Руси — «Повесть вре­менных лет», написанная в начале XII в., — начи­нается с трёх вопросов: «Откуда есть пошла Рус­ская земля? Кто в Киеве нача первее княжити? И с коих пор Русская земля стала есть?» В этой триаде — глубинный смысл. Первый вопрос понятен — он основной. «Русская земля» — это и территория, и народ, и, конечно, государство. А государство в средние века связывалось в сознании людей с личностью его правителя. Отсюда — вто­рой вопрос. Ответ на третий вопрос должен был показать историю Руси в развитии. Грандиозное историческое полотно, созданное летописцем, ста­ло исключительно популярным в Древней Руси. Подавляющее большинство летописей начинается именно с «Повести временных лет», тем самым историческому процессу даётся как бы отправная точка. Именно «Повесть временных лет» остаётся главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства.

В IX в. Восточная Европа не была забытой окраиной средневекового мира. Через неё про­ходили оживлённые торговые пути, связывавшие мусульманский Восток с христианским Западом.

132

 

 

 

Там, где пролегали караванные пути, до сих пор находят множество кладов. Это свидетельствует о богатстве Руси и её интенсивной торговле.

У населявших эту территорию восточнославян­ских племён были опасные соседи. Низовья Волги занимал могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи и вятичи (союзы племён восточных славян). На севере постоянные набеги совершали варяги — воинственные обитатели Скандинавского полуострова, Дании и Северной Германии. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена — словене новгородские, кривичи, чудь и меря — были подчинены варягами и обложены данью. Когда и при каких обстоятельствах это произошло, историческая память народа не зафиксировала. Во всяком случае, летописец об этом умалчивает. Но он отметил, что в конце концов славяне изгнали варягов за море. Видимо, перед лицом варяжской опасности и сложился здесь мощный военный союз племенных объединений. Однако вскоре между

освободившимися племенами нача­лись усобицы: «И воевати почаша сами на ся». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, криви­чи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам — вчерашним врагам — и найти князя, который бы «володел и правил... по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. — Прим. ред.) в ней нет — да поидите княжить и володети нами». Три брата — Рюрик, Синеус и Трувор — «с роды своими» откликнулись на предложение. Рюрик стал княжить в Новгороде (по другим сведениям — в Старой Ладоге), Синеус в Белоозере, Трувор — в Изборске.

Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. Согласно известиям летописи, двое из людей Рюрика — Аскольд и Дир — отпросились у него пойти в поход на юг, к Царьграду (Константинополь). На Днепре они осели и стали княжить в Киеве — древнем центре полян. По данным летописи, в 879 г. Рюрик

A. M. Васнецов. «Варяги».

133

 

 

 

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ».

НЕСТОР-ЛЕТОПИСЕЦ

Летописи — явление чисто русское, уникальное для мировой культуры. Само это слово происходит от древнерусского слова «лето» — год. Из года в год в монастырях или при дворах князей велись записи о важнейших событиях в государстве или в отдельном княжестве (местные летописи). Древние тексты много раз переписывались, объединялись в летописные своды, их дополняли рассказами о событиях более поздних, со­временниками которых были переписчики. Часто в летописи входили легенды, народные ска­зания. Лишь немногие из этих сокровищ русской культуры сохра­нились до нашего времени. Они гибли в огне пожаров, при враже­ских набегах и междоусобицах. Известно, например, что в 1382 г., во время нашествия хана Тохтамыша на Москву, в город свезли из окрестных селений и мо­настырей многие тысячи книг — столько, что кремлёвские церкви оказались забиты ими под самые своды. Все они сгорели при пожаре.

Древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 г. на пергаменте — обрабо­танной телячьей коже. Она назы­вается Лаврентьевcкой, по имени монаха-переписчика Лаврентия. Как и многие другие, эта летопись опирается на более древние тексты, в частности в неё входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», создан­ная в начале XII в. По словам ака­демика Д.С. Лихачёва, «никогда ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI в., русская историческая мысль не поднималась на такую высоту учёной пытливости и лите­ратурного умения». Большинство учёных считают составителем «Повести» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Об этом человеке известно очень ма­ло. Нестор около 1050 г. — нача­ло XII в.) постригся в «черно­ризцы» в 70-е гг. XI в., затем был возведён в сан дьякона. Его перу принадлежат «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия» — основателя и игумена Киево-Печерского монастыря. Но главный его труд — «Повесть временных лет». Используя устные рассказы

умер, оставив малолетнего сына Игоря, а власть перешла к его родственнику Олегу.

