В отличие от балов маскарады
были публичными праздниками: попасть на них мог каждый купивший входной билет.
Наибольшей Неизвестный художник. Жилая комната в мезонине городского дворянского особняка. 30—40-е гг. XIX в. 645 Фарфоровый сатир из театрального
флигеля усадьбы Ольгово. XVIII в. известностью пользовались
маскарады в доме Энгельгардта в Петербурге. Именно там разворачивается действие
драмы Лермонтова «Маскарад». Из-за смешанного состава посетителей (изредка
маскарады посещали и лица императорского дома), лёгкости нравов, царившей
здесь, о костюмированных балах у Энгельгардта ходили скандальные слухи. В XVIII—XIX вв.
повседневным явлением общественной жизни города становится театр. Первые театрализованные
представления давались ещё в XVII в., но только для
узкого круга придворных. В императорские театры Москвы и Петербурга могли
ходить все, кто имел возможность купить билет. К концу XVIII в. страсть к постановкам распространилась и в дворянской среде. У
вельмож и знати появились собственные, частные театры, в которых играли
крепостные актёры. Для таких театров строились специальные здания, где
использовалась современная европейская сценическая техника. Для создания
декораций и костюмов приглашались известные художники, а для обучения
крепостных артистов игре — европейские мастера. В конце XVIII в. театр появился и в провинции. А в XIX в.
временные, гастролирующие или постоянные труппы актёров выступали во всех
крупных городах России. Начавшиеся в XVIII столетии реформы затронули преимущественно город: жизнь столичного
дворянства европеизировалась, но быт помещичьей усадьбы, мир деревни менялись
медленно. Путешествия за границу, более тесное знакомство с жизнью европейских
городов привели к увлечению чужой культурой, в частности к коллекционированию.
Уже в первой четверти XVIII в. в Москве и Петербурге
существовали большие и ценные частные коллекции (живописи, фарфора,
скульптуры, нумизматические), а также библиотеки, украшавшие дворцы. Ценные
коллекции древностей были у А. Д. Меншикова. Тон задавал сам император Пётр
Алексеевич, известно его пристрастие к различным «диковинам». С именем Петра
связано и создание первых музеев. Ж. Делабарт. Вид на Москву
с балкона Кремлёвского дворца. 646 В Петербурге Пётр открыл
Кунсткамеру, со временем ставшую этнографическим музеем. Традиция создания
музеев из коллекций императорской семьи была продолжена: позднее появились
Эрмитаж ( КУПЕЧЕСТВО Неоднократно издававшиеся в XVIII в. законы давали городам право собственности на землю, пастбища, реки,
рыбную ловлю и т. д. Постепенно установилось довольно чёткое деление городского
населения на сословия, по принадлежности к которым жителей записывали в
соответствующие «обывательские» книги. Окончательно структура городов и их
права были определены в Жалованной грамоте Екатерины II В зависимости от объявленного
капитала купцы входили в три гильдии; отдельные корпорации составляли
ремесленники, которые могли объединяться в цехи по профессиям, и мещане. Особую категорию образовали
«именитые граждане»: учёные, художники, артисты и лица, обладавшие
значительными капиталами (банкиры, оптовые торговцы, верхушка купечества). В Городское самоуправление
сформировалось во второй половине XIX в.: появились городские
думы и их исполнительные органы — городские управы. Они занимались
разнообразными проблемами жизни города — от крупного строительства,
проведения водопровода или организации городских училищ для малоимущих горожан
до раздачи рождественских подарков в богадельнях и сиротских приютах. В городах
процветали торгово-промышленные династии; члены различных семей, связанные
родственными узами, принимали участие в городском управлении, создавали
крупные торговые дома и промышленные компании. П. Верещагин. Рынок в
Нижнем Новгороде. 647 Булочник и продавец кваса. Литография по рисунку И. Щедровского. 30—40-е гг. XIX в. Развитию городов России, особенно
уездных, способствовала и земская реформа второй половины XIX в.,
которая привела к подъёму духовной жизни. Земские и губернские учёные комиссии
— общественные организации — заботились о сохранении древних памятников в
городах, собирали документы из личных архивов, которым грозила гибель,
создавали музеи, открывали библиотеки и гимназии. Города благоустраивались: в
них сооружался водопровод, проводилось электрическое освещение. В сохранении
русских древностей немалая заслуга принадлежит местному купечеству: например,
купцы Бахрушины, уроженцы Зарайска, финансировали реставрацию древнего кремля;
рязанские помещики Черепнины организовали археологические раскопки и создали
в Рязани музей. К концу XIX в.
отчётливее стали видны различия между столицами, крупными торговыми центрами
и малыми уездными городами. В художественных произведениях той поры
подчёркивались деятельная, шумная жизнь Москвы и тишина пыльных улиц уездного
города — центра косности, который губит молодой талант и энергию. Таким видели
русский город замечательные писатели Чехов, Куприн, Лесков. |