ВОЙНЫ
РУССКИХ
КНЯЗЕЙ
XI—XIII ВЕКОВ
Велика и
могущественна была Русь во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого, но
внутренний мир, утвердившийся при Владимире и не без труда сбережённый его преемником,
сохранялся, увы, недолго. Князь Ярослав обрёл отеческий престол в жестокой
междоусобной борьбе. Помня это, он предусмотрительно составил завещание, в
котором чётко и ясно определил наследственные права своих сыновей, дабы не
повторились впредь смутные времена первых лет его княжения. Всю Русскую землю
великий князь передал пяти сыновьям, разделив её на «уделы» и определив, кому
из братьев в каком княжить. Старший сын Изяслав получил Киевскую и
Новгородскую земли с обеими столицами Руси. Следующий по старшинству,
Святослав, вокняжился в землях Черниговской и Муромской, которые тянулись от
Днепра до Волги по течению Десны и Оки; ему же отошла далёкая Тмутаракань,
издавна связанная с Черниговом. Всеволод Ярославич наследовал пограничную со
степью Переяславскую землю — «золотое оплечье Киева», а также дальнюю
Ростово-Суздальскую землю. Вячеслав Ярославич довольствовался скромным престолом
в Смоленске. Игорь же стал править на Волыни и в Карпатской Руси. В Полоцкой
земле, как и при жизни Ярослава, остался княжить двоюродный племянник Ярославичей
Всеслав Брячиславич.
По замыслу
Ярослава Мудрого этот раздел вовсе не означал распада Руси на отдельные
владения. Братья получали свои княжения скорее как наместничества, на время, и
должны были чтить старшего брата Изяслава, унаследовавшего великое княжение,
«в отца место». Все же братья вкупе должны были блюсти единство Русской земли,
оберегать её от пришлых врагов и пресекать попытки междоусобных распрей. Русь
тогда мыслилась Рюриковичами как их общее родовое владение, где старший в
роде, являясь великим князем, выступал верховным распорядителем.
К чести
своей, братья Ярославичи почти два десятилетия жили, руководствуясь отцовым
завещанием, сохраняя единство Русской земли и защищая её рубежи. В
Русские
законы того времени не знали ни телесных наказаний, ни пыток, чем выгодно
отличались от порядков в других странах христианского мира. Однако совместное
законотворчество оказалось последним общим делом трёх Ярославичей. Год спустя
Святослав, тяготясь своим положением правителя удела, пусть и немалого, и
утратив почтение к старшему брату, силой отнял у Изяслава великое княжение.
Злосчастный Изяслав оставил Русь и пустился в безрадостные странствования по
Европе в тщетных поисках поддержки. Он просил помощи и у германского
императора, и у Папы римского, лишился своей казны в землях польского короля и
только после смерти Святослава в
Но неужто
лишь злая воля сына Святослава и ему подобных крамольников стала причиной
кровавых смут на Руси? Конечно нет. Беда гнездилась в самой ярославовой
удельной системе, которая не могла уже удовлетворять разросшийся род
Рюриковичей. Не было ясного, чёткого порядка ни в распределении уделов, ни в их
наследовании. Каждая ветвь рода — Изяславичи, Святославичи, Игоревичи и т. д. —
могла считать себя ущемлённой и требовать передела княжений в свою пользу. Не
менее запутанным было и наследственное право. По старинному обычаю наследовать
княжение должен был старший в роде, но вместе с христианством на Русь приходит
и византийское право, признающее наследование власти только за прямым
потомством: сын должен наследовать отцу, минуя иных родичей, пусть и старших.
Противоречивость наследственных прав, неопределённость и запутанность уделов —
вот
165
«БРАНИ
ОЛЕГОВЫ»
С
1094 года на Руси началось тяжелейшее время опустошительных княжеских
междоусобиц, непосредственное участие в которых стали принимать половцы, —
«брани Олеговы». Первым из русских князей, в своей борьбе за «отчину»
«наводившим поганых (т. е. язычников-половцев. — Прим. ред.) на Русь», стал
князь Олег Святославич. Распря разрослась до колоссальных размеров. Пытаясь
положить конец «братней ненависти», Владимир Мономах и Святополк Изяславич
пригласили Олега в Киев, дабы «поряд положить», т. е. договориться о замирении.
В качестве посредников они предложили «людей градских» киевских, а также
епископов, игуменов и старших бояр, служивших ещё их отцам и деду. Летопись
донесла до нас дерзкий ответ неразумного князя: «Недостойно судить меня ни
епископу, ни игуменам, ни смердам». Война разгорелась с новой силой и охватила
половину Руси: разорены были города Муром, Ростов, Суздаль. Наконец, в
СЪЕЗДЫ
РУССКИХ КНЯЗЕЙ
1097
год, Любеч... На «снем» (съезд) прибывают один за другим русские князья. Они
сумели договориться о признании права каждого из князей, принадлежавших к роду Рюриковичей,
на свою «отчину» (наследственное владение); захват же чужой земли, «братней
отчины», рассматривался как преступление. Участники съезда «целовали крест» в
знак того, что будут соблюдать его решения. Они также заверили друг друга в
том, что если кто-либо посягнёт на «отчину чужую», то на него ополчатся все
прочие князья. На съезде удалось договориться о совместных действиях по защите
земли Русской: «Имемся в едино сердце и блюдем Русскую землю». И только позже
стало ясно, что в Любече по существу было закреплено раздробление Киевской
империи Рюриковичей.
Сразу
же после съезда разыгралась новая драма. Владимиро-волынский князь Давыд
Игоревич склонил великого князя киевского Святополка Изяславича на захват в
стольном Киеве теребовльского князя Василько Ростиславича, который после этого
был ослеплён. Давыд разграбил владения несчастного князя, но вскоре сам
потерпел поражение от брата Василько — Володаря — и вынужден был освободить
пленника. В усобицу вмешались половцы и венгры: одно жестокое сражение
сменялось другим, более жестоким. В конце концов в
Ещё
одна попытка сохранить хотя бы видимость единства державы была предпринята в
естественная
питательная среда, взрастившая и Олега Гориславича, и многих ему подобных.
Кровавые
беды Русской земли, происходившие от междоусобиц, усугублялись непрестанными
набегами половцев, к выгоде своей умело использовавших распри русских князей.
Иные князья и сами, беря половцев в союзники, приводили их на Русь.
Постепенно
многие князья одумались и стали искать способ прекращения распрей. Особенно
заметная роль в этом принадлежала сыну Всеволода Ярославича Владимиру
Мономаху. По его предложению в
Он
действительно стал поворотным в русской истории, ибо знаменовал перелом в
распределении земельной собственности на Руси. Если ранее Русская земля была
общеродовым владением всех Рюриковичей, которым распоряжался великий князь, то
теперь Русь превращалась в совокупность наследственных княжеских владений. С
этого времени князья в своих княжествах — уже не наместники волею великого
князя, как повелось со времён Владимира Святого, но полновластные
хозяева-правители. Власть же киевского князя, утратившего таким образом своё
прежнее право распределять уделы-наместничества по всей Русской земле,
неизбежно теряла своё общерусское значение. Так Русь вступала в исторический
период, важнейшей особенностью которого являлась политическая раздробленность.
Через этот период в той или иной мере прошли многие страны Европы и Азии.
