Предыдущая Следующая

В начале XVIII в. в домах сто­личной знати печи облицовывали «живописными» изразцами — их разрисовывали профессиональные художники.

На изразцах с подписями изо­бражали сцены охоты, мытьё в бане, застолье, странствия... Здесь можно было увидеть «брезальскую бабу», «гишпанского кавалера», «французско­го комедиянта», «персицкого купца», а также былинных персонажей — пти­цу Сирин, Соловья-разбойника...

ОБЫЧАИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Старинный русский быт постепен­но уходит из памяти людей. Совре­менному человеку трудно пред­ставить, что такое кулачный бой, скомороший «концерт» или купа­ние в печке. Между тем на протя­жении многих столетий всё это существовало и являлось частью ус­тоявшегося, вошедшего в плоть и кровь, переходившего от поколения к поколению традиционного жиз­ненного уклада. Спокойный и нето­ропливый, с заведёнными раз и на­всегда обычаями и развлечениями, этот уклад стал изменяться, уступая место стремительной городской жизни, лишь во второй половине XIX — начале XX столетия.

ПОВСЕДНЕВНЫЕ

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ

День средневекового человека был наполнен трудами, начинавшимися задолго до рассвета. Часов — поми­мо башенных в самых больших го­родах — тогда не было, время от­считывали по восходу и заходу солнца да по ударам церковного ко­локола. Утро заставало крестьянина за плутом, ремесленника в мастер­ской, купца в лавке, дворянина на государевой службе. С наступлени­ем темноты работа прекращалась. Лишь князьям было позволительно до обеда завершить дела, затем пре­даться послеобеденному сну и до глубокой ночи проводить время в потехах, молитвах или чтении. Для всех прочих отдых и развлечения начинались вечером.

Вечерами мужская половина семьи собиралась вокруг главы до­ма. Текла неспешная беседа, играли в шахматы, шашки-тавлеи и кости-зернь, слушали захожих рассказчиков-бахаров, странников, развлекав­ших хозяев удивительными былями да небылицами и получавших за то пищу и кров.

Женская половина семьи за­слушивалась сказками и притчами старых нянюшек. Загадывали загад-

 

 

Неизвестный художник. Семейный портрет Половцевых и Татищевых. 30—40-е гг. XIX в.

Неизвестный художник. Гадание. Первая половина XIX в.

Неизвестный

художник.

Пряха.

50-е гг. XIX в.

ки, гадали на суженого, на горе-зло­счастье, примечали и обсуждали, как завывает ветер в трубе, разгора­ется огонь в печи, закипает вода в чайнике, шумит самовар. Вечер за­вершался молитвой, после которой все отправлялись на покой. Чем выше было общественное положение женщины, тем более замкнутой была её жизнь. По наблюдениям современников, наибольшему коли­честву запретов и ограничений была подчинена жизнь русских ца­ревен, пожизненно заточённых в своих теремах. Они «день и ночь всегда в молитве пребывали и лица свои умывали слезами». Их досуг, прерываемый лишь молитвами и посещениями церкви, скрашивался рукоделием. Многие русские царев­ны и царицы прославились вы­шиванием икон и праздничных покровцев~«воздухов», жертвуемых в храмы, где ими покрывали свя­щенные реликвии.

ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБЫЧАИ

Многие церковные праздники со­провождались обычаями, ставшими традиционными. Например, на Пас­ху красили, разрисовывали куриные и гусиные яйца и обменивались ими с друзьями, близкими, знакомыми, даже со случайными встречными. При этом полагалось троекратно обниматься и целоваться, говоря: «Христос воскресе!».

Перед Троицыным днём, в суб­боту, было принято поминать усоп­ших, приходить на могилы родных. Там сначала плакали, причитали, по­миная их, затем раскладывали на могилах угощение — куличи и пас­хальные яйца, а в конце концов пели и плясали.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org