Отношение евреев к учению и личности
Иисуса Христа было очень сложным. Большинство евреев, ожидавших Мессию, Спасителя,
приняли Христа за лжемессию, так как его проповеди не отвечали их религиозным и
политическим стремлениям. Они считали, что истинный Мессия должен прежде всего
помочь им обрести независимость, а не призывать к смирению перед римлянами. В
дальнейшем рассеянные по всему свету еврейские общины видели в строгом соблюдении
правил иудаизма залог сохранения себя в качестве единого народа. Таким
образом, в глазах Христианской церкви они выглядели упорствующими в своих
заблуждениях фанатиками. Враждебное отношение к еврейским
общинам усугублялось их успешной экономической деятельностью. Активное участие
в международной торговле стало для этого народа, лишённого собственного
государства, средством выживания в чуждой среде. отравителей. Несомненно, существенную роль сыграла и
пропаганда, которую вела в Западной и Восточной Европе католическая
инквизиция. В Московском государстве (XVI— XVII вв.) к
евреям относились неприязненно — как ко «врагам Христовым». Московское войско
в походе по землям соседей не церемонилось с евреями. Их грабили, им предлагали
выбор: крещение по православному обряду или смерть. ЕВРЕИ И РОССИЯ ДО РАЗДЕЛОВ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ На землях Московского государства не было постоянного
еврейского населения до середины XVII в., когда 595 Неизвестный художник. Портрет П. П. Шафирова — еврея, принявшего крещение и сделавшего блестящую дипломатическую карьеру при Петре I. Сожжение священных еврейских книг
в Польше. Средневековая гравюра. началась борьба между московскими царями и Речью
Посполитой за Украину (где проживало большое количество евреев). Притеснения
против евреев со стороны Католической церкви и светских владык в Западной
Европе вынудили их во множестве переселяться в Польшу: законы этой страны
давали евреям гораздо больше свободы. Ещё в 1264 г. польский князь Болеслав
Калишский издал грамоту, защищавшую имущественные и религиозные права евреев.
В XVI в. польские короли Сигизмунд II Август
и Стефан Баторий, стремившиеся к экономическому процветанию Речи Посполитой,
не давали евреев в обиду: от их общин в королевскую казну поступало немало
звонкой монеты. Евреи часто брали в аренду поместья польской шляхты. Из-за
этого православное население Украины считало их, как и панов, своими
угнетателями. В годы восстания Богдана Хмельницкого враждебность крестьян и
казаков к еврейским арендаторам обернулась для судеб польских евреев
трагически. Во время взятия Немирова, Тульчина и других городов еврейские
общины особенно страдали от ярости восставших. Нередко они истреблялись полностью. Когда в 1654 г. царь Алексей Михайлович принял в русское
подданство украинцев и начал войну с Польшей, он стремился изгнать евреев из
Украины и Белоруссии. Только при Петре I евреи
стали селиться в западном приграничье России. Однако уже Екатерина I в 1727
г. приказала изгнать их из Малороссии. В 1743 г. сенат обратился к императрице
Елизавете Петровне с просьбой позволить евреям приезжать в Малороссию по торговым
делам, но Елизавета заявила: «От врагов Христовых не желаю интересной
прибыли». Положение стало меняться после того, как Россия начала
активно вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой при короле Станиславе
Августе, возведённом на престол благодаря покровительству Екатерины II. С 1764 г. резко обострились религиозные противоречия
между католиками и православными. Боровшиеся против польских панов казаки и
крестьяне объединялись в отряды гайдамаков. В 1768 г. отдельные столкновения
переросли в восстание, которое возглавляли запорожский казак Железняк и
казачий сотник Гонта. 18 июня 1768 г. гайдамаки взяли штурмом город Умань,
истребив затем значительную часть укрывшихся за его стенами поляков и евреев.
Екатерина И отдала приказ русским войскам помочь подавить восстание. Гонта
был выдан полякам и казнён. |