Предыдущая Главная

В отличие от балов маскарады были публичными праздниками: попасть на них мог каждый купив­ший входной билет. Наибольшей

Неизвестный художник.

Жилая комната в мезонине городского дворянского особняка.

30—40-е гг. XIX в.

645

 

 

Фарфоровый сатир из театрального флигеля усадьбы Ольгово. XVIII в.

известностью пользовались маскара­ды в доме Энгельгардта в Петербур­ге. Именно там разворачивается дей­ствие драмы Лермонтова «Маскарад». Из-за смешанного состава посетите­лей (изредка маскарады посещали и лица императорского дома), лёгко­сти нравов, царившей здесь, о костю­мированных балах у Энгельгардта ходили скандальные слухи.

В XVIIIXIX вв. повседневным явлением общественной жизни го­рода становится театр. Первые теат­рализованные представления дава­лись ещё в XVII в., но только для узкого круга придворных. В импе­раторские театры Москвы и Петер­бурга могли ходить все, кто имел возможность купить билет. К концу XVIII в. страсть к постановкам рас­пространилась и в дворянской сре­де. У вельмож и знати появились собственные, частные театры, в ко­торых играли крепостные актёры. Для таких театров строились специ­альные здания, где использовалась современная европейская сцениче­ская техника. Для создания декора­ций и костюмов приглашались из­вестные художники, а для обучения крепостных артистов игре — евро­пейские мастера.

В конце XVIII в. театр появился и в провинции. А в XIX в. временные, гастролирующие или постоянные труппы актёров выступали во всех крупных городах России.

Начавшиеся в XVIII столетии ре­формы затронули преимущественно город: жизнь столичного дворянства европеизировалась, но быт поме­щичьей усадьбы, мир деревни меня­лись медленно. Путешествия за грани­цу, более тесное знакомство с жизнью европейских городов привели к увле­чению чужой культурой, в частности к коллекционированию. Уже в первой четверти XVIII в. в Москве и Петер­бурге существовали большие и цен­ные частные коллекции (живописи, фарфора, скульптуры, нумизматиче­ские), а также библиотеки, украшав­шие дворцы. Ценные коллекции древ­ностей были у А. Д. Меншикова. Тон задавал сам император Пётр Алексе­евич, известно его пристрастие к раз­личным «диковинам». С именем Пет­ра связано и создание первых музеев.

Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца. 1797 г.

646

 

 

 

В Петербурге Пётр открыл Кунсткамеру, со временем ставшую этнографическим музеем. Традиция создания музеев из коллекций им­ператорской семьи была продолже­на: позднее появились Эрмитаж (1852 г.) и Русский музей императо­ра Александра III (1898 г.). В послед­ней четверти XIX — начале XX в. собственные музеи создавали и куп­цы: П. М. Третьяков построил зда­ние для своего собрания живописи, П. И. Щукин преобразовал в обще­доступный музей составленную им коллекцию русских древностей.

КУПЕЧЕСТВО

Неоднократно издававшиеся в XVIII в. законы давали городам пра­во собственности на землю, паст­бища, реки, рыбную ловлю и т. д. Постепенно установилось довольно чёткое деление городского населе­ния на сословия, по принадлежно­сти к которым жителей записывали в соответствующие «обывательские» книги. Окончательно структура го­родов и их права были определе­ны в Жалованной грамоте Екате­рины II 1785 г.

В зависимости от объявленного капитала купцы входили в три гиль­дии; отдельные корпорации состав­ляли ремесленники, которые могли объединяться в цехи по профессиям,

и мещане. Особую категорию об­разовали «именитые граждане»: учё­ные, художники, артисты и лица, обладавшие значительными капита­лами (банкиры, оптовые торговцы, верхушка купечества). В 1832 г. для купцов ввели личное и потомствен­ное звание «почётный гражданин». Для его получения требовалось, что­бы кандидат кроме необходимого капитала имел заслуги перед горо­дом, не был судим и т. д. Для потом­ков вчерашних крестьян, которые становились купцами, это звание да­вало возможность начать государст­венную службу, получить чин и со временем перейти в неподатное со­словие — дворянство.

Городское самоуправление сформировалось во второй полови­не XIX в.: появились городские думы и их исполнительные органы — го­родские управы. Они занимались разнообразными проблемами жиз­ни города — от крупного строи­тельства, проведения водопровода или организации городских учи­лищ для малоимущих горожан до раздачи рождественских подарков в богадельнях и сиротских приютах. В городах процветали торгово-про­мышленные династии; члены раз­личных семей, связанные родствен­ными узами, принимали участие в городском управлении, создавали крупные торговые дома и промыш­ленные компании.

П. Верещагин. Рынок в Нижнем Новгороде.

647

 

 

 

Булочник

и продавец кваса.

Литография

по рисунку

И. Щедровского.

30—40-е гг. XIX в.

Развитию городов России, осо­бенно уездных, способствовала и земская реформа второй половины XIX в., которая привела к подъёму духовной жизни. Земские и губерн­ские учёные комиссии — общественные организации — заботились о сохранении древних памятников в городах, собирали документы из личных архивов, которым грозила гибель, создавали музеи, открывали библиотеки и гимназии. Города бла­гоустраивались: в них сооружался водопровод, проводилось электриче­ское освещение. В сохранении рус­ских древностей немалая заслуга принадлежит местному купечеству: например, купцы Бахрушины, уро­женцы Зарайска, финансировали реставрацию древнего кремля; ря­занские помещики Черепнины орга­низовали археологические раскопки и создали в Рязани музей.

К концу XIX в. отчётливее ста­ли видны различия между столица­ми, крупными торговыми центрами и малыми уездными городами. В ху­дожественных произведениях той поры подчёркивались деятельная, шумная жизнь Москвы и тишина пыльных улиц уездного города — центра косности, который губит мо­лодой талант и энергию. Таким ви­дели русский город замечательные писатели Чехов, Куприн, Лесков.


Предыдущая Главная
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org