396 Личность, у которой разум и
вера пребывают в согласии, Киреевский называл цельной. Такая личность
обладает особым «зрячим разумом». Он позволяет ей постигать истины, недоступные
ограниченному логическому мышлению, которое не способно выйти за свои пределы.
Рациональный ум, постигая действительность, лишь дробит её на части, но при
этом исчезает целое, так и не понятое, уничтожается и нравственность. Поэтому
он может принести человеку вред. Цельная же личность не «понимает»
реальность, а «приобщается» к ней. Это такой процесс, когда человек всем
существом входит в познание, когда «все отдельные силы сливаются в одно живое
и цельное зрение ума». По Киреевскому, приобщиться к реальности дано только верующему мышлению. «Главный характер верующего
мышления заключается в стремлении собрать все отдельные части души
в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля, и
чувство, и совесть... сливаются в одно живое единство, и таким образом восстанавливается...
личность человека в её первозданной неделимости». На Западе, как считал И. В. Киреевский,
разъединение духа и мышления зашло так далеко, что их гармония уже
недостижима. Однако русский человек благодаря своей вере сохранил то
«равновесие внутренней жизни», которое отличает даже простые его поступки. Киреевский
утверждал, что русским людям присущ особый склад ума, стремящийся к цельности.
Он проникнут «памятью об отношении всего временного к вечному, человеческого
к обожествлённому», и это может стать основой идеального общества. СЛАВЯНОФИЛЫ И ИСТОРИЯ РОССИИ Безусловно, более всего
славянофилов привлекала история. Все они в той или иной степени занимались исследованием как русской, так
и всемирной истории. Хотя славянофилы не были профессиональными историками,
своими сочинениями они оказали глубокое влияние на изучение истории в России.
Их интересовали темы, прежде обойдённые вниманием историков. Славянофилы
писали о народном вече в Древней Руси, земских соборах, Русской церкви,
русской культуре. В центре их внимания всегда оказывались Петровские
преобразования — роковое событие в русской истории. Пётр I, преклонявшийся
перед европейской просвещённостью, нарушил традиции Древней Руси. С точки
зрения славянофилов, до Петра Русь развивалась естественно и гармонично; она
«не знала ни железного разграничения неподвижных сословий, ни стеснительных
для одного преимуществ другого, ни истекающей оттуда политической и
нравственной борьбы, ни сословного презрения, ни сословной ненависти... И
князья, и бояре, и духовенство, и народ, и дружина княжеская, и дружины
боярские, и дружины городские, и дружина земская — все классы и виды населения
были проникнуты одним духом, одними убеждениями и понятиями, одинакою
потребностью общего блага». Петровские преобразования, новая европейская
культура глубоко раскололи прежнее общество. Народ (крестьянство) сохранил
древние традиции русской жизни и культуры, полагали славянофилы. Высшее общество
(дворянство и чиновничество) во всём стремилось подражать Европе, но усвоило
лишь внешние формы культуры, не осмыслив её внутренней сущности. Славянофилов обвиняли в том,
что они хотят возвратиться к старому, отсталому укладу жизни. Однако менее
всего славянофилы желали бы простого восстановления прежних учреждений или
форм быта. Они не идеализировали прошлое и ясно видели все его мрачные стороны
— в частности такие черты жизни христианской Руси, как частый голод, убийства
в борьбе за власть, бесконечные междоусобные |