АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА

(1718—1746)

Будущая российская правительни­ца Анна Леопольдовна родилась в 1718 г. в немецком городе Ростоке и была названа Елизаветой Екатери­ной Христиной. Её родители — гер­цог Карл Леопольд Мекленбург-Шверинский и герцогиня Екатерина Иоанновна, дочь царя Ивана (Иоан­на) V, племянница Петра I, — были людьми, получившими совершенно различное воспитание.

Их брак, заключённый по по­литическим мотивам, оказался не­счастливым. Екатерина Иоанновна умоляла Петра I разрешить ей оста­вить мужа и вернуться на родину. Царь согласился, досадуя, однако, что своенравная и легкомысленная женщина разрушила его замысел — союз России и Мекленбурга.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ АННЫ ЛЕОПОЛЬДОВНЫ

В 1722 г. Екатерина Иоанновна вер­нулась в Россию с маленькой до­черью. Их взяла под свою опеку стареющая царица Прасковья Фёдоровна, вдова Ивана V. В Петербурге герцогиня Мекленбургская, пытаясь забыть тоску и унижения шестилет­него замужества, устраивала беско­нечные балы и пиры, оправдывая данное ей современниками про­звище Дикая Герцогиня. Царица же занялась воспитанием внучки — по­ручила её заботам «комнатной» де­вушки, обученной светским манерам и грамоте.

Трудно предугадать, к чему привёл бы такой метод обучения и воспитания, но в 1723 г. царица Прасковья Фёдоровна умерла и Ели­заветой больше никто не интере­совался. Маленькая герцогиня под­растала, забытая родственниками. Судьба девочки изменилась после воцарения на престоле Анны Иоанновны, её тётки.

Императрица, уважавшая род­ню, приблизила к себе старшую се­стру Екатерину Иоанновну и обра­тила внимание на её 12-летнюю дочь. К девочке были приставлены учителя и опытная воспитательни­ца мадам Адеркас, в которой нашли «благоразумие, прелесть души, на­читанность и высокое умственное

79

Крымские походы Б. К. Миниха.

 

 

 

Неизвестный художник. Портрет Анны Леопольдовны.

развитие». Повзрослев, Елизавета превратилась в избалованную, тще­славную светскую девушку. Она пре­зирала всякий труд, в том числе и умственный.

Дворец тётки и её окружение составили тот мир, в котором Ели­завета стала созданием модного са­лонного воспитания. Подходящего общества для молоденькой герцоги­ни не находилось, она вынуждена была проводить время среди людей много старше себя и иных вкусов. Постоянно погружённая в мечты, девушка не интересовалась ни стра­ной, где жила, ни её народом. Она была равнодушна даже к заботам тётки, В грёзах ей рисовался пре­красный возлюбленный, способ­ный внушить пылкие чувства. Одна­ко в её жизнь вмешалась политика.

НЕСЧАСТЛИВОЕ ЗАМУЖЕСТВО

Императрица Анна Иоанновна бы­ла бездетна. К кому после неё пе­рейдёт российский престол? Этот вопрос не мог её не волновать. Она не знала характера, стремлений, возможностей племянницы и не воспринимала её как свою преем­ницу. Поэтому царица решила поскорее найти Елизавете супруга и надеялась, что у них родится маль­чик. Он получит воспитание, до­стойное царевича, и будет объявлен наследником престола. Императ­рица немедленно приступила к ис­полнению задуманного. В 1733 г. Елизавета приняла православие, по­лучив в честь тётки новое имя -Анна. Принцесса, которую отныне стали официально именовать Ан­ной Леопольдовной (по имени отца Карла Леопольда), живо интересо­валась будущим замужеством.

Императрица выбрала ей в мужья принца Антона Ульриха Брауншвейг-Бевернского. Но принцу не повезло, у него оказался сопер­ник — граф Карл Мориц Линар, по­сол саксонского курфюрста. Свет­ский щёголь произвёл неотразимое впечатление на Анну Леопольдовну, которая стала откровенно прене­брегать женихом. Дело зашло так далеко, что пришлось вмешаться самой Анне Иоанновне: графа Линара срочно отозвали, а Анне Лео­польдовне было приказано идти под венец с нелюбимым Антоном Ульрихом.

Пышная свадьба состоялась ле­том 1739 г. Анну Леопольдовну со­провождала сама императрица. Они ехали в огромной открытой карете, позолоченной и искусно украшен­ной. Их окружали всадники на рос­кошно убранных иноходцах, мно­жество лакеев в ливреях шитых золотом, скороходы и пажи.

Свадебная церемония длилась с девяти утра до позднего вечера, а празднества по случаю бракосоче­тания продолжались целую неделю. Сменяли друг друга парадные выез­ды, выходы, балы, концерты. Моло­дые были всё время на виду, везде присутствовали и соблюдали тор­жественный церемониал. Одно из его предписаний требовало носить придворное платье из затканной золотом парчи, весьма плотной и необычайно тяжёлой. Корсаж пла­тья, как броня, сковывал тело, не позволяя свободно дышать и дви­гаться. Высокая причёска из собст­венных и накладных волос на спе­циальном каркасе, обвитая нитями

80

 

 

 

из драгоценных камней, весила не один килограмм.

В августе 1740 г. у Анны Лео­польдовны и Антона Ульриха родил­ся сын-первенец, названный Иоан­ном в честь прадеда — царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I. О рождении принца возвестил ар­тиллерийский залп.

НЕДОЛГОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Вскоре Анна Иоанновна издала ма­нифест, в котором назначила прин­ца законным наследником импера­торского престола. В октябре 1740 г. императрица умерла. Младенец Иоанн был объявлен императором Иоанном VI (Иоанном Антонови­чем), а всесильный приближённый Анны Иоанновны Бирон — реген­том. Российское общество выска­зывало недовольство таким возвы­шением ненавистного фаворита. Гвардия роптала. Антон Ульрих по­пытался заявить о своём праве стать правителем при малолетнем сыне. Однако Бирон на заседании Вер­ховного тайного совета публично обвинил его в посягательстве на власть. После угроз и оскорблений регент недвусмысленно предупре­дил: пусть Антон Ульрих принц и отец императора, но вместе с тем и его подданный. А потому следует принцу смириться с существующим положением вещей и сохранять верность Иоанну VI.

Отношения Антона Ульриха и Анны Леопольдовны с Бироном ни­когда не были дружественными или хотя бы уважительными. Супруги же­лали любой ценой избавиться от диктата регента. Когда ничего не по­лучилось у Антона Ульриха, за дело взялась Анна Леопольдовна. Она со­ставила заговор с фельдмаршалом Бурхардом Кристофом Минихом, и тот арестовал Бирона со всей его семьёй.