Но в
состоянии раздробленности Русь оказалась отнюдь не сразу после Любечского
съезда. Необходимость объединения всех сил против половецкой опасности и
могучая воля Владимира Мономаха на время отодвинули неизбежное. В первые десятилетия
XII в. Русь переходит
в наступление против половцев, нанося им сокрушительные поражения. В период
княжения в Киеве Владимира Мономаха (1113—1125 гг.) и его сына Мстислава
Великого
166
(1125—1132
гг.), казалось, вернулись времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Вновь
единая и могучая Русь победоносно сокрушает врагов своих, а великий князь из
Киева зорко следит за порядком в Русской земле, нещадно карая мятежных
князей... Но не стало Мономаха, ушёл из жизни Мстислав, и с
В середине XII в. междоусобицы достигли невиданной остроты,
и число их участников многократно возросло вследствие дробления княжеских
владений. В то время на Руси было 15 княжеств и отдельных земель; в следующем
столетии, накануне нашествия Батыя, — уже 50, а в годы правления Ивана Калиты
количество княжеств различного ранга перевалило за две с половиной сотни. Со
временем они мельчали,
дробились
между наследниками и слабели. Недаром говорилось, что «в Ростовской земле у
семи князей один воин, и в каждом селе — по князю». Подраставшее мужское
поколение требовало у отцов и дедов отдельных владений. И чем меньше
становились княжества, тем больше гонора и притязаний появлялось у владельцев
новых уделов: всякий «владетельный» князь стремился захватить «кусок»
пожирнее, предъявляя все мыслимые и немыслимые права на земли своих соседей.
Как правило, междоусобицы шли за большее по территории или в крайнем случае
более «престижное» княжество. Жгучее желание возвыситься и гордыня,
происходящая от сознания собственной политической самостоятельности, толкали
князей на братоубийственную борьбу, в ходе которой непрерывные военные действия
разобщали и разоряли русские земли.
После
кончины Мстислава Великого от Киева отпадает одно княжество за другим. В
С.
В. Иванов. «Съезд князей».
167
Юрий
Владимирович Долгорукий и захватит Переяславское княжество, то черниговский
князь Всеволод Ольгович явится с любезными ему половцами, «воюючи сёла и
города... и люди секуще».
1136 год
ознаменовался настоящим политическим переворотом в Новгороде Великом: князя
Всеволода Мстиславича «мужи новгородские» обвинили в трусости, нерадивом
отношении к обороне города, а также в том, что годом раньше хотел он сменить
Новгород на более почётный Переяславль. Два месяца князь, его дети, жена и тёща
находились под стражей, после чего были изгнаны. С этого времени новгородское
боярство само стало приглашать к себе князей и окончательно освободилось от
власти Киева.
Вся вторая
треть XII в. — это череда ожесточённых, полных коварства и интриг усобиц и борьба
за киевский престол, а также за Новгород и земли Южной Руси. Особой
настойчивостью в борьбе за Киев, Переяславль, Новгород выделялся князь Юрий
Владимирович, прозванный Долгоруким.
Шлем
князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского.
Основной
тогдашний противник ростово-суздальского князя, волынский князь Изяслав
Мстиславич, в одном из писем к венгерскому королю дал яркую политическую
характеристику Долгорукому: «Князь Юрий силён, а Давыдовичи и Ольговичи
(сильные княжеские ветви дома Рюриковичей. — Прим. ред.) с
ним суть, ещё и дикие половцы с ним, и тех он золотом приводит». Начиная с
Развязка
многолетней драмы наступила в
Сын и
преемник Юрия Андрей Боголюбский перенёс свою столицу во Владимир-на-Клязьме и
сменил политические ориентиры. Междоусобицы разгорелись с новой силой, но
главным для сильнейшего русского князя стало не обладание Киевом, а укрепление
собственного княжества; южнорусские интересы отходят для него на второй план,
что и оказалось гибельно для Киева в политическом отношении.
В 1167—1169
гг. в Киеве княжил волынский князь Мстислав Изяславич. Андрей Боголюбский начал
с ним войну и во главе одиннадцати князей подошёл к городу. Мстислав Изяславич
бежал на Волынь, во Владимир, а победители в течение двух дней грабили Киев —
«Подолие и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу (т. е. районы и
главные святыни города. — Прим. ред.). И не было пощады никому и ниоткуда. Церкви горели,
христиане были убиваемы, а другие связываемы, женщины ведомы в плен,
разлучаемые силою с мужьями своими, младенцы
168
рыдали,
глядя на матерей своих. И захватили имущества множество, и в церквях пограбили
иконы, и книги, и одеяния, и колокола. И были в Киеве среди всех людей стенания
и туга, и скорбь неутешимая, и слёзы непрестанные». Древняя столица, «матерь
градом (городам. — Прим. ред.)
русским», окончательно потеряла былое величие и мощь. В ближайшие годы Киев
разоряли ещё дважды: сначала черниговцы, а затем волынские князья.
В 80-е гг.
неспокойного XII века распри между русскими князьями несколько поутихли. Не то чтобы
правители Руси одумались, просто они были заняты беспрерывной борьбой с
половцами. Однако уже в самом начале нового, XIII столетия на Руси вновь свершилось великое злодеяние.
Князь Рюрик Ростиславич вместе со своими союзниками-половцами захватил Киев и
учинил там ужасающий разгром. Усобицы на Руси продолжались вплоть до Батыева
нападения. Много князей и их наместников сменилось в Киеве, много крови
пролилось в междоусобных бранях. Так, в братоубийственных войнах, занятая
княжескими интригами и распрями, не заметила Русь опасности страшной чужеземной
силы, накатившей с Востока, когда смерч Батыева нашествия едва не стёр с лица
земли русскую государственность.
Один из
наиболее выдающихся государственных деятелей и полководцев Древней Руси
Владимир Мономах родился в
Беззаботное
детство окончилось в
В 13 лет
Владимир Всеволодович начал взрослую жизнь, направившись по поручению
отца в
Ростов, в землю вятичей, ещё не вполне покорённых киевскими князьями и в
основном остававшихся язычниками. С этого времени жизнь Владимира превратилась
в сплошную череду походов и войн: сначала междоусобных, а затем — и с внешним
врагом.
Ярославичи,
к которым принадлежал и отец молодого князя, втянулись в кровопролитную усобицу
с князем Всеславом Полоцким, прозванным Чародеем, поскольку молва приписывала
ему ведовство и чары — способность обращаться в волка, стремительно
перемещаться на большие
Золотая
гривна («змеевик») Владимира Мономаха.
расстояния
и т. п. Но едва лишь Полоцкое княжество ценой больших потерь было побеждено и
Всеслав оказался в плену, как с новой силой нагрянули половцы.
В
несчастливой битве с половцами на Альте, завершившейся разгромом Ярославичей,
восстанием в Киеве и изгнанием оттуда великого князя Изяслава, Владимир скорее
всего не участвовал. Ему хватало забот. До своего 25-летия он успел покняжить
не менее чем в пяти городах, включая Смоленск и Владимир-Волынский, совершить
до 20 «великих путей» (т. е. дальних дорог и военных походов). Выполняя
разнообразные поручения, он переходил с войсками по приказам отца и дяди,
Святослава Ярославича, с места на место на огромном пространстве от Новгорода
Великого до Глогова в Чехии. Приходилось воевать то с поляками, то с
половцами, а более всего — с Полоцким княжеством и двоюродными братьями, сыновьями
Изяслава и Святослава.
Походная
жизнь, однако, не помешала Владимиру жениться. Его женой стала Гита, дочь
последнего короля саксов Англии — Гарольда, погибшего в битве при Гастингсе (
После того
как великим князем киевским стал Всеволод Ярославич, его сын на 16 лет занял
второй по значению в Русской земле черниговский престол. В те годы сыновья
Святослава Ярославича, ранее много лет правившего Черниговом, были удалены и
стали погибать при невыясненных обстоятельствах.