В правление Олега произошло событие, которое представляет собой начальную точку истории Киевской Руси, на рубеже дописьменного и письменного периодов. В 882 г. Олег (в то время новгородский князь) решил овладеть Киевом и двинулся с дружиной в поход. По пути он взял Смоленск («ключ-город») и Любеч, посадив там своих наместников. Не решившись на прямой штурм хорошо укреплённого Киева, предприимчивый конунг (так называли военных предводителей у варягов) овладел им хитростью. В то время Днепр представлял собой торговую магистраль, по которой шли хорошо охраняемые купеческие караваны. Выдав себя за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил Аскольда и Дира на встречу. Когда те пришли, дружинники Олега, спрятавшиеся в лодьях, выскочили и убили киевских князей. Уничтожив Аскольда и Дира, Олег стал княжить в Киеве, который он провозгласил столицей своего государства. Таким образом 882 год, когда под властью одного князя объединились Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточных славян. Это хорошо понимали уже в средние века. Летописцы начинали свои хронологические отсчёты именно «от первого лета Олегова, понеже седе в Киеве», т. е. от первого года правления Олега в Киеве.

НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ

Вокруг этого летописного истори­ческого предания издавна ведутся споры. Известия летописца стали основанием для возникновения в XVIII в. «норманской теории», согласно которой государство у славян создали норманны — скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Сторонники этой теории подчёркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного монархи­чески. Норманская теория имела особое политическое значение для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Зарубежные историки-норманисты также подчёркивали, что славяне до прихода варягов жили «зверинским образом» (как сказано в летописи), тем самым утверж­дались их политическая неполноценность, неспособность к историче­скому творчеству. Патриотически настроенные отечественные учё­ные в противовес норманистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской государственности.

Попытаемся, как говорили древние историки, «без гнева и пристрастия» разобраться в этом вопросе. Какова историческая до­стоверность летописного сказания? Учёные уже доказали вымышленность двух братьев-варягов — Синеуса и Трувора. В переводе с древнешведского языка «sine hus, thru waring» означает «свой род и верная дружина». Скорее всего в устной саге было упомянуто традиционное окружение конунга, и сказители приняли эти слова за имена его братьев, а летописец занёс их на страницы летописи. Так Рюрик «приобрёл» несуществующих родственников. Однако сам Рюрик являлся, по мнению большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае в скандинавских источниках IX в. упомянут конунг (правитель) с таким именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда, по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов как раз с середины IX в. Таким образом, призвание варягов выглядит как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль треть­ей — беспристрастной — силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги были наёмниками, которых призвали не на княжение, а для защиты земель от опустошительных набегов их же соплеменников.

134

 

 

Но позже наёмники вооружённым путём захватили власть в Новгороде.

Не совсем ясно происхождение Аскольда и Дира — их летопись именует «мужами», приближёнными Рюрика. Некоторые исследо­ватели считают их потомками основателя Киева — князя Кия, представителями местной «полянской» княжеской династии. Одна­ко их имена, как и имена некоторых других правителей Руси, имеют скандинавское происхождение: Олег и Ольга (Хельги, Хельга), Игорь (Ингвар). Воеводы, дружинники и послы первых князей имели также варяжские имена. Но первоначально иноземная аристократи­ческая верхушка, правившая на Руси, пополнилась и славянскими элементами — племенными старейшинами, местными «светлыми и пресветлыми князьями». Одновременно происходила быстрая сла­вянизация скандинавов. Так, свидетельством быстрого сближения со славянами скандинавской по происхождению династии русских князей является чисто славянское имя сына Игоря и внука Рюрика — Святослав. А имена последующих великих князей киевских — почти все славянские.

Важные сведения по этому вопросу дала археология. Изучены так называемые «дружинные курганы», содержащие богатые погре­бения древнерусской военно-торговой знати. Скандинавский погре­бальный обряд (сожжение покойника в лодье, со строго определён­ным набором украшений и оружия) постепенно изменялся под влиянием славянских обычаев. На Смоленщине, в Гнёздовских курганах, в типичном скандинавском погребении первой четверти X в. обнаружена корчага с древнейшей надписью на древнерусском языке — «гороухща» (есть разные предположения о значении этого слова, но большинство учёных считают, что «гороухща» — это горчица, довольно редкая тогда пряность). Данные археологиче­ских исследований позволяют утверждать, что в последней четверти X в. типичные элементы скандинавской культуры исчезают на Руси. Иными словами, к исходу X — первой половине XI вв. процесс сла­вянизации скандинавов в основном завершился.

Учёные спорят и о том, каково происхождение названия «Русь». Одни полагают, что оно является производным от названия реки Рось (приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают, что слово

Древний Киев.