Так Анна Леопольдовна оказа­лась во главе государства с титулом правительницы. От имени сына Ио­анна Антоновича она издала указ, в котором жаловала Антону Ульриху звание генералиссимуса. Однако самолюбие принца не было удовле­творено. Он хотел управлять стра­ной, посещал Военную коллегию, требовал отчёты и документы о те­кущих делах. Терпением и выдерж­кой принц постепенно добивался своего: окружающие привыкали ви­деть в нём правителя. Но Анна Лео­польдовна не желала терпеть рядом с собой нелюбимого мужа и делить с ним власть.

По-прежнему она почти всё время проводила во дворце. В окру­жении доверенных лиц, лёжа на софе, правительница обсуждала мельчайшие детали собственных костюмов, нарядов для годовалого Иоанна Антоновича и его ново­рождённой сестры, принцессы Ека­терины. Вечера проводила за кар­точным столом. Возвращённый к русскому двору милый сердцу Анны граф Линар, австрийский и англий­ский послы, а также фаворитка императрицы Юлиана Менгден со­ставляли ей компанию. Других при­дворных на такие вечера не при­глашали.

Иногда Анне Леопольдовне приходилось заниматься и делами государственными. Появлялись ми­нистры с ворохом бумаг, и она только горестно вздыхала. Управ­лять страной Анна Леопольдовна

Анна Иоанновна и Анна

Леопольдовна в карете.

81

 

 

 

АНТОН УЛЬРИХ БРАУНШВЕЙГ-БЕВЕРНСКИЙ

(1714—1774)

Антон Ульрих появился на свет в семействе герцога Фердинанда Альб­рехта Брауншвейг-Бевернского, правителя небольшого немецкого го­сударства. Русская императрица Анна Иоанновна выбрала принца в супруги для своей племянницы Анны Леопольдовны Мекленбургской и пригласила его в Петербург, куда он и прибыл в 1733 г. Антон Ульрих, невысокий худощавый светловолосый юноша, был робок и от вол­нения немного заикался. Кроме родного немецкого он знал и фран­цузский язык.

Государыня приветливо встретила Антона Ульриха. По прика­занию Анны Иоанновны жениха и невесту начали вместе обучать у духовника принцессы — Феофана Прокоповича: будущим супругам нужно было привыкнуть друг к другу.

Почти одновременно с принцем при русском дворе появился сак­сонский посланник граф Линар. Он пленил Анну Леопольдовну привле­кательной внешностью и изысканными манерами. К жениху принцесса стала относиться подчёркнуто холодно, даже с презрением.

Шесть лет длилось мучительное жениховство принца. Он стра­дал от пренебрежения невесты, грубости и жестокого обхождения придворных. Особенно оскорбительно вёл себя с ним всесильный Э. И. Бирон (1690—1772). В своё время он пытался женить на Анне Леопольдовне собственного сына, но этому воспротивилась императ­рица, и фавориту пришлось уступить. Подобного поражения Бирон не мог простить Антону Ульриху и до конца оставался его врагом.

В эти годы Антон Ульрих воевал волонтёром в русской армии под знамёнами фельдмаршала графа Б. К. Миниха, прослыл человеком не­устрашимым и отличился при взятии турецкой крепости Очаков.

Наконец в историю затянувшегося сватовства Антона Ульриха вмешалась Анна Иоанновна. Графа Линара отослали на родину, пос­ле чего был назван день венчания. После свадьбы молодым супругам назначили ежегодное содержание в 200 тыс. рублей и официально утвердили их статус при дворе.

12 августа 1740 г. у Анны Леопольдовны и Антона Ульриха ро­дился первенец, которого ожидали с нетерпением. Через два месяца императрица объявила его наследником престола. Вскоре она умер­ла, и Анна Леопольдовна стала правительницей при малолетнем сыне-императоре. А в этом же году Антон Ульрих был провозглашён ге­нералиссимусом российских войск и вскоре получил титул Императорское Высочество.

Однако в результате переворота в пользу Елизаветы Петровны Брауншвейгское семейство отправилось в далёкую ссылку. Смерть Анны Леопольдовны ничего не изменила для Антона Ульриха и четве­рых детей, трое из которых появились на свет уже после ареста отца и матери.

Антон Ульрих пытался убедить Елизавету, что ни он, ни его дети не представляют для неё никакой опасности; клялся, что никто из них никогда не будет претендовать на российский престол. Всё напрасно: их стерегли ещё строже.

В 1762 г. к власти пришла Екатерина II. Содержание Брауншвейгского семейства сразу значительно улучшилось. Более того, Ека­терина II предложила Антону Ульриху свободу. Он мог ехать в свои владения, но дети его должны были оставаться в России в том же положении. Принц предпочёл неволю. И вновь он обратился к импе-

явно не умела. Этим воспользова­лась её ближайшая родственница цесаревна Елизавета Петровна. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. был совершён государственный перево­рот. Анну Леопольдовну с семейст­вом арестовали. Елизавета провоз­гласила себя императрицей.

Анне Леопольдовне время от времени сообщали о подозритель­ном поведении цесаревны и её окру­жения. Но правительница не прида­вала значения слухам. Затем Антон Ульрих стал убеждать её арестовать Лестока, личного медика Елизаветы, который вызывал сильное подозре­ние. Анна, рассердившись, запретила впредь касаться этой темы.

Почему Анна Леопольдовна так упорно не верила предупреждениям о грозящей ей опасности? Может быть, зная с детства свою двоюрод­ную тётку Елизавету, весёлую, взбал­мошную, ласковую к ней, Анне, а по­том и к её сыну, она не верила в коварные замыслы принцессы? Или думала, что Елизавета, рождённая до официального брака Петра I и Ека­терины Алексеевны, не посмеет по­сягать на законные права матери царствующего императора?

Но настало время, когда и Анна Леопольдовна не могла не заметить подозрительного поведения тётки. Анна и Елизавета объяснились 23 но­ября. С обеих сторон было высказа­но много упрёков, обвинений, оп­равданий. В конце концов тётка и племянница, расплакавшись, обня­лись. Во всём они обвиняли недоб­рожелателей, которые хотели их ссоры. Успокоенная, Анна Леополь­довна удалилась к себе. Елизавета же поняла: давно задуманный перево­рот нельзя более откладывать.

ГОДЫ ССЫЛКИ

Елизавета долго размышляла о том, как поступить с арестованными родственниками. Сопровождаемое конвоем Брауншвейгское семейство повезли из Петербурга в Ригу. Пер­воначально думали отправить их в Германию, сохранив за Анной Лео­польдовной и Антоном Ульрихом

82

 

 

все награды и фамильные драго­ценности.

В Риге Анна Леопольдовна под­писала присяжный лист на верность императрице в надежде, что это ус­корит их освобождение и отъезд из России.

Однако Елизавета переменила своё решение. До 1744 г. пленники оставались под охраной в окрестно­стях Риги, а потом их выслали в го­род Ранненбург Рязанской губернии, где когда-то было имение А. Д. Меншикова.

Оттуда Брауншвейгское семейст­во отправили в Соловецкий монас­тырь, предварительно отняв у Анны Леопольдовны старшего сына — сво­его первенца она больше никогда не видела. Их везли без остановок, в за­крытых возках, по плохим дорогам, в снег и дождь.