169
Жизнь
Владимира Всеволодовича в этот период стала более стабильной, он приобрёл
немалое влияние и авторитет на Руси. Однако по-прежнему ему приходилось вести
непрерывные войны на два фронта. Обороняя южную границу от кочевников, он
внезапно оборачивался на северо-запад Руси, чтобы дать отпор давнему врагу —
Всеславу Чародею. Опустошив вместе со смолянами Полоцкую землю, Владимир
возвращался домой как раз к очередному половецкому набегу. Однажды половцы
«повоеваша Стародуб весь». С черниговцами и дружественными ему половцами
Владимир мчится наперерез уходящим разбойникам и на Десне берёт в плен двух
ханов, перебив их дружины, а уже «заутре», за Новгородом-Северским, рассеивает
большое войско хана Белкатгина и освобождает пленных. И так из года в год: то
усмирение восставших торческих племён — кочевников, поселённых русскими князьями
на границе со степью; то зимние походы в брянские леса против последних
племенных князей вятичей; то поход в Галицкую землю против двоюродных братьев,
Изяславичей, и захват Минска, в котором Владимир не оставил «ни челядина, ни
скотины».
Всё свободное
от походов и хозяйственных забот время Мономах проводит на охоте, вступая в
единоборства с опасными зверями. В XIX в. в лесах под Черниговом был найден золотой амулет —
«змеевик», принадлежавший, судя по надписи на нём, Владимиру Всеволодовичу.
Скорее всего он был потерян именно на охоте.
В эти
беспокойные годы Владимир строит в Любече мощный деревянный замок — убежище на
случай опасности. Особенно тревожным выдался 1078 год. Всё лето Владимир провёл
на южной границе, у брата Ростислава в Переяславле. Активные боевые действия
начались осенью. 8 сентября у городка Белая Вежа братья полностью истребили
отряд половцев, пленив двух ханов. Едва справившись с неприятелем на левом
берегу Днепра, они были вынуждены мчаться на правый и там последовательно
громить половцев под Торческом, Юрьевом, а затем у Барина и Красна.
Состарившийся
Всеволод постепенно утрачивал контроль над государственными делами. Владимиру
всё чаще приходилось брать управление державой на себя. Но когда Всеволод умер,
новым киевским князем стал Святополк Изяславич как старший из потомков
Ярослава. Благодаря своей политической мощи и влиянию Владимир мог бы сохранить
за собой Киев, но уступил. Возможно, он не желал междоусобиц, опасаясь нового
половецкого нашествия.
В
Владимир
Всеволодович смог уговорить своего союзника выступить в поход ранней весной,
когда половецкие кони ещё не набрались сил после зимовки. В походе приняли
участие ещё пять князей. Орды кочевников были разгромлены в четырёх днях пути
от днепровских порогов. При этом особо отличилась русская разведка, уничтожившая
вражеский дозор.
В
Став
великим князем в 60 лет, Владимир Всеволодович показал себя мудрым государственным
деятелем и законодателем. При нём «Русская Правда» (свод древнерусских законов)
была дополнена важными статьями, ограничивающими злоупотребления ростовщиков,
защищающими права сельских работников — «закупов». Ряд статей охранял
интересы купечества. Впервые в истории Руси Мономах высказался (хотя это и не
нашло отражения в законодательстве) и против смертной казни как вида наказания
вообще, даже за самые тяжкие преступления. В летописи сохранилось его письмо к
Олегу Святославичу, свидетельствующее о том, что он примирился с этим князем,
виновным в смерти его сына.
Используя
накопленные для борьбы с кочевниками огромные военные ресурсы, Мономах контролировал
всю Русскую землю и правил ею как строгий, но мудрый государь. Владимир был
милостив к мятежникам, но за повторную усобицу карал беспощадно. Его сыновья
успешно воевали с соседями. На северо-западе Мстислав строил каменные крепости
в Ладоге и Новгороде. На северо-востоке Юрий отражал нападения волжских булгар
и благоустраивал Залесскую Русь — будущую Россию, заселяя её, основывая новые
города и закладывая первые белокаменные храмы нынешней Владимирщины.
Переяславский князь Ярополк, продолжая дело отца, ходил на половцев в 1116 и
1120 гг., после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию. Он же присоединил к Руси
вольные дунайские города. Полоцкая земля была полностью подчинена. С
Начало XII в. — эпоха Владимира Мономаха — было
временем расцвета литературы и искусства на Руси. Появились замечательные
литературные произведения — в первую очередь древнейшая русская летопись
«Повесть временных лет», «Хождение» игумена Даниила о путешествии в Палестину,
многочисленные повести и сочинения рели-
170
Владимир
Мономах на княжеском съезде.
гиозного
содержания. Выдающимся памятником древнерусской культуры стало «Поучение»,
написанное (или продиктованное) самим великим князем. Знаменитое «Поучение»
Владимира Мономаха — это не только ценнейший источник по военной истории и
первый памятник военно-мемуарного жанра, но и наставление по обучению и
воспитанию будущего полководца и воина. Далеко не всегда являя собой пример
христианской морали в отношениях со своими личными врагами, Мономах был (или
умел казаться) образцовым правителем и защитником Руси, что нашло отражение в
«Поучении». В своих воззрениях на воспитание будущих князей он на первое место ставил
воспитание нравственное,
завещая
детям и внукам, да и всем нам (потомкам), быть справедливыми и милосердными, не
лениться («да не застанет вас солнце в постели»), вести жизнь честную,
достойную защитника отечества. Много места в «Поучении» Владимир Всеволодович
уделяет описанию своих охотничьих подвигов, и это не случайно. Для Мономаха
охота — постоянная закалка тела и духа, позволяющая ему в любой момент быть
готовым исполнить свой долг перед родиной. Потому и по сей день дорог нам завет
старого князя: «Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь, — делайте дело мужское!»
Умер
Владимир Мономах в
ГОРОДА, РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Западноевропейским
путешественникам средневековая Русь представлялась страной бескрайних лесов и
равнин с разбросанными повсюду сёлами и деревнями. И лишь изредка им
встречались на пути города.
ГАРДАРИКИ
— СТРАНА ГОРОДОВ
Совсем иное
впечатление было у викингов (варягов): обширное пространство вдоль важного
торгового пути «из варяг в греки» они называли «Гардарики» — «страна городов».
В записанных древними исландцами сагах упомянуто 12 крупных городов Древней
Руси. Среди них Новгород, Старая Ладога, Киев, Полоцк, Смоленск, Муром,
Ростов. В восточнославянских землях городских поселений было намного больше,
чем в Скандинавии.
По
подсчётам историков, в IX—X вв. на Руси существовало 25 городов, в XI — 89, к концу XII в. — 224, а накануне монголо-татарского нашествия
— около 300. Среди них особенно выделялись столичные центры земель и княжеств.
Незабываемое впечатление производил на современников величественный Киев, в
эпоху своего расцвета занимавший огромную площадь (более
Наконец,
существовали ещё более мелкие поселения — многочисленные крепостицы, разбросанные
по всей стране. Их именовали иногда просто «городцами» или «городищами».
Обнесённые валами и рвами, защищённые деревянными стенами, они зачастую не
имели даже постоянного населения. Для окрестных сёл и деревень такие
городки
являлись убежищем на случай внезапного набега кочевников. В мирное время здесь
проживала лишь немногочисленная стража.
«Города,
величеством сияющие», оказались повергнуты в прах в результате нашествия Батыя.
Их число резко сократилось. Так и не смогла вновь стать столицей княжества
разрушенная до осно-
Средневековый
город. Летописная миниатюра.
