В начале XVIII в. в домах столичной
знати печи облицовывали «живописными» изразцами — их разрисовывали
профессиональные художники. На изразцах с подписями изображали сцены охоты, мытьё в
бане, застолье, странствия... Здесь можно было увидеть «брезальскую бабу»,
«гишпанского кавалера», «французского комедиянта», «персицкого купца», а также
былинных персонажей — птицу Сирин, Соловья-разбойника... Старинный русский быт постепенно уходит из памяти
людей. Современному человеку трудно представить, что такое кулачный бой,
скомороший «концерт» или купание в печке. Между тем на протяжении многих
столетий всё это существовало и являлось частью устоявшегося, вошедшего в
плоть и кровь, переходившего от поколения к поколению традиционного жизненного
уклада. Спокойный и неторопливый, с заведёнными раз и навсегда обычаями и
развлечениями, этот уклад стал изменяться, уступая место стремительной
городской жизни, лишь во второй половине XIX —
начале XX столетия. ПОВСЕДНЕВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ День средневекового человека был наполнен трудами,
начинавшимися задолго до рассвета. Часов — помимо башенных в самых больших городах
— тогда не было, время отсчитывали по восходу и заходу солнца да по ударам
церковного колокола. Утро заставало крестьянина за плутом, ремесленника в
мастерской, купца в лавке, дворянина на государевой службе. С наступлением
темноты работа прекращалась. Лишь князьям было позволительно до обеда завершить
дела, затем предаться послеобеденному сну и до глубокой ночи проводить время в
потехах, молитвах или чтении. Для всех прочих отдых и развлечения начинались
вечером. Вечерами мужская половина семьи собиралась вокруг главы
дома. Текла неспешная беседа, играли в шахматы, шашки-тавлеи и кости-зернь,
слушали захожих рассказчиков-бахаров, странников, развлекавших хозяев
удивительными былями да небылицами и получавших за то пищу и кров. Женская половина семьи заслушивалась сказками и
притчами старых нянюшек. Загадывали загад- Неизвестный художник. Семейный
портрет Половцевых и Татищевых. 30—40-е гг. XIX в. Неизвестный художник. Гадание.
Первая половина XIX в. Неизвестный художник. Пряха. 50-е гг. XIX в. ки, гадали на суженого, на горе-злосчастье, примечали и
обсуждали, как завывает ветер в трубе, разгорается огонь в печи, закипает вода
в чайнике, шумит самовар. Вечер завершался молитвой, после которой все
отправлялись на покой. Чем выше было общественное положение женщины, тем более
замкнутой была её жизнь. По наблюдениям современников, наибольшему количеству
запретов и ограничений была подчинена жизнь русских царевен, пожизненно
заточённых в своих теремах. Они «день и ночь всегда в молитве пребывали и лица
свои умывали слезами». Их досуг, прерываемый лишь молитвами и посещениями
церкви, скрашивался рукоделием. Многие русские царевны и царицы прославились
вышиванием икон и праздничных покровцев~«воздухов», жертвуемых в храмы, где
ими покрывали священные реликвии. ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБЫЧАИ Многие церковные праздники сопровождались обычаями,
ставшими традиционными. Например, на Пасху красили, разрисовывали куриные и
гусиные яйца и обменивались ими с друзьями, близкими, знакомыми, даже со
случайными встречными. При этом полагалось троекратно обниматься и целоваться,
говоря: «Христос воскресе!». Перед Троицыным днём, в субботу, было принято поминать
усопших, приходить на могилы родных. Там сначала плакали, причитали, поминая
их, затем раскладывали на могилах угощение — куличи и пасхальные яйца, а в
конце концов пели и плясали. |