Но на Соловецкие острова они так и не попали. Из-за морозов была сделана остановка в Холмогорах, где пленники и остались. Их разместили в архиерейском доме. Анна Лео­польдовна и не подозревала, что её сын-император находится здесь же, рядом. Его судьба осталась для роди­телей неизвестной. Лишь в начале

Антон Ульрих в Петербурге по приглашению Анны Иоанновны.

ратрице, называя себя и своих детей «пылью и прахом» у её ног. Ещё и ещё раз уверял Екатерину в том, что его дети невиновны. Почти в каждом обращении к императрице он просил как о единственной ми­лости позволения учить детей чему-нибудь.

Екатерина любезно отвечала ему, что нужно подождать ещё немного.

Со временем к просьбам отца присоединили свои послания и дети. Они красиво писали и умно излагали мысли. Екатерина была удивлена.

Граф Панин, ведавший делами Брауншвейгской фамилии, в сво­их письмах к архангельскому гражданскому губернатору Головцыну спрашивал, кто же всему этому научил детей Антона Ульриха. И Головцын отвечал, что, по словам их отца, дети учились русской грамо­те по церковным книгам, «указам, челобитным и ордерам».

Антон Ульрих так и не дождался от императрицы освобождения своей семьи. Здоровье его ухудшалось. Он стал терять зрение и в конце концов ослеп.

Когда Антон Ульрих умер (по некоторым данным — в 1776 г.), его тело в простом деревянном гробу опустили в могилу, вырытую караульными солдатами во дворе архиерейского дома в Холмогорах, где долгие годы прожил Антон Ульрих с семейством. Солдатам было строго приказано молчать как о смерти принца, так и о месте его погребения.

А что же дети Антона Ульриха и Анны Леопольдовны? В 1 778 г. в Холмогоры приехал генерал-губернатор Архангельского края Мельгунов, на чьём попечении находились оставшиеся в живых узники.

В послании к императрице он описал их внешность. Екатерине — 38 лет, и она похожа на отца, но полученная в младенчестве во время ареста травма навсегда сделала её глухой, кривобокой и косноязычной. Поэтому братья и сестра объясняются с ней знаками и мимикой. Прин­цессе Елизавете 36 лет, ростом и лицом она похожа на мать, а своим умом и обхождением превосходит сестру и братьев, которые ей во всём повинуются. Пётр, 35 лет, горбат и крив. Алексей, 34 лет, белокур и молчалив, а поведение их «прилично только малым детям».

Прощаясь с Брауншвейгским семейством, Мельгунов спросил об их желаниях. Принцесса Елизавета за всех ответила, что, когда был жив отец, им хотелось «вольности, а теперь они ничего не хотят». «Мы здесь родились, — говорила Елизавета, — привыкли и застарели, теперь боль­шой свет не только для нас не нужен, но и будет тягостен; мы даже не знаем, как обходиться с людьми, а научиться тому уже поздно».

Прошло несколько лет. У императрицы было уже двое внуков, великие князья Александр и Константин. Династия упрочилась. Те­перь уже никто не стал бы всерьёз рассматривать принцев Брауншвейгских в качестве претендентов на российскую корону. И Екате­рина решила их отпустить.

Весной 1 780 г. она обратилась к королеве Дании и Норвегии Юлиане Марии, сестре Антона Ульриха, с предложением прислать к ней детей её брата. Она обещала выплачивать им достойные пенсии и в дальнейшем выполнила своё обязательство.

В ночь с 26 на 27 июня того же года принцев и принцесс Брауншвейгских под усиленной охраной, тайно отправили на речном судне по Двине из Холмогор в Новодвинскую крепость.

Оттуда они отплыли на корабле «Полярная звезда» в норвеж­ский порт Берген. Только к середине октября семейство наконец до­бралось до маленького ютландского городка Горсенса, который был выбран местом их жительства.

83

 

 

Арест Анны Леопольдовны.

1756 г. по распоряжению императ­рицы мальчика тайно увезли из Холмогор в Петербург.

В ссылке муж неоднократно укорял Анну в том, что она не за­ботилась о безопасности и бла­гополучии как собственном, так и императора. На упрёки бывшая пра­вительница неизменно отвечала: она не видит поводов для раская­ния, так как ей удалось предотвра­тить кровопролитие.

Несчастная женщина проявляла удивительную твёрдость духа в по­стигших её бедах. Умерла Анна Лео­польдовна в 1746 г. от родильной горячки, оставив на руках Антона Ульриха четверых детей. Тело её по распоряжению императрицы Елиза­веты Петровны привезли в Петер­бург и похоронили с почестями в Александро-Невской лавре.

Со смертью Анны Леопольдов­ны трагедия Брауншвейгского се­мейства не закончилась. Её мужу и детям предстояло прожить в заклю­чении ещё долгие годы, а обретя сво­боду, тяготиться ею, привыкнув к плену, и вспоминать о прошлом как о счастливых временах.

ИОАНН АНТОНОВИЧ. ДЕРЖАВНЫЙ МЛАДЕНЕЦ

(1740—1764)

Наследник российского престола Иоанн Антонович родился 12 авгу­ста 1740 г. Императрица Анна Иоанновна, не знавшая, кому передать престол, бездетная и тяжело боль­ная к тому времени, долго ждала этого события.

Вскоре императрица умерла. Согласно манифесту, изданному Анной Иоанновной в 1731 г., Иоанн Антонович стал самодержцем все­российским Иоанном VI. До его со­вершеннолетия правителем назна­чался фаворит императрицы — Бирон. Его правление продолжа­лось менее месяца, затем он был арестован и отправлен в ссылку. Правительницей России была объ­явлена мать Иоанна — Анна Лео­польдовна Брауншвейг-Бевернская. На роль главы такого государст­ва, как Россия, Анна Леопольдовна подходила менее всего: она не зна­ла, что делать с полученной властью, и откровенно тяготилась государ­ственными обязанностями. Заботы о собственном ребёнке представля­лись ей куда важнее государствен-

84

 

 

ных дел. Мать наследника престола без конца заказывала различную ме­бель для детской комнаты, придумы­вая, как дороже и затейливее её уб­рать. В покоях Иоанна Антоновича были маленькие креслица и табуре­ты, обитые для безопасности ребён­ка мягкой фланелью, шерстью, бар­хатом и украшенные серебряным позументом. Когда малыш подрос и начал ходить, для него изготовили специальные детские деревянные ходульки на колёсиках. Когда у Анны Леопольдовны в 1741 г. родилась дочь Екатерина, ко дню крещения малышке сшили голубое атласное платьице, крошечные чепчики из белой тафты, два верхних платья из жёлтого атласа и другие наряды.