172
Стеклянные
бусы. XIV в.
вания
Старая Рязань. Некогда шумный, огромный и многолюдный Киев, по описаниям
очевидцев, был «сведён почти ни на что». Посол Папы римского Плано Карпини в
Подъём
городской жизни вновь начался лишь в XIV в. Так, к концу этого столетия только в Залесской Руси
насчитывалось 55 городов, в Новгородской — 35, в Тверском княжестве — 8 и т. д.
В те
времена путника вела в город наезженная дорога, бегущая через дремучие леса,
опасные болота, вдоль речных берегов. Постепенно леса расступались, всё чаще
появлялись сёла, деревни и починки (небольшие поселения на расчищенных землях),
и вот вдали вырастал тёмный силуэт крепости и раскинувшегося вокруг неё посада.
Среди одноэтажной застройки над деревянной кремлёвской стеной возвышались
городской собор и внушительные, в несколько этажей, хоромы «лучших людей».
ЧТО
ЖЕ ТАКОЕ ГОРОД?
Города
возникают в эпоху становления государственности. Само слово «город» означает
«укреплённое, огороженное место». Изначально город противостоял селу и
деревне, хотя само его развитие во многом было обусловлено потребностями
сельской округи в ремесленных изделиях и привозных товарах. Он являлся укреплённым
поселением ремесленников и торговцев, центром обмена, экономическим средоточием
большой территории.
Города
возникали по самым разнообразным причинам. Не так давно историки полагали, что городом следует считать только тот населённый пункт, который
является торгово-ремесленным центром. На Руси было немало городов, выросших из
торгово-ремесленных посёлков: Старая Ладога, например, или Гнёздово, переросшее
позднее в Смоленск. Но теперь учёные обратили внимание и на другие пути
возникновения древнерусских городов. Иногда в город превращалась княжеская
приграничная крепость-замок, а иногда — центр, своеобразная «столица»
нескольких племён (например, Новгород). Реже городами становились мелкие административные
центры или даже сёла.
Процесс
зарождения древнерусского города легко проследить на примере Старой Ладоги,
которая была одним из крупнейших городских центров Руси. Уже давно люди
подметили, что дождь в этих местах вымывает из земли стеклянные «глазки» —
древние бусы. Раскопки, проведённые в XX столетии, позволили археологам обрисовать в общих чертах
историческую биографию города. Около
Железные
ножницы. XIV в.
173
мастерской,
был ювелиром, кузнецом, работал по дереву, занимался ремонтом и строительством
судов.
Процветанию
Ладоги способствовало и её выгодное географическое положение. В середине IX в. город выполнял роль крупнейшего порта и
находился на торговых путях между Восточной Европой и Западной Балтикой.
Некоторые историки полагают, что в
Таким был
путь становления раннесредневекового русского города.
Какую роль
играли города в истории Древней Руси? Прежде всего они были местом средоточия
власти — именно здесь находился князь, его наместник или посадник. Городу
подчинялась обширная сельская округа, с которой люди князя собирали дань. В городах
проживали бояре и другие знатные люди, имевшие здесь свои усадьбы. В
Новгородской земле, например, все боярские роды — «300 золотых поясов» — жили
исключительно в столице. Велико было и военное значение городов. Их жители формировали свои ополчения —
городовые полки. В хорошо укреплённых городских крепостях находился также
постоянный военный гарнизон, состоявший из воинов-профессионалов.
В центре
города высился собор — главная церковь всей округи. В столицы крупных земель,
как правило, назначались епископы, в другие города — протопопы, которым
подчинялись приходские священники. Монастыри также первоначально возникали
преимущественно в городах или рядом с ними. Именно через города в языческую
среду проникало христианство. Здесь же в средние века зарождались и ереси.
Наконец,
города являлись и центрами культуры. Во многих из них имелись собственные
школы. Городским изобретением следует считать и берестяные грамоты (бересту
использовали тогда для письма — вместо бумаги). Здесь работали летописцы, переписывались
книги, руками умелых мастеров воздвигались величественные храмы, создавались
замечательные произведения искусства.
ГОРОДСКИЕ
ВОЛЬНОСТИ
В XI—XIII вв.
русские
города развивались в том же направлении, что и западноевропейские. В них
постепенно зарождался тот самобытный уклад, который в Европе получил
Инициалы
древнерусских книг (украшенные буквицы),
174
1
Силуэт Новгородского кремля. XII в.
2
Новгородский кремль. Прорись с шитого изображения XVII
в.
3
Новгородский кремль. Прорись с иконы начала XVII
в.
название
«городской строй». Горожане на Руси активно боролись за городские вольности и
играли важную роль в политических делах. «Люди» (горожане в широком смысле)
сажали на престол угодных им князей, добивались смены «тиунов» — княжеских администраторов,
требовали от князей твёрдого соблюдения законов. На вече (собрании горожан) в
присутствии князя часто разыгрывались бурные сцены, иногда его заставляли
«целовать крест» (т. е. приносить присягу) или даже заключать «ряд» — договор
с городом. Голос народа мощно звучал в годину военной опасности. В
Традиции
свободолюбия, демократизма и коллективизма, таким образом, были весьма развиты
на Руси в XI—XIII вв. Именно потому отдельные историки называют древнерусский политический
строй республиканским и говорят о существовании городов-государств на Руси,
сопоставляя их с городами-государствами Древней Греции. Однако такой взгляд
считается спорным.
В
дальнейшем традиции «народоправства» не получили развития. После того как на
Руси воцарилось ордынское иго, создались крайне неблагоприятные условия для
формирования особого городского строя. Это связано с рядом причин. Города
более всего пострадали от нашествия, они постоянно подвергались набегам и
наездам лютых ханских послов. В этих условиях замолкает древнее вече. Зато
быстро идёт усиление княжеской власти, поддержанной ханскими ярлыками
175
НАСЕЛЕНИЕ
ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ
Население
городов состояло из ремесленников, купцов, городского боярства и других
представителей знати («лепших мужей»), а также духовенства. Сегодня со словом
«городя связан образ леса небоскрёбов, где живут десятки и сотни тысяч, а то и
несколько миллионов людей. А велико ли было население средневековых городов?
К
сожалению, судить об этом можно лишь на основании косвенных данных — сведений
об эпидемиях, пожарах и людских потерях во время войн. Яснее всего дело обстоит
с численностью населения столичных центров. Летопись сообщает, что в
Поддаётся
определению число жителей Москвы. В
Что
же касается других городов, то в среднем городском центре Древней Руси число
горожан редко превышало 1—2 тысячи, а зачастую составляло не более 500 человек.
Европейские города по численности населения мало отличались от древнерусских.
Деревни на Руси в средние века состояли из 1—4 дворов. Общая же численность
населения Восточной Европы эпохи Киевской Руси оценивается примерно в 10 млн
человек (это чуть больше, чем в наши дни проживает в Москве).
В
древнерусских городах находились дворы и целые кварталы иностранцев. Первыми
такими районами можно смело считать места, где оседали варяги — дружинники и
купцы. В древнем Киеве в первой половине X в. уже существовала
еврейско-хазарская община. Одни из городских ворот Киева получили даже название
Жидовских — по компактному району проживания здесь евреев.
