Предыдущая Следующая

Прошли времена бурного стро­ительства, и гильдии масонов утра­тили своё первоначальное предна­значение. В конце XVI — начале XVIII в. членами братства вольных каменщиков становятся люди, совер­шенно чуждые ремеслу. Они насле­дуют от средневековых гильдий веру в Бога, обставленную особыми со­вместными торжествами, сохраняют внутреннее деление ордена на степе­ни, перенимают тайные ритуалы, символы, пароли. Призывы масонов к братству и равенству привлекают в их ряды образованных представите­лей нового, буржуазного общества.

Новые масоны заимствовали у ремесленников-каменщиков и древ­ние легенды. Одна из них — о зодчем Хираме — обращается к далёким библейским временам. Царь Соло­мон поручил Хираму управлять все­ми работами по строительству Иеру­салимского храма. На работах было занято свыше 30 тыс. человек. Хирам во избежание путаницы при выпла­те денег поделил всех строителей на три разряда: учеников, подмастерьев

и мастеров. Разряды отличались па­ролями, тайными знаками и симво­лами. Однажды трое подмастерьев, решив присвоить вознаграждение мастеров, устроили Хираму засаду, чтобы любой ценой выпытать у него высший мастерский пароль. Зодчий предпочёл погибнуть, но не раскры­вать тайну. Многие элементы леген­ды, как, например, деление каменщи­ков на три степени — учеников, подмастерьев и мастеров, легли в ос­нову внутреннего устройства нового масонства, первая страница истории которого была открыта в Англии.

Именно здесь, в лондонской таверне «Гусь и вертел», 24 июня 1717г. четыре братства вольных ка­менщиков организовали первую в мире Великую ложу. Её возглавлял Великий Мастер. Она руководила ма­сонами английской столицы и бли­жайшей округи. К 1723 г. была на­писана своеобразная конституция ордена — «Новая книга уставов», в которой излагались важнейшие принципы масонства: каждый дол­жен возлюбить ближнего своего, как самого себя; все обязаны помогать друг другу; человек порочен, но не безнадёжен; человек способен к усовершенствованию; через добрые дела, просвещение, перевоспитание можно постепенное ликвидировать зло. В понимании масонов всё это образует идеал «социальной Вселен­ной», которую создаст сам человек.

ПРОНИКНОВЕНИЕ МАСОНОВ В РОССИЮ

Со временем масонство распростра­нилось по всему миру. Великие ложи создаются в Германии, Франции, Ита­лии, Испании, Америке... Возникли и различные направления масонства. Появление братств вольных камен­щиков в России связывают с именем Петра I, который намеревался таким образом укрепить связи с Англией и способствовать распространению

34

 

 

ИЗ ИСТОРИИ МАСОНСТВА

Пока масонство не покидало Англии — своей колыбели, её власти относились к нему достаточно терпимо. Тем бо­лее что масоны подчёркивали и свою отстранённость от политики, и свою приверженность династии. Масонские ложи воспринимались как своеобраз­ные клубы, которых было в то время немало. Благотворительные мероприя­тия масонов, их оригинальные шест­вия в полном облачении вольных ка­менщиков, шумные пирушки в дни годичных праздников (посвящённых тому или иному святому) — всё это вносило приятное разнообразие в жизнь островной державы.

Положение несколько измени­лось, когда в ложи стала вступать ро­довитая знать — придворные и лорды, заседавшие в Парламенте. Тогда нару­шился один из главных принципов ма­сонского устава — неучастие в поли­тической жизни страны. Не осталась в стороне и Католическая церковь, которую возмущало то обстоятельст­во, что масоны не отдавали предпоч­тения христианской религии перед другими вероисповеданиями. Более того, они проповедовали какую-то все­общую религию. Вот как говорилось о ней в «Новой книге уставов»: «В наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия дейст­вительно обязательна для всех, это — та всеобщая, всех объединяющая ре­лигия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совес­ти, каким бы. именем не называлось наше вероисповедание...». В 1738 г. вышла папская булла (указ), объявив­шая масонство сектой, вредной для Апостольской церкви. Следом в обще­стве возникли антимасонские настрое­ния. На улицах Лондона появились шутовские шествия «масонов наизнан­ку». В памфлетах и брошюрах высмеи­вались масонские «тайны» и обряды.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org