Так, в заботах о детях, скорее напоминавших игру в куклы, в свет­ских развлечениях правительница и её семья встретили ночь с 24 на 25 но­ября 1741 г., когда великая княж­на Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот, оборвавший эту по-своему счастливую и безза­ботную жизнь. 30 гвардейцев ворва­лись в покои правительницы. Они опрокинули ночник, и всё погру­зилось в кромешную тьму... Проснув­шиеся Анна и её супруг не могли понять, что происходит. Наконец принесли свечу. Анне разрешили одеться, а её мужа, принца Антона Ульриха, завернули в одеяло и бро­сили в сани, стоявшие у крыльца.

Солдатам был дан приказ не бу­дить и не пугать напрасно детей, спавших в соседней комнате. Гвар­дейцы столпились вокруг детских колыбелей и старались не шуметь. Так прошёл час. Наконец, маленький Иоанн зашевелился и заплакал, а солдаты стали спорить, кому нести ребёнка. Его кормилица, каждый миг ожидая расправы, взяла на руки ма­лыша, заходившегося в крике, завер­нула его в полу собственной шубы и так пошла в окружении конвоя к поджидавшим их саням. Один солдат выхватил из колыбельки новорож­дённую сестру Иоанна, принцессу Екатерину. Он сделал это так нелов­ко, что уронил девочку на пол, после чего она на всю жизнь осталась глу­хой и кривобокой.

Елизавета издала несколько манифестов, доказывая, что у неё больше прав на русский престол, чем у Иоанна и его матери. Импе­ратрица публично заявила, что Брауншвейгское семейство будет с по­чётом отправлено за границу, в Германию, и даже распорядилась везти их к западной границе Рос­сии. Доехали они только до Риги, где их и арестовали. С тех пор о каждом шаге и слове, произнесён­ном кем-либо из пленников, импе­ратрице немедленно доносили.

Шли годы. Одна тюрьма сме­нялась другой. Когда было приказа­но доставить узников в Ранненбург, начальник конвоя, плохо знавший географию, чуть было не завёз их в Оренбург. Последним пристанищем Брауншвейгского семейства стал ар­хиерейский дом в Холмогорах. Ма­ленького Иоанна отделили от ро­дителей. Они так и не узнали, что произошло с ребёнком, а он 12 лет прожил довольно близко от родите­лей, братьев и сестёр, даже не дога­дываясь об этом.

В 1756 г. Иоанна привезли в Шлиссельбургскую крепость. Там его пытались убедить в том, что он не император Иоанн, а просто сын не­известных родителей и зовут его Григорий. Но он упорно твердил своё: «Я — Иоанн, самодержец всея Руси». В один из дней 1756 г. Елиза­вета пожелала посмотреть на Иоанна. Она увидела плохо одетого юношу,

Анна Леопольдовна

с императором Иоанном Антоновичем

на руках. Литография.

85

 

 

 

худощавого, с белокурыми волосами, матово-белой кожей, орлиным но­сом и большими серо-голубыми гла­зами. Сильно заикаясь, он говорил, что «Иоанн умер, а сам он — небес­ный дух». Императрица сочла его душевнобольным. Охранники каж­дый раз доносили, что «арестант здо­ров, только в уме помешался». В доказательство они сообщали, что временами заключённый буйствует, бросается на караульных, кричит и бранится с ними.

Когда к власти пришла Екате­рина И, она поручила наблюдение за Иоанном Антоновичем крупному го­сударственному деятелю Н. И. Па­нину, который составил подробную инструкцию, как содержать узника. В ней особо оговаривалось, что при попытке освободить его, предприня­той кем-либо, охрана должна немед­ленно умертвить арестанта.

Казалось, правительство сдела­ло всё, чтобы забылось само имя Иоанна, но это было не так. Любой человек, сколько-нибудь недоволь­ный правлением императрицы Ели­заветы Петровны, а потом и Екатери­ны Алексеевны, вспоминал о нём. Находились и те, кто пытался перей­ти от слов к делу.

В 1742 г. камер-лакей Александр Турчанинов составил заговор. Его участники намеревались низложить Елизавету и её наследника Петра Фё­доровича и возвратить престол за­конному императору Иоанну. Заго­вор раскрыли, Турчанинов был бит кнутом и с вырванными ноздрями и языком сослан далеко в Сибирь, в Охотский острог.

Через некоторое время ко дво­ру прусского короля, сильнейшего в Германии правителя Фридриха II, женатого на родной тётке несчаст­ного Иоанна Антоновича, бежал то­больский купец Иван Зубарев. Он намеревался поднять бунт среди раскольников, живших в Архангель­ском крае. А в это время немцы под видом купцов приплыли бы морем к Архангельску и освободили Иоан­на Антоновича. Пруссия не пошла на эту авантюру.

В правление Екатерины И плен­ника вновь пытались освободить. Подпоручик Смоленского пехотного полка Василий Яковлевич Мирович, нёсший службу в Шлиссельбургской крепости, и его друг поручик Великолуцкого пехотного полка Аполлон Ушаков задумали вернуть импера­торскую корону Иоанну.

Они договорились осущест­вить свой план (вызволить из тем­ницы Иоанна), когда Екатерина II отлучится из Петербурга. Мирович должен был составить подложный указ от имени императрицы и пере­дать его Ушакову. Предполагалось, что в форме подполковника тот явится в крепость во время дежур­ства Мировича и потребует по под­дельному указу передать ему заклю­чённого.

Однако их план неожиданно расстроился: Ушаков погиб. Тогда Мирович решил действовать само­стоятельно. В ночь своего дежурства

Арест Э. И. Бирона.

86

 

 

 

с 4 на 5 июля 1764 г. он попытался договориться с охранявшими Иоан­на офицерами. Те уклонились от раз­говора и дали знать властям. Тогда Мирович скомандовал солдатам: «К ружью!».

Мирович поставил караульных у всех ворот Шлиссельбургской крепо­сти, приказав никого не впускать. Вышедшего на шум коменданта кре­пости полковника Бередникова он ударом кулака свалил с ног. Собрав­шимся солдатам зачитал собственно­ручно написанный манифест как бы от имени Иоанна Антоновича — за­конного императора. Затем, подкатив крепостную пушку, он вместе с солда­тами попытался взять штурмом поме­щение, где содержался несчастный узник. Охрана поняла, что ей не вы­держать натиска Мировича, и стала действовать по инструкции: Иоанн был убит.

Мирович сдался подошедшим к крепости правительственным вой­скам. Своим соучастникам-солдатам он сказал, что за всё будет отвечать один. Его судили и приговорили к смертной казни. Г. Р. Державин, ко­торый был очевидцем расправы, спустя некоторое время писал: «На­род, стоявший на высотах домов и на мосту, не обыкший видеть смертной казни и ждавший почему-то мило­сердия государыни, когда увидел голову в руках палача, единогласно ах­нул и так содрогся, что от сильного движения мост поколебался и пери­ла обвалились». Княгиня Е. Р. Даш­кова утверждала, что за границей случившееся приписывали ужасной интриге Екатерины II, которая обе­щаниями облагодетельствовать Мировича склонила его на этот посту­пок, а затем предала поручика.