Наиболее
обстоятельны сведения о проживании иностранцев в Москве в XIV—XV вв. Недалеко от Кремля, в
районе греческой церкви Святого Николая, располагалась греческая колония,
населённая ремесленниками и торговцами. Довольно рано возникла и особенно
выросла с конца XV в. «фряжская» (итальянская) слобода. Судя по всему, католики-итальянцы
имели в Москве свою церковь. Во всяком случае, известно, что в
(грамотами)
из Сарая. Власть тысяцких постепенно сосредоточивается в руках крупных боярских
семей и передаётся по наследству. В Твери тысяцкими были Шетневы, в Москве за
эту должность боролись знатнейшие бояре Хвостовы-Босоволковы и
Воронцовы-Вельяминовы (последние в итоге вышли победителями). Дело кончилось
тем, что под нажимом великого князя должность тысяцкого в Москве вообще была
отменена. В послемонгольский период в городах угасают древние демократические
обычаи, и в XIV—XV вв. они становятся преимущественно княжескими центрами. «Устроителем» и
«создателем» города, главной его фигурой в этот период выступает князь, чья
воля, военное и экономическое могущество определяют судьбу того или иного
центра.
ГОРОДСКОЕ
РЕМЕСЛО
Экономическое
и
культурное
значение города во многом определялось тем, что здесь работали искусные
ремесленники — зодчие, каменотёсы-резчики, мастера «по меди, сребру и злату»,
иконописцы.
Изделия
отечественных городских ремесленников славились далеко за пределами Руси. Затейливые
висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт и были весьма популярны
в соседних странах под названием «русских» замков. О высоком искусстве мастеров
черни (тонкой ювелирной работы по серебру) и эмали свидетельствовал немецкий
автор Теофил. Известны восторженные отзывы и о шедеврах русских златокузнецов.
Так, в XI в. мастера-ювелиры изготовили позолоченные гробницы для первых русских
святых — братьев Бориса и Глеба.
Летопись
отмечает, что «многи, приходяще из Греции и других земель», свидетельствовали:
«Нигде такой красоты нет!» В XII в. ремесленники, работавшие прежде на заказ, перешли к
выпуску изделий для массового сбыта.
Монгольское
нашествие нанесло особенно тяжёлый урон именно городскому ремеслу. Физическое
истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали самую сердцевину
городской экономики. В средние века ремесло основывалось на ручной технике, а
следовательно, на навыках, приобретавшихся в ходе многолетней работы.
Оборвалась связь мастер — подмастерье — ученик. Специальные исследования
показали, что в целом ряде ремёсел во второй половине XIII в. произошло падение или даже полное
забвение сложной техники, её огрубление и упрощение. После монгольского
завоевания были утрачены многие технические приёмы, знакомые мастерам Киевской
Руси. Среди археологических находок, относящихся к этому периоду, уже нет
многих предметов, обычных для предшествующей эпохи. Зачахло и постепенно
выродилось стеклоделие. Навсегда было забыто искусство тончайшей перегородчатой
эмали. Исчезла многоцветная строительная керамика.
Однако
примерно с середины XIV в. начался
176
новый
подъём ремесленного производства. До наших дней дошёл облик русского
ремесленника-кузнеца того времени, мастера по имени Аврам, чинившего в XIV в. древние врата Софийского собора в
Новгороде. На них он поместил и свой автопортрет. Мастер бородат, стрижен в
кружок, в руках у него главные орудия труда — молот и клещи. Одет он в
подпоясанный кафтан чуть выше колен и сапоги.
Во второй
половине XIV в. стали изготавливать кованые и клёпаные пушки, началось производство
листового железа. Получило развитие и литейное дело, прежде всего литьё
колоколов и пушек из бронзы. На Руси имелись выдающиеся литейщики, среди них
особенно славился тверской мастер Микула Кречетников — «якоже и среди немец не
обрести такова». Для литья предварительно изготавливали восковую модель изделия,
в которую затем вливался сплав меди и олова — бронза. Литьё было трудным делом
и требовало большого искусства. Необходимо было не нарушить пропорцию металлов
(и обязательно добавить серебра для чистоты колокольного звона!), не
переварить («не передержать», как говорили мастера) металл, не попортить формы,
вовремя извлечь готовое изделие. Недаром существовало поверье, что для пущей
предосторожности надо пустить какой-нибудь ложный слух, который бы мог отвлечь
внимание любопытных от производимой работы.
ТОРГОВЛЯ
В
ДРЕВНЕЙ РУСИ
Города
привлекали людей средневековья и возможностью приобрести на торге необходимую
вещь. Купцы, ходившие с далёкими караванами, помимо разнообразных товаров привозили
свежие новости, рассказывали о заморских землях и обычаях. Можно выделить три
основных направления торговых связей Руси: восточное, западноевропейское и
средиземноморское. Из Средней Азии, Персии доставлялись разные сорта шёлка,
кожа и сафьян, краски, дорогое восточное оружие и другие изделия. Так, в одном
из завещаний великих князей московских, относящемся к XIV в., упомянуто «блюдо ездиньское»,
изготовленное в иранском городе Йезд. Особенно ценились такие восточные товары,
как пряности (перец, гвоздика, корица, имбирь, мускатный орех, шафран) и
сладости (изюм, чернослив, миндаль, сахар, орехи).
Через Псков
и Новгород, отчасти через Смоленск при посредничестве торгового союза северогерманских
городов, известного под названием «Ганза», шла интенсивная торговля с Западной
Европой. На Руси пользовались спросом как ткани, так и сырьё для ремесленного
производства. Например, в XIV—XV вв. прекрасным и ценным подарком считалась штука, т. е.
моток, сукна «ипского» (изготовленного в городе Ипр во Фландрии). В Новгороде
за две штуки ипского сукна могли дать тысячу беличьих шкурок лучшего сорта. В XIV—XV вв. на Русь поступало также дорогое и
ратился
в православие. Наличие итальянской колонии в Москве сыграло немаловажную роль в
истории русской культуры — здесь жили «мастера стенные, палатные, пушечные,
серебряные, монетных дел» (известнейший среди них — выходец из Болоньи
Аристотель Фиораванти, талантливый архитектор, инженер и мастер литейного
дела). В конце XIV в., вероятно, существовал уже и армянский район, располагавшийся в
пределах Китай-города. Армяне проявляли большую активность в волжской
торговле и селились в Москве, являвшейся центральным торговым пунктом
Северо-Восточной Руси. Значительную часть московского населения составляли
«бесермены», т. е. мусульмане Средней Азии и бывшей Волжской Булгарии. В XIV в. на территории Кремля, в
непосредственной близости к великокняжескому дворцу, располагался татарский
двор. Бухарцы и персы селились и останавливались на постой в особых городских
кварталах. Предполагают, что знаменитый московский Арбат каким-то образом
связан с ними. Это название происходит, вероятно, от арабского слова «рабад»
(множественное число — «арбад»), что означает по-русски «предместье» или
«посад» — торгово-ремесленный район.
Золотой
«копт» (подвеска) работы древнерусских ювелиров.
Костяная
бляха с изображением дракона. XIII в.
177
Древнерусский
купец.
престижное
стекло — бокалы и кубки для пиршеств знати. Одним из поставщиков этой продукции
была Венеция. Но важнейшим товаром, который привозили из Западной Европы на
Русь, были металлы — недостаток их постоянно ощущался на Руси, не имевшей
своих рудных месторождений. Вместе с серебром и медью доставлялся и свинец в
огромных слитках. При археологических раскопках в Новгороде в слоях XIV в. был найден слиток свинца весом в
Через
Чёрное море велась активная торговля со средиземноморскими странами. Ценился в
первую очередь «сурожский товар» (главным образом шёлковые ткани), поступавший
из крупнейшего торгового центра Причерноморья — Сурожа, или Сугдеи (современный
Судак). Оттуда попадали на Русь венецианские, турецкие, египетские и дамасские
ткани. Кроме них в русских землях пользовались спросом различного рода металлы
и драгоценные изделия, особенно серебряные сосуды, иконы (с окладами и без
них) и кресты цареградской работы. Вместе с другими товарами из Средиземноморья
поступал хорошо выделанный пергамент (по-русски «харатья»), а с XIV в. на московском и других русских рынках
стала появляться итальянская бумага.