1 — Подол 2 — Софийский собор 3 — Золотые ворота

древних старцев, документы княжеского архива, жития святых, иноземные хроники и народные сказания, сам будучи очевидцем многих событий, Нестор создал монументальное историческое произведение. Древнейшую историю славян и Руси он вписал в историю всемирную, где славяне заняли своё место среди других народов. О чём только не говорит Нестор в этом труде! Рассказы о княжеских походах и свадьбах, победах, поражениях и усобицах сменяют рассказы о скоморохах, волхвах и кудесниках. Нестор обра­щается в легендам, к народной памяти, спорит с неверными, по его мнению, преданиями. От героических сказаний переходит к деловым договорам Руси и Кон­стантинополя, от житий святых — к княжеским поучениям и письмам. События самого разного рода, важнейшие для судьбы государства и совсем незначительные, объеди­нены в «Повести временных лет» мыслью составителя, предста­вившего читателю собственную, глубоко продуманную концепцию древнейшей русской истории, мудрость которой летописец видит в том, что каждое её событие есть проявление божественной воли.

Ошибкой было бы считать авто­ра летописи спокойным, объек­тивным сторонним наблюдателем, который пишет для отдалённых потомков, а не для современников. Такой взгляд был бы упрощением. Как показывают исследования учёных, на деятельность летописца большое влияние оказывали современные ему политические события и интересы. Нельзя исклю­чить и прямое вмешательство политических деятелей в работу над летописью.

135

 

 

 

НАЗВАНИЯ ДНЕПРОВСКИХ ПОРОГОВ

...Длинная вереница лодей, в такт ударяя по воде вёслами, движется по Днепру. Это — торговый караван. Цель — Константинополь, столица Византийской империи, или Царьград, как называли этот город на Руси. Впереди — около шести недель плавания. Внимательно приглядевшись, можно заметить, что торговцы больше похожи на воинов. Все они хорошо вооружены и всегда готовы дать отпор незваным гостям. Но пока всё спокойно. Вот издалека слышится неясный шум. По мере приближения он нарас­тает. «Первый порог!» — кричит опытный лоцман на носу первой лодьи. Начинаются испытания.

Первый порог скандинавы именуют Эссупи, что означает «Не спи». Он узок и коварен. Посередине русла выступают обрывистые высокие скалы, торчащие множеством островков. Не меньше их, готовых пропороть борт корабля, скрывается и под водой. Клокочущая меж скал и низвергающаяся вниз вода издаёт страшный гул. Караван причаливает недалеко от порога. Воины, слуги и рабы высаживаются на сушу, чтобы облегчить корабли и уменьшить их осадку. Некоторые, раздевшись, становятся у бортов в воду и, ощупывая ногами дно, медленно волокут лодьи, чтобы не натолкнуться на какой-либо камень. В это время на кораблях с носа, кормы и средней части оставшиеся отталкиваются шестами.

Благополучно миновав препятствие, караван движет­ся дальше. Второй порог по-скандинавски называется Улворси — «Островок порога», третий — Геландри — «Шум порога». Их преодолевают сходным способом. Но главные тревоги ещё впереди. Самый опасный порог — четвёртый, который называется Амфор — «Ненасытный». Именно здесь чаще всего подстерегает купцов засада. Чтобы избежать неожиданностей, как только корабли причалят, первыми на берег прыгают воины-стражи. Выгружаются все вещи, выводятся в цепях рабы, предназначенные для продажи. Лодьи — одни волоком, другие на плечах — тащат несколько километров до безопасной воды. Наконец самое главное препятствие преодолено. Впереди ещё три порога («Большая заводь», «Кипение воды», «Малый порог»). Но они не настолько опасны. Когда порожистый участок пройден, самое время сделать остановку. Вдали показывается остров Святого Георгия (современный остров Хортица). На нём стоит огромный раскидистый дуб, которому приносят жертвы в благо­дарность за то, что удалось счастливо миновать пороги и кочевников-грабителей.

Древнейшее дошедшее до наших дней и «единствен­ное» раннесредневековое описание Днепровского пути относится к середине X в. и составлено со слов очевид­цев императором Византии Константином Багрянород­ным. Из него можно узнать, что все пороги имели двой­ное название. После долгих дискуссий учёные пришли к выводу, что одно из них является скандинавским, отра­жающим особенности порогов, важные для навигации и наиболее запоминающиеся («Сменяющийся», «Тесни­на», «Громкозвенящий», «Водопад на волоке» и т. д.); другое же — славянское (древнерусское, например «Веручи» — вертящийся, бурлящий, т. е. «кипящая вода»). Двуязычие названий означает, что Днепровский путь стал к середине X в. обычным для варягов, коль скоро их названия прижились в этнически чуждой среде. Отсюда вытекает и другой важный вывод — особый интерес викингов к торговым путям, имеющим для них исключительное значение.