Тело Иоанна Антоновича, кото­рому в момент смерти не исполни­лось и 24 лет, тогда же было тайно погребено в Шлиссельбургской кре­пости, чтобы никто и никогда не на­шёл его могилы.

Свидание императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА. ИЗЯЩНОЕ ПРАВЛЕНИЕ

(1709—1761)

Дочь Петра I и будущей императри­цы Екатерины Алексеевны появи­лась на свет 18 декабря 1709 г. В этот день русские войска, победите­ли в Полтавском сражении, развер­нув знамёна, торжественно вступа­ли в Москву. Получив радостное известие о рождении дочери, Пётр устроил в её честь трёхдневное празднество. Царь очень любил

свою вторую семью. Привязанность к близким у него, человека властно­го и сурового, принимала порой трогательные формы. В письмах к жене он передавал привет «четвер­ной лапушке» — это было семейное прозвище Елизаветы в ту пору, ког­да она ещё ползала на четвереньках. Летом 1710 г. Пётр плавал по Бал­тике на паруснике «Лизетка» — так

87

 

 

И. Никитин. Портрет Елизаветы Петровны (девочки).

он называл крошечную цесаревну. В возрасте двух лет она вместе с че­тырёхлетней сестрой Анной при­сутствовала на свадьбе своих ро­дителей.

Петр рано начал отдельно пи­сать царевнам, поощряя их подоб­ным образом к овладению грамо­той. Елизавета научилась читать и писать, когда ей не исполнилось и восьми лет. Пётр I видел в своих дочерях орудие дипломатической игры и готовил их к династическим бракам, чтобы укрепить междуна­родное положение России. А пото­му он прежде всего обращал внима­ние на изучение ими иностранных языков. Елизавета в совершенстве знала французский, говорила на не­мецком и итальянском языках. Кро­ме того, царевен обучали музыке, танцам, умению одеваться, этикету. С детства Елизавета страстно полю­била танцы, и в этом искусстве ей не было равных.

Ещё в 1720 г. отец попытался устроить брак Елизаветы с француз­ским королём Людовиком XV, её од­ногодком. Но в Версале сдержанно отнеслись к предложению русской стороны из-за происхождения ца­ревны: её мать была простолюдинка, в момент рождения дочери не состояла в браке с царём. Позднее Ели­завета была сговорена за Карла Авгу­ста Голштинского, но он умер, так и не успев стать её мужем.

Положение юной Елизаветы при дворе и в государстве резко из­менилось в 1727 г. Прежде жизнь по­ходила на сказку. Её окружало моло­дое общество, где она царила не только по праву высокого проис­хождения, но и благодаря личным достоинствам. Быстрая на выдумки, приятная в обхождении, Елизавета была душой этого общества. От ро­дителей она получала достаточно денег, чтобы удовлетворить свою страсть ко всякого рода развлечени­ям. В её окружении всё бурлило ве­сельем, она была вечно занята: по­ездки по Неве и за город, маскарады и балы, постановки спектаклей, му­зицирование, танцы... Это непрерыв­ное и безоглядное упоение жизнью кончилось, когда умерла мать Елиза­веты, императрица Екатерина I.

При дворе Анны Иоанновны цесаревне оказывались полагаю­щиеся ей почести. Однако Елизаве­та чувствовала себя чужой в царском семействе. Отношения её с двою­родной сестрой-императрицей не отличались теплотой. Анна Иоанновна назначила Елизавете более чем скромное содержание, и царев­на, ранее не знавшая счёта деньгам, теперь постоянно испытывала в них нужду. Предполагают, что императ­рица не могла забыть своего унизи­тельного положения в Митаве, когда она из-за вечной нехватки средств весьма часто обращалась с мольбами о помощи к родителям Елизаветы и далеко не всегда получала просимое. А потому и царевне при ней жилось несладко.

Раздражала некрасивую и туч­ную Анну редкая привлекательность молодой кузины. Грациозная, всегда со вкусом одетая и остроумная, Ели­завета блистала на придворных це­ремониях и празднествах. Рядом с ней необщительная и хмурая импе­ратрица сильно проигрывала.

И наконец, Анну Иоанновну тревожили права Елизаветы на рос­сийскую корону. Императрица виде­ла в своей родственнице серьёзную

88

Елизавета Петровна во главе гвардейцев на пути в Зимний дворец.

 

 

Парадный въезд императрицы Елизаветы Петровны в Москву. Гравюра середины XVIII в.

соперницу и не на шутку опасалась государственного переворота в её пользу, Анна распорядилась уста­новить за цесаревной слежку. Что­бы избавиться от Елизаветы, её хо­тели либо выдать замуж куда-нибудь подальше от Петербурга и за «безо­пасного» принца, либо насильно сделать монахиней. Подходящего жениха так и не подыскали. А угро­за пожизненного заточения в мона­стыре для Елизаветы стала кошма­ром, от которого она избавилась, только взойдя на престол.

Цесаревна вынуждена была вес­ти себя крайне осторожно. Любое необдуманно сказанное слово — ею или кем-то из близких ей людей — могло привести к катастрофе. Она подчёркнуто не интересовалась по­литикой.

И тем не менее опасения Анны Иоанновны не были лишены осно­вания хотя бы потому, что дочь Петра 1 любили в гвардии. Она часто посещала казармы Преобра­женского и Семёновского полков. Знакомые гвардейские офицеры и солдаты нередко просили Елизаве­ту быть крёстной матерью их детей, и она охотно выполняла их по­желания. Именно в среде гвардии Елизавета нашла своих горячих сто­ронников, с помощью которых в ноябре 1741 г. захватила власть в государстве.

ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА В КРУГУ ЕЁ ДОВЕРЕННЫХ ЛЮДЕЙ

В обществе жила память о Петре Ве­ликом, и в годы непопулярного правления Анны Иоанновны в ши­роких слоях столичного населения росли симпатии к его дочери — Елизавете. Она обладала весьма ценными для правителя качества­ми, которые выделял впоследствии

Неизвестный художник. Портрет Елизаветы Петровны.

90

 

 

 

знаменитый российский историк XIX в. С. М. Соловьёв. «Весёлая, без­заботная, страстная к утехам жизни в ранней молодости, — писал он, — Елизавета должна была пройти че­рез тяжкую школу испытаний и прошла её с пользою. Крайняя ос­торожность, сдержанность, внима­ние, уменье проходить между тол­кающими друг друга людьми, не толкая их, — эти качества... Елиза­вета принесла и на престол... На­следовав от отца уменье выбирать и сохранять способных людей, она призвала к деятельности новое по­коление русских людей, знамени­тых при ней и после неё, и умела примирять их деятельность...»

С первых дней правления Ели­заветы при императрице сложился крут её давних приверженцев, заняв­ших все важнейшие государствен­ные и придворные посты.