Среди
русских товаров, вывозимых на обмен, главными были меха и кожи, воск и мёд.
Среди мехов первое место по количеству занимали беличьи шкурки, которые
различались по сортам в зависимости от места добычи. Их перевозили в больших
бочках. Более дорогим товаром являлись ценные сорта пушнины — соболь, выдра,
куница, бобр. Видное место принадлежало вывозу воска, находившего широкое
применение при дворах европейских государей и в церковном обиходе. Ганзейские
купцы требовали, чтобы воск не имел разного рода примесей, «не был бы смешан с
маслом, или с желудями, или со смолой, или с горохом». Большую прибыль приносил
также вывоз мёда, «рыбьего зуба» (моржовой кости), льна.
На Руси
имелись специальные торговые объединения: например, «Иванское сто», в которое
входили новгородские купцы, торговавшие воском; московские «гости-сурожане»,
ориентировавшиеся на средиземноморскую торговлю через порт Сурож в Крыму.
Торговая
площадь в русском средневековом городе XII
в.
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
В середине XII в. некогда единая Киевская держава распалась
на ряд самостоятельных земель и княжеств. Южная Русь, подвергавшаяся набегам кочевников
и терявшая силу в непрерывных усобицах князей, постепенно утрачивала своё
прежнее величие. Центр экономической и политической жизни постепенно перемещался
на северо-восток, в бассейн Верхней Волги. «Земля за великим лесом» — Залесская
Русь, или Суздальщина, в XI в. была далёкой окраиной огромного государства
Рюриковичей. Эта обширная и богатая в сельскохозяйственном отношении
территория с частой сетью рек и речек, лесами, болотами и плодородными
«опольями» тогда ещё только заселялась. Однако киевских князей не привлекала
пока Суздальщина: фактически никто из них не претендовал на эти окраинные
земли. «Чудское захолустье» (чудь — одно из племён угро-финского происхождения,
живших там), как назвал эти окраины историк В.О. Ключевский, первоначально
являлось придатком к одному из южных княжений — Переяславлю Южному.
Но с начала
XII в. энергичный и
деятельный князь Владимир Мономах стал проявлять интерес к этой жемчужине своих
семейных владений. В автобиографическом «Поучении» он с гордостью вспоминал о
том, что в годы молодости проехал лесным диким краем, через который пролегала
небезопасная дорога к Ростову — главному городу Верхневолжья. Несколько раз он
посещал северо-
восток Руси
и во время своей последней поездки в
Со смертью
князя в
Юрий
Долгорукий энергично поддерживал колонизацию неосвоенных земель: строил города,
возводил и украшал церкви и монастыри. Но при этом князь не оставлял надежды
занять киевский престол и вёл изнурительные войны за Киев. После ряда удачных
сражений в
Князья
шумно отпраздновали свою победу. Сын Святослава подарил хлебосольному хозяину
чрезвычайно дорогого и высоко ценимого в княжеской среде охотничьего гепарда —
быстрое животное, от которого не убежит ни олень, ни косуля. А в ответ Юрий
«устроити обед силен и створи честь велику им и дал Святославу дары многи».
В
Когда Юрий
ещё княжил в Киеве, его сын Андрей самовольно уехал на север, взяв с собой из
Вышгорода (город недалеко от Киева) чудотворную икону Божьей Матери, ставшую
впоследствии святыней Владимирской земли.
Напористый
и энергичный, Андрей Юрьевич резко выделялся среди князей особенностями
характера и политическими воззрениями. Приглашённый княжить на северо-восток
Руси мест-
Золотые
ворота во Владимире. XII в.
180
ным
боярством, Андрей постепенно поставил себя над ним. «Хотя самовластец быти всеи
Суждальской земли», он прогнал четверых из своих братьев, двух племянников и
«старших бояр отца своего». Добиваясь церковной независимости от Киева,
попытался учредить на северо-востоке Руси свою митрополию. Наперекор всем
традициям перенёс княжеский престол во Владимир, а рядом с ним, в селе
Боголюбове, построил себе резиденцию с роскошными теремами и соборами. По
названию села Андрей получил прозвище Боголюбский.
Андрей
Юрьевич вёл себя как суровый и своенравный хозяин не только в своём княжестве.
Он пытался диктовать свою волю южным князьям. Иногда великая удача князя
соседствовала с крупным провалом. Так, в
Замечательный
антрополог Михаил Михайлович Герасимов по черепу Андрея Боголюбского
восстановил его внешний облик: скуластое широкое лицо с высоким лбом, немного
раскосые глаза, вьющиеся волосы, властный оборот головы с горделиво поднятым
подбородком. В ходе исследования останков князя неожиданно выяснилось, что
слова современников о «высокоумии» и «гордости» Андрея вполне справедливы и имеют
помимо всего прочего чисто физиологическую основу. У него срослись два шейных
позвонка, и князь просто не мог опустить голову.
Давно
тлевшее недовольство бояр, напуганных самовластием князя, привело к заговору. В
конце июня
После
неудачной попытки обмануть князя бояре «почаша бити в двери и силою выломиша».
С первым из заговорщиков безоружный князь,
Дмитриевский
собор во Владимире.
Белокаменная
резьба, украшающая Дмитриевский собор во Владимире. XII
в.
181
Церковь
Покрова на Нерли около княжеской резиденции в Боголюбове. XII
в.
Князь
Всеволод Большое Гнездо со своими сыновьями. Роспись палехских мастеров XIX
в.
физически
очень сильный, справился, сбил его с ног. Но тут его самого повалили на пол и,
стремясь попасть в сердце, секли мечами и саблями, поражали копьями. От
полученных ран Андрей потерял сознание, а заговорщики ушли, думая, что убили
его.
Через
некоторое время князь очнулся. Превозмогая страшную боль, истекая кровью и
оставляя за собой кровавые следы, он спустился вниз по лестнице и вышел на
площадь, вымощенную белым камнем. Не в силах сдержать стоны, он опустился на
землю у теремной башни и потерял сознание. Один из удалявшихся заговорщиков
видел в ночи спускавшегося князя, а другие слышали его стоны. Вначале сообщники
не поверили этому — настолько очевидна была смерть Андрея от уже нанесённых ему
ран. Но затем ужас обуял бояр — если князь останется в живых, их самих ждала
смерть. Уже было павшие духом мятежники зажгли свечи и по лужам крови нашли
сидевшего у стены и совершенно не способного защищаться князя. Как разъярённые
звери, набросились они на него. Князь Андрей испустил дух после того, как ему
отрубили руку.
Казалось,
боярство отстояло свои старые права и взяло верх над княжеской властью. Однако
успешно осуществлённый заговор стал только прелюдией к начавшейся смуте. В
течение двух лет Владимиро-Суздальская земля не знала порядка и покоя, пока,
наконец, в
Всеволод
первым из русских князей официально принял титул великого князя. На рубеже XII—XIII вв. Владимиро-Суздальская земля стала доминировать среди
других княжеств. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Всеволоде Большое
Гнездо только в превосходных степенях: «Великий княже Всеволод! Не помыслишь ли
ты прилететь издалека, отцовский золотой престол поберечь? Ты ведь можешь Волгу
веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать!» Сила и влияние владимирских
князей были столь велики, что о них знали и в далёкой Грузии, где летописец
отмечал, что им повинуются триста царей. Владимирские бояре уже после смерти
Всеволода
182
бахвалились:
«Никогда такого не было ни при прадедах, ни при дедах, ни при отцах... кто бы
ратью пошел в землю Суздальскую, а вышел бы добр здоров совсем и свое хотение
получил... да если бы и вся Русская земля, и Галичская, и Киевская, и
Черниговская, и Рязанская, и Смоленская, и Новгородская, и Псковская никак же
против этой силы не смогут победить. Но что говорим это? Если и вся земля
Половецкая придет... то воистину всех тех седлами закидаем и кулаками побьем!»
