Предыдущая Следующая

Крепостное право в России до 1762 г. существовало как бы по государственной необходимости: дворянин находился на царской службе, а прикреплённый к его земле крестьянин обеспечивал всем необходимым для жизни и дворянина, и себя. В первой половине XVIII в. из-за неясностей в российском законодательстве всё более распространялся взгляд на крепостного как на полную собственность помещика. Тем не менее в законе это не нашло отражения.

Манифест «О даровании вольности и свободы всему россий­скому дворянству» как бы предполагал следующий шаг правительст­ва: если главное условие существования крепостной зависимости — обязательная государственная служба дворянства — устранено, то и крестьян также следует освободить... от помещиков. И в воле про­свещённой монархини было если не отменить крепостное право, то хотя бы ограничить законом произвол землевладельцев в отношении

литики Екатерины: она опасалась по­вторения примера Франции в России.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Другим важнейшим направлением деятельности Екатерины стала ре­форма законодательства. Главным действующим кодексом законов им­перии оставалось Соборное Уложе­ние 1649 г. Но вследствие реформ Петра I оно устарело и стало прак­тически непригодным. Попытки обновить Уложение, заменить его сводом законов, соответствующих эпохе, делались и при Петре, и по­сле него. Однако специальные ко­миссии, собиравшиеся для этой цели, в их числе и проработавшая более семи лет елизаветинская ко­миссия 1754 г., не имели успеха.

Екатерина лично занялась под­готовкой нового законодательства. Прежде всего она ознакомилась с текстом Соборного Уложения и по­няла, что составляющие его основу старинные русские, византийские и литовские правовые документы не соответствуют требованиям време­ни. Своё внимание императрица сосредоточила на новейших сочи­нениях по теории права. Первым из них был труд французского про­светителя Ш. Л. Монтескье (1689— 1755) «О духе законов». В нём автор изложил теорию возникновения за­конов под влиянием естественных и социальных условий. По его мне­нию, законы «должны соответство­вать физическим свойствам страны, её климату... положению, размерам, образу жизни её народов...». Фило­соф создал учение о происхожде­нии и сущности государства. Он утверждал, что на государстве «лежит долг обеспечить всех граждан вер­ными средствами к жизни», что оно должно исходить из блага народа, которое есть «верховный закон». Монтескьё считал, что государство справедливо по природе. Неспра­ведливости и произвол присущи не государству, а его правительст­вам и должностным лицам. Мысли-

116

 

 

тель развил также идею, принад­лежащую английским философам XVII в., о разделении власти на за­конодательную, исполнительную и судебную в целях их равновесия.

Другим источником для законо­дательного творчества Екатерины был опубликованный в 1764 г. трактат «О преступлениях и наказаниях» итальянского юриста Ч. Беккариа (1738—1794). Это произведение нема­ло способствовало смягчению евро­пейского уголовного права. Беккариа выступал с решительным протестом против суровых норм средневекового законодательства, так как оно допус­кало в качестве средств наказания смертную казнь, жестокие истязания, конфискацию имущества. Беккариа обосновал принцип защиты прав лич­ности, необходимость проведения государственной политики по преду­преждению преступлений, недопусти­мость наказаний за политические и религиозные убеждения.

Опираясь на сочинения Монтескьё и Беккариа, Екатерина при­ступила к формулированию общих принципов будущего свода законов Российской империи. Этому всепо­глощающему труду она отдала пол­тора года. Шутливо называя свои за­нятия «законобесием», императрица тратила на них по 15 часов в сутки. В результате появилось сочинение, отдельные части которого Екатери­на предложила для ознакомления сведущим людям. Многие из них были поражены и возмущены, про­читав о естественном праве каж­дого человека на свободу, о равен­стве всех перед законами и других принципах, абсолютно чуждых тра­дициям средневекового законода­тельства. Напрасно Екатерина за­щищала своё детище, ссылаясь на европейские и русские авторитеты. Ей пришлось сжечь или вымарать более трёх четвертей написанного, переделать оставшуюся часть и издать её под названием «Наказ императ­рицы Екатерины II, данный Комис­сии для составления проекта ново­го Уложения».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org