Страстная любовь к народным песням стала причиной внимания Елизаветы к Алексею Григорьевичу Разумовскому. Украинский казак, ред­костный красавец, он попал в Петер­бург благодаря своему великолепному басу. Его взяли в придворные певчие ещё в 1731 г. Взойдя на престол, Ели­завета Петровна пожаловала безрод­ному Разумовскому графский титул и звание генерал-фельдмаршала, а в 1742 г., как утверждают многие исто­рики, тайно с ним обвенчалась. Слу­хи об этом браке неизбежно рождали и легенды о якобы существовавших детях Елизаветы и Разумовского — на­пример, княжне Таракановой и даже о целой семье Таракановых.

Одним из ближайших помощни­ков императрицы был Михаил Илла­рионович Воронцов. Вице-канцлер с 1744 г., он сменил А. П. Бестужева на посту канцлера империи в 1758 г. Го­сударыня вернула из ссылки и при­близила к себе оставшихся в живых князей Долгоруковых, графа П. И. Му­сина-Пушкина и нескольких других русских вельмож, пострадавших во времена правления Анны Иоанновны. Елизавета убрала иностранцев со всех ключевых постов в государстве, но вовсе не собиралась изгонять из стра­ны иностранных специалистов, в ко­торых остро нуждалась Россия.

Граф

М. И. Воронцов. С гравюры Г. Ф. Шмидта.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ

Разработка внешнеполитической про­граммы и русская дипломатия елиза­ветинской эпохи в основном связаны с именем проницательного и опытно­го государственного деятеля канцлера Алексея Петровича Бестужева. По его инициативе весной 1756 г. для рас­смотрения вопросов внешней поли­тики и руководства боевыми дейст­виями во время общеевропейской Семилетней войны 1756—1763 гг. был учреждён новый правительственный орган — Конференция при высочай­шем дворе (постоянное совещание высших сановников и генералитета в составе десяти человек). С проблемами русско-шведских отношений Бестужев столкнулся в конце 1741 г., когда его назначили на пост вице-канцлера. Оправившаяся после по­ражения в Северной войне Швеция надеялась взять реванш и на полях сражений пересмотреть условия Ништадтского мира, согласно которому Россия отторгла шведские владения в Прибалтике. Летом 1741 г. началась русско-шведская война, закончив­шаяся полным разгромом шведской

Коронационный бокал «Виват императрице Елизавете Петровне». Середина XVIII в.

91

 

 

 

Титульный лист программы «увеселений» Елизаветы Петровны по случаю подписания мира со шведами. 1744 г.

армии. В августе 1743 г. в Або (Фин­ляндия) был подписан мирный дого­вор: шведское правительство подтвер­дило условия Ништадтского мира, заключённого Петром I.

Семилетняя война, в которой Россия с целью территориальных приобретений сражалась на стороне Франции и Австрии против Пруссии и Великобритании, после отставки Бестужева велась уже при М. И. Во­ронцове — его преемнике. В начале 1758 г. русские войска вошли в Вос­точную Пруссию и заняли Кенигс­берг. В августе следующего года в сражении при Кунерсдорфе прус­ская армия потерпела поражение, а в сентябре 1760 г. русские войска вступили в Берлин, который затем вынуждены были покинуть из-за не­согласованности действий союзни­ков. Победы русской армии имели решающее значение для разгрома Пруссии, чьи вооружённые силы считались тогда лучшими в Европе.

Штоф. Зелёное стекло, роспись. Россия. 1742 г.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ

Вступая на престол, Елизавета про­возгласила себя продолжательницей дела своего великого отца. Следование петровским «началам» обус­ловило, в частности, интерес им­ператрицы к экономическим во­просам, развитию промышленности и торговли. Поощряя дворянское предпринимательство, Елизавета повелела в 1753 г. учредить Дво­рянский заёмный банк, выдававший ссуды помещикам под залог земли. В 1754 г. был основан Купеческий банк. Быстрыми темпами создава­лись новые мануфактуры (промыш­ленные предприятия). В Ярославле и Серпухове, Иркутске и Астрахани, Тамбове и Иванове, в дворянских имениях мануфактуры производили сукно и шёлк, парусину и канаты. В помещичьих хозяйствах широкое распространение получило вино­курение.

Важные последствия имело ре­шение правительства Елизаветы, при­нятое в 1753 г., об отмене внутренних таможенных пошлин, которые взима­лись по городам и дорогам России издревле. В результате этой реформы удалось покончить с экономичес­кой раздробленностью России. Это был смелый по тем временам шаг. Во Франции, например, внутренние та­можни перестали существовать лишь в ходе революции конца XVIII в., а в Германии — в 30-х гг. XIX в.

Елизавета значительно расшири­ла права и вольности дворян. В част­ности, она отменила закон Петра I о недорослях, по которому дворя­не должны были начинать военную службу с юных лет солдатами. При Елизавете детей записывали в соот­ветствующие полки уже с рождения. Таким образом, в десять лет эти юнцы, не зная службы, становились сер­жантами, а в полк являлись уже 16—17--летними капитанами.

В период правления Елизаветы Петровны сложились благоприят­ные условия для развития русской культуры, прежде всего науки и об­разования.

Академия наук участвовала в ор­ганизации географических экспеди­ций на Дальний Восток с целью под­робного изучения северо-восточных границ Российской империи. В сере­дине XVIII в. появились четырёхтом­ное сочинение натуралиста И. Г. Гме-

92

 

 

 

лина «Флора Сибири» с описанием 1200 растений и первый в России эт­нографический труд «Описание зем­ли Камчатки», принадлежавший перу С. П. Крашенинникова.

Указ 1744 г. «О соединении в губерниях школ в одно место и обу­чении в них всякого чина людей...» облегчил доступ в училища детям из непривилегированных слоев населе­ния. В 40—50-е гг. к существовавшей с 1726 г. первой гимназии в Петер­бурге прибавились ещё две — при Московском университете (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1752 г. Навигацкую школу, основанную Пет­ром I, реорганизовали в Морской шляхетский кадетский корпус, где готовили офицеров российского во­енно-морского флота.

25 января 1755 г. Елизавета подписала указ об основании Мос­ковского университета. Распростра­нение университетского образова­ния в России было заветной мечтой российского учёного и просветителя М. В. Ломоносова. Склонив на свою сторону вице-канцлера М. И. Во­ронцова и ещё более влиятельного фаворита И. И. Шувалова, Ломоно­сов составил проект открытия уни­верситета в Москве. В одном ряду с этим событием стоит учреждение в 1756 г. русского профессионального театра Фёдора Волкова и Александра Сумарокова, а в 1758 г. — Академии художеств.

Возникновение интереса к изящ­ным искусствам в русском обществе времён Елизаветы Петровны напря­мую связано со страстным увлечени­ем ими самой императрицы. Можно сказать, профессиональный театр, опера, балет, хоровое пение вышли из стен её дворца. Даже в тяжёлые для молодой Елизаветы годы правления Анны Иоанновны при «малом дворе» цесаревны ставилось множество спек­таклей. Участвовали в них её придвор­ные и певчие. Пьесы были «на злобу дня». В аллегорической форме они рассказывали о печальной судьбе полуопальной царевны, политиче­ском положении в стране. Интерес к театру Елизавета не утратила и буду­чи императрицей. Она наслаждалась спектаклями, даже если видела их

ИВАН ИВАНОВИЧ ШУВАЛОВ

Одной из самых ярких фигур елизаветинского царствования бесспор­но был Иван Иванович Шувалов, оставивший заметный след в исто­рии Российской империи. Его карьера развивалась стремительно. Выходец из небогатой и незнатной дворянской семьи, он в конце 40-х гг. оказался при дворе императрицы благодаря покровительству своих двоюродных братьев: они занимали важные посты в правительстве Елизаветы Петровны. Молодой красавец паж с мягкими манерами вскоре обратил на себя благосклонное внимание 40-летней императ­рицы. Новый фаворит надолго сохранил влияние на Елизавету. Не занимая видного места в придворной чиновной иерархии (он упорно отвергал не раз предлагаемые ему титулы, звания, награды), Шувалов в последние годы царствования Елизаветы Петровны фактически дер­жал в руках все нити управления империей. Без его одобрения не принималось ни одного сколько-нибудь важного решения, касавше­гося внешней и внутренней политики.

Особенно значительной оказалась роль Шувалова в культурной жизни русского общества. Он получил домашнее воспитание, но в дальнейшем страстная любовь к чтению сделала его одним из образо­ваннейших людей своего времени. Отдавая дань веку Просвещения, Иван Иванович увлекался французской философией и литературой, состоял в переписке с Вольтером, оказывал поддержку некоторым оте­чественным журналам просветительского направления. Он собрал пре­красную библиотеку, которая постоянно пополнялась новинками из Парижа, коллекционировал произведения живописи, покровительст­вовал наукам и искусствам.

Придавая огромное значение просветительской миссии госу­дарства, Шувалов разработал целую программу действий в этой об­ласти, отчасти выполненную им в 50-е гг. С его именем связано от­крытие в 1 755 г. Московского университета. Хотя инициатива создания в России такого высшего учебного заведения принадлежала выдаю­щемуся учёному, поэту и просветителю М. В. Ломоносову, без могу­щественной поддержки Шувалова этот проект едва ли удалось осуще­ствить. Известна роль Ивана Ивановича как первого куратора университета: он решал разнообразные вопросы, связанные с орга­низацией учёбы и быта студентов; добился для университета статуса автономии (независимости от местных властей). Его щедротами была основана существующая до сих пор университетская библиотека.

Много сделал Шувалов и для «выращивания» отечественной ху­дожественной интеллигенции. Он был основателем и первым прези­дентом Академии художеств, открытой в 1757 г. Он пригласил из-за рубежа высокопрофессиональных мастеров и наладил процесс обу­чения. Академия получила от него в дар библиотеку и коллекцию жи­вописи из 104 полотен выдающихся европейских художников. Этот вельможа обладал удивительной способностью находить и пестовать таланты. Одним из таких открытий стал придворный истопник Федот Шубин — в будущем знаменитый скульптор.

Шувалов планировал организовать в России систему высшего образования, а для подготовки к изучению университетских дисцип­лин — сеть общеобразовательных школ (гимназий) в губернских го­родах. Но осуществить свой замысел ему не удалось. Со смертью Елизаветы Петровны власть и влияние этого замечательного государ­ственного деятеля ушли в прошлое.

93

 

 

 

Зимний дворец

в Санкт-Петербурге.

Большой

Царскосельский

дворец.

неоднократно. Особенно популярны в России середины XVIII в. были пьесы А. П. Сумарокова.

Не только торжества и праздни­ки, но и обычные застолья Елизаветы Петровны обязательно сопровожда­лись игрой оркестра и пением при­дворных музыкантов. Как пишет из­вестный историк Е. В. Анисимов, «в елизаветинское время музыка стала составной и непременной частью жизни дворца и петербургского дво­рянства». Императорский оркестр из высокопрофессиональных италь­янских и немецких музыкантов ис­полнял произведения западноевро­пейских композиторов. Давались и концерты: рассчитанные первона­чально на придворное общество, они позже стали публичными. Посещать их могли и горожане. На этих концер­тах русские слушатели познакоми­лись с арфой, мандолиной, гитарой.

Пышно расцвела при дворе итальянская опера. На устройство спектаклей средств не жалели. Это были величественные представления с балетными номерами и деклама­цией, производившие неизгладимое впечатление на зрителей. В спектак­лях наряду с итальянскими музыкан­тами и артистами были заняты и мо­лодые русские певчие. Исполнение ими трудных итальянских арий вы­зывало восторг слушателей. В балет­ных постановках всё чаще стали по­являться русские танцовщики. Так закладывались основы русской национальной оперы и балета.

Елизавету весьма заботил внеш­ний вид Москвы и Петербурга. Она

издала немало указов, касающихся облика и быта обеих столиц. Дома в этих городах должны были возво­диться по определённым планам. Из-за частых пожаров в Москов­ском Кремле и Китай-городе запре­щалось строить деревянные здания; извозчикам не разрешалась быст­рая езда по городским улицам и т. д. Немало замечательных памятников зодчества относится ко времени правления Елизаветы, в том числе Зимний дворец в Петербурге, Боль­шой дворец в Петергофе, Большой Царскосельский дворец, собор Смольного монастыря, дворцы ели­заветинских вельмож Воронцова, Строганова и Штагельмана в Пе­тербурге. Все эти шедевры созданы архитектором В. В. Растрелли. В 1755 г. по приказу императрицы была привезена из Петербурга и смонтирована в Царскосельском дворце знаменитая Янтарная ком­ната (кабинет), подаренная в своё время Петру I прусским королём Фридрихом Вильгельмом I.

ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ

Современники оставили немало вос­поминаний о дочери Петра Велико­го. Приверженцы и недруги импе­ратрицы, люди, знавшие её много лет, и те, кто видел государыню толь­ко мельком, — все они утверждали, что Елизавета в молодости и зрелом возрасте поражала необычайной, ос­лепительной красотой. Французский дипломат Кампредон так писал о

94

 

 

 

юной цесаревне, которую прочили в супруги Людовику XV: «Всё в ней но­сит обворожительный отпечаток, можно сказать, что она совершенная красавица по талии, цвету лица, гла­зам и изящности рук. Если её свобод­ное обращение удивит с первого раза французский двор, то вместе с тем и очарует его». А вот впечатле­ние Екатерины II, которая познако­милась с Елизаветой, когда той было 34 года: «Поистине тогда нельзя было видеть в первый раз и не пора­зиться её красотой и величествен­ной осанкой. Это была женщина вы­сокого роста, хотя очень полная, но ничуть от этого не терявшая и не испытывавшая ни малейшего стесне­ния во всех своих движениях; голо­ва была также очень красива... Она танцевала в совершенстве и отли­чалась особой грацией во всём, что делала, одинаково в мужском и жен­ском наряде. Хотелось бы всё смот­реть, не сводя с неё глаз, и только с сожалением их можно было ото­рвать от неё, так как не находилось никакого предмета, который бы с ней сравнялся».

Родители не готовили Елизаве­ту к управлению государством. Её предназначением был династический брак. А потому она получила лишь те знания, которые ей могли пригодиться при каком-нибудь европей­ском дворе; уже будучи императ­рицей, она очень удивилась, когда узнала, что Великобритания — ост­ров. Благодаря хорошему музыкаль­ному слуху и голосу царевна много пела — с хором и соло. Придворных хористов для неё находили в основ­ном на Украине, которая славилась прекрасными певческими голосами. Для этого она посылала в Малорос­сию специальных агентов. Есть све­дения о песенном творчестве Елиза­веты. Её считают автором двух песен, которые дошли до наших дней. Пи­сала она и стихи.

Приятный нрав и открытость принцессы, а также образ жизни, который она вела, многих вводили в заблуждение. Елизавету долго счи­тали женщиной ветреной, добро­душной и подверженной сильным влияниям. Только наиболее проницательные из современников цеса­ревны отмечали, что «никто не мо­жет читать в её сердце».

Елизавета обладала непростым, противоречивым характером. С воз­растом это проявлялось всё отчёт­ливее. Лёгкая на подъём, она любила путешествовать. Однако «охота к пе­ремене мест» с течением времени стала чрезмерной. Государственный переворот, который Елизавета со­вершила, отобрав власть у прави­тельницы Анны Леопольдовны, на всю жизнь испугал её. Императрица безумно боялась, что её столь же лег­ко и неожиданно когда-нибудь ли­шат короны, а может быть, и жизни. Она приняла свои меры, которые порой ставили придворных в тупик. Елизавета поменяла местами день и

Г. Гроот.

Портрет Елизаветы

Петровны

с арапчонком.

95

 

 

 

Е. Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе.

Медаль на кончину Елизаветы Петровны. 1761 г.

ночь, слать она ложилась не раньше шести часов утра. Никто не мог ска­зать, когда государыня будет обедать или ужинать, никто не знал, где в эту ночь она ляжет спать. Опочиваль­ни царицы менялись почти каждую ночь. С боязнью покушения связыва­ют бесконечные перестановки и пе­рестройки покоев императрицы: там непрестанно перемещали перего­родки, двери и мебель. Немало хло­пот внешнеполитическому ведомст­ву доставляли внезапные отъезды Елизаветы из Петербурга. Это вызы­вало среди иностранных диплома­тов нежелательные толки о положе­нии в стране.

Набожность императрицы вы­зывает у историков сомнения, хотя она посещала многие храмы и оставляла им богатые вклады. Всего в её царствование зало­жили или перестроили около 40 церквей. Не раз Елизавета предпринимала пешие по­ходы на поклонение святым угодникам. Но такие походы больше походили на увесели­тельные путешествия, которые длились иногда не один месяц. Пройдя пешком несколько километров в сопровождении блестящей свиты, императрица делала останов­ку. И тогда разбивали шатры, кото­рые по убранству и удобствам ничем не отличались от дворцовых. Не­сколько дней Елизавета охотилась, ездила верхом, а то и возвращалась в город. Затем приезжала на место стоянки, и шествие возобновлялось. Императрица была суеверна: верила в колдовство, сглаз, чудеса.

В российскую историю Ели­завета Петровна вошла не только как императрица и поклонница изящ­ных искусств, но и как страстная любительница нарядов. Её гарде­роб поражал воображение. Во время московского пожара 1753 г. во двор­це императрицы сгорели четыре тысячи платьев. После её смерти Пётр III обнаружил в Летнем дворце ещё пятнадцать тысяч платьев, а так­же несколько тысяч пар обуви, более сотни неразрезанных штук богатых материй, два сундука с чулками. Ели­завета обладала несомненным вку­сом, и её наряды были необычайно элегантны. Но второй раз она, как правило, одно и то же платье не на­девала. Костюмы же меняла по два-три раза в день.

96

 

 

 

Многие часы посвящала цари­ца уходу за своим чудесным лицом. Исчезновение красоты с возрастом она переживала очень тяжело. Один из французских дипломатов, бывав­ший при российском дворе в по­следние годы её правления, писал, что он не знал другой женщины, которая столь же трудно мирилась с потерей молодости и красоты, как Елизавета Петровна.

Императрица почти перестала бывать в обществе, предпочитая тишину и уединение. С середины 50-х гг. здоровье её стало ухудшать­ся. Роковое обострение болезни произошло в конце 1761 г. Наследник престола Пётр Федорович и его жена Екатерина Алексеевна нахо­дились возле постели умирающей. 25 декабря в четвёртом часу дня прервалась жизнь блистательной Елизаветы.

Историки часто писали об от­сутствии в годы правления Елизаве­ты Петровны громких дел и мас­штабных преобразований. Однако первый театр, Московский универ­ситет, распространение изящных искусств, отмена смертной казни за обычные уголовные преступления, Царское Село, Зимний дворец и Смольный монастырь — это ли не облик эпохи Елизаветы!

 

 

 

 

Во второй половине XVIII в., как и в допетровские времена, в Российской империи сохранялись военизирован­ная система управления и явное по­давление общества государством. По-прежнему значительная часть жизненных сил страны уходила на бесконечные войны с Пруссией, Шве­цией, Турцией и Францией. Однако российское дворянство освободилось от тягот государственной службы и могло посвятить свой досуг про­свещению и творчеству. При Пет­ре I дворян насильно отправляли в Европу для обучения наукам, техни­ческим навыкам и военному делу. Ко времени царствования Екатери­ны II уже сложился многочисленный слой знатных людей, которые не мыслили свою жизнь вне рамок евро­пейской культуры. Появилась заме­чательная плеяда литераторов, учёных, философов. Расцвет пере­живала общественная мысль. Одна­ко идеи Просвещения, нацеленные в

Европе на преобразование всей жиз­ни общества, в России чаще всего сводились к смягчению нравов.

Все эти изменения происходили в среде русской аристократии. Мно­гомиллионной крестьянской России они были чужды. «Золотой век» рос­сийского дворянства установился благодаря тому, что усилилось крепостное право и ужесточились законы в отношении крестьян. Вос­стание Емельяна Пугачёва потряс­ло основы империи и показало кровоточащие язвы страны, плохо прикрытые модным европейским костюмом. События в Российской империи второй половины XVIII сто­летия напоминали театральный спектакль, в котором каждый ак­тёр играл не свою роль: императри­ца Екатерина II в маске «просве­щённого монарха» вложила в руки своего прославленного полководца Суворова топор и кнут, чтобы тот истреблял бунтовщиков.

 

© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org