Незадолго
до своей смерти, в
Со смертью
Всеволода началась кровавая усобица между Константином, не признавшим решения
собора, и Юрием. Накануне решающего сражения на реке Липица — Липицкой битвы
В последние
два десятилетия перед монголо-татарским нашествием Владимиро-Суздальская земля
распалась на целый ряд уделов, доставшихся сыновьям Всеволода Большое Гнездо.
Походы на Волжскую Булгарию, борьба с мордовскими племенами на восточных
границах, основание в устье реки Оки крепости Нижний Новгород (
Одна из
самых передовых и могущественных в экономическом, военном и культурном отношениях
русских земель, Владимиро-Суздальская Русь пала под напором монголо-татарских
орд зимой
Фреска
Успенского собора XII в. во Владимире.
На
расстоянии нескольких дней пешего пути на запад от Киева в междуречье Южного
Буга и Днестра широкой полосой лежали богатейшие земли Волыни, граничившие с
Польшей на северо-западе и половецкими степями на юге. Волынь отделяла от
центральных районов Киевской Руси и наиболее отдалённые юго-западные
территории, входившие в состав этого государства, — земли галицкие,
простиравшиеся от Венгрии до самого устья Дуная. Такое приграничное расположение
этих земель заставляло русских князей проявлять серьёзное внимание к ним в
заботе о западных рубежах своих владений. Так, Святослав во время своего
византийского похода завоевал устье Дуная, а сын его Владимир заложил в
Вместе с
тем богатство галицких и волынских земель, их непосредственная связь с Венгрией
и Польшей, налаженные торговые отношения с Византией через Чёрное море
позволяли местной знати и князьям вести достаточно независимую от Киева
политику. А в XII в. Галич вслед за Новгородом и Полоцком обособился от центра Киевской
державы. Этому способствовала и заносчивость местных бояр, чьи угодья и усадьбы
могли сравниться с княжескими. Трудно было править этими землями, постоянно
вступая в спор с боярством.
Не случайно
после смерти Ярослава Мудрого, разделившего все княжества Киевской Руси между
своими шестью наследниками, города Галицкого и Волынского княжеств обычно
отдавались в управление князьям-изгоям, т. е. младшим, второстепенным
потомкам. Например, пятому сыну Ярослава — Игорю — достался в княжение
Владимир-Волынский; позже правнукам Ярослава — Васильку и Володарю
Ростиславичам — были выделены: первому Теребовль, а второму Перемышль. Это
вызвало ненависть к братьям Ростиславичам сына Игоря — Давыда, претендовавшего
на эти города. Однако съезд князей в Любече, созванный в
После
смерти Ростиславичей в начале XII в. за галицкий престол вновь разгорелась борьба. Победил
в ней сын Володаря Владимирко, вокняжившийся в Галиче в
А
Владимирко, вновь заняв галицкий престол, правил ещё девять лет, постоянно
споря с боярами, укрощая их притязания на власть и утверждая собственный
авторитет. К концу жизни он чувствовал себя столь неуязвимым и сильным, что в
Сын же его,
Ярослав, прозванный впоследствии то ли за недюжинный ум, то ли за знание языков
Осмомыслом, сразу же заняв престол своего отца, вовсе не желал начинать
княжение с военных действий против Киева. Он вернул посла с дороги, пригласил
его на похороны почившего князя и вручил ему грамоту для Изяслава, где писал:
«...Прими меня в сыновья наряду с сыном своим Мстиславом: пусть Мстислав ездит
подле твоего стремени по одной стороне, а я буду ездить по другой, со всеми
своими полками». Это было подобострастное послание, рассчитанное на мирный исход
затеянной отцом ссоры. Однако война состоялась в том же году, но вело её
боярское ополчение. Ярослав же остался от неё в стороне. Киевляне поняли, что
в Галиче пришёл к власти отнюдь не юный отрок, а тонкий политик. Спустя
несколько лет галицкое боярство взбунтовалось против Ярослава и обратилось к
киевскому князю: «Только явишь стягы — и мы отступим от Ярослава», — однако
киевляне не стали собирать рать.
184
Под властью
Ярослава Осмомысла Галицкое княжество начало упрочиваться, богатеть,
пользоваться уважением европейских владык. Но в
Слава
Ярослава росла. О том, сколь могущественной державой стало при этом князе
Галицкое княжество, можно судить по обращению к нему автора «Слова о полку
Игореве»: «Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко сидишь на своем златокованном
столе, подпер горы Угорьскыи (Венгерские, т. е. Карпаты. — Прим. ред.) своими железными полками, заступив королю путь, затворив
Дунаю ворота, меча бремены (бросая тяжести. — Прим. ред.) чрез облакы, суды рядя до Дуная. Грозы твои по землям
текут, отворяешь Киеву врата, стреляешь с отчего злата стола салтанов за
землями». Эта поэтическая характеристика вполне соответствовала
действительности. Дружины Ярослава Осмомысла брали Киев, стеной стояли по Дунаю
против войск венгерского короля, их опасалась даже Византия. Ярослав крепко
держал власть в своей вотчине, поощряя преданных, карая недовольных.
Но нелегко
было укротить местное боярство. А тут ещё и сын Ярослава Владимир взбунтовался
против отца и вместе с матерью, княгиней Ольгой, сбежал в Польшу. Ярослав
проклял их и взял в жёны некую Настасью. Но бояре приняли сторону изгнанников.
Они арестовали Ярослава и сожгли на костре Настасью. Ольга вернулась в Галич, и
Ярослав был выпущен из заточения, после того как дал клятву примириться с
законной женой. Князь Игорь Святославич, главный герой «Слова о полку Игореве»,
попытался примирить Ярослава с Владимиром. Но истинного примирения так и не
вышло. Умирая в
И вновь в
Галиче вспыхнула смута. Бояре изгнали Олега и призвали к себе Владимира, но и
тот пришёлся им не по нутру, ибо был более склонен к пьянству и развлечениям,
нежели к
Ярослав
Осмомысл.
185
государственным
делам. Владимир бежал в Венгрию, но венгерский король заточил его в башне и,
захватив Галич, поставил там княжить своего сына Андрея. Галичане же,
недовольные правлением иноземца, продолжали искать себе русского князя,
предлагая престол то волынскому князю Роману Мстиславичу, то сыну Ивана
Берладника Ростиславу Ивановичу. Но Ростислава убили венгры. А тем временем
Владимир бежал из венгерского плена в Германию и с помощью поляков,
содействовавших ему по приказу императора Фридриха Барбароссы, вернул себе
галицкий престол. Его княжение не отличалось ни нравственностью, ни порядком,
но прокняжил он всё-таки вплоть до
После
смерти Владимира галицкий престол захватил поддержанный Польшей волынский князь
Роман Мстиславич, уже претендовавший на Галич в годы прошедшей смуты. Во
Владимире-Волынском он был третьим князем из рода Владимира Мономаха, и в
период его княжения Волынь завоевала уважение и авторитет среди европейских
стран, стала сильным государством как в военном, так и в экономическом
отношениях. Роман был смелым, твёрдым и решительным человеком.
Именно
такому князю и было под силу окончательно объединить мятежные галицкие земли с
волынскими в одно Галицко-Волынское княжество. Романа не смущала данная им
галицкому боярству присяга, и в своей внутренней политике он круто и жестоко
расправлялся с недовольной его действиями знатью. Многие бояре были им
истреблены, некоторые в страхе бежали от казней Романа Мстиславича. Он мечом
расширял пределы своего нового княжества, организуя военные походы на Литву,
половцев, поляков и даже на Киев, который, хотя и не надолго, был присоединён к
Галицко-Волынскому княжеству. Его послов и торговых людей принимали и в Константинополе,
и в Германии, и в Польше. В его владениях нашёл себе убежище византийский
император Алексей III Ангел, изгнанный из Константинополя крестоносцами. В Европе Романа
называли «королём», а русские летописи говорят о нём как о «самодержце всея
Руси».
Смерть
Романа была неожиданна. Отправившись в военный поход в Германию, он случайно
столкнулся с польским отрядом, решившим, что Роман идёт воевать в люблинских
землях. Бой произошёл в июле
Старшему
сыну Романа, Даниилу, в то время было всего четыре года, а младшему, Васильку,
и того меньше. Между волынскими и галицкими боярами вспыхнул спор: волынцы
предлагали отдать престол княгине-вдове, галичане же во
главе с
боярином Владиславом Кормиличем решили пригласить к себе сыновей Игоря Святославича
— Романа, Святослава и Владимира, княживших тогда в Чернигове. Княгине-вдове
пришлось вместе с детьми бежать из Галича подземным ходом — «изыйде дырою
градною». Долгое время за власть в Галиче и на Волыни шла борьба между разными
претендентами. Наконец одолели братья Игоревичи.
Приехав из
Чернигова в Галич, они начали своё княжение с жестоких расправ: казнили пятьсот
бояр и тем вызвали ненависть у галичан. Владислав Кормилич обратился за
помощью к венгерскому королю Андрею II, и тот прислал в Галич свои войска. Венгры арестовали
братьев Игоревичей. Кормилич же, взяв власть в свои руки, возглавил боярское
ополчение и даже пытался присоединиться к венгерским войскам, выступившим
против польского князя Лешка. Но король Андрей II и князь Лешко довольно быстро договорились
между собой и, решив, что «не есть лепо (нехорошо, непристойно. — Прим. ред.) боярину княжить в Галиче», поделили
Галицко-Волынское княжество. К Венгрии отошёл Галич, а к Польше — Перемышль.
Пришлось боярству бороться теперь уже с иностранными захватчиками. По всему
княжеству поднялось народное восстание. В
Только в
В
186
ИСТОРИК
С. М. СОЛОВЬЁВ
О
КНЯЗЕ РОМАНЕ МСТИСЛАВИЧЕ
Мы
видели, какою силою пользовались бояре в Галиче, силою, пред которою никло
значение князя; легко понять, что князь с таким характером, как Роман, вскоре
должен был враждебно столкнуться с этою силою. «Не передавивши пчёл, мёду не
есть», — говорил он; и вот лучшие бояре погибли от него, как говорят, в
страшных муках, другие — разбежались; Роман возвратил их обещанием всяких
милостей, но скоро под разными предлогами подверг их той же участи. Оставя по
себе такую кровавую память в Галиче, в остальной Руси, Роман слыл грозным бичом
окрестных варваров — половцев, литвы, ятвягов, добрым подвижником за Русскую
землю, достойным наследником прадеда своего Мономаха. «Он стремился на поганых,
как лев, — говорит народное поэтическое предание, — сердит был, как рысь, губил
их, как крокодил, перелетал земли их, как орёл, и храбр он был, как тур,
ревновал (т. е. стремился быть подобным. — Прим. ред.) деду своему Мономаху».
Мы видели, что одною из главных сторон деятельности князей наших было
построение городов, население пустынных пространств: Роман заставлял
побеждённых литовцев расчищать леса под пашню, но тщетно казалось для
современников старание Романа отучить дикарей от грабежа, приучить к мирным,
земледельческим занятиям, и вот осталась поговорка: „Роман! Роман! Худым
живёшь, литвою орёшь (т. е. пашешь. — Прим. ред.)"».
ИСТОРИК
С. М. СОЛОВЬЁВ
О
КАЗНЯХ
ГАЛИЦКИХ
БОЯР
Чем
было Игоревичам избавиться от бояр галицких, которые не давали им покоя своими
крамолами? Игоревичи решились действовать по примеру Романа, решились
передавить пчёл, чтобы есть спокойно мёд, и вот, воспользовавшись первым
удобным случаем, они велели бить галицкую дружину: 500 человек из неё погибло,
в том числе двое знатнейших бояр — Юрий Витанович и Илья Щепанович, но другие
разбежались; между ними Владислав, которому преимущественно Игоревичи были
обязаны Галицкою волостью, и двое других, Судислав и Филипп, отправились в
Венгрию».
Казни
галицких бояр.
187
«Яко пир
зол есть». Василько арестовал 28 заговорщиков, но Даниил отпустил их, надеясь
расположить боярство к себе. Однако расчёт князя не оправдался.
Тогда
Даниил собрал «вече отроков» — молодых дружинников, и они поддержали его, а
сотский Микула посоветовал: «Господине! Не погнетши пчел — меду не ядати». Этот
совет Даниил взял себе на вооружение в борьбе с непокорным галицким боярством.
Но только к
С первых
дней княжения на галицком престоле перед Даниилом встала сложнейшая задача — укрепить ослабленное годами безначалия государство,
защитить его от посягательств со стороны соседей, восстановить внутри него
порядок и спокойствие. Прежде всего Даниил начал реорганизацию своих дружин,
пополнив их (впервые в русской истории) отрядами стрельцов, вооружённых
луками. С этим войском он в
Но
одновременно Даниил не забывал и о хозяйственном укреплении своего княжества.
При нём вновь стали налаживаться торговые связи с
Даниил
Галицкий.
188
Даниил
Галицкий венчается королевской короной.
Византией,
Венгрией, Германией, Римом и другими европейскими странами. Он строил новые
города — Холм и Львов, покровительствовал архитекторам, художникам, музыкантам.
Летописи донесли до нас имена искусного резчика по камню Авдея, сочинителя
сатирических притч Тимофея, певца Митуся. Под властью Даниила Галицко-Волынское
княжество достигло своего наивысшего расцвета.
В
Так прошло
ещё шесть лет. Но в
же русских.
Это был сильнейший удар по гордости и достоинству князя Даниила. Восстановить
всё то, что было разрушено во время этого похода татар, сил уже не хватало. В
Осиротевшее
Галицко-Волынское княжество было разделено между родственниками братьев-князей.
Поначалу галицкий престол перешёл к старшему сыну Даниила — Шварну. Но он
княжил недолго, да и с большей охотой проводил время в Литве, поскольку был
также и литовским князем. После него Галич достался младшему брату Шварна,
Льву. Этот потомок Даниила был, по словам летописца, «князь... и хоробр, и
крепок на рати, не мало бо показа мужество свое во многих ратях». Известно, что
в 70-х гг. XIII в. вместе с волынским князем Владимиром он отважно сражался с литовскими
племенами ятвягов. В княжестве же своём Лев старался проводить политику своего
отца. Но, видно, время её уже ушло.
В XIV в. под напором татарских орд с востока и
польских войск с запада бывшее Галицко-Волынское княжество было поделено между
Польшей, Литвой и Венгрией.
189