 

«Русь» — не славянское, а скорее всего пришло с севера и образовано от названия южного берега Швеции — «Руслаген».

В истории достаточно примеров, когда основа­телями правящих династий становились инозем­цы. Так что варягом или славянином был первый князь — вопрос важный, но не первостепенный. Славяне и скандинавы находились в VIIIIX вв. примерно на одном уровне социального развития. В этих условиях викинги, разумеется, не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества. Государство возникает как сила, способная сохра­нить порядок и погасить внутренние, социальные конфликты. Да и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, — значит, эта форма власти уже была известна. Варяги, по летописи, осели в уже существующих городах. Само их существование — показатель высокого развития восточнославянского общества. Именно города выступают основой формирования нового, государственного деления славян взамен древнего, племенного. Толчком для славянского объедине­ния и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой — торговый путь «из варяг в греки», зачинателями объединения оказались Новгород и Киев — два важнейших восточно­славянских центра, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882—912 гг.), прозванный Вещим.

Как бы ни различались мнения историков, важно одно — факт основания в 862 г. в Новгороде княжеской династии, правившей более семи веков, был воспринят летописцем как своего рода точка отсчёта исторического времени, а объединение под властью Олега новгородских и киевских земель — как поворотный момент в исторических судьбах восточных славян. По замечанию одного из отечественных историков, «сквозь красивый туман народного сказания история... видна лишь со времён Олега». Воспетый А.С. Пушкиным Вещий Олег — фигура не легендарная, а историческая. Если Кий для летописца — персонаж почти сказочный, мифический, а о Рюрике, Аскольде и Дире ему были известны лишь крупицы фактов, то Олег в «Повести временных лет» представлен как действительно первый общерусский пра­витель.

КНЯЖЕНИЕ ОЛЕГА

Важнейшими заботами Олега, как и последую­щих князей, стали, во-первых, освобождение от власти Хазарского каганата и подчинение Киеву еще не покорённых восточнославянских племён; во-вторых, защита рубежей государства от внеш­них врагов; и, в-третьих, обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

Для обороны от кочевников Олег «нача городы ставити». Племена северо-запада Руси (словене,

136

Торговля варягов на Волге в Х в.

 

 

 

кривичи, меря) продолжали подчи­няться ему и платили дань, причём новгородцы обязались отвозить в Киев собую дань варягам в 300 гривен (гривна — слиток серебра весом около 200 г) «мира для». Северяне и радимичи (восточнославянские союзы племён) по-прежнему платили дань хазарам. Но Олег потребовал от них: «Не дайте хазарам, а мне дайте». Таким образом начала формироваться государственная территория «империи Рюрикови­чей». Согласно «Повести временных лет», Олегу подчинялись поляне, северяне, радимичи, древ­ляне, восточные кривичи, словене ильменские и некоторые финно-угорские племена. Вероятно, в какую-то зависимость от Киева попали дреговичи, западные кривичи и, возможно, уличи и тиверцы. Вятичи пребывали под властью хазар, а племена, жившие на юго-западе Руси, скорее всего нахо­дились под опекой Чехии или Польши. В руках

Олега сосредоточилась власть над землями, про­стиравшимися от Ладоги на севере до низовьев Днепра на юге.

К исходу своей жизни Олег стал государствен­ным деятелем международного масштаба; ему удалось поставить на колени сильнейшее госу­дарство тогдашнего мира — Византийскую импе­рию. В 907 г. он совершил успешный поход на её столицу — Константинополь, или, как его назы­вали руссы, Царьград. Город не сумел оказать должного отпора войску Олега. Греки лишь успели замкнуть гавань Золотой Рог цепью и преградить русским лодьям подход к самим стенам города. Сначала русская рать опустошила пригороды столицы, забрала огромные богатства, пленных, а затем, согласно летописи, лодьи были поставлены на колёса и направлены к городу — таким образом суда могли прикрывать от стрел наступающих воинов. Греки запросили мира. Императоры

Византийские послы откупаются драгоценностями от русской дружины.

