Предыдущая Следующая

Первоначально беседы минист­ра внутренних дел С. С. Ланского и его товарища (заместителя) А. И. Левшина с предводителями дворянства не имели успеха. Левшин позже пи­сал, что предводители при первом же намёке на отмену крепостного права обнаруживали удивление, а иногда и непритворный страх. «Та­кие беседы, — вспоминал он, — хотя и многократно повторенные, не про­двинули меня вперёд».

Одновременно готовились и «бюрократические тылы». Необходимо было поставить дворянство перед фактом: существует правительствен­ный план решения крестьянского во­проса. Тому же Левшину Александр поручил составить докладную записку об истории крепостной зависимости крестьян с перечислением всех ме­роприятий правительства, направлен­ных на её ограничение. В результате Александр не только изучил историю крепостного права, но и распорядился 3 января 1857 г. организовать Секрет­ный комитет по крестьянскому делу. Создание Секретного комитета не было чем-то новым: за годы царство­вания Николая I существовало шесть секретных комитетов по крестьянско­му вопросу. Комитет 1857 г. ничем принципиально от них не отличался. Его члены в основном были консерва­торами. Подготовку реформы они предполагали растянуть на много лет.

Старания царских чиновников сломить противодействие стропти­вого дворянства увенчались успехом лишь осенью 1857 г.: лавры победы достались виленскому генерал-гу­бернатору В. И. Назимову, недавно назначенному на этот пост царём. Назимову удалось-таки вырвать у дворян Виленской, Ковенской и Грод­ненской губерний согласие на осво­бождение крестьян по примеру Ост­зейского края (ныне страны Балтии). Крепостное право там было отмене­но в 1816—1819 гг.; земля, однако, ос­тавалась у помещиков, а крестьяне об­рабатывали её на правах аренды или как наёмные работники. По всем ад­министративным правилам тех лет Назимов, имея на руках согласие дво­рянских предводителей, обратился с запросом в столицу на предмет даль­нейших действий.

Пришёл звёздный час Секрет­ного комитета, поставившего осе­нью 1857 г. своеобразный рекорд канцелярской оперативности. Как будто опасаясь упустить долгождан­ный момент, Секретный комитет в спешном порядке подготовил на имя Назимова текст царского рескрипта (предписания). Рескрипт устанав­ливал процедуру и формы отмены крепостной зависимости в трёх упо­мянутых губерниях; Александр под­писал его 20 ноября 1857 г. По сути

450

 

 

этот документ представлял собой первую правительственную про­грамму отмены крепостного права. Крестьян предполагалось освобо­дить без полевого надела, но им раз­решалось выкупить усадьбу (участок земли с расположенными на нём крестьянским домом, хозяйствен­ными постройками и огородом). По­левые земли крестьяне должны были арендовать у помещиков за деньги или за работу. Последние сохраняли права «вотчинной полиции» (следи­ли за соблюдением общественного порядка в своих владениях и сбором налогов). Для детальной разработки условий реформы предписывалось создать губернские дворянские ко­митеты «по улучшению быта поме­щичьих крестьян».

Бюрократические игры достиг­ли своей цели: дворянство, наконец, «проявило инициативу». Руки у пра­вительства были развязаны. Уже 5 де­кабря 1857 г. царский рескрипт, обя­зывающий создавать дворянские губернские комитеты «по улучше­нию быта помещичьих крестьян», аналогичные литовским (слово «ос­вобождение» предпочитали, как вид­но, не употреблять), направили на имя петербургского генерал-губер­натора П. Н. Игнатьева. В течение 1858 г. подобные комитеты «по ини­циативе благородного дворянства» были организованы в 46 губерниях Европейской России. Такой «ини­циативы» дворянских предводителей большинство губернаторов добива­лись с немалым трудом. В губерн­ских комитетах (1,5 тыс. человек) начались первые заседания — с бра­нью, борьбой фракций.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org