Предыдущая Следующая

ПРИПИСНЫЕ

И ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

Значительно хуже жилось приписным (т. е. приписанным к заводам) госу­дарственным крестьянам. Большая часть их работала на казённых рудни­ках и заводах, куда им иногда прихо­дилось добираться за сотни километ­ров. Приписные крестьяне не были рабочими. Они появлялись на пред­приятиях периодически, посменно и занимались самым тяжёлым трудом: выполняли земляные работы, возили руду, дрова и уголь. Так они отрабаты­вали свою подушную подать, а за до­полнительный труд получали оплату гораздо меньшую, чем вольнонаём­ные рабочие.

С 1721 по 1762 г. предпринима­тели имели право покупать крестьян,

Косцы.

160

 

 

 

которые становились принадлежно­стью фабрик и заводов. Владельцев обязывали выдавать им зарплату и ис­пользовать их только на заводских работах. Но в действительности такие рабочие мало чем отличались от кре­постных. Например, хозяин мог са­жать их на цепь или даже штрафовать за «непорядочную жизнь в семействе».

Особую группу составляли кре­стьяне, принадлежавшие Русской Православной церкви — архиерей­ским домам, соборным церквам и мо­настырям. Церковные учреждения, владевшие сёлами и крестьянами, не могли их продавать. Однако платежи и повинности у этих крестьян были гораздо выше, чем у государственных. Поэтому среди церковных крестьян постоянно возникали волнения, кото­рые порой выливались в восстания.

Стремясь завершить подчи­нение Церкви государству и увели­чить государственный земельный фонд, правительство в 1764 г. ото­брало церковные земли в казну. Почти 2 млн. крестьян стали назы­ваться экономическими и перешли в статус государственных.

ПОМЕЩИЧЬИ КРЕСТЬЯНЕ

В особенно тяжёлом положении находилась самая многочисленная группа населения — помещичьи кре­постные. Их количество в XVIII в. не­уклонно увеличивалось. Причины тому — естественный прирост и мас­совая раздача дворянам казённых земель вместе с государственными крестьянами. До начала 60-х гг. XVIII в. дворяне получили около 400 тыс. душ, при Екатерине II — 800 тыс., при Павле I — более 100 тыс. душ. К 1795 г. крепостных насчиты­валось 9 млн. 800 тыс. душ мужского пола, или 59% всего тяглого населения Российской империи. В конце столе­тия крепостное право распространи­лось также на Украину и Новороссию. Однако развитие крепостничест­ва шло не только вширь, но и вглубь. В Петровскую эпоху были слиты в один разряд крепостные крестьяне и холопы. До этого последние отлича­лись от первых тем, что, работая на барской запашке и в господском хо­зяйстве, они не платили налогов государству. Кроме того, значительная часть их — кабальные холопы — име­ли, согласно традиции, право выхода на свободу после смерти своего гос­подина. По указу Петра I холопов пе­реписали и навсегда внесли в по­душный оклад. Таким образом, они превратились в крепостных — людей, постепенно терявших самые элемен­тарные человеческие права.

По указу 1722 г. помещики по­лучили право сбора подушной пода­ти в своих владениях для последую­щей передачи её в казну. В 1724 г. для крепостных введена паспортная сис­тема: отныне на заработки они мог­ли отлучаться только с письменного разрешения помещика, удостоверен­ного подписью представителя мест­ной власти. В 1727 г. крестьянам за­прещено добровольно уходить в армию, в 1730—1731 гг. — брать от­купа (прибыльные финансовые опе­рации по сбору казённых податей) и подряды (выполнять работы на за­каз), а в 1734 г. — заводить фабрики. В 1760 г. помещикам даны полномо­чия «за предерзостные поступки» ссылать своих крепостных в Сибирь, а через пять лет они получили пра­во отправлять крестьян на каторгу. Таким образом, поместные дворяне


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org