Предыдущая Следующая

Происходило это за счёт дру­гих социальных групп, и прежде всего — крестьянства. Именно тогда крепостничество приняло жестокие и уродливые формы «барства дико­го», обернулось почти что рабовла­дением. Беспощадная, никем не контролируемая эксплуатация кре­стьянства, жестокое обращение по­мещиков с крепостными, купля-продажа людей оптом и в розницу стали заурядным явлением. Господ­ство подневольного труда крепост­ных в промышленности в первой половине XVIII столетия опреде­лила нараставшее с начала XIX в.

Пахота.

156

 

 

 

экономическое отставание России от передовых стран Запада. Даровая рабочая сила никак не стимулиро­вала технические нововведения.

ТЯГЛО, ОБЩИНА И ДВОР

Земля — богатство пахаря, основа жизни его семьи. Весь год крестьян­ская семья жила за счёт того, что получено от обработки её земли. Но в XVIII столетии крестьянин, кото­рый возделывал ниву, не был её собственником. Земля, которой он пользовался, принадлежала государ­ству, Церкви, царской семье или дворянам. По этому признаку кре­стьяне разделялись на две большие группы — государственных и вла­дельческих (помещичьих, дворцо­вых, церковных). Все они были прикреплены к земле, т. е. не имели права самовольно уходить со своего надела. Они несли различные по­винности в пользу государства и по­мещиков. Важнейшими повинностями помещичьих крестьян были барщина (даровая работа на гос­подской земле) и оброк (выплаты продуктами и деньгами).

Всё крестьянство относилось к разряду тяглого населения (т. е. нёс­шего тягло — платившего налоги и выполнявшего повинности). Основ­ным государственным налогом была так называемая подушная подать. Она выплачивалась общиной или по­мещиком по количеству крестьянских душ мужского пола. С определённого числа душ крестьяне поставляли в ар­мию рекрутов — людей, которые по решению помещиков или деревен­ской общины уходили на пожизнен­ную военную службу. И хотя крестья­не относились к рекрутчине как к одному из самых страшных наказа­ний, уход в солдаты давал им возмож­ность выйти из крепостной зависимо­сти и освободиться от тягла.

Крестьяне одной деревни со­ставляли общину — мир, т. е. сообща распоряжались землёй, которая на­ходилась в их пользовании. Каждой

Молотьба.

крестьянской семье выделялся зе­мельный участок — надел. Посколь­ку земля, как правило, неравноценна по качеству, община по мере надоб­ности производила передел участ­ков, чтобы не допустить обнищания отдельных хозяев. Лесами и пастби­щами пользовались совместно. Чле­ны общества были связаны круговой порукой, т. е. несли коллективную ответственность за то, чтобы свое­временно и полно вносились денежные платежи и выполнялись различ­ные повинности в пользу государст­ва и помещика, и даже за преступле­ния, совершённые на её территории. Община, заинтересованная в равно­мерной раскладке тягла, не допуска­ла слишком большого разрыва в имущественном положении кресть­ян. Миром разбирались споры и тяж­бы односельчан.

Центром повседневных инте­ресов крестьянина было личное хо­зяйство — двор с избой и хозяйствен­ными постройками, земельный надел. Средняя крестьянская семья состояла из четырёх—шести человек. Населе­ние же «крепкого» двора достигало иногда десяти—двенадцати человек (два-три поколения). Такое хозяйство могло иметь двух-трёх взрослых ра­ботников-мужчин, способных упра­виться с собственным наделом, от­работать барщину и даже уйти на заработки в город или на промысел.

В крестьянском хозяйстве обычно имелись две лошади и две коровы, несколько овец и свиней, гуси и куры. В то же время при­мерно 20% дворов оставались од­нолошадными. Главная кормилица русских крестьян — рожь — давала низкие урожаи. И такое маломощ­ное хозяйство не обеспечивало зем­ледельцу существование до нового


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org