Судьба как будто готовила ему
прекрасное будущее: семейное счастье, возможность заниматься любимой наукой,
материальное благополучие. Его отец был сенатором, товарищем (заместителем)
министра просвещения, писателем, попечителем Московского университета,
воспитателем великих князей Александра и Константина. Никита Муравьёв получил
превосходное образование: сначала их с братом Александром, тоже будущим декабристом,
учили дома, потом в Московском университете. Никита Михайлович с детства
серьёзно увлекался русской и зарубежной историей, хорошо знал французскую
просветительскую литературу, разбирался в проблемах права. В 16 лет пытался
бежать на войну — сражаться против Наполеона, но его задержали в подмосковной
деревне и возвратили домой. В 328 верситет и начал службу в Министерстве
юстиции. В После возвращения на родину
молодой офицер увлёкся военной историей, в 20-летнем возрасте подготовил
записку «Некоторые мысли о воспитании и словесности», в которой предлагал
издать «Сокращённую русскую историю, заключающую в себе главные черты
добродетели и геройства». Тогда же он опубликовал содержательное «Рассуждение о
жизнеописаниях Суворова». Сетовал на то, что «муза истории дремлет у нас в
России». Никита Михайлович был одним из
основателей тайных обществ — Союза спасения и Союза благоденствия (см. статью
«Тайные политические организации декабристов»). Занимаясь политической деятельностью,
он не оставлял изысканий в области истории. В начале Среди его бумаг при обыске были
обнаружены многочисленные заметки на французском и латинском языках о древних
славянах, античной истории, различных исторических сюжетах. Научные изыскания
не только не отрывали Муравьёва от работы в декабристских организациях, но и
способствовали осознанию традиций вольности в России. Так, Никита Михайлович,
как и другие декабристы, чрезвычайно интересовался Новгородской вечевой
республикой. Изучение её истории помогло Муравьёву в подготовке «Любопытного
разговора» ( В Никита Михайлович — более
умеренный политик, чем Рылеев, Пестель или Каховский. Он полагал, что для
введения конституционного строя необходимо свержение самовластия при участии
армии, но выступал против цареубийства, спорил с Пестелем о целесообразности
уничтожения царской семьи, доказывал, что «люди, обагрённые кровью, будут
посрамлены в общем мнении». Но, несмотря на это, Муравьёв |