Предыдущая Следующая

Последней победой в этой вой­не стало взятие корпусом Румянце­ва крепости Кольберг в декабре 17б1 г. Можно было попытаться за­хватить крепость штурмом, но гене­рал предпочёл другой путь, менее кровопролитный. Он организовал тесное взаимодействие сухопутных войск и Балтийского флота, занял все селения поблизости от крепос­ти, перекрыл дороги. Хорошо по­ставленная разведывательная служ­ба помогала пресекать попытки прусских войск прийти на помощь Кольбергу. Крепость не могла дол­го выдержать столь плотную блока­ду. Когда кончились боеприпасы и продовольствие, гарнизон сдался. Под Кольбергом Румянцев впервые применил батальонные колонны для атаки и маневрирования на поле боя; создал лёгкие батальо­ны — прообраз будущих егерских; применил тактику рассыпного строя. За успешное руководство осадой и взятие Кольберга Румянце­ва произвели в генерал-аншефы.

190

 

 

Со смертью императрицы Ели­заветы Петровны и воцарением Петра III, искреннего поклонника Фридриха Великого, русские войска покинули пределы Пруссии. Россия понесла немалые жертвы, но ничего, кроме бесценного военного опыта и авторитета в Европе, не приобрела.

Дворцовый переворот 28 июня 17б2 г. возвёл на престол Екатери­ну II. Период её правления считается «золотым веком» российского воен­ного искусства. Императрица лич­ным рескриптом доверила Румянце­ву привести армию в «наилучшее состояние». Пётр Александрович со свойственной ему энергией взялся за порученное дело.

Он окончательно сформулиро­вал новую концепцию ведения бое­вых действий. Все полководцы во время сражения располагали войска в линию. Румянцев же разбил пехо­ту на небольшие каре, по 2 — 3 тыс. человек. За пехотой следовала кава­лерия. Артиллерия размещалась впе­реди, по флангам или в резерве. Это позволяло быстро менять тактику, перестраивать войска, сообразуясь с требованиями конкретной боевой ситуации. Румянцев не отказался от тактики ведения боя в рассыпном строю, но умело сочетал его с дейст­виями колонн и каре.

Организаторский и полковод­ческий талант Петра Румянцева по-настоящему раскрылся во время рус­ско-турецкой войны, начавшейся 25 сентября 1768 г., когда Османская империя объявила войну России. Граф Румянцев занимал тогда пост генерал-губернатора Малороссии и командовал 2-й армией. Поначалу русские войска под натиском пре­восходящих сил турок вынуждены были перейти к обороне, Екатери­на II боялась потерять Киев в случае перехода неприятеля через Днепр. В августе 1769 г. Румянцев принял ко­мандование 1-й армией. Ему пред­стояло вести боевые действия на территории Молдавии и Валахии (часть Румынии), населённой друже­ственными России православными народами. Пётр Александрович об­ратился с призывом содействовать русской армии, помогать продовольствием и фуражом, создавать повстанческие отряды.

Первую свою победу в этой войне Румянцев одержал в июне 1770 г. 38-тысячная русская армия вступила в бой с 80-тысячными со­единёнными силами турок и крым­ских татар. Русские, построенные в батальонные каре, несколько часов отражали нападения татарской кон­ницы и затем перешли в наступле­ние. 17 июня противник был разбит у Рябой Могилы и отступил. 4 июля отряды турок были обнаружены между реками Ларгой и Бибикул. В ночь с 7 на 8 июля русские войска сосредоточились на правом фланге неприятеля — там, где их не ждали. На рассвете 8 июля в боевых поряд­ках каре, с артиллерией русские атаковали противника и разбили его. Турки и татары, оставив более тысячи убитых на поле боя и бро­сив 33 пушки, бежали к реке Кагул, где находилась 150-тысячная армия великого визиря, имевшая на воору­жении 180 орудий.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org