Предыдущая Следующая

Чтобы веники стали влажными и нежными, банщики заливали их ки­пятком. Сначала банщик прикасался к спине моющегося лишь мягкими бе­рёзовыми листочками, затем кончика­ми веток, а потом всем веником оха­живал спину — лопатки, бока, от плеч к ягодицам, однако только вдоль тела и никогда поперёк, разгоняя кровь, расширяя сосуды, массируя мышцы и кожу. Потом водой, в которой запари­вался веник, окатывал клиента с голо­вы до пят. Вода эта целебна. От неё крепнут волосы, кожа становится бе­лой и упругой, проходят воспаления и сыпи. Вот какое чудо обыкновенный берёзовый веник! Недаром в народе говорили, что «в бане веник — доро­же денег».

Был популярен на Руси и дру­гой способ мыться, париться, спа­саться от хвори. В бедных лесом мес­тах баньки не строили, а мылись в печи — там, где обычно готовили пищу. Перед мытьём тщательно об­метали своды печи, а её основание — под — выстилали толстым слоем соломы. Она давала возможность мывшемуся сидеть на горячих кир­пичах. Через устье — проём, веду­щий в топку, — человек заползал в печь и садился на солому, стараясь не касаться раскалённых стенок и свода. Чтобы в печи сохранялось тепло, находившиеся снаружи за­крывали заслонками устье печи и трубу. Купание начиналось и закан­чивалось в полной темноте и требо­вало быстроты и сноровки, чтобы уберечься от ожогов и не задох­нуться в обжигающем пару.

 

672

 

 

 

УНИВЕРСИТЕТЫ

И УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЖИЗНЬ

В январе 1877 г. перед зданием Московского университета на Мо­ховой был торжественно открыт памятник Михаилу Васильевичу Ло­моносову. Великий учёный остался в памяти соотечественников и как выдающийся просветитель — осно­ватель университета, ставшего гор­достью не только российской, но и мировой культуры.

В отличие от западноевропей­ских стран, где университетское образование восходит к XII—XIII вв., в России к началу XVIII в. было только одно высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия, открытая по царскому указу в 1687 г. В ней получили об­разование многие государственные и церковные деятели. Но богословско-языковой уклон преподавания ограничивал возможности акаде­мии. Специалистов в области права, точных и естественных наук, меди­цины в России готовить было негде.

РОЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Ещё сподвижники Петра I предлагали создать в России светские «академии». Правда, молодых дворян отправляли учиться в европейские университеты, однако это не могло удовлетворить потребности страны в хорошо обра­зованных специалистах для самых разных областей науки, техники и во­енного дела. В объявленном 28 января 1724 г. указе Петра I об «учинении» в Санкт-Петербурге Академии наук го­ворилось о создании при ней уни­верситета и гимназии, где бы «мо­лодых людей публично обучали». Предполагалось, что лекции в этих учебных заведениях будут читать приглашённые в Россию видные ев­ропейские учёные.

Полноценных занятий в Акаде­мическом университете организо­вать не удалось. Многие студенты оказались слабо подготовленными. К тому же они не владели языком тог­дашней науки — латынью, а ведь именно на ней велось преподавание. Некоторые иностранцы вскоре вер­нулись на родину, и несколько лет лекции читать было некому. Мало помогло делу и учреждение 30 ка­зённых стипендий для студентов — первый университетский выпуск (девять человек) состоялся лишь в 1753 г. Поэтому понятно горькое за­мечание М. В. Ломоносова: «При Ака­демии наук не токмо настоящего университета не бывало, но ещё ни образа, ни подобия университетско­го не видно».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org