138

 

 

 

Лев VI и его брат и соправитель Александр выплатили баснословную сумму контрибуции — по 12 гривен на уключину (весло лодьи, за которым сидело по нескольку человек). А всего в русской флотилии насчитывалось две тысячи кораблей по сорок воинов в каждом. Отдельная дань предна­значалась крупнейшим городам — Киеву, Черни­гову, Переяславлю и др. Русские послы получили возможность брать из государственной казны Византии бессрочное содержание, а купцам во время пребывания в Константинополе было позво­лено получать «месячину», т. е. помесячное содер­жание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течение шести месяцев. Посланцам Руси предо­ставлялось также право вволю пользоваться визан­тийскими банями — привилегия, которую имели только жители Константинополя. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.

 

Византийцы целовали крест в знак верности заключённому соглашению. Олег, согласно русскому обычаю, так­же дал клятву на верность договору: он и его войско «по русскому закону кляшася оружьем своим, и Перуном, богом своим, и Волосом (Белесом. — Прим. ред.), скотьим богом». В конце церемонии Олег повесил свой щит на воротах Константинополя. Таким образом, Русь продикто­вала свои условия могущественной Византийской империи, и последняя вынуждена была принять их.

Новое, более совершенное соглашение два государства заключили 2 сентября 911 г. Русские послы, прибыв в Константинополь, гордо заявили: «Мы от рода русского... ибо посланы от Олега, великого князя русского, и от всех, которые находятся под рукой его светлых и великих князей и его великих бояр». При оформлении второго договора руссы добились у императорского двора больших уступок.

Олег скончался в 912 г. Его деятельность оставила глубокий след в исторической памяти народа. Вначале фигура местного масштаба (даже не князь, а регент, т. е. правитель, при князе, малолетнем Игоре), Олег к исходу своей жизни стал властелином огромного государства. Ему покорились многочисленные славянские и финно-угорские племена, перед ним отступили хазары, а затем византийцы. «И прозвали Олега, — заключа­ет летописец, — Вещий». Знаменитое предание о смерти его от укуса змеи легло в основу пушкин­ской «Песни о Вещем Олеге». Место погребения князя, по одним сведениям, находилось в Киеве, на горе Щековице, по другим — в Старой Ладоге, третьи же источники говорили о том, что князь погиб где-то за морем.

КНЯЖЕНИЕ ИГОРЯ

Наследовавший Олегу Игорь (912—945 гг.) начал своё княжение с того, что отправился вое­вать с отложившимися от Киева древлянами. Вое­вал он и с недавно появившимся на границах Руси грозным врагом — кочевниками-печенегами. В 40-х гг. X в. Игорь совершил два больших похода на Византию. Причиной послужило то обстоятель­ство, что Царьград не соблюдал соглашения с Русью. В 941 г. Игорь повёл по Днепру и Чёрному морю на юг огромную эскадру в 10 тыс. кораблей. Руссы опустошили всё юго-западное побережье Чёрного моря и берега пролива Босфор. Империя срочно мобилизовала войска своих восточных про­винций. В жестокой сухопутной схватке греки с трудом одержали верх. Погрузившись на лодьи, руссы отплыли в море, а за ними в погоню отпра­вился византийский флот. Византийцы отогнали дружину Игоря от Константинополя, используя знаменитый «греческий огонь» — зажигательную смесь в бочках и горшках. В состав смеси входили сера, смола и нефть. «Греческий огонь» приме­нялся в морских сражениях для поджога кораб­лей, при осаде и обороне городов, а также в по-

139

 

 

 

левых сражениях. На дружинников-руссов он произвёл неизгладимое впе­чатление. «Будто молнию небесную, — рассказывали они, — имеют у себя греки, и, пуская её, пожгли нас. Оттого и не одолели их».

Сразу же после неудачи князь Игорь начал готовить второй поход. Наняв варягов и печенегов, собрав дружины многих славянских племён, он с огромным войском — и конным, и на лодьях — двинулся к Царьграду. В столицу Византийской империи полетели донесения: «Идут руссы — не счесть... их, покрыли всё море корабли». Импе­ратор поспешил уладить дело дипломатическим путём. В устье Дуная Игоря встретили послы с мольбой о мире. По обычаю тех времён Игорь

решил посоветоваться с дружиной, которая была рада получить дань без боя. Дружинники заявили: «Что нам ещё нужно — не бившись взять золото, и серебро, и паволоки (драгоценные ткани. — Прим. ред.)? Разве знает кто, кому одолеть, нам ли, им ли? Или с морем кто сговорился? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть».

В следующем, 944 г. мир между сторонами был оформлен ещё одним, правда менее выгодным, чем в 911 г., договором.

Из дальних походов варяжско-славянских дру­жин, из звона боевого оружия, из дерзостного мужества рождалось государство, которому суждена была долгая